Порядок слов в предложении. Логическое ударение

Автор работы:Наталья Николаевна Покровковазаместитель директора по УВРМБОУ СОШ № 2 им. Е.В.Камышева г. Гагарина Смоленской области Цель урока: формирование умения выделять наиболее важное слово в предложении с помощью логического ударения и порядка слов; формирование умения выразительно читать текст. Задачи урока: • повторить, систематизировать знания о грамматической основе предложения; • выяснить, какую роль играет логическое ударение; • показать, как логическое ударение меняет смысл предложен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е.В.Камышева»

г. Гагарин Смоленской области



Конспект

урока русского языка в 8 классе

на тему:

«ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ»

Автор работы:

заместитель директора по УВР

Наталья Николаевна Покровкова






Тема урока: ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ.

Цель урока: формирование умения выделять наиболее важное слово в предложении с помощью логического ударения и порядка слов; формирование умения выразительно читать текст.

Задачи урока:

  • повторить, систематизировать знания о грамматической основе предложения;

  • выяснить, какую роль играет логическое ударение;

  • показать, как логическое ударение меняет смысл предложения;

  • воспитывать интерес к поэзии и развивать вдумчивое чтение.

Оборудование: Русский язык, 8кл., учебник для общеобразовательных учреждений. Тростенцова Л.А, Ладыженская Т.А. и др. 2011 -237с.

План урока:

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы и задач урока.

  3. Выборочная проверка домашнего задания.

  4. Орфографическая работа. Запись под диктовку с комментированием.

  5. Синтаксический разбор предложения

  6. Работа с § 14 учебника и упражнениями №№ 82, 83.

  7. Итог урока. Рефлексия.

  8. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы и задач урока.

  3. Выборочная проверка домашнего задания.

  4. Орфографическая работа. Запись под диктовку с комментированием.

Искусный, искусственный, участник, придать вид, преклонить колени, запечатленный, благословенный, беспримерный, умиротворенный, поразительная картина, укрощающий, завороженный.

  1. Синтаксический разбор предложения.

Горные вершины спят во тьме ночной. (М. Лермонтов.)

-Обратите внимание на расположение главных и второстепенных членов предложения.

(Подлежащее предшествует сказуемому, определение стоит перед определяемым словом, обстоятельство места - после сказуемого.)

- Такой порядок слов в предложении обычный, естественный, привычный. Этот порядок слов называется прямым. Знание основных позиций членов предложения необходимо для выбора правильной интонации и постановки логического ударения.

  1. Работа с § 14 учебника и упражнениями №№ 82, 83.

-Обратите внимание на выделение на письме с помощью порядка слов наиболее важных из них, на выделение слова с помощью обратного порядка слов, на логическое ударение как средство выделения важного в сообщении слова.

  1. Закрепление материала.

1. Вспомните, как звучит описание Москвы у М. Лермонтова в «Песне про купца Калашникова...». («Над Москвой великой, златоглавою...»)

- Какой порядок слов использован здесь? Как вы думаете, с какой целью? (Создает напевность, торжественность, мелодичность.)

2. Разбор предложений, определение порядка слов в них, выразительное чтение.

...Пахнул в лицо мне воздух чистый...

Уж сумерки зависли над землей,

Трещит мороз, и пылью серебристой

Ложится снег на гладкой мостовой.

(А. Апухтин.)

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Всё ли у вас получилось на уроке?

- Над чем ещё нужно поработать?

  1. Домашнее задание: § 14 учебника, составить и записать 5 предложений, в которых постановка знаков препинания зависит от логического ударения.



© 2010-2022