Технологическая карта урока по русскому языкуЧередование а-о в корнях -лаг-, -лож-( 5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок БУКВЫ О-А В КОРНЯХ -ЛАГ- - -ЛОЖ-

Цели деятельности учителя

Выяснить совместно с учащимися условие написания букв а и о в изучаемых корнях; научить владеть способом выбора букв о-а в корнях -лаг- - -лож, развивать образное и логическое мышление, речь учащихся

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать и уметь применять правило правописания букв о-а в корнях
-лаг- - -лож- ,уметь отличать слова с ложным чередованием.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность к осознанию целей

учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы
обучения

Эвристический метод, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные (цифровые) ресурсы

Интернет-ресурсы:

uroki.net

zavuch.info

intergu.ru

akademius.narod.ru/vibor-rus.html

festival.1september.ru/subjects

som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстра-
ционный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия
и термины

Чередование, орфограмма-буква

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
органи-

зации совзаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (самоопределение) к учеб-

ной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Начинается урок,

Он пойти нам должен впрок.

Много предстоит узнать

И запомнить, и понять.

Ну ребята, вы готовы?

Что ж в дорогу

К знаньям новым!

Вступительное слово.

- Ребята, сегодня мы с вами продолжим лингвистическое путешествие по острову Орфография. На этом острове много домиков, в которых живут орфограммы. В некоторых из них вы побываете. Чтобы попасть в гости к ним, вам нужно выполнить задания, которые предложат жители. ( Слайды 3, 4, 5)


Первое задание :Запишите название терминов по его лексическому значению.

а) …… - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.
б) …… - это самые маленькие значимые части слова.
в) Часть слова без окончания это - ….
г) Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение это - …
д) …. - это значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов.(слайд 4)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность
к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению,
познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

Листы обратной связи

2. Актуализация
и пробное учебное дей-

ствие.

Выявление места и при-

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних
и новых знаний и применение их в новых ситу-

Ой, а это что такое? Не так-то просто попасть в домик. Хозяева предлагают нам еще одно задание.

Второе задание: Запишите слова, вставив нужные буквы:

Ц..пленок, ц..тата, м..лодой, птиц.., брош…ра, м..рфема, замоч..к,

ключ..к (слайд 5)

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания; обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний
у них недостаточ-

Фронтальная, индивидуальная.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции

Устные ответы, письменные работы.

чины затруднения

ациях. Эвристическая беседа, работа с дидактическим материалом.

- (слайд 6) Ворота открылись, но нас ожидает еще одно задание:

Заблудились слова в беспорядке,
Потеряли места в суете,
Так давайте, ребята, поможем
Им в нелегкой и грустной судьбе.

Раздает карточки с заданием.
- Расставьте слова так, чтобы получилось предложение, объясните постановку знаков препинания, выделите основу.

1-я группа: дерево, хвойных, семейства, сосна.
2-я группа: ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на.

дополняет ответы обучающихся, сопровождает деятельность школьников по повторению орфограмм.

но для полных ответов.

анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Физкультминутка

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повертели
И работать захотели.
Тихо все на место сели

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные: проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии и работоспособности на уроке

Выполнение упражнений

3. Целеполагание и по-

строение

проекта выхода
из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

- Ну, а сейчас мы идем дальше. На пути встречается Орфографический домик (на слайде 7).

Безударный - хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука.

- Обратимся к материалу учебника и определим тему урока

§ 51

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, работают с учебником, осваивают лингвистические термины

Фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера
по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения

Вопросы для уточнения информации

эвристической беседы; работа с учебными
пособиями

необходимой для решения проблемы информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса

4. твор-

ческая практическая деятельность
по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Эвристическая беседа по вопросам. Наблюдение за языковыми явлениями, анализ единиц языка

На слайде слова:
Излагать, слагать, изложить, сложить, предлагать, предложить.

- Распределите их в два столбика.

(излагать

изложить

слагать

сложить

предлагать

предложить)

- Почему распределили слова таким образом?

- Выделим корни.

- Какие это слова?

- В этих словах происходит чередование гласных.

- Какие гласные чередуются?

- Наша задача - разобраться, когда в корнях с чередованием пишется а, когда - о.

- Почему в словах 1-го столбика пишем в корне букву а?

- Почему в словах 2-го столбика - буква о?

- Обозначим орфограмму.

- Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?

- Прочитаем правило.

- От чего зависит чередование гласных а-о в корнях -лаг- - -лож-?

- А теперь выполним упражнение 566 и сделаем вывод: от чего
зависит написание гласных в корнях -лаг- - -лож- ?

дополняет ответы обучающихся, сопровождает деятельность школьников по освоению орфограмм

Принимают участие в работе, под руководством педагога выполняют задания; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Фронтальная,

индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают
и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят
ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы;

выполнение заданий

5. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону.

Включение в систему знаний и повторение

Обобщение
и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение практического задания, составление связных рассказов об изученных нормах.

Взаимопроверка. Обобщение
полученных
на уроке сведений

Архипелаг Закрепления.

1. От данных глаголов с помощью суффикса -ени образуйте существительные. (слайд 8,9)

1-я команда

2-я команда

изл_гать

пол_гать

предл_гать

нал_гать

предпол_гать

возл_гать

сл_гать

распол_гать

прил_гать

прол_гать

2. Работа с сигнальными карточками.

- Я называю словосочетание, а вы показываете гласную, которая пишется в корне слова с чередованием.

Предлагать (ничью), положительный (герой), располагающая (улыбка), (изменить) положение, (закончить) изложение, (уменьшить) слагаемое, (высказать) предположение, (просклонять) прилагательное, (произвести) сложение.

3. На слайде даны слова с пропущенными гласными на правописание корней -лаг- - -лож-.(слайд 10)

Прил_гать, перел_жить, сл_гаемое, прол_гать, обл_жили, нал_гать, дол_жить, отл_жить, предл_гать, сл_жить.

- Запишите слова в два столбика. Выполните проверку по столбикам.

4. Выполните упражненияе 567

- В каких морфемах находятся орфограммы?

- Расскажите правило правописания корней -лаг- - -лож-

- Итак, мы побывали в гостях у корней - лаг- , -лож- . Нам предстоит побывать в гостях ещё у многих корней

Выполняют упражнения; проверяют правильность выполнения работы

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать
в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения


6. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа
по вопросам

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился -

выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.(слайд 11)

Технологическая карта урока по русскому языкуЧередование а-о в корнях -лаг-,-лож- ( 5 класс)

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений

Индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки

Листы обратной связи


© 2010-2022