- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока по русскому языкуЧередование а-о в корнях -лаг-, -лож-( 5 класс)
Технологическая карта урока по русскому языкуЧередование а-о в корнях -лаг-, -лож-( 5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гаврилова Т.В. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок БУКВЫ О-А В КОРНЯХ -ЛАГ- - -ЛОЖ-
Цели деятельности учителя
Выяснить совместно с учащимися условие написания букв а и о в изучаемых корнях; научить владеть способом выбора букв о-а в корнях -лаг- - -лож, развивать образное и логическое мышление, речь учащихся
Тип урока
Урок объяснения нового материала
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать и уметь применять правило правописания букв о-а в корнях
-лаг- - -лож- ,уметь отличать слова с ложным чередованием.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность к осознанию целей
учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
методы и формы
обучения
Эвристический метод, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные (цифровые) ресурсы
Интернет-ресурсы:
uroki.net
zavuch.info
intergu.ru
akademius.narod.ru/vibor-rus.html
festival.1september.ru/subjects
som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстра-
ционный материал
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся
Основные понятия
и термины
Чередование, орфограмма-буква
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность
учащихся
Формы
органи-
зации совзаимодействия
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
Контроль результатов учебной деятельности
1
2
3
4
5
6
7
1. Мотивация (самоопределение) к учеб-
ной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Начинается урок,
Он пойти нам должен впрок.
Много предстоит узнать
И запомнить, и понять.
Ну ребята, вы готовы?
Что ж в дорогу
К знаньям новым!
Вступительное слово.
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим лингвистическое путешествие по острову Орфография. На этом острове много домиков, в которых живут орфограммы. В некоторых из них вы побываете. Чтобы попасть в гости к ним, вам нужно выполнить задания, которые предложат жители. ( Слайды 3, 4, 5)
Первое задание :Запишите название терминов по его лексическому значению.
а) …… - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.
б) …… - это самые маленькие значимые части слова.
в) Часть слова без окончания это - ….
г) Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение это - …
д) …. - это значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов.(слайд 4)
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность
к уроку
Фронтальная
Личностные: положительно относятся к учению,
познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)
Листы обратной связи
2. Актуализация
и пробное учебное дей-
ствие.
Выявление места и при-
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних
и новых знаний и применение их в новых ситу-
Ой, а это что такое? Не так-то просто попасть в домик. Хозяева предлагают нам еще одно задание.
Второе задание: Запишите слова, вставив нужные буквы:
Ц..пленок, ц..тата, м..лодой, птиц.., брош…ра, м..рфема, замоч..к,
ключ..к (слайд 5)
Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания; обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний
у них недостаточ-
Фронтальная, индивидуальная.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции
Устные ответы, письменные работы.
чины затруднения
ациях. Эвристическая беседа, работа с дидактическим материалом.
- (слайд 6) Ворота открылись, но нас ожидает еще одно задание:
Заблудились слова в беспорядке,
Потеряли места в суете,
Так давайте, ребята, поможем
Им в нелегкой и грустной судьбе.
Раздает карточки с заданием.
- Расставьте слова так, чтобы получилось предложение, объясните постановку знаков препинания, выделите основу.
1-я группа: дерево, хвойных, семейства, сосна.
2-я группа: ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на.
дополняет ответы обучающихся, сопровождает деятельность школьников по повторению орфограмм.
но для полных ответов.
анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Физкультминутка
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Тихо все на место сели
Выполняют элементарные физические упражнения
Фронтальная
Личностные: проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии и работоспособности на уроке
Выполнение упражнений
3. Целеполагание и по-
строение
проекта выхода
из затруднения
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
- Ну, а сейчас мы идем дальше. На пути встречается Орфографический домик (на слайде 7).
Безударный - хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука.
- Обратимся к материалу учебника и определим тему урока
§ 51
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, работают с учебником, осваивают лингвистические термины
Фронтальная
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера
по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения
Вопросы для уточнения информации
эвристической беседы; работа с учебными
пособиями
необходимой для решения проблемы информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса
4. твор-
ческая практическая деятельность
по реализации построенного проекта
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.
Эвристическая беседа по вопросам. Наблюдение за языковыми явлениями, анализ единиц языка
На слайде слова:
Излагать, слагать, изложить, сложить, предлагать, предложить.
- Распределите их в два столбика.
(излагать
изложить
слагать
сложить
предлагать
предложить)
- Почему распределили слова таким образом?
- Выделим корни.
- Какие это слова?
- В этих словах происходит чередование гласных.
- Какие гласные чередуются?
- Наша задача - разобраться, когда в корнях с чередованием пишется а, когда - о.
- Почему в словах 1-го столбика пишем в корне букву а?
- Почему в словах 2-го столбика - буква о?
- Обозначим орфограмму.
- Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?
- Прочитаем правило.
- От чего зависит чередование гласных а-о в корнях -лаг- - -лож-?
- А теперь выполним упражнение 566 и сделаем вывод: от чего
зависит написание гласных в корнях -лаг- - -лож- ?
дополняет ответы обучающихся, сопровождает деятельность школьников по освоению орфограмм
Принимают участие в работе, под руководством педагога выполняют задания; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Фронтальная,
индивидуальная
Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: читают
и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят
ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
Устные ответы;
выполнение заданий
5. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону.
Включение в систему знаний и повторение
Обобщение
и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение практического задания, составление связных рассказов об изученных нормах.
Взаимопроверка. Обобщение
полученных
на уроке сведений
Архипелаг Закрепления.
1. От данных глаголов с помощью суффикса -ени образуйте существительные. (слайд 8,9)
1-я команда
2-я команда
изл_гать
пол_гать
предл_гать
нал_гать
предпол_гать
возл_гать
сл_гать
распол_гать
прил_гать
прол_гать
2. Работа с сигнальными карточками.
- Я называю словосочетание, а вы показываете гласную, которая пишется в корне слова с чередованием.
Предлагать (ничью), положительный (герой), располагающая (улыбка), (изменить) положение, (закончить) изложение, (уменьшить) слагаемое, (высказать) предположение, (просклонять) прилагательное, (произвести) сложение.
3. На слайде даны слова с пропущенными гласными на правописание корней -лаг- - -лож-.(слайд 10)
Прил_гать, перел_жить, сл_гаемое, прол_гать, обл_жили, нал_гать, дол_жить, отл_жить, предл_гать, сл_жить.
- Запишите слова в два столбика. Выполните проверку по столбикам.
4. Выполните упражненияе 567
- В каких морфемах находятся орфограммы?
- Расскажите правило правописания корней -лаг- - -лож-
- Итак, мы побывали в гостях у корней - лаг- , -лож- . Нам предстоит побывать в гостях ещё у многих корней
Выполняют упражнения; проверяют правильность выполнения работы
Индивидуальная, групповая
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать
в творческом, созидательном процессе.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
6. Рефлексия учебной деятельности
Заключительная беседа
по вопросам
- Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился -
выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.(слайд 11)
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений
Индивидуальная
Личностные: понимают значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний и умений.
Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки
Листы обратной связи