Планирование по русскому языку на 2015-2016 учебный год

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

учебного предмета «русский язык» 7 класс

базовый уровень

Разработана:

Вихрестюк И.В.

учителем русского языка и литературы

высшей квалификационной категории




2015-2016 уч. год



Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе примерных программ по русскому языку для общеобразовательных школ, составленных на основе государственного стандарта общего среднего образования, авторской программы 5- 9 кл.: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский; М. «Просвещение» 2010. Базисным учебным планом МКОУ Приволжская СОШ на предмет «Русский язык» в 7 классе отведено 4 часа (136 часов в год), а государственная программа «Русский язык 5-9 классы» рассчитана на 5 часов (170 часов в год), возникла необходимость составления модифицированной программы. Сокращены часы на повторение пройденного в V-VI классах-3часа, причастие-2часа, деепричастие-1час, наречие-8часов, предлог-2часа, союз-3часа,частица-7часов, междометие-2часа, повторение и систематизация пройденного в 7классе-1час.

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V - IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Изучение русского языка в основной школе предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в данной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, данная рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре данной рабочей программы. Программа состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Цели обучения.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно - коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Период обучения охватывает практически все этапы становления языковой личности. В связи с этим приоритетной задачей обучения в основной школе (5- 9 классы) является развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании. Именно поэтому содержание обучения на этом этапе составляет освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета. Именно на этом этапе происходит интенсивное обогащение словарного запаса школьников и расширение круга используемых ими грамматических средств.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 7 КЛАССА

Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы




Учебно-тематический план.


Содержание

Государственная программа

Модифицированная программа

В том числе кол-во контрольных

Развитие речи

Краткое содержание

Русский язык как развивающееся явление.

1

1




Повторение пройденного в V-VI классах.

14

11

1

2

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие.

31

29

1

5

Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас­тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда­тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в па­дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление ).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей­ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при­нeceны), правильно употреблять причсастия с суффиксом -СЯ, согласовы­вать причастия с определяемыми существительными, строить предложе­ния с причастным оборотом.

Описание внешности человека: структура текста, языко­вые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Вы­борочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.


Деепричастие.

12

10

1

1

Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас­тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто­образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер­шенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.

Умение правильно строить предложение с деепричастным обо­ротом.

Рассказ по картине.


Наречие.

34


26


1


4

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях.

Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипя­щих на конце наречий.

Умение правильно ставить ударение в наречиях.

Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния.

6

6

1

2

Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наре­чий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

Выборочное изложение текста с описанием состояния че­ловека или природы

Служебные части речи.

1

1



Предлог.

13

11

2

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предло­ги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рас­сказ на основе увиденного на картине.

Союз

18

15

1

2

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соеди­нительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом И сложном предложениях; упо­требление подчинительных союзов в сложном предложении. Тек­стообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица­ми и союза также от наречия так с частицей же.

Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языко­вые особенности.

Частица

22

15

1

2

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые части­цы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

Рассказ по данному сюжету.

Междометие.

4

2


Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междо­метий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме­тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Умение выразительно читать предложения с междометиями.

Повторение и систематизация пройденного в 7классе.

14

13

1

1

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тем


ИТОГО

170

140

8

21







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс

№№

п/п

Тема урока.

К-во

часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

учащихся

Вид контроля

Дом.

зад.

Дата

план

Дата

факт

1.

1 четверть

Русский язык как развивающееся явление.

1

Вводный

урок

Развитие, совершенствование, изменение языка

Обобщить знания о языке

Работа с текстами

Упр. 4, 6

Повторение пройденного в V-VI классах (11 часов).



2.

Повторение пройденного в V-VI классах.

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Словосочетание, грамматическая основа предложения, виды предложений

Повторить сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация», закрепить умения ставить знаки препинания в ПП и СП.

Синтаксическая работа. Работа со схемами предложений.

Упр.9,

3.

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Пунктуация, Пунктуационный разбор предложений.

Уметь выделять грамматические основы, объяснять постановку знаков препинания в простои и сложном предложениях

Конструирование сложных предложений

Упр.12

4.

Лексика и фразеология.


1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Лексика. Лексическое значение слова, фразеологизмы

Уметь работать с понятиями раздела «Лексика», употреблять в речи слова синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Работа с текстом, лексическая работа

Упр.16, из худ. лит-ры

привести примеры диалект-ных слов.

№№

п/п

Тема урока.

К-во

часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

учащихся

Вид контроля

Дом.

зад.

Дата

план

Дата

факт

5

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Фонетика, фонетический разбор слова

Уметь производить фонетический разбор слова

Работа по карточкам

Упр.20, упр.22

(сост. план текста)

6-7

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова.

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Морфема - наименьшая значимая часть слова.

Части слова, основа, окончание, нулевое окончание

Уметь выделять части слова, производить морфемный и словообразовательный разбор

Словообразовательный разбор

Упр.26

8

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Самостоятельные и служебные части речи, морфологические признаки самостоятельных частей речи

Знать морфологичес-

кий разбор частей речи.

Работа с карточками

Упр.35.39

Инд. зад.:

Соста-вить план доклада о

Ломоносове.

9.

РР Сочинение по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью»

1

Урок

развития

речи

Написание сочинения в форме письма

Уметь создавать текст в форме письма, использовать в тексте обращения

Создание текста

Закон-чить работу над сочинением

10.

Повторение раздела.


1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Обобщение изученного в V-VI классах

Повторить ранее изученные орфограммы


Диктант с комментированием


Упр.40

№№

п/п

Тема урока.

К-во

часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

учащихся

Вид контроля

Дом.

зад.

Дата

план

Дата

факт

11.

Контрольный диктант.

1

Урок

контроля

Диктант

Знать орфограммы, уметь производить синтаксический разбор предложений.

диктант


12.

РР. Текст.

Стили литературного языка.

1

Урок

развития

речи

Средства связи слов в тексте, абзац.

Речь письменная и устная. Стили речи.

Знать средства связи предложений в тексте.

Уметь определять стили речи различных текстов, их отличия

Разбор текста, выделение абзацев.

Работа с текстами

Упр.48

Морфология. Орфография. Культура речи.



Причастие (29 часов)



13.

Причастие как часть речи.

1

Урок

усвоения

нового

материала

Понятие о причастии. Признаки глагола и прилагательного у причастий.

Знать определение причастия как самостоятельной части речи, отрабатывать навыки узнавания причастий в тексте.

Работа с текстами.

Упр.57,

Причастие как часть речи.

14.

РР. Публицистический стиль.

1

Урок

развития

речи.

Особенности публицистического стиля.

Уметь определять стили текста, тему текста, особенности лексики текстов разных стилей.

Комплексный анализ текста.

Упр.62

15-16.

Склонение причастий и правописание гласных впадежных окончаниях причастий

2

Урок

усвоения

нового

материала

Изменение причастий по падежам, гласные в падежных окончаниях причастий

Знать правила написания падежных окончаний причастий, уметь выделять окончания в причастиях

Тренировочные упражнения

Упр.68, склонение

причастий

17-18.

Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота.

2

Урок

усвоения

нового

материала

Понятие о причастном обороте и выделение его на письме запятыми

Уметь выделять причастный оборот в зависимости от определяемого слова

Тренировочные упражнения

Упр.70,74,

Причаст-ный оборот


№№

п/п

Тема урока.

К-во

часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

учащихся

Вид контроля

Дом.

зад.

Дата

план

Дата

факт

19.

РР. Описание внешности человека.

1

Урок

развития речи

Собирание фактов, материалов для сочинения, наблюдение за изменениями внешности человека

Уметь создавать текст на заданную тему


Материалы для сочинения, план сочинения.

Домашнее

сочинение

20-21.

Действительные и страдательные причастия.

2

Урок

усвоения

нового

материала

Значение действительных и страдательных причастий

Уметь различать действительные и страдательные причастия

Тренировочные упражнения

Упр.85,86,

действит. и

страдат.

причастия

22.

Краткие и полные страдательные причастия.

1

Урок

усвоения

нового

материала

Краткая и полная форма страдательных причастий

Находить в тексте краткие страдательные причастия, определять синтаксическую роль кратких причастий

Работа с текстами

Выписать из литерат.

произведе-ния 5 предложе-ний с краткими причаст.

23-24.

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

2

Урок

усвоения

нового

материала

Способы образования действительных причастий настоящего времени, выбор гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Уметь образовывать действительные причастия настоящего времени, правильно выбирая суффикс, с помощью которого образуются причастия

Дифференцирован-ные задания

Упр.94, правило с.43

п/п

Тема урока.

Кол.

час.

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

учащихся

Вид контроля

Дом.

зад.

Дата

план

Дата

факт

25.

Действительные причастия прошедшего времени.

1

Урок

усвоения

нового

материала

Способы образования действительных причастий прошедшего времени.

Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени.

Дифференцирован-ные тренировочные упражнения

Упр.98,

Правило стр.46

26.

РР Изложение по тексту упр.100 «Воспоминания Т.Л.Сухотиной о детстве»

1

Урок

развития речи

Составление текста изложения по упр.100. Вопросный план текста изложения

Уметь использовать в тексте сочинения причастия

Изложение с изменением лица


27-28




Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

2

Урок

усвоения

нового

материала

Способы образования страдательных причастий настоящего времени, выбор гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени, правильно выбирая суффикс, с помощью которого образуются причастия

Тренировочные упражнения

Упр.106, правило стр.50

29.


Страдательные причастия прошедшего времени.

1

Урок

усвоения

нового

материала

Способы образования страдательных причастий прошедшего времени

Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени

Тренировочные упражнения

Упр110,

Правило стр.53

п/п

Тема урока.

Кол.

час.

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

учащихся

Вид контроля

Дом.

зад.

Дата

план

Дата

факт

30.

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

1

Урок

усвоения

нового материала

Буквы а,я,е перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

Уметь правильно находить выбор правописания гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

Тренировочные упражнения

Упр.112,

правило стр.55

31-32.

Одна и две буквы Н в суффиксах страда-

тельных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

2

Урок

усвоения

нового материала

Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и Н в отглагольных прилагательных

Уметь правильно выбирать написание Н,НН в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени.

Классификацион-ный диктант

Упр.116,

128

Правило стр.57 и 61

33.

РР. Выборочное изложение по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»

1

Урок

развития речи

Выборочное изложение, создание, правила написания выборочного изложения

Уметь создавать текст изложения на заданную тему

Изложение по учебнику


34.

Морфологический разбор причастия.

1

Урок-

практикум

Устный и письменный разбор причастия

Знать правила разбора причастия, морфологические признаки

Разбор причастия

Упр.129,

Мини-сочинение

35-36.

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

2

Урок

усвоения

нового материала

Правописание не с причастиями


Формировать навык написание не с причастиями

Взаимопроверка и взаимооценка работы

Упр.134,

137,

правило стр.67

п/п

Тема урока.

Кол.

час.

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

учащихся

Вид контроля

Дом.

зад.

Дата

план

Дата

факт

37

2 четверть

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

Урок-практикум

Правописание букв е, е после шипящих в суффиксах причастий

Отрабатывать навык правописания гласных е, е в суффиксах причастий

Выборочный диктант

Упр.144,

правило стр.70, контр. вопросы с.72

38.

Повторение темы «Причастие».

1

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

Контрольные вопросы и задания по теме «Причастие»

Знать основные понятия по теме «Причастие»

Тренировочные упражнения

Упр.155 с.74

39.

Контрольный диктант по теме «Причастие».

1

Урок

контроля знаний

Контроль знаний

Уметь применять полученные знания при написании диктанта

Контрольный диктант


40.

РР Сочинение-описание внешности товарища.

(упр.145-146)

1

Урок

развития речи

Собирание материала к сочинению-описанию внешности знакомого человека

Уметь создавать текст на заданную тему

Сочинение-описание

Закончить работу над сочинением.

41.

Анализ к/д. Работа над ошибками.

1

Урок-практикум

Работа над ошибками в диктанте

Уметь применять правила написания слов

Самостоятель-ная работа по видам орфограмм

Упр.158 с.75

Деепричастие (10 часов).



42.

Деепричастие. Понятие о деепричастии.

1

Урок

усвоения нового

материала

Понятие о деепричастии. Глагольные и наречные свойства деепричастия.

Знать грамматические особенности деепричастий

Объяснительный диктант

Упр.161,

правило стр.77

п/п

Тема урока.

Кол.

час.

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

учащихся

Вид контроля

Дом.

зад.

Дата

план

Дата

факт

43-44.

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

2

Урок

усвоения нового

материала

Деепричастие с зависимыми словами, выделение на письме деепричастного оборота

Знать правило выделения на письме деепричастного оборота

Синтаксическая работа.

Упр.165,168,

правило стр.78,80

45.

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

1

Урок

усвоения нового

материала

Не с деепричастиями

Формировать навык правописания не с деепричастиями, уметь сопоставлять правописание не с другими частями речи.

Тренировочные упражнения, индивидуальные задания на доске.

Упр.173,

правило

стр.82

46.

Деепричастия несовершенного вида.

1

Урок

усвоения нового

материала

Способы образования деепричастий несовершенного вида

Формировать навык образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя их вид

индивидуальные задания

Упр.177,

правило стр.84

47.

Деепричастия совершенного вида.

1

Урок

усвоения нового

материала

Способы образования деепричастий совершенного вида

Формировать навык образовывать деепри-

частия от глаголов, сохраняя их вид

Работа с текстами

Упр.183,

правило стр.86

48.

РР Сочинение-описание действий человека по картине С.Григорьева «Вратарь»

1

Урок

развития

речи

Рассказ на основе картины. Завязка, развитие действий, кульминация, развязка.

Уметь создавать текст по картине

Создание текста сочинения-описания действий

Закончить работу над сочинением

49.

Морфологический разбор деепричастий.

1

Урок-практикум

Обобщение и систематизация сведений о деепричастиях

Уметь разбирать деепричастие как часть речи

Графическое обозначение орфограмм в предложениях

Упр.188, контр. вопросы стр.91,92

п/п

Тема урока.

Кол.

часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

учащихся

Вид контроля

Домашнее

задание

Дата

план

Дата

факт

50.

Повторение темы «Деепричастие».

1

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

Повторение и систематизация сведений о деепричастии

Знать основные понятия по теме «Деепричастие»

Работа с текстом

Упр.194

51.

Контрольный диктант по теме

«Деепричастие».

1

Урок

контроля

Контроль знаний по изученной теме.

Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы

К/диктант


Наречие (26часов )



52.

3 четверть.

Наречие как часть речи.

1

Урок

усвоения

нового

материала

Наречие - развивающаяся часть речи. Значения наречий. Морфологические признаки наречий.

Повторить уже известные сведения о наречии, формировать умение определять значение наречий, их морфологическую и синтаксическую роль

Самостоятель-ная работа

Упр.199,

правило стр.94

53-54.

Смысловые группы наречий.

2

Урок

усвоения

нового

материала

Систематизация знаний учащихся о значениях наречий, знакомство со смысловыми группами наречий

Знать обстоятельственные и определительные значения наречий

Тренировочные упражнения

Упр.205,210,

группы наречий

55.

РР Сочинение-описание в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег».

1

Урок

развития

речи

Дневниковые записи в сочинении на основе репродукции картины И.Попова «Первый снег»

Уметь оформлять дневниковые записи в написании сочинения.

Создание текста

Закончить работу над сочинением

п/п

Тема урока.

Кол.

часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

учащихся

Вид контроля

Домашнее

задание

Дата

план

Дата

факт

56-57.

Степени сравнения наречий.

2

Урок

усвоения

нового

материала

Образование сравнительной и превосходной степени наречий, синтаксическая роль наречий в сравнительной степени

Формировать умение различать сравнительную степень прилагательного и наречия, образовывать степени сравнения наречий

Запись и анализ примеров

Упр.215, таблица.

58.

Морфологический разбор наречий.

1

Урок-практикум

Систематизация сведений о наречии, порядок морфологического разбора наречия

Уметь производить морфологический разбор наречия

Тренировочные упражнения

Упр.218

59-60

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на

-О, и -Е.

2

Урок

усвоения

нового

материала

Написание НЕ с наречиями

Формировать умение обозначать орфограмму, выбирать правильное написание

Работа с текстами

Упр.222,226,

правило стр.104

61.

Контрольный диктант по теме «Наречие».

1

Урок контроля

Контроль знаний по теме «Наречие»

Уметь применять орфограммы, изученные в разделе

Диктант


62-63.

Буквы Е и И в приставках НЕ-, НИ- отрицательных наречий.

2

Урок

усвоения

нового

материала

Правописание приставок НЕ-,НИ- в наречиях

Отрабатывать навык правильного написания е и и в приставках наречий НЕ- НИ-

Тренировочные упражнения

Упр.231,

правило стр.108

64.

Анализ к/д, работа над ошибками.

Практикум.

1

Урок-практикум

Исправление недочетов в диктанте

Уметь проводить самостоятельно работу над ошибками

Самостоятель-ная работа над ошибками


п/п

Тема урока.

Кол.

часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

учащихся

Вид контроля

Домашнее

задание

Дата

план

Дата

факт

65.

РР Устный рассказ по опорным словам.

1

Урок

развития

речи

Устный рассказ по опорным словам

Уметь использовать наречия в текстах

Устный рассказ по опорным словам


66-67.

Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е.

2

Урок

усвоения

нового

материала

Правописание в наречиях одной и двух Н

Уметь применять правило написания Н.НН в наречиях

Предупредительный диктант

Упр.236,

правило стр.110

68.

РР Описание действий. Сочинение о труде для рубрики школьной газеты «Учимся работать».

1

Урок

развития

речи

Роль описаний действий в речи, роль наречий.

Заметка в газету.

Уметь образовывать цепочку действий, используя в речи наречия

Тренировочные упражнения по конструированию предложений.

Создание текста.

Закончить работу над сочинением.

69.

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1

Урок

усвоения

нового

материала

Правило написания О и Е после шипящих на конце наречий

Уметь выделять изучаемую орфограмму, определив часть речи

Предупредительный диктант

Упр.243.

Правило стр.113

70-71.

Буквы О и А на конце наречий.

2

Урок

усвоения

нового

материала

Правописание О,А на конце наречий, имеющих приставки

Уметь выбрать нужный суффикс в зависимости от способа образования наречия и приставки

Словообразова-тельная работа

Упр.247,

правило стр. 115

72-73

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

2


Урок

усвоения

нового

материала

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях

Формировать умение отличать наречие от существительного, прилагательного и числительного с предлогом, умение писать их

Тестовые задания, работа с текстами упражнений учебника

Упр.251,255,

правило стр.117,119

п/п

Тема урока.

Кол.

часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

учащихся

Вид контроля

Домашнее

задание

Дата

план

Дата

факт

74

РР Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья»

1

Урок

развития речи

Работа над текстом сочинения

Развивать речь учащихся, учить выражать свое мнение.

Сочинение

Закончить работу над сочинением

75

Мягкий знак на конце наречий.

1

Урок

усвоения

нового

материала

Правило употребления мягкого знака на конце наречий

Формировать умение находить орфограмму «Мягкий знак на конце наречий»

Работа с текстами упражнений

Упр.266, контр.вопросы

стр.123,124

76-77

Повторение темы «Наречие».

2

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

Повторение изученного по теме, подготовка к контрольному диктанту

Отрабатывать правила правописания наречий, морфологический разбор наречий

Анализ текста, работа над правилами

Упр.272

Категория состояния (6часов)



78

Категория состояния как часть речи.

1

Урок

усвоения

нового

материала

Знакомство с категорией состояния как самостоятельной частью речи

Отрабатывать навыки употребления в речи категории состояния.

Конструирование предложений

Упр.277.

правило стр.127

79

Морфологический разбор категории состояния.

1

Урок-практикум

Общее значение, неизменяемость категории состояния

Уметь производить морфологический разбор категории состояния.

Тренировочные упражнения

Упр.279,

контр. вопросы стр.132

80

РР Сжатое изложение по упр.281 «Обыкновенная земля»

1

Урок

развития речи

Работа над приемами сжатия текста

Уметь выделять в тексте проблему, тему и микротемы, владеть способами сжатия текста

Работа над текстом изложения


п/п

Тема урока.

Кол.

часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

учащихся

Вид контроля

Домашнее

задание

Дата

план

Дата

факт

81

Контрольный диктант по темам «Наречие», «Категория состояния».

1

Урок

контроля

Правописание наречий

Проверка знаний учащихся

Диктант


82

Анализ к/диктанта. Работа над ошибками.

1

Урок-практикум

Самостоятельная работа над ошибками, классификация ошибок

Работа над допущенными ошибками

Текст диктанта

Индивидуаль-ные сообщения о языковеде Востокове

83

РР Устное сочинение на лингвистическую тему по упр.282.

1

Урок

развития речи

Развитие речи учащихся. Понятие о лингвистике.

Уметь создавать текст на лингвистическую тему

Работа с комплексным анализом текста

Готовиться к тестированию.

Служебные части речи(1час).



84

Самостоятельные и служебные части речи.

1

Урок

усвоения

нового

материала

Систематизация отличий служебных и самостоятельных частей речи

Употребление в речи служебных и самостоятельных частей речи. Роль служебных частей речи.

Работа с текстом учебника.

подготовить сообщение об особенностях служебных частей речи.

Предлог(11часов )



85

Предлог как часть речи.

1

Урок

усвоения

нового

материала

Понятие о предлоге как служебной части речи

Формирование представления о предлоге, закрепление умения писать предлоги с различными частями речи

Работа с текстами упражнений

Правило стр.134

86-87

Употребление предлогов.

2

Уроки

усвоения

нового

материала

Употребление предлогов в тексте

Предупредить ошибки в употреблении предлогов, познакомить с однозначными и многозначными предлогами

Работа над исправлением ошибок в предложениях

Упр.295

п/п

Тема урока.

Кол.

часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

учащихся

Вид контроля

Домашнее

задание

Дата

план

Дата

факт

88

РР Составление устного текста научного стиля

1

Урок

развития

речи

Составление текста научного стиля

Развивать речь учащихся

Работа с текстом

Упр.289

89 -90

Непроизводные и производные предлоги.

2

Урок

усвоения

нового

материала

Нахождение предлогов в тексте, определение из каких частей речи они произошли

Уметь определять производные и непроизводные предлоги

Работа с параграфом учебника, дополнительные творческие задания

Упр.298,302

91

Простые и составные предлоги.

1

Урок

усвоения

нового

материала

Понятие о простых и составных предлогах

Уметь находить в тексте простые и составные предлоги,

Работа с карточками, текстами упражнений

Упр.303

92

Морфологический разбор предлогов.

1

Урок-практикум

Порядок морфологического разбора предлогов

Уметь производить морфологический разбор предлога

Работа с текстами упражнений

Упр.305

93

РР Сочинение по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»

1

Урок

развития

речи

Работа над материалами сочинения, составление текста сочинения

Развитие речи учащихся, умение употреблять в тексте простые и сложные предложения

Работа с текстом сочинения

Закончить работу над сочинением.

94-95

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

2


Урок

усвоения

нового

материала

Правила написания производных предлогов

Формирование умения отличать производные предлоги от других частей речи

Работа с материалами учебника, карточками

Упр.310,

Правило стр.144,145

п/п

Тема урока.

Кол.

часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

учащихся

Вид контроля

Домашнее

задание

Дата

план

Дата

факт

Союз (15часов )



96

4 четверть

Союз как часть речи.

1

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

Понятие о союзе как части речи

Повторение и совершенствование знаний о союзе как части речи

Объяснительный диктант

Упр.317,

правило стр.147

97

Простые и составные союзы.

1

Урок

усвоения

нового

материала

Формирование понятия о простых и составных союзах

Уметь отличать в тексте простые и составные союзы

Работа с текстом упражнений, словарный диктант

Упр.319, составить 10 сложных предложений.

98

Союзы сочинительные и подчинительные.

1

Урок

усвоения

нового

материала

Знакомство с группами союзов, их значением

Уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы. Употребление союзов в предложениях.

Работа с текстом. Конструирование предложений по схемам.

Упр.322

99

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

1

Урок

усвоения

нового

материала

Навыки правильной постановки знаков препинания в СП.

Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы, употреблять их в тексте

Работа с текстом упражнения

Упр.326

100

101

Сочинительные союзы.

2

Уроки

усвоения

нового

материала

Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях.

Уметь выделять в тексте союзы, определять их текстообразующую роль

Работа с текстом

Упр.332,336

102

РР Сочинение на тему «Я сижу на берегу…»

1

Урок

развития речи

Собирание материала к тексту

Уметь употреблять слова определенной лексической группы

Сочинение


103

Подчинительные союзы.

1

Урок

усвоения

нового

материала

Употребление подчинительных союзов СПП.

Текстообразующая роль союзов в тексте

Работа над текстами упражнений.

Упр.340, составить предложения по схемам.

п/п

Тема урока.

Кол.

часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

учащихся

Вид контроля

Домашнее

задание

Дата

план

Дата

факт

104

Морфологический разбор союзов.

1

Урок-практикум

Значение и признаки союзов. Роль союзов в тексте.

Умение производить морфологический разбор союзов.

Работа с текстами, разбор союзов.

Составить предложения по данным схемам.

105

РР Сочинение-рассуждение на тему «Как я отношусь к чтению».

1

Урок

развития речи

Материалы сочинения

Уметь правильно подбирать материалы к тексту сочинением

Работа над сочинением

Закончить работу над сочинением.

106-107

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

2

Уроки

усвоения

нового

материала

Правописание союзов тоже, также, чтобы

Знать правила написания союзов

Работа с текстом упражнений

Упр.346,350,

правило стр. 162, контр.вопросы стр.165

108

Повторение сведений о предлогах и союзах.

1

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

Повторение изученного

Правописание предлогов, союзов

Работа с текстами упражнений, карточками.

Упр.356

109

Контрольный диктант по темам «Предлог», «Союз».

1

Урок

контроля

Проверка знаний учащихся, контроль

Уметь правильно объяснять правописание предлогов и союзов, ставить знаки препи-нания в тексте.

Написание к/диктанта


110

Анализ к/диктанта, работа над ошибками.

1

Урок-практикум

Анализ допущенных ошибок

Отрабатывать навыки самостоятельной работы над ошибками в диктанте

Работа над ошибками, классификация по видам орфограмм.

Мини-сочинение по данным темам.

Частица (15 часов)



111

Частицы. Частица как часть речи.

1

Урок

усвоения нового

материала

Умение отличать частицы от других частей речи.

Показать особенности частицы как служебной части речи, роль частиц в речи.

Работа с текстами упражнений

Упр.359,

правило стр.167

112-113

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

2

Уроки

усвоения нового

материала

Умение находить частицы в тексте. Разряды частиц.

Познакомить с разрядами частиц, с формообразующими частицами.

Работа с текстами

Упр.364, творческая работа

114-115

Смысловые частицы.

2

Уроки

усвоения нового

материала

Разнообразие и функции смысловых частиц,их функционирование в определенных

стилях речи.

Показать разнообразие и функции смысловых частиц.

Работа с текстами упражнений. Словарная работа.

Упр.369, 375

116-117

Раздельное и дефисное написание частиц.

2

Уроки

усвоения нового

материала

Правописание частиц

Правила написания частиц

Анализ упражнений, карточки

Упр.381, повторить разряды частиц

118

РР. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

1

Урок

развития речи.

Подбор материала для сочинения.

Конструирование предложений, Работа над текстом сочинения.

Сочинение по картине

Закончить работу над сочинением

119

Морфологический разбор частицы.

1

Урок-практикум.

Морфологические признаки частицы.

Умение производить морфологический разбор частицы.

План разбора частицы. Лингвистический анализ текста.

Упр.384

120

Отрицательные частицы.


1

Урок

усвоения нового

материала

Роль отрицательных частиц в речи.

Расширить знания учащихся о

частицах не-,ни, употреблении их в тексте.

Работа над текстами упражнений. Карточки.

Упр.391,392,

правило стр.179,180

п/п

Тема урока.

Кол.

часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

учащихся

Вид контроля

Домашнее

задание

Дата

план

Дата

факт

121

Различение на письме частиц не- и приставки не-.

1

Урок

усвоения нового

материала

Закрепление умения выбрать нужную частицу в соответствии с ее значением и ролью в предложении.

Отрабатывать практические навыки в разграничении частиц не-, приставки не-

Тексты упражнений, лингвистическая разминка

Упр.398

122

РР Сочинение-рассказ по данному сюжету

1

Урок

развития речи

Написание сочинения

Развитие навыков монологической речи.

Работа над текстом по заданному сюжету.

Закончить работу над сочинением.

123

Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни.

1

Урок

усвоения нового

материала

Омонимичные лингвистические единицы

Развивать орфографические и пунктуационные навыки при использовании в речи частицы ни, приставки ни-, союза ни-ни

Работа над текстами упражнений. Объяснительный диктант.

Упр.406, контр.вопросы стр.187

124

Обобщение по теме «Частица».

1

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

Анализ лингвистического текста. Повторение изученного о частицах.

Обобщить знания учащихся о частицах.

Работа над лингвистическим текстом, контрольные карточки.

Упр.414

125

Контрольный диктант по теме «Частица».

1

Урок

контроля.

Диктант

Проверка навыков учащихся

Диктант. Грамматические задания.


Междометие (2часа)



126

Междометие как часть речи.

1

Урок

усвоения нового

материала

Понятие о междометии как особой части речи

Показать грамматические признаки и роль междометий

Работа над текстом параграфа, составление тезисного плана.

Упр.416

127

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

1

Урок

усвоения нового

материала

Правописание междометий. Знаки при междометиях в предложении.

Уметь правильно применять орфографические и пунктуационные правила, связанные с междометиями.

Работа с текстами.

Упр.421

Повторение и систематизация пройденного в VIIклассе ( часов)



128

Разделы науки о русском языке. Текст, стили речи.

1

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

Повторение стилей и типов речи,

Закрепить навыки анализа текста.

Собирание материалов к сочинению.

Упр.427

129

РР Сочинение на заданную тему.(Упр.428)

1

Урок

развития речи

Создание собственного текста

Уметь составлять текст на заданную тему.

Написание сочинения.


130

Фонетика.

Графика.

1

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

Звук как единица языка.

Закрепить знания учащихся по фонетике и графике.

Работа с текстами упражнений.

Фонетический разбор данных слов.

131

Лексика и фразеология.

1

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

Слово как основная единица языка

Закрепить умения анализа текста

Работа с текстами упражнений

Выписать из художественного текста предложения с диалектизмами

132

Морфемика и словообразования.

1

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

Повторение правил по разделу «Морфемика и словообразование»

Лексическое значение слова

Работа с текстами упражнений

Морфемный и словообразовательный разбор данных слов.

133

Морфология и орфография.

1

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

Морфологические признаки различных частей речи.

Закрепить знания учащихся по морфологии

Работа с текстами упражнений, карточки

Упр.445, 453

п/п

Тема урока.

Кол.

часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

учащихся

Вид контроля

Домашнее

задание

Дата

план

Дата

факт

134

Синтаксис и пунктуация.

1

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

Синтаксические единицы

Повторение видов и типов предложений. Знаки препинания в предложении.

Работа с текстами. Анализ.

Упр.458

135

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса.

1

Урок контроля

Проверка знаний, умений , навыков учащихся.

Проверка навыков учащихся

Контрольная

работа.

Без д. з.

136

Итоговый урок.

Анализ контрольной работы.

1

Урок-практикум

Анализ допущенных ошибок

Отрабатывать навыки самостоятельной работы над ошибками в контрольной работе.

Работа над ошибками, классификация по видам орфограмм.

Без д. з.



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:


1. Учебник «Русский язык», 7 класс. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др./ Научный редактор -

Академик РАО, доктор филологических наук Н.М.Шанский./ М. «Просвещение», 2012

2.«Уроки русского языка в 7 классе»; Книга для учителя/М.В.Федорова - М. «Просвещение», 2012

3.Тестовые задания по русскому языку для 7 класса. А.Б.Малюшкин, Л.Н.Иконницкая, М. «Творческий центр», 2012

4. Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку.Составитель А.Б. Малюшкин. - М.:Творческий центр Сфера, 2010.

5. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 7 класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. - М.:Интеллект-центр, 2011.

6. Поурочные разработки по русскому языку. Русский язык.7 класс.Н.В.Егорова.\М. ВАКО.2006

7. Интерактивные дидактические материалы. Русский язык .7 класс. О.Г.Скоробогатова. М. Планета. 2012г



© 2010-2022