Рабочая программа по литературе дл 7 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Основная образовательная программа основного общего образования;

  • Федеральный перечень учебников, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.14г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Авторская программа Г.И. Беленького // Литература. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Г.И.Беленький, О.М.Хренова. - М.: Мнемозина, 2013.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Являясь частью общественно-гуманитарного цикла, литература взаимодействует с другими дисциплинами: во взаимодействии с МХК, ИЗО и музыкой формирует эстетическое отношение к окружающему миру; как обществознание и история, обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает историческую память обучающихся..

Литература как искусство слова опирается на все богатство национального языка: в единстве с русским языком развивает речевую культуру обучающихся. Изучение русской литературы требует внимания к художественной речи.

Перечисленные особенности литературы как учебного предмета определяют цели его изучения в школе.

Цель литературного образования - приобщение обучающихся к богатству, нравственно-эстетическим ценностям русской и мировой литературы; овладение эстетической читательской деятельностью как способом переживания и понимания ценностного смысла подлинно художественных произведений, способом формирования собственного ценностного сознания; привитие потребности в такой деятельности.

Достижение этой цели предполагает:

  • чтение, изучение, обретение опыта эстетического освоения выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

  • формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

  • развитие умения обучающихся осмысливать художественное своеобразие произведения, его языка в свете авторского замысла;

  • формирование теоретико-литературных и историко-литературных знаний, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

  • развитие художественно-творческих способностей, воображения обучающихся, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

  • развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью, умения устно и письменно выражать свои мысли и чувства, вызванные произведениями искусства слова;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Специфика литературы как образовательной области определяется сущностью литературы как вида искусства. Литература эстетически осваивает мир, богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщает их к духовным исканиям художников слова, к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Особую роль в этом отношении играет русская литература с ее гуманистическим пафосом, патриотизмом и всечеловечностью.

Основу курса литературы в школе составляет чтение, изучение и эстетическое освоение художественных произведений. Более глубокому и осмысленному их восприятию способствуют теоретико-литературные и историко-литературные знания.

В каждом классе в качестве организующего начала выдвигается общественная проблема, не подавляющая специфики изучаемых произведений, а помогающая полнее и глубже освоить их содержание и особенности формы. Так, в 7 классе - это специфика изображения пространства и времени в литературе. В соответствии с ведущей проблемой материал 7 класса объединен в разделы: «Минувшее проходит предо мною…» (писатели о прошлом нашей Родины), «Художник - голос своей эпохи», «В мире фантастики и приключений. Тема будущего», «Хочу, чтоб каждый из людей был человеком!» (Человек в движении времени. Тема становления личности), «Перекличка эпох». Художественному времени в лирике посвящен раздел «Запечатленные мгновенья». Общее и особенное в искусстве слова, музыке и живописи рассматривается в разделе «Содружество искусств».

Основное внимание, как и в предыдущих классах, уделяется чтению и осмыслению текстов художественных произведений - чтению медленному, выразительному, комментированному, по ролям. Обучающиеся выявляют своеобразие сюжетов, композиции, изображения персонажей; речевые особенности произведений. Вопросы и задания, приведенные в конце глав, носят преимущественно проблемный характер: например, обсуждается проблема служебного долга и естественных нравственных побуждений человека в рассказе Н.С.Лескова «Человек на часах». Кроме того, внимание семиклассников привлекается к изображению внутреннего мира персонажей, рассматриваются мотивы поступков и взаимоотношения подростков («Детство» и «Отрочество» Л.Н.Толстого, «Мальчики» Ф.М.Достоевский, «Детство» М.Горького, рассказы В.А.Солоухина, Р.Брэдбери, сказка А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).

Программа составлена на 102 часа, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи обучающихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:

  • приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы;

  • формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся

  • воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни;

  • осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;

  • освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики;

  • анализировать и оценивать литературные произведения;

  • получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;

  • развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера;

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений

Формы организации учебного процесса:

  • Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.

  • Методы и приёмы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- составление обучающимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-написание сочинений;

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- подготовка рефератов, докладов;

- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

  • Виды деятельности обучающихся на уроке:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

• работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

• работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.

Формы и средства контроля:

1. Конспекты.

2. Составление тезисного плана.

3. Тестирования.

4. Чтение наизусть.

5. Сочинения (устные и письменные).

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации и учебным планом образовательного учреждения для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 7 классе отводится 102 часа (3 часа в неделю).

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств обучающихся;

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, долга перед Родиной; осознание своей этнической принадлежности; воспитание чувства ответственности;

  • формирование уважительного отношения к культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и стремиться в нем к взаимопониманию;

  • развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • развитие эстетического сознания, формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности;

  • формирование ответственного, основанного на осознанной мотивации, отношения к учению, обучению и познанию, к самообразованию.

Метапредметные результаты:

  • целеполагание: постановка учебных задач на основе соотнесения известного, усвоенного и того, что предстоит узнать;

  • планирование: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и определение последовательности действий;

  • прогнозирование: предвосхищение результата и уровня выполнения заданий;

  • самоконтроль: соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • самооценка: оценка правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения;

  • владение основными видами чтения художественных и других текстов в соответствии с конкретной учебной задачей;

  • умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; строить рассуждения и формулировать выводы;

  • работа индивидуально и в группе; умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками: умение находить общее решение на основе согласования позиций;

  • осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; владение устной и письменной монологической речью;

  • работа с разными источниками информации, использование современных информационно-коммуникационных технологий; умение находить необходимый материал.

Предметные результаты:

  • понимать эстетическую, образную природу литературы как искусства слова;

  • воспринимать художественную литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи духовно-нравственных ценностей;

  • осознавать значимость чтения и испытывать потребность в нем для личного развития;

  • осознанно выбирать произведения для самостоятельного чтения; пользоваться чтением разных видов (изучающим, поисковым, выборочным); работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

  • выразительно читать художественные тексты, заученные наизусть;

  • пересказывать прозаические произведения или их фрагменты с использованием изобразительно-выразительных средств художественной речи, цитат из текста;

  • отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • писать изложения, сочинения, связанные с тематикой, проблематикой изученных и самостоятельно прочитанных произведений;

  • понимать ключевые проблемы изученных произведений древнерусской литературы, русской литературы XVIII, XIX, XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • формулировать тему, идею, идейно-нравственное содержание произведения;

  • характеризовать литературных героев (индивидуальная, групповая, сравнительная характеристика);

  • определять конфликт, прослеживать развитие сюжета, мотивов, характеризовать композицию, раскрывать функциональную роль изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения;

  • владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе художественного текста;

  • выявлять авторскую позицию, определяя свое отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  • анализировать и истолковывать произведения с учетом их жанровой природы, аргументировать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (2 ч.)

Путешествие без расстояний. Пространство и время в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.

I «Минувшее проходит предо мною…»

(Писатели о прошлом нашей Родины)

(17 ч +7 ч)

М. Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческого достоинства против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Калашникова.

Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиции народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык, ритмика.

А.К. Толстой.

Для чтения и бесед

«Василий Шибанов». Изображение характеров трех героев произведения. Отношение автора к ним. Роль главного героя.

Н.В. Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.

Для чтения и изучения

«Тарас Бульба». Историческая основа, патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий (противопоставление характеров и поведения). Трагедия Тараса Бульбы. Эмоциональная приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувства писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество.

Понятие о литературном характере.

А.С. Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Полтавский бой» (из поэмы «Полтава»). Историческая основа поэмы. Величественная и реалистическая картина Полтавского боя. Сопоставление полководцев - Петра I и Карла XII. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства.

Метафора.

Н.С. Лесков. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Человек на часах» - «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников - лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народного характера. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.

Для чтения и бесед

И.С. Никитин. «Русь»; К.М. Симонов. «Тарас Бульба».

Для самостоятельного чтения ( к разделу 1)

Н.В. Гоголь. «Миргород», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

; А.С. Пушкин. «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого», «Жених», «Вурдалак»; Н.С. Лесков. «Левша», «Тупейный художник»; Д.Б. Кедрин. «Зодчие»; А.К. Толстой. «Князь серебряный».

II. «Художник - голос своей эпохи»

(Писатели-классики о своем времени)

(16 ч + 4 ч)

И.С. Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».

Для чтения и изучения

«Бирюк». Сущность конфликта и его роль в раскрытии характеров персонажей. Внутренний конфликт Бирюка, сложность и противоречивость его характера. Обстоятельства жизни, повлиявшие на него, драматизм его судьбы. Особенности тургеневского повествования: связь картин природы с идейно-художественным смыслом рассказа, мастерство диалога, значение художественных деталей, скрытый психологизм, роль рассказчика.

Для чтения и бесед

«Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «»Щи», «Как хороши, как свежи были розы…», «Памяти Ю.П. Вревской». Особенности стихотворений в прозе как литературного жанра.

Н.А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. «Благородная привычка» к труду как образец для подражания. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.

Для чтения и бесед

«Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…», «Мороз, Красный нос» (отрывки). Внимание Некрасова к трагической судьбе русской женщины.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя - «прокурора общественной жизни».

Для чтения и изучения

«Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Гротеск, гипербола, авторская ирония.

Для чтения и бесед

«Премудрый пискарь». Сатира на трусливую обывательщину, на уход от жизни в собственную «норку».

А.П. Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.

Для чтения и изучения

«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.

Для чтения и бесед

«Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.

Для самостоятельного чтения ( к разделу II )

И.С. Тургенев. «Записки охотника»; Н.А. Некрасов. «С работы», «Калистрат», «Дедушка», «Русские женщины»; М.Е. Салтыков-Щедрин. «Коняга», «Дикий помещик»; А.П. Чехов. «Предложение» (шутка в одном действии), «Злоумышленник», «Репетитор», «Гриша», «Юбилей» (пьеса-шутка); Т.Г. Шевченко. «Завещание» и другие стихотворения.

III. Запечатленные мгновенья. Страницы поэзии

(Художественное время в лирике)

(3 ч + 3 ч )

Для чтения и бесед

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Песок сыпучий на колени…», «Тихой ночью, поздним летом…», «Как неожиданно и ярко…»;

А.А. Фет. «Мотылек мальчику», «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них - у дуба, у березы…», «Сосны», «Осенняя роза», «Севастопольское братское кладбище».

Одухотворенность пейзажей в стихах; параллелизм в изображении картин природы и человеческой жизни. Красота ритмов, звучаеий, мелодий. Патриотические мотивы в лирике Фета.

IV. «Хочу, чтоб каждый из людей был человеком!»

(Человек в движении времени. Тема становления личности)

(17 ч + 7 ч)

Л.Н. Толстой - автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).

Для чтения и изучения

«Детство» (главы из повести). Биографическая основа трилогии, история ее создания. Роль художественного вымысла. Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания - важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя.

Повествование от лица героя-рассказчика.

Для чтения и бесед

«Отрочество» ( главы из повести). «Эпохи» детства и отрочества как два периода жизни человека в изображении Л. Толстого. Моральная перемена в Николеньке. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности.

Ф.М. Достоевский. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). Изображение страдающего человека в переломные, критические моменты жизни. Штабс-капитан Снегирев - «униженный и оскорбленный» персонаж Достоевского. Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка (Илюшечка Снегирев). Мастерство писателя в изображении психологических состояний героев. Алеша Карамазов - «положительно прекрасный» герой Достоевского.

Нравственные проблемы произведения: борьба добра и зла в душе человека; способность к состраданию, милосердию, деятельной любви как добрые начала человека.

Максим Горький. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Детство». Автобиографическая основа повести. Размышления писателя о «памятном былом» как композиционный прием построения повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». Становление характера, переживания, мысли и чувства Алеши Пешкова. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношение к людям. Мастерство писателя в воображении быта и человеческих характеров.

Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. Вера писателя в творческие силы народа.

Для самостоятельного чтения ( к разделу IV )

В.А. Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки»; А.Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете» (сборник повестей); А.М. Володин. «Старшая сестра»; И.А. Ефремов . «Лезвие бритвы»; В.А. Каверин. «Два капитана»; Л. Пантелеева, Г.Г. Белых. «Республика Шкид»; Е.И. Носов. «Потрава».

V. Содружество искусств

(Пространство и время в разных видах искусств)

(4 ч + 4 ч)

Для чтения и бесед

С.П. Шевырев. «Звуки»; К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан» (в сокращении); стихи русских поэтов об искусстве: А.А. Блок. «Я никогда не понимал…»; К.Д. Бальмонт. «Грусть»; К.М. Фофанов. «Художник», «Уснули и травы, и волны…».

Своеобразие музыки и живописи в сравнении с художественной литературой.

Эмоциональность и изящество рассказа Паустовского, изображение в нем покоряющей силы музыки. Роль искусств в обогащении духовного мира человека.

VI. Перекличка эпох

(5 ч + 3 ч)

Ж.Б. Мольер. Сведения о жизни комедиографа.

Для чтения и изучения

«Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен). Сатирическое содержание, комизм сцен, диалогов. Приемы комического изображения героев. Осмеяние невежества, глупости и тщеславия мещанина Журдена.

И.А. Крылов. Крылов-драматург.

Для чтения и бесед

«Урок дочкам». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен). Роль театра как средства воздействия на нравственность человека. Сходство и различия проблематики комедий Мольера и Крылова.

Комедия как литературный жанр.

VII. В мире фантастики и приключений. Тема будущего

(4 ч + 4 ч + 2 ч итоговые занятия)

Для чтения и бесед

В.А. Рождественский. «Над книгой».

Для чтения и изучения

А. Де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя.

«Маленький принц» (избранные страницы).

Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь сердце», «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

Р. Брэдбери.

Для чтения и бесед

«Каникулы», «Земляничное окошко». Человек и его внутренний мир, переживания, мотивы поступков - главный объект изображения в произведении. Роль фантастических сюжетов в постановке нравственных проблем. Значение финалов рассказов в утверждении человечности, чувства долга, мужества и самообладания.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Наименование раздела

№ урока

Тема урока

Планируемые результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Диагностический

инструментарий

Введение (2ч)

1-2

Пространство и время в литературе.

Роды и виды (жанры) литературы.

Р/Р. Обучение поисковому чтению.

П: Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии

Л: выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником.

М: извлекать информацию из разных источников (оглавления, условных обозначений, текста, схем и т.д.), адекватно понимать, разграничивать и преобразовывать информацию

Чтение

«Минувшее проходит предо мною…» (24ч)

3-4

Писатели о прошлом нашей Родины.

М.Ю. . Историческая тема в творчестве поэта.

Р/Р. Статья И. Андроникова «Судьба Лермонтова». Конспект отрывка статьи.

П: устанавливать связи произведения с эпохой, в нём отражённой, и временем написания

Л: отбор материала для ответа на поставленный вопрос

М: развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста

school-collection.edu.ru/catalog/res/cb613249-19b1-4606-833d-280419ce3b41/view/

Конспект


5-6

«Песня про царя Ивана Васильевича…». Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы.

Оценка персонажей поэмы с позиций народа (гусляры в поэме).

П: Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения

Л: анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику.

М: умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

school-collection.edu.ru/catalog/res/e321c87b-71a5-4bc0-b0c7-1cf416c8c71d/view/


7-8

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

Честь против бесчестия.

П: Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения

Л: анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику.

М: умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.


9-10

Сила и цельность характера Калашникова.

Поэма Лермонтова и УНТ. Композиция поэмы, её язык и ритмика.

Р/Р. Выразительное чтение народных песен.

П: Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения

Л: анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику.

М: умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

school-collection.edu.ru/catalog/res/82e728cb-aa1c-4ae1-88c3-11c6589fa097/view/

Выразительное чтение


11-12

А.К.Толстой «Василий Шибанов». Историческая основа баллады и её творческое переосмысление поэтом.

Изображение характеров трех героев. Отношение автора к ним.

П: устанавливать связи произведения с эпохой, в нём отражённой, и временем написания

Л: отбор материала для ответа на поставленный вопрос

М: развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста


13-14

Н.В.Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.

«Тарас Бульба». Историческая основа, патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи.

П: устанавливать связи произведения с эпохой, в нём отражённой, и временем написания

Л: отбор материала для ответа на поставленный вопрос

М: развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста

П: определение принадлежности произведения к одному из литературных родов и жанров.

Л:целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности


15-16

Черты Тараса Бульбы, обусловленные героическим и жестоким временем. Понятие о литературном характере.

Р/Р. Эмоциональная приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя.

П:выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свой отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

school-collection.edu.ru/catalog/res/95b30042-a2a9-4c0d-beed-6aa2287cf04d/view/

Беседа


17-18

Остап и Андрий (противопоставление характеров и поведения).

Трагедия Тараса Бульбы.

П: определение принадлежности произведения к одному из литературных родов и жанров.

Л:целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности

school-collection.edu.ru/catalog/res/af6a6a59-e764-4a10-b590-62cfadae6361/view/


19-20

Р/Р. Характеристика литературного героя.

Написание сочинения-характеристики литературного героя (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)

П:характеризовать литературных героев (индивидуальная, сравнительная и групповая характеристика)

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал.

Сочинение


21-22

А.С.Пушкин. Прошлое Родины, Тема Петра I. «Полтавский бой». Историческая основа поэмы «Полтава»

Величественная и реалистическая картина Полтавского боя. Сопоставление полководцев - Петра I и Карла XII. Метафора.

П: устанавливать связи произведения с эпохой, в нём отражённой, и временем написания

Л: отбор материала для ответа на поставленный вопрос

М: развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста

П:анализировать и истолковывать произведение с учётом их жанровой природы, аргументировать своё отношение к прочитанному

Л: формирование уважительного отношения к культуре, традициям РМ: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал.

school-collection.edu.ru/catalog/res/1ef50c4c-523a-4f92-afba-e6f3585713ad/view/

school-collection.edu.ru/catalog/res/c3b4d401-0ff8-4f49-a74a-08819e02b4ef/view/


23-24

Н.С.Лесков. Сведения о жизни писателя.

«Человек на часах». Конфликт чувства и долга. Постников - лесковский герой-праведник.

П: устанавливать связи произведения с эпохой, в нём отражённой, и временем написания

Л: отбор материала для ответа на поставленный вопрос

М: развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста

П: определение принадлежности произведения к одному из литературных родов и жанров.

Л:целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности

school-collection.edu.ru/catalog/res/7f1360a9-1d2e-48d8-b64c-5910ca2469f5/view/

school-collection.edu.ru/catalog/res/a740e662-220e-4410-bfce-aea226895ea2/view/


25-26

И.С.Никитин «Русь», К.М.Симонов «Тарас Бульба».

Вн.чт. Н.В.Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», А.С.Пушкин «Полтава», Н.С.Лесков «Левша».

П: Знать автора, биографические факты жизни писателя

Л:анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

М: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

school-collection.edu.ru/catalog/res/1e706ad0-4407-4e7b-8121-c78e81cc063f/view/

«Художник - голос своей эпохи» (20ч)

27-28

И.С.Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника» .

«Бирюк». Сущность конфликта и его роль в раскрытии характеров персонажей. Особенности тургеневского повествования.

П: устанавливать связи произведения с эпохой, в нём отражённой, и временем написания

Л: отбор материала для ответа на поставленный вопрос

М: развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста

П: определение принадлежности произведения к одному из литературных родов и жанров.

Л:целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности

school-collection.edu.ru/catalog/res/fd9f808b-a41e-46c0-a2d5-e587273f1140/view/

school-collection.edu.ru/catalog/res/06d2924b-7749-4e92-b47d-8af805a74495/view/


29-30

Вн.чт. Стихотворения в прозе: «Щи», «Два богача», «Воробей», «Русский язык», «Памяти Ю.В.Вревской».

Р/Р. Особенности стихотворений в прозе как литературного жанра. Глубина содержания.

П:анализировать и истолковывать произведение с учётом их жанровой природы, аргументировать своё отношение к прочитанному

Л: формирование уважительного отношения к культуре, традициям РМ: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал.

П: формулировать тему, идею, раскрывать пафос, идейно-нравственное содержание произведения

Л:развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора.

М: владение основными видами чтения художественных текстов в соответствии с конкретной учебной задачей.

school-collection.edu.ru/catalog/res/7cf30c3c-d010-405a-9e13-f08d6afe59bf/view/

Беседа


31-32

Н.А.Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта.

«Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда.

Р/Р. Выразительное чтение произведения.

П: Знать автора, биографические факты жизни писателя

Л:анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

М: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

П:анализировать и истолковывать произведение с учётом их жанровой природы, аргументировать своё отношение к прочитанному

Л: формирование уважительного отношения к культуре, традициям РМ: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал.

school-collection.edu.ru/catalog/res/c476f12e-109f-448a-96e1-617441d566dc/view/

Выразительное чтение


33-34

Вн.чт. «Орина - мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…», «Мороз , Красный нос» (отрывки). Внимание Некрасова к трагической судьбе русской женщины.

Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.А.Некрасова

П:характеризовать литературных героев (индивидуальная, сравнительная и групповая характеристика)

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал.

П: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения

Л: анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику.

М: умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

school-collection.edu.ru/catalog/res/ed7b2e07-e929-4d79-aecf-8a00201e26bb/view/

school-collection.edu.ru/catalog/res/5f2b7742-96e3-496e-aa81-7b1ee95a037a/view/

Домашнее сочинение


35-36

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя - «прокурора общественной жизни».

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика.

П: знать автора, биографические факты жизни писателя

Л:анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

М: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

П: выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры.

Л: развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

school-collection.edu.ru/catalog/res/43e50225-914b-456e-9830-2aa112d82495/view/

school-collection.edu.ru/catalog/res/416c24bb-5fcf-45a6-98b9-6fc16945f112/view/


37-38

Вн.чт. «Премудрый пескарь». Сатира на трусливую обывательщину, на уход от жизни в собственную «норку».

Р/Р. Анализ средств сатирического изображения персонажей в сказках Салтыкова-Щедрина.

П:характеризовать литературных героев

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал.

school-collection.edu.ru/catalog/res/0edd5905-d38a-418c-a29c-59a961dd9896/view/

Беседа


39-40

А.П.Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.

Р/Р. Смысл названия рассказов Чехова.

П: знать автора, биографические факты жизни писателя

Л:анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

М: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

school-collection.edu.ru/catalog/res/92350988-af85-4759-a402-0cf63a331ab2/view/

Беседа


41-42

«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров. Смысл названия рассказа.

П:характеризовать литературных героев

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать, структурировать материал.

school-collection.edu.ru/catalog/res/a5ec7937-3f79-4d2b-af61-e092355bc4e6/view/


43-44

«Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.

Р/Р. О чём молчит писатель. Обучение выборочному конспектированию.

П: выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры.

Л: развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

Конспект


45-46

Вн.чт. Юмор в рассказах «Репетитор», «Гриша», «Злоумышленник».

Р/Р. Инсценировка эпизода из рассказа Чехова «Хамелеон».

П:характеризовать литературных героев

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал.

school-collection.edu.ru/catalog/res/72274fff-bcc6-41e1-a94d-76b9327829ff/view/

Инсценировка

Запечатленные мгновенья. Страницы поэзии (6ч)

47-48

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Песок сыпучий по колено…», «Тихой ночью, поздним летом…», «Как неожиданно и ярко…».

Р/Р. Художественное время в лирике.

П: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения

Л: анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику.

М: умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

school-collection.edu.ru/catalog/res/31c38ba6-da9d-4560-9fd7-650345a67eb2/view/

Беседа


49-50

А.А.Фет. «Мотылёк мальчику», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Учись у них - у дуба, у берёзы…», «Сосны», «Осенняя роза».

« Севастопольское братское кладбище».

Р/Р. Одухотворённость пейзажа. Параллелизм.

П: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения

Л: анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику.

М: умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

school-collection.edu.ru/catalog/res/41ae779f-2808-4443-beaa-7019e3576582/view/

Беседа


51-52

Р/Р. Анализ поэтического текста. Сопоставление чернового и окончательного вариантов стихотворения.

П: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения

Л: анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

Беседа

«Хочу, чтоб каждый из людей был человеком!»

53-54

Л.Н.Толстой - автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).

«Детство». Биографическая основа трилогии, история её создания. Различные эпохи в становлении духовного мира человека.

П: знать автора, биографические факты жизни писателя

Л:анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

М: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

П: выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры.

Л: развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

school-collection.edu.ru/catalog/res/bae6ffb2-2a0f-4228-a6b2-62f892a53d4e/view/

school-collection.edu.ru/catalog/res/1fae7228-c03e-4a9d-93ec-16b6551f5341/view/


55-56

Формирование характера, взглядов, внутреннего мира Николеньки Иртеньева. Мастерство Толстого в изображении движений души.

Вн.чт. «Отрочество» (главы из повести). Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности.

П:характеризовать литературных героев

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал.

П: выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры.

Л: развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

school-collection.edu.ru/catalog/res/d276bad5-056b-4fb2-8869-011033f9ee13/view/

school-collection.edu.ru/catalog/res/d2baf450-6621-4d9b-bc2f-2c236db54365/view/


57-58

Ф.М.Достоевский. Сведения о жизни писателя.

«Мальчики». Изображение страдающего человека в переломные, критические моменты жизни.

П: знать автора, биографические факты жизни писателя

Л:анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

М: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

П: выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры.

Л: развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

school-collection.edu.ru/catalog/res/e4bd3d4b-8ea3-4118-b1af-f7d870ed621e/view/


59-60

Штабс-капитан Снегирёв - «униженный и оскорблённый» персонаж Достоевского.

Мастерство писателя в раскрытии психологических состояний героев.

Р/Р. Функциональная роль пейзажа и интерьера в произведении.

П: выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры.

Л: развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

П:характеризовать литературных героев

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

school-collection.edu.ru/catalog/res/0fe961e6-31e2-4661-8298-afada094d7a0/view/

school-collection.edu.ru/catalog/res/47aedeb4-6c2f-46b3-b408-5b695841fc18/view/

Беседа


61-62

Алёша Карамазов - «положительно прекрасный» герой Достоевского.

Нравственные проблемы произведения.

П:характеризовать литературных героев

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал.

school-collection.edu.ru/catalog/res/b0754b7d-9843-4750-881c-531822ba1493/view/


63-64

Р/Р. Беседа «Самое яркое воспоминание из детства».

Максим Горький. Сведения о жизни писателя. «Детство». Автобиографическая основа повести.

П: знать автора, биографические факты жизни писателя

Л:анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

М: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

Беседа


65-66

Становление характера, переживания, мысли и чувства Алёши Пешкова.

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького.

П: знать автора, биографические факты жизни писателя

Л:анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

М: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения


67-68

Влияние на героя бабушки, Цыганка, Хорошего Дела.

Вера писателя в «возрождение наше к жизни светлой, человеческой».

Р/Р. Беседа «Чем мне нравится этот литературный герой».

П:характеризовать литературных героев

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал.

school-collection.edu.ru/catalog/res/a128cb4f-5257-4cab-9b6d-5561c17214af/view/

Беседа


69-70

Мастерство писателя в изображении быта, в создании речевых и портретных характеристик.

Р/Р. Роль сравнений, эпитетов, выразительных глаголов в описаниях.

П: выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры.

Л: развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

Беседа


71-72

Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни».

Р/Р. Размышления писателя о «памятном былом».

П: выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры.

Л: развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

school-collection.edu.ru/catalog/res/f764db03-56b1-4ad8-a8bf-8296abcb34ca/view/

Беседа


73-74

Вн.чт. В.А.Солоухин «Закон набата». Законы жизни в рассказе Солоухина.

Р/Р. «Мочёные яблоки». Мастерство писателя в обрисовке осенней природы.

П: выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры.

Л: развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

school-collection.edu.ru/catalog/res/2159d3ae-9746-46dd-a65f-27996725809a/view/

Беседа


75-76

Р/Р. Чем прекрасно детство.

Написание сочинения, основанного на личных впечатлениях (на основе произведений Л.Толстого, Ф.М.Достоевского)

П:характеризовать литературных героев (индивидуальная, сравнительная и групповая характеристика)

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал.

Сочинение

Содружество искусств (8ч)

77-78

С.П.Шевырёв «Звуки». В мире звуков и красок.

Р/Р. Пространство и время в разных видах искусства. Беседа «Какой вид искусства мне ближе?»

П: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения

Л: анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

school-collection.edu.ru/catalog/res/d2e2ad6f-556c-4dc2-b4be-a8ea823ef585/view/

Беседа


79-80

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками, «Исаак Левитан».

Эмоциональность и изящество рассказа Паустовского, изображение в нём покоряющей силы музыки.

П: выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры.

Л: развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

school-collection.edu.ru/catalog/res/0e7941f8-8552-4510-a46e-4dd4080158ec/view/

school-collection.edu.ru/catalog/res/090b3597-831a-4ce9-ac51-740d81d06e38/view/


81-82

А.А.Блок «Я никогда не понимал…». К.Д.Бальмонт «Грусть».Своеобразие музыки и живописи в сравнении с художественной литературой.

Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению «Уникальные возможности писателя (музыканта, художника)».

П: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения

Л: анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

Домашнее сочинение


83-84

К.М.Фофанов «Художник!, «Уснули и травы, и волны…». Роль искусства в обогащении духовного мира человека.

Р/Р. Презентации на темы: «Мой любимый писатель», «Мое любимое произведение живописи», «Мое любимое музыкальное произведение».

П: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения

Л: анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

Презентации

Перекличка эпох (8ч)

85-86

Ж.Б.Мольер. Сведения о жизни комедиографа.

«Мещанин во дворянстве». Сатирическое содержание, комизм сцен, диалогов.

П: знать автора, биографические факты жизни писателя

Л:анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

М: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

П: выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры.

Л: развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

school-collection.edu.ru/catalog/res/1daa405e-edad-4b67-acbe-6e6cf1a5d106/view/


87-88

Осмеяние невежества, глупости и тщеславия мещанина Журдена.

Приемы комического изображения героев пьесы.

П:характеризовать литературных героев (индивидуальная, сравнительная и групповая характеристика)

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал.

school-collection.edu.ru/catalog/res/f17b3074-27b7-4536-b8b3-eeb141f77e24/view/


89-90

И.А.Крылов «Урок дочкам». Роль театра как средства воздействия на нравственность человека.

Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова.

П: выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры.

Л: развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

school-collection.edu.ru/catalog/res/5bc5fbfe-e16c-4bf6-b212-8a90ae627aad/view/


91-92

Комедия как жанр драматургии.

Р/Р. Коллективное проектное задание: школьный спектакль по комедии И.А.Крылова.

П:характеризовать литературных героев (индивидуальная, сравнительная и групповая характеристика)

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал.

Коллективное проектное задание

В мире фантастики и приключений. Тема будущего (8ч)

93-94

Р/Р. Выразительное чтение. В.А.Рождественский «Над книгой». Реальная жизнь и фантастика.

А.де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя. «Маленький принц». Иносказательный смысл сказочных историй.

П: знать автора, биографические факты жизни писателя

Л:анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

М: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

school-collection.edu.ru/catalog/res/428c6c3d-766a-4eb1-abf1-e91f779acbfc/view/

Выразительное чтение


95-96

Истинные и мнимые ценности жизни. Символические значение образа маленького принца.

Р/Р. Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь сердце», «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

П: выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры.

Л: развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

school-collection.edu.ru/catalog/res/f1299c6d-b413-453c-9361-becc156b17b7/view/

Беседа


97-98

Р.Бредбери «Земляничное окошко». Человек и его внутренний мир, переживания, мотивы поступков - главный объект изображения в произведении.

Роль фантастических сюжетов в постановке нравственных проблем.

П: знать автора, биографические факты жизни писателя

Л:анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

М: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

school-collection.edu.ru/catalog/res/c508fd6f-409b-43f1-aa92-160bf5760549/view/


99-100

Значение финалов рассказов в утверждении человечности, чувства долга, мужества и самообладания.

Р/Р. Смысл названия рассказа (мини-сочинение).

П:характеризовать литературных героев (индивидуальная, сравнительная и групповая характеристика)

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал.

Мини-сочинение

Итоговые занятия (2ч)

101-102

Обобщение изученного. Итоговая контрольная работа.

Р/Р. Устное описание картин русских художников. Рекомендации на лето.

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

Итоговая контрольная работа.

school-collection.edu.ru/catalog/res/e2b1811d-8d5e-43cf-a84d-f85bb11cb766/view/

Развитие речи - 34 часа, внеклассное чтение - 10 часов, сочинений: классных - 3, домашних - 2.


ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Перечень учебно-методического обеспечения

Литература для учителя:

  1. Литература. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Г.И.Беленький, О.М.Хренова. - М.: Мнемозина, 2013

  2. Литература. 7 класс: учебник для общеобразоват.учреждений: в 2 ч./ под ред. Г.И.Беленького. - М.:Мнемозина, 2013

  3. Скрипкина, В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: метод. Пособие. - М.: Дрофа, 1997

  4. Литература: Тесты. 5-8 кл.: Учебно-метод.пособие/ Авт.-сост.Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина. - М.:Дрофа, 2001

Литература для учащихся:

  1. Литература. 6 класс: учебник для общеобразоват.учреждений: в 2 ч./ [авт.-сост.: М.А.Снежневская, О.М.Хренова]; под ред. Г.И.Беленького. - М.:Мнемозина, 2012

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

  1. Агеева И.Д. Литературные забавы на уроках и праздниках: Методическое помсобие. - М.: ТЦ Сфера, 2006

  2. Есин А.Б., Ладыгин М.Б., Тренина Т.Г. Литература: Краткий справочник школьника. 5-11 кл. - М.: Дрофа, 1997

  3. Ильина В.А. Литературные викторины. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2001

  4. Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей - словесников. - М.: ООО»ТИД «Русское слово - РС», 2006

  5. Литература: Справ. Материалы: Кн.для учащихся/С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. - М.:Просвещение, 1997

  6. Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.Я Коровина. - М.: РОСТ. 1999

  7. Терентьева Н.П. Внеклассная работа по литературе. 5-8 классы. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999

Справочные пособия

  1. Афонина Г.Н. Школьный толково-этимологический словарь. - М.:Айрис-пресс, 2006

  2. Мокиенко В.М. Почему мы так говорим? - М.: ЗАО «Олма медиа групп», 2011

  3. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1983

  4. Словарь иностранных слов для школьников. - М.: ООО «Дом славянской книги», 2004

  5. Толковый словарь для школьников/ Под ред. М.П.Стерлигова. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2005

  6. Универсальный словарь по русскому языку. - Спб.: ИГ «Весь», 2009

Ресурсы ИКТ

  1. Диск «Пушкин Александр Сергеевич. Сказки».

  2. Диск «Сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка».

  3. Диск 1,2 «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • образную природу словесного искусства;
    содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой;

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

  • выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев; выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его смысловые части.
    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
    - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


© 2010-2022