- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Прямое и переносное значение слов
Прямое и переносное значение слов
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бектемирова С.Б. |
Дата | 27.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема:Прямое и переносное значение слов.
Цель:Продолжить изучение темы «Лексика».Показать ребятам,как осуществляется перенос значений.
2.Развитие навыков самостоятельной работы и творческой деятельности учащихся.
3.Пробудить интерес изучению русского языка,значениям слов.
Тип урока:комбинированный
Наглядность:опорные схемы,карточки с заданиями
Ход урока:
1.Организационный момент
На этом уроке мы продолжим изучение «Лексики»,будем упражняться в составлении опорной схемы,проверим ваши знания по прошедшей теме.
2.Проверка домашнего задания.
3.Объяснение новой темы:
На доске вывешены словосочетания:ветер воет-волк воет; золотые серьги- золотые руки;крепкая веревка-крепкая дружба;железная цепь-железный характер.
-Ребята,внимательно прочитайте эти словосочетания и скажите,чем они различаются.
-Правильно,ребята, перед вами слова с прямым и переносным значением.Как происходит перенос значений?Об этом мы сейчас и поговорим.
- Перенос названия осуществляется на основе сходства разных признаков и свойств.Явления действительности могут быть сходными по форме:колокольчик (звонок)-колокольчик (цветок) ;
по цвету: золотая (цепь) -золотая (осень), горят (дрова)-горят (щеки);
по звучанию:барабанит (барабанщик) -барабанит (дождь).
Перенос возникает при сходстве в расположении частей: нос (человека) -нос (парохода);
при сходстве внутренних свойств:морж (северное морское животное,не боящееся холода) морж (человек, купающийся зимой,закаленный ),крепкая (веревка,которую трудно разорвать)-крепкая (дружба,которую трудно нарушить).
К переносу может привести и сходство выполняемых действий:дворник (человек)-дворник (приспособление для очистки ветрового стекла у автомобиля).
Иногда новое значение у слова появляется на основе сочетания нескольких признаков:хвост (птицы) и хвост (самолета)-сходство в расположении частей и выполняемых действий (нужен для полета).
4.Закрепление изученного.Коллективная работа по учебнику.Упр.№2,стр.43
5.Разноуровневые задания.
Задания 1-го уровня:
А)Дополните правило: Лексика изучает--------------------------------------------------
Однозначными называются слова -------------------------------------------------------------
Многозначными называются слова -----------------------------------------------------------
Слова могут иметь --------------------------------------------------------- значения.
Б)Распределите словосочетания в два столбика:прямое значение- переносное значение.
Горит лампочка,горит лучина;класс хорошо убрали-класс хорошо учится;выпил стакан-разбил стакан;горят щеки-горят дрова;ива плакала-девочка плакала;теплое молоко-теплый прием;лицо сияло от счастья-солнце сияло.
В)Выполните упражнение №4,стр.43
Задания 2-го уровня.
А)Что делают часы? Но немножко отстают.
Говорят:часы стоят, Мы смотрели с Мишкой вместе,
Говорят: часы спешат, А часы висят на месте.
Говорят: часы идут, (В.Орлов)
-Как вы понимаете выражения:часы стоят,часы идут,часы спешат,часы отстают?В каких случаях говорят:часы бегут?
Б)-Общим у предметов может оказаться не только внешнее сходство,но и их действия.О ком говорится в этой загадке.
Качая клювом и хвостом,
Будильник ходит под окном.
На лапах-шпоры, сам- с вершок,
А на макушке- гребешок.
(М.Пляцковский)
- Какой будильник ходит под окном?Почему так назван в загадке петух?Почему щетку на ветровом стекле автомобиля называют дворником?
Попробуйте сочинить стихотворение о петушке.
Задания 3-го уровня:
1.Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я,
Бывают на сосне,на елке,
А называются...
2.В тетради я бываю
Косая и прямая,
В другом своем значении
Я планка для черчения.
И наконец,порою
В шеренгу вас построю.
3.Если мы растем на ели,
Мы на месте,мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно ...
Задание-объяснить значение многозначных слов-отгадок иголка,линейка,шишка.
6.Домашнее задание:
1-уровень-упр.5,стр.44
2-уровень-понаблюдайте за листьми в саду,в парке или в лесу.Послушайте шелест листьев.Составьте об этом 5-6 предложений.Напишите их.
3-уровень-Составьте небольшой рассказ об уборке урожая с использованием слов в прямом и переносном значении,стр.45 учебника.
Итоги урока.