Прямое и переносное значение слов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема:Прямое и переносное значение слов.

Цель:Продолжить изучение темы «Лексика».Показать ребятам,как осуществляется перенос значений.

2.Развитие навыков самостоятельной работы и творческой деятельности учащихся.

3.Пробудить интерес изучению русского языка,значениям слов.

Тип урока:комбинированный

Наглядность:опорные схемы,карточки с заданиями

Ход урока:

1.Организационный момент

На этом уроке мы продолжим изучение «Лексики»,будем упражняться в составлении опорной схемы,проверим ваши знания по прошедшей теме.

2.Проверка домашнего задания.

3.Объяснение новой темы:

На доске вывешены словосочетания:ветер воет-волк воет; золотые серьги- золотые руки;крепкая веревка-крепкая дружба;железная цепь-железный характер.

-Ребята,внимательно прочитайте эти словосочетания и скажите,чем они различаются.

-Правильно,ребята, перед вами слова с прямым и переносным значением.Как происходит перенос значений?Об этом мы сейчас и поговорим.

- Перенос названия осуществляется на основе сходства разных признаков и свойств.Явления действительности могут быть сходными по форме:колокольчик (звонок)-колокольчик (цветок) ;

по цвету: золотая (цепь) -золотая (осень), горят (дрова)-горят (щеки);

по звучанию:барабанит (барабанщик) -барабанит (дождь).

Перенос возникает при сходстве в расположении частей: нос (человека) -нос (парохода);

при сходстве внутренних свойств:морж (северное морское животное,не боящееся холода) морж (человек, купающийся зимой,закаленный ),крепкая (веревка,которую трудно разорвать)-крепкая (дружба,которую трудно нарушить).

К переносу может привести и сходство выполняемых действий:дворник (человек)-дворник (приспособление для очистки ветрового стекла у автомобиля).

Иногда новое значение у слова появляется на основе сочетания нескольких признаков:хвост (птицы) и хвост (самолета)-сходство в расположении частей и выполняемых действий (нужен для полета).

4.Закрепление изученного.Коллективная работа по учебнику.Упр.№2,стр.43

5.Разноуровневые задания.

Задания 1-го уровня:

А)Дополните правило: Лексика изучает--------------------------------------------------

Однозначными называются слова -------------------------------------------------------------

Многозначными называются слова -----------------------------------------------------------

Слова могут иметь --------------------------------------------------------- значения.

Б)Распределите словосочетания в два столбика:прямое значение- переносное значение.

Горит лампочка,горит лучина;класс хорошо убрали-класс хорошо учится;выпил стакан-разбил стакан;горят щеки-горят дрова;ива плакала-девочка плакала;теплое молоко-теплый прием;лицо сияло от счастья-солнце сияло.

В)Выполните упражнение №4,стр.43

Задания 2-го уровня.

А)Что делают часы? Но немножко отстают.

Говорят:часы стоят, Мы смотрели с Мишкой вместе,

Говорят: часы спешат, А часы висят на месте.

Говорят: часы идут, (В.Орлов)

-Как вы понимаете выражения:часы стоят,часы идут,часы спешат,часы отстают?В каких случаях говорят:часы бегут?

Б)-Общим у предметов может оказаться не только внешнее сходство,но и их действия.О ком говорится в этой загадке.

Качая клювом и хвостом,

Будильник ходит под окном.

На лапах-шпоры, сам- с вершок,

А на макушке- гребешок.

(М.Пляцковский)

- Какой будильник ходит под окном?Почему так назван в загадке петух?Почему щетку на ветровом стекле автомобиля называют дворником?

Попробуйте сочинить стихотворение о петушке.

Задания 3-го уровня:

1.Они обычно для шитья,

И у ежа их видел я,

Бывают на сосне,на елке,

А называются...

2.В тетради я бываю

Косая и прямая,

В другом своем значении

Я планка для черчения.

И наконец,порою

В шеренгу вас построю.

3.Если мы растем на ели,

Мы на месте,мы при деле,

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно ...

Задание-объяснить значение многозначных слов-отгадок иголка,линейка,шишка.

6.Домашнее задание:

1-уровень-упр.5,стр.44

2-уровень-понаблюдайте за листьми в саду,в парке или в лесу.Послушайте шелест листьев.Составьте об этом 5-6 предложений.Напишите их.

3-уровень-Составьте небольшой рассказ об уборке урожая с использованием слов в прямом и переносном значении,стр.45 учебника.

Итоги урока.




© 2010-2022