Конспект занятия по русской литературе на тему Творчество С. А. Есенина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия Творчество С.А. Есенина

Предмет: литература

Тема занятия: Творчество С.А. Есенина

Тип занятия: изучение нового материала

Длительность: 90 минут

Цель: познакомить учащихся с творчеством С.А. Есенина

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с биографией С.А. Есенина;

  • познакомить с особенностями произведений С.А. Есенина;

  • дать понятие терминам «новокрестьянская поэзия» и «иммажинизм»;

  • осветить основные темы творчества С.А. Есенина;

  • осветить особенности художественного стиля С.А. Есенина;

  • выработать навык работы с текстами стихотворений;

воспитательные:

  • воспитать любовь и бережливость к литературному творчеству С.А. Есенина;

  • воспитать любовь и бережливость к русской литературе в целом;

развивающие:

  • развить коммуникативные навыки;

  • организовать самостоятельную работу учащихся;

  • развить навык чтения;

  • развить навык работы с текстами стихотворений;

  • развить интерес к творчеству и личности С.А. Есенина.

Оборудование:

  • компьютер/ноутбук

  • проектор/интерактивная доска;

  • раздаточный материал - тексты стихотворений С.А. Есенина;

  • рабочие тетради.

Формируемые ОК:

ОК 1 способность владеть культурой мышления, умение аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК 10 способность и готовность к письменной и устной коммуникации на родном языке.

Ход урока:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ

  • приветствие;

  • обсуждение ранее пройденного материала на предыдущем уроке;

  • постановка цели и задач урока;

  • запись темы и даты жизни С.А. Есенина.



  1. БЕСЕДА

  • что вы знаете о С.А. Есенине?

  • какие произведения писателя вам знакомы?

  • знаете ли вы, о чем его творчество?

  • знаете ли вы, откуда он был родом?



  1. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ, ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ

Сергей Александрович Есенин - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии, а в более позднем творчестве - имажинизма.

Новокрестьянская поэзия - это течение поэтов, вышедших из народной среды, которые опирались в своем творчестве на фольклорную и литературную традицию XIX века.

Представители: Николай Клюев, Сергей Клычков, Александр Ширяевец.

Имажинизм - литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора.

Представители: Анатолий Мариенгоф, Николай Эрдман, Рюрик Ивнев.



  1. ПРОСМОТР АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ВИДЕОФИЛЬМА О С.А. ЕСЕНИНЕ (7 МИН.)



  1. БЕСЕДА

  • что вы запомнили из услышанного в видеофильме?

  • где родился писатель?

  • какое образование получил?

  • какой работой занимался?

  • какие произведения были озвучены в видеофильме?

  • кто была супруга писателя?

  • почему С.А. Есенин на какое-то время эмигрировал из России?

  • как закончилась жизнь поэта?



  1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ, ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ

Библиография С.А. Есенина:

1912 год - выход сборника стихотворений «Больные думы»

1915 год - написание автобиографии «Сергей Есенин»

  1. год - выход сборника стихотворений «Скифы»

  • знаете ли вы, кто такие скифы? [ираноязычные племена, древний народ, существовавший в VIII в. до н. э.]

1921 год - выход книги «Исповедь хулигана»

  1. год - написание поэмы «Пугачев»

  • знаете ли вы, кто такой Пугачев? [донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов в России]

  1. год - выход в Берлине книги «Стихи скандалиста»

  • столицей какого государства является Берлин? [Германия]

1924 год - написание ряда стихотворений под названием «Москва кабацкая» и стихотворения «Письмо матери»

1925 год - издание «Собрания стихотворений» в трех томах.

К 30-ти годам С.А. Есенин был единственным из всех русских писателей, который при жизни был удостоен опубликования собрания собственных сочинений.

  • как вы думаете, почему? О чем это говорит?

В декабре 1925 года писателя не стало. Официальная версия - убийство, неофициальная - самоубийство.



  1. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА С.А. ЕСЕНИНА,

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ

  1. Тема русской природы

  2. Тема любви к женщине

  3. Тема судьбы русской деревни

  4. Тема пути России

  5. Тема религии



  1. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ С.А. ЕСЕНИНА, ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ

  1. Музыкальность текстов

  2. Близость к фольклору, народно-песенная основа стихов

  3. Употребление диалектизмов

  • что такое диалектизмы? [слова, характерные для диалектов русского языка]

  • приведите примеры диалектизмов [«пятух», «ряка», «сястра», «снех», «друх» и пр.]

  1. Богатая метафоричность

  • что такое метафора? [слово или выражение, употребляемое в переносном значении, или скрытое сравнение]

  • приведите примеры метафор [«золотые волосы», «шепот волн», «чаша бытия» и пр.]

  1. Принцип пейзажной живописи



  1. ПРОСЛУШИВАНИЕ РОМАНСА «НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ЗОВУ, НЕ ПЛАЧУ» НА СТИХИ С.А. ЕСЕНИНА В ИСПОЛНЕНИИ ВИКТОРИИ ЦЫГАНОВОЙ (4 МИН.)



  1. БЕСЕДА

  • понравилось ли вам произведение? Почему?

  • какие чувства и эмоции вызвало?

  • о чем оно, на ваш взгляд?

  • о чем заставило задуматься?

  • определите главную тему произведения.



  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ С.А. ЕСЕНИНА «ПИСЬМО МАТЕРИ»

  2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ СТИХОТВОРЕНИЯ

  • подготовить выразительное чтение стихотворения;

  • определить главную и второстепенные темы стихотворения;

  • выписать все метафоры, которые есть в тексте.

  1. ОЗВУЧИВАНИЕ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ



  1. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ С.А. ЕСЕНИНА «БЕРЕЗА»

  2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ СТИХОТВОРЕНИЯ

  • подготовить выразительное чтение стихотворения;

  • определить главную и второстепенные темы стихотворения;

  • выписать все метафоры, которые есть в тексте.

  1. ОЗВУЧИВАНИЕ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ



  1. ВИДЕОЭКСКУРСИЯ В ДОМ-МУЗЕЙ С.А. ЕСЕНИНА (ПРОСМОТР АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ВИДЕОФИЛЬМА) (10 МИН.)



  1. БЕСЕДА

  • понравилась ли вам видеоэкскурсия? Чем?

  • какое впечатление на вас произвел дом-музей С.А. Есенина?


  1. РАБОТА С ВЫСКАЗЫВАНИЕМ М. ГОРЬКОГО О С.А. ЕСЕНИНЕ

«Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком».


  1. БЕСЕДА

  • как вы поняли, о чем идет речь в услышанном вами высказывании?

  • как вы можете охарактеризовать отношение М. Горького к С.А. Есенину, опираясь на данное высказывание?

  • согласны ли вы с мнением М. Горького? Почему?


  1. РЕФЛЕКСИЯ

  1. СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА СО СЛОВОМ «ЕСЕНИН» ИЛИ СО СЛОВОСЕТАНИЕМ «ТВОРЧЕСТВО ЕСЕНИНА»

1 строка - одно существительное

2 строка - два прилагательных

3 строка - три глагола

4 строка - одно емкое предложение - вывод

  1. ОЗВУЧИВАНИЕ УЧАЩИМИСЯ ПОЛУЧИВШИХСЯ СИНКВЕЙНОВ


  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

  1. БЕСЕДА

  • что новое на уроке вы сегодня узнали?

  • какое впечатление сложилось у вас о С.А. Есенине?

  • что за человек это был? Что за писатель?

  • понравились ли вам его произведения? Чем?


  1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Творчество С.А. Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской литературы. Его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. В его произведениях присутствуют искренность и одухотворённость, для поэта самым дорогим на всей планете была Русь.


  1. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК


  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить наизусть одно из стихотворений С.А. Есенина на тему русской природы



  1. ПРОЩАНИЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ.

6


© 2010-2022