Творческий отчёт: Роль дидактической игры в учебном процессе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческий отчёт:

на тему:

«Игра и её роль в педагогическом процессе.»




Выполнила учитель русского языка и чтения

Тептякова Елена Александровна


2014 год

Содержание:

Введение.

  1. Основные функции дидактической игры.

  2. Виды дидактических игр.

    1. Игры с предметами.

    2. Настольно-печатные игры.

    3. Словесные игры.

  3. Дидактическая задача.

Заключение.

Приложение.

Литература.





Особое место в жизни ребёнка занимает игра. В процессе игры ребёнок живёт, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых сказок. В игре он может быть врачом, лётчиком, воспитателем - кем захочет. И это доставляет ему огромную радость.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить учащихся к текущей жизни в доступных формах интеллекта и активной практической деятельности, нравственного и эстетического переживаний. Дидактическая игра приобретает всё большее значение. Игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей школьного возраста.

Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных процессов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей школьного возраста и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

Основные функции дидактической игры.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры- занятия и дидактические, или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит учителю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приёмы, создаёт игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр учитель не только передаёт определённые знания, формирует представление, но и учит детей играть. Основой для игр детей служит сформированные представления, о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений, в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребёнка неизмеримо больше, чем обучение игре. Дидактическая игра используется при обучении школьника математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Учитель учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактическая игра, к сожалению, реже используется при обучении детей старшего возраста. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов. Обучение и игровая деятельность как форма обучения направлена на развитие у детей произвольного внимания, наблюдательности, развития любознательности и познавательных интересов. Воспитательная и развивающая ценность обучения в игровой форме заключается в содержании направленности его на решение задач нравственного воспитания - воспитание положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей, воспитанию уважения в семье, к старшим. Содержание игровой деятельности в сочетании с игровой содействует и эстетическому воспитанию, формированию эстетического восприятия и отношения к явлениям социальной жизни и природы, к предметам быта и произведениям искусства.

Я работаю в специальной (коррекционной) школе 8 вида, главная моя забота помочь детям усвоить программный материал. Я поняла, что дидактическая игра, с одной стороны, способствует формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой - решает определённую дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. Мне нравится считать дидактическую игру средством, снимающим неприятные или запретные для личности школьника переживания. Поэтому я считаю, что учение должно быть организовано таким образом, чтобы оно выступало как свободная форма активности учащихся, и такой формой активности, уже освоенной младшими школьниками, является дидактическая игра. Я научилась умело использовать игру на уроке.

Виды дидактических игр.

Все дидактические можно распределить на три основных вида:

- игры с предметами (игрушки, природный материал);

- настольно-печатные;

- словесные;

Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью учащиеся знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, качеством.

В дидактических играх используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет педагогу упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например: отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки необходимые для различного вида игр: для игры в семью, в больницу. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отображают в своих играх.

Игры с природным материалом ( семена растений, листья, цветы, камушки, ракушки) педагог применяет при проведении дидактических игр, в которых надо что-то отгадать, например: «От какого дерева лист?», «Чьи это детки?» В таких играх закрепляются знания детей об окружающей среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация), воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разнообразных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковых по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающихся. Затем задание усложняется, например: найти среди всех картинок два самолёта, два яблока.

Подбор картинок по общему признаку(классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами.

Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении картинок на столе (слева, справа и т.д.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составить целый предмет.

Описание, рассказ о картине с показом действий, движений. В таких играх педагог ставит обучающую задачу: развивать не только речь, но и воображение, творчество.

Словесные игры.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся на имеющимся представлении о предметах, углубленном знании о них, т.к. в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах.

Все игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукового произношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентации в пространстве. С помощью словесных игр воспитывается желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Дидактическая задача

Один из основных элементов игры - это дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчёркивает обучающий характер игр, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности учащихся, т.к. в играх должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в её содержании, трафаретных фраз. Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других - внимание, в-третьих - мышления. Педагог должен заранее это хорошо знать и соответственно определять дидактическую задачу.

Я работаю в специальной (коррекционной) школе 8 вида, веду русский язык и чтение, поэтому хочу остановиться на некоторых особенностях умственно отсталых детей, влияющих на характер и методику проведения игр на моих уроках.

На уроках русского языка и чтения речь, язык становятся предметом изучения.

Заключение.

Использование игры помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного интереса к русскому языку как учебному предмету.

В практике работы коррекционной школы дидактическая игра заняла достаточно прочное место на уроках русского языка и чтения.

Мыслительные операции, которые осуществляются учениками коррекционной школы, должны быть подготовлены и дозированы. В противном случае игра становится для них либо утомительной, либо вообще недоступной. Для того, чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, её можно модифицировать за счёт замены оборудования или введения новых правил.

Выбор дидактической игры обусловливается целями, содержанием, этапом урока.

Подведение итогов работы проходит при активном участии всего класса. Важный эмоциональный момент - поздравление победителя: вручение вымпела, игровых фишек, жетонов и т.д. Забвение этого условия ведёт к угасанию интереса, к потере игровой задачи.

Таким образом, особенности дидактической игры и её завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями, правилами, которые педагог предвидит, используя ту или иную игру. Для учителя результат игры является показателем уровня достижений детей или усвоения знаний, или в их применении, в установленных взаимоотношениях детей в игре. Для детей результат игры выступает, как определённое достижение, например, отгадывание загадок, выполнение поручений, игровых заданий. В дидактических играх результатом игры не может быть «выигрыш», полученный в результате слепой удаче, обмана, присвоение права другого. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной игровой задачи и даёт детям моральное и умственное удовлетворение.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой. Без игровой задачи и игровой действительности, без организующих игру правил дидактическая игра невозможна. Она утрачивает свои особенности, не достигая цели обучения и воспитания. Заканчивая игру, учитель должен поддерживать интерес к дальнейшей игре, создать радостную перспективу ожидания. Зная программные требования, своеобразие дидактической игры, учитывая интерес детей, владея искусством руководства игрой, педагог разрабатывает варианты игр и творчески создает новые полезные и интересные игры. Следовательно, руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактической задачи познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через неё дидактических задач; в продумывании игровых действий, которые являются одной из важнейших задач игры и интересны для детей, побуждает их к игре; в определении игровых правил, предвидение обучающих результатов. Особую заботу педагога составляет создание «материального центра» игры: подбор игрушек, картинок и других материалов для игры.






Приложение.

Тема урока по русскому языку: «Распространенные и нераспространенные предложения.»

Цели урока: - уметь распространять предложения;

- пополнять словарный запас учащихся;

- развивать мышление, память, внимание;

Ход урока.

При закреплении данной темы, использую игру: «Кто последний?»

Цель игры: развитие умения распространять предложение.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игры: Учитель показывает классу картинку и составляет короткое предложение из двух слов. Затем предлагает детям дополнить его, одним словом. Каждый следующий ученик удлиняет фразу ещё на одно слово. Например: Катя рисует. Катя рисует домик. Катя рисует домик красками. Катя рисует домик красками в альбоме. Катя рисует домик красками в новом альбоме и т.д.

Выигрывает тот, кто придумает самое последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно.

Тема урока по чтению: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

Цель урока: - умение читать по ролям;

- знать названия месяцев;

- развивать кругозор учащихся

Ход игры

При изучении данного произведения я пользовалась загадками, которые подходят к теме урока:

Двенадцать братьев друг за другом бродят,

Друг друга не обходят (Месяцы).

Начинает календарь месяц с именем …(Январь).

В ночь - мороз, с утра-капель,значит, на дворе (Апрель).

Дети получают жетоны у кого их больше, тот получает отличную оценку.

Литература:

  1. А.И.Максаков, Г.А.Тумаков «Учите, играя.» - М.,1981г.

  2. Р.И.Жуковская «Игра и её педагогическое значение.» - М., 1975г.

  3. Г.С. Швайко « Игры и игровые упражнения для развития речи.» - М.,1988г.

  4. А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская «Дидактические игры» - М.,1991г.


© 2010-2022