Серьезное в «малой» форме (по произведениям А. П. Чехова)

Тема урока:          Серьезное в «малой» форме (по произведениям                          А.П.Чехова) Эпиграф:                Чехов не тот, который умеет не обольщаться,                          смотреть и думать.                                                                           Л.Н.Толстой.   Цель урока:        Расширить знания о творчестве А.П.Чехова.   Задачи урока:     1.Раскрыть значение «малой» формы  чеховских                                     рассказов.  2.Научить видеть в рассказах А.П.Чехова всё                                                   доброе, светлое.      Оборудование:   1.Портрет писателя. Презентация о нём.                          2.Рассказы А.П.Чехова                          3.Видеофрагмент рассказа «Спать хочется»   План 1.Формирование личности писателя. 2.Мастер «малой» формы. 3.Особенности рассказов А.П.Чехова.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хильченко Оксана Алексеевна

преподаватель русского языка и литературы .

Педагогический колледж, г.Щучинск

Тема урока: Серьезное в «малой» форме (по произведениям

А.П.Чехова)

Эпиграф: Чехов не тот, который умеет не обольщаться,

смотреть и думать.

Л.Н.Толстой.

Цель урока: Расширить знания о творчестве А.П.Чехова.

Задачи урока: 1.Раскрыть значение «малой» формы чеховских

рассказов.

2.Научить видеть в рассказах А.П.Чехова всё

доброе, светлое.

Оборудование: 1.Портрет писателя. Презентация о нём.

2.Рассказы А.П.Чехова

3.Видеофрагмент рассказа «Спать хочется»

План

1.Формирование личности писателя.

2.Мастер «малой» формы.

3.Особенности рассказов А.П.Чехова.






I.Учитель:

А.П.Чехов говорил, что читать его будут лет семь, от силы семь с половиной, а потом забудут. Произведения Чехова прошли испытание временем, этим обусловлен непрекращающийся интерес к личности писателя.

«Писатель-это не только профессия, не только литерой дарование.

Писатель-это целый мир чувств и мыслей, это образ жизни, система поведения.Богатство и многообразие этого мира не всегда вмещаются в страницы,написанные писателем».

А.П.Чехов.

Сегодня мы попытаемся увидеть в Чехове не только писателя, но и человека.

II.Биограф:

Жизнь Чехова была сложной, трудным и безрадостным было детство.(повествование о детских годах жизни писателя)

Антону 14 лет. Отец решил построить дом, занял деньги. Дела в лавке шли плохо, и уплатить долг он не мог. От кредиторов и «долговой ямы» он сбегает в Москву. Туда же уезжает его мать с младшими детьми. В Тагангоре остались Иван и Антон (нужно было закончить гимназию). Жизнь очень трудна. Антон остался жить в своем доме, новый хозяин сдал ему угол (за уроки племяннику). А Иван ушел жить к тетке. Распродавали вещи и уезжали в Москву.(у Антона не было даже калош) «Бедность мучила, какзубная боль»,- говорил Чехов. Через три года закончил гимназию и уезжает в Москву. Этому очень рад. В 1879 году поступает в университет на медицинский факультет (не пожеланию, а по необходимости). Чувствует ответственность за семью.

Каким был Чехов?

Творческая работа по письмам и воспоминаниям современников.

III.Литературовед:

80 годы в литературе наметился кризис романа, он пошел на убыль. Интерес вызывал рассказ. Он становился жанром большой литературы.

Чехов выступал мастером «малой» формы. Лаконизм сочетается с огромным социальным содержанием.

Как это достигает Чехов?

Об этом мы узнаем , услышав следующее:

Заглавие: Я точное идейное звучание

Экспозиция: Я очень краткая,сосредоточена на одном событии

или лице.

Сюжет: Я строюсь на остром динамическом положении, на случаях, нарушающих обычное течение жизни.

Художественная деталь: Я заменяю многоречивые описания.

Развязка: Во мне сосредоточена суть рассказа

Герой: Чехов умеет перевоплощать в своего героя: видеть его глазами, говорить его языком, его итонациями.

IV.Учитель:

Как это происходит?

Путешествие по рассказам «Беглец», «Детвора»

«Детвора»

а)заострение характерных качеств героя.

б)противопоставленние внешних и внутренних качеств героя.

«Беглец»

а)герой из обычной обстановке попадает в новые условия.

б)условия, где резче обозначаются черты.

V.Брейнг-ринг (инсценирование)

Вопросы задает А.П.Чехов. Нужно убедить нас в правильности его цитат:

1.Обычно внешность и костюм дают эскизно, до обидного локонично.

а) «Мальчики» - отец Володи, три

сестры

б) «Событие» - Ваня и Нина

2.Но не всегда, могу расширить, если нужно показать внутреннее в человеке.

«Мальчики» -Чечевицын

«Ванька» - дедушка

3.В беспощадной правдивости

изображения народа иду от самой жизни.

«Беглец» - мать Пашки

4.Использую форму «мужик и барин», «барин-филонтроп»

люблю сочную,смачную фразу.

Ольга Игнатьевна

«Ванька»

«Детвора»(дети играли «вкусно»)

«Ванька» (ехидство) «Мальчики»

-встреча с Володей

5.Не могу удержаться от вмешательства

в текст, хотя и бичую себя за это.

(вместо чаю пьют джин)

«Событие»

6.Люблю детскую назойливость.

«Мальчики» - Маша.

7.Бывает, сравниваю детей и смеюсь, заставляю задуматься.

«Мальчики»

VI.Литературовед:

1.Чехов отвергает настоящее, устремленное в будущее. Он хочет разглядеть в ребенке будущего хозяина жизни. Его тревожило, когда он замечал в ребенке худшие четры.

Инсценирование рассказа «Мальчики» (эпизод возвращения домой).

2.Чехов любит детей. Это чувствуется в том, как он к ним обращается, как о них рассказывает в рассказах « Событие», «Мальчики».

Индивидуальное задание

Как семья формирует ребенка, делает таким, каков он есть?

(«Мальчики», «Детвора»

VII.Итог урока.


© 2010-2022