Тема «Традиции и обычаи на уроках»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Манапова Зоя Тариховна

Атырау № 12 орта мектеп

Тема «Традиции и обычаи на уроках»

Традиции - это исторически сложившиеся устойчивые и наиболее обобщённые нормы и принципы общественных отношений людей, передаваемые из поколения в поколение и охраняемые силой общественного мнения. Традиции также древни, как само человечество.

Они носят исторический характер, ибо возникли и формировались в процессе трудовой и общественной деятельности людей, складываясь не по желанию отдельных лиц и групп, а всегда имели под собой свою собственную объективную основу. Обычаи - это также общепринятые исторически сложившиеся в процессе эволюции правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной области общественной жизни.

Основной проблемой современной семьи является утрата семейных традиций здорового, трезвого образа жизни и быта. Здоровая, крепкая семья, основанная на взаимном уважении, ответственности и жертвенности, перестает быть для современного человека ценностью, во многом из-за утраты духовно-нравственных ориентиров. прерывания культурных традиций и отсутствия положительного образа семейной жизни. В решении данной проблемы ведущая роль должна принадлежать женщине-матери. .

Как учитель русского языка и литературы в казахской школе я пытаюсь решить задачу приобщения учащихся к народным традициям ,казахской и русской народной культуре ,классической литературе Для этого я стараюсь широко использовать на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и «Метод проектов», учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность , расширять их знания по предмету. развивает способность учащихся ,умение понимать окружающий мир, любить и уважать близких людей , быть патриотами. Изучая творчество писателей и поэтов: Пушкина, Абая, С .Есенина ,М.Лермонтова ,М.Горького делаю ориентир на среду ,в которой они выросли, на людей ,которые воспитывали их , несмотря ни на какие трудности ,кто помогал им в становлении их как личности .И оказалось это были бабушки , а у Пушкина ещё была и няня Арина Родиновна , Тогда получается что именно в руках женщины - созидание культуры, семьи, спасение человечества и общества -воспитание лучших людей в трудных современных социально-экономических условиях После знакомства с творчеством писателей и поэтов ,даю задания учащимся исследовать генеалогическое древо изучаемого писателя или поэта ,а затем составление своей родословной .Проблема :изучение истории своей семьи в современной ситуации очень значима для каждого человека и его поколения Эту тему изучают обычно ребята в старших классах и это может повлиять на дальнейшую жизнь детей

. Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. (Привожу пример изучения генеалогического древа А.С. Пушкина на уроке литературы )



«Исследование генеалогического древа рода А. С. Пушкина

и составление своих родословных».

Урок-исследование по литературе в 9 классе.

Цели урока: провести исследование родословной А. С. Пушкина; составить родословную своей семьи.

Задачи урока: ввести понятие генеалогического метода как одного из основных методов изучения наследственности человека; показать на примере родословной А. С. Пушкина множественный характер наследования некоторых личностных качеств; научить пользоваться генеалогической символикой при составлении родословной своей семьи.

Оборудование: родословная А. С. Пушкина и его семьи, автобиография А. С. Пушкина, символика для построения родословных, портреты А. С. Пушкина и его семьи, схема «Цикличность творчества А. С. Пушкина».

Изучая в курсе общей биологии генетику, вы узнали, что это наука об изменчивости и наследственности. Особое значение для нас имеет генетика человека. То, что организмы передают признаки и свойства своим потомкам, люди на интуитивном уровне знали давно, но понять закономерности наследования признаков люди долгое время не могли. Первые попытки объяснения того факта, что дети похожи на родителей, предпринимал великий ученый и врач Древней Греции - Гиппократ.

В последние десятилетия интерес к генетике особенно возрос, в связи с ее огромным практическим значением для человечества. В настоящее время изучен характер наследования более чем 2000 признаков, нормальных и патологических. Современная наука при исследовании генетики человека использует следующие методы: генеалогический, популяционный, близнецовый, биохимический. Сегодня мы обратимся к одному из самых интересных и доступных - генеалогическому. Этот метод основан на прослеживании какого-либо нормального или патологического признака в ряду поколений, с указанием родственных связей между членами родословной.

Генеалогический метод был предложен в конце XIX века Ф. Гальтоном. Система обозначения родословных - Г. Уостом в 1931 году. Благодаря составлению родословной удалось определить наследственный характер гемофилии, дальтонизма, короткопалости, выявить последствия родственных браков, в результате которых 20-30% детей умирает или рождается больными.

Тут можно привести примеры казахских обычаев , которые изумляют учёных Японии Америки и Европы

Одним из наиболее интересных и значимых в казахской среде является брачный обряд, в котором, как в зеркале, отражаются характерные национальные особенности казахского народа. По-существу все известные нам источники говорят о наличии у казахов моногамного брака, на заключение которого накладываются определенные ограничения, предупреждающие кровно-родственные браки. В связи с этим, по казахской традиции, не могут вступать в брак представители одного рода, состоящие в родстве менее, чем в седьмом колене, либо проживающие на территориях, разделенных менее, чем семью реками. Причем, даже при выполнении этих условий, на брак требуется специальное разрешение главы рода и аксакалов. Такого рода ограничения способствуют предупреждению кровно-родственных смешений и обеспечивают здоровое потомство и процветание нации.

Изучать родословные великих людей, наших соотечественников, занимательно, полезно, патриотично, но не менее увлекательно, интересно и важно заняться изучением и составлением собственной родословной, узнать, веточкой какого древа являешься ты и где твои корни. .

Учащиеся 9«А»кл. начали составлять свои родословные год назад. Работая над этим , остановиться уже невозможно.

У нас у тюркских народов родословность называется "шежире", каждый казах знает принадлежность к своему племени и роду, каждый знает тамгу своего племени(герб/знак), каждый казах свое шежире должен знать минимум до 7го колена, есть казахи которые вплоть и до средневековья свою шежире знают !

В исследованиях помогают первую очередь дедушки и бабушки есть семьи, которые собирают фотографии, личные вещи, грамоты, награды, документы. Все это помогает ощутить связь поколений и времен.

Работа над родословной может продолжаться всю жизнь и потребует тщательных изысканий.

Все записи, в том числе и черновик, нужно вести аккуратно и подробно.

Ветви (корни) дерева должны быть абсолютно симметричными, а количество ветвей четным.

При заполнении родословной надо , чтобы каждая веточка содержала имя, если есть возможность поставить даты рождения и смерти и сделать отметки о перенесенных заболеваниях.

При описании рода мы стараемся узнать как можно больше о тех, кого уже нет


Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Под проектом нами понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств. В процессе работы над проектом учащийся проживает конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Ребят я готовлю к к научно- практической конференции в ходе ,которой учащиеся представляют результаты своей работы над творческими

Работа над проектом способствует активному с семьёй, установлению партнерских отношений, сплочению классного коллектива, учащихся и родителей, сплочению семьи. Родители получили много советов и рецептов по составлению родословных (генеалогического дерева), по составлению рассказов по родословным, осознали значимость ответственность перед ними и детьми. Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, к родословной. Работа способствовала воспитанию чувства гордости за свою семью, любви и уважения к родителям. Кроме того эта работа сделала коллектив класса более сплоченным, дружным. Научила быть ответственным за начатое дело и доводить его до конца с максимальной отдачей. Практическая значимость результатов исследования определяет в том , что его результаты составляют основу для решения таких актуальных задач как повышение самооценки ребенка в семье, воспитание чувства гордости за своих предков. Разработанные в ходе исследования сценарий праздника « Моя родословная » , методика работы над этим проектом , имеют практическую ценность при решений различных проблем между родителями и детьми, при становлений духовно-нравственной личности. Это был огромный толчок для исследовательской работы, позволивший собрать интересный материал

Особенный интерес представляет изучение народных традиции при изучении в пятых-шестых классах темы: Устное народное творчество или фольклор..Дети с радостью учат песни , мифы, пословицы , сказки , загадки .При отгадывание загадок пишут ответы на русском ,на казахском и на английском языках Устное народное творчество передавалось из уст в уста -здесь накоплена народная мудрость , смекалка .

Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней - это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников, традиционного декоративно-прикладного и изобразительного искусства - это актуальная проблема современности. Фольклор, его жанры, средства, методы наиболее полно восполняют всю картину народной жизни, дают яркую картину быта народа, его нравственности, духовности. Фольклор раскрывает душу народа, его достоинства и особенности. С точки зрения науки, фольклор - это феномен, который заслуживает особого изучения и внимательной оценки.

Функции и воспитательный потенциал фольклора
Во-первых, фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаямикультурой своего и «народа-соседа».
Во-вторых, с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа. Нравственно-поведенческие нормы и ценности находят выражение в системе образов. Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, школьник понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о красоте человеческой. О поведенческих нормах сообщают мудрые народные пословицы и поговорки.

В-третьих, с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ - творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор - многовековой народный труд, хранящий историю этноса.

В-четвертых, фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремиться понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.

С установлением советской власти, приведшей к чрезмерному усилению роли политического контроля, вековые традиции нашего народа были отодвинуты на задний план, а частью и насильственно уничтожены. Прервалась работа социального механизма закрепления и воспроизводства традиционных отношений, веками регулировавших поведение людей, стали забываться обычаи - процесс, итоги которого чреваты моральной деградацией людей, их нравственным разложением. Не случайно гвардии подполковник Бауржан Момышулы в 1943 г. в письме к председателю совнаркома КазССР, отметив, что многие традиционные национальные игры казахов учат молодежь мастерству, ловкости, находчивости, бесстрашию и воспитывают в них подлинно рыцарские качества, писал: "Все добрые, хорошие традиции казахского народа, идущие из глубин истории, должны вновь восторжествовать".
Сегодня настало время, когда есть возможность "восторжествовать" самым лучшим традициям нашего народа. Ибо, получив государственную независимость, наш народ имеет реальное право идти путем, отвечающим именно его внутренним национальным интересам.


Первым праздником, который берет свое начало еще в доисламской истории казахов, является наурыз, или праздник Весны, приходящийся на день весеннего равноденствия. В этот день в каждом доме готовят специальное блюдо "наурыз", в состав которого входят семь видов продуктов: чумиза, пшеница, рис, ячмень, просо, мясо и курт. Люди ходят из аула в аул, кушают это кушанье, поют песню "наурыз", обнимаются, поздравляют друг друга с Новым годом, желают хорошего приплода в новом году и достатка в доме Особую значимость в процессе обучения имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда).

На первом этапе учащимся выдаются творческие задания, касающиеся сбора информации по традициям, связанным с бытом, праздниками. Затем, по мере изучения разделов обслуживающего труда, идет усложнение и увеличение по объему входящей в проект информации. Каждый проект начинается с исторической справки, в которой обязательно отслеживается та или иная тематика в традициях. Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Использование знаний казахских национальных традиций позволяет разрабатывать учащимся более глубокие, продуманные, интересные, комплексные проекты, в которых значительную часть занимает исследовательская работа. При выполнении таких проектов они значительно пополняют и расширяют свои знания в области краеведения, истории, искусства, технологии, дизайна. В этом году, проектные работы учащихся 7- 8 класса были связаны с обрядовой культурой народа («Бесик той», «», «Тусау кесу»и др).Яркой,

доступной и популярной формой приобщения детей к народным традициям являются также разработки проектов фольклорных праздников-обрядов.

Несколько лет подряд, проводились школьные праздники «Наурыз», по разработанным учителями русского языка и литературы с учителями других предметов Я твердо убеждена, что приобщение учащихся к культуре казахского народа необходимо начинать как можно раньше. Поэтому в 5 классе в период изучения быта наших предков, посещаем городской музей, экспонаты которого расскажут много интересного о том времени. Пополняется музей предметами старины - не нужными в быту и устаревшими - постоянно, которые становятся экспонатами музея.

Национальная культура - это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору

Проанализировав собственную педагогическую деятельность, считаю, что необходимо продолжать работу с детьми по приобщению к казахской народной культуре с помощью метода проектов. Любой народ не должен забывать свои национальные традиции, иначе он обречен на гибель. Возрождение Казахстана- это возрождение казахского народного творчества и русской культуры

Народные традиции являются важнейшим фактором, обеспечивающим чувство единения на уровне нации, общины, семьи, позволяют отдельному индивиду осознать свою этническую принадлежность, сохраняют вековые ценностные ориентации. Чем раньше происходит «погружение» детей в пласт народных традиций, тем органичнее закладывается фундамент его эстетических и нравственных идеалов.












Литература


1. Абсатмаров Р.Б., Садыков Т.С. Воспитание культуры межнационального общения студентов. - Алматы, 1999.

2. Большая советская энциклопедия: Языкознание, 1998.

3. Кондубаева М.Р. Научно-исторические основы формирования культуры речи двуязычного учителя-словесника: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Алматы, 1995. - 339 с.

4 Волков Г.Н. Трудовое воспитание в народной педагогике // Школа и производство. - 2000. - № 3. - С. 26-31.



© 2010-2022