- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Серьезное в «малой» форме (по произведениям А. П. Чехова)
Серьезное в «малой» форме (по произведениям А. П. Чехова)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ткачук К.С. |
Дата | 19.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Хильченко Оксана Алексеевна
преподаватель русского языка и литературы .
Педагогический колледж, г.Щучинск
Тема урока: Серьезное в «малой» форме (по произведениям
А.П.Чехова)
Эпиграф: Чехов не тот, который умеет не обольщаться,
смотреть и думать.
Л.Н.Толстой.
Цель урока: Расширить знания о творчестве А.П.Чехова.
Задачи урока: 1.Раскрыть значение «малой» формы чеховских
рассказов.
2.Научить видеть в рассказах А.П.Чехова всё
доброе, светлое.
Оборудование: 1.Портрет писателя. Презентация о нём.
2.Рассказы А.П.Чехова
3.Видеофрагмент рассказа «Спать хочется»
План
1.Формирование личности писателя.
2.Мастер «малой» формы.
3.Особенности рассказов А.П.Чехова.
I.Учитель:
А.П.Чехов говорил, что читать его будут лет семь, от силы семь с половиной, а потом забудут. Произведения Чехова прошли испытание временем, этим обусловлен непрекращающийся интерес к личности писателя.
«Писатель-это не только профессия, не только литерой дарование.
Писатель-это целый мир чувств и мыслей, это образ жизни, система поведения.Богатство и многообразие этого мира не всегда вмещаются в страницы,написанные писателем».
А.П.Чехов.
Сегодня мы попытаемся увидеть в Чехове не только писателя, но и человека.
II.Биограф:
Жизнь Чехова была сложной, трудным и безрадостным было детство.(повествование о детских годах жизни писателя)
Антону 14 лет. Отец решил построить дом, занял деньги. Дела в лавке шли плохо, и уплатить долг он не мог. От кредиторов и «долговой ямы» он сбегает в Москву. Туда же уезжает его мать с младшими детьми. В Тагангоре остались Иван и Антон (нужно было закончить гимназию). Жизнь очень трудна. Антон остался жить в своем доме, новый хозяин сдал ему угол (за уроки племяннику). А Иван ушел жить к тетке. Распродавали вещи и уезжали в Москву.(у Антона не было даже калош) «Бедность мучила, какзубная боль»,- говорил Чехов. Через три года закончил гимназию и уезжает в Москву. Этому очень рад. В 1879 году поступает в университет на медицинский факультет (не пожеланию, а по необходимости). Чувствует ответственность за семью.
Каким был Чехов?
Творческая работа по письмам и воспоминаниям современников.
III.Литературовед:
80 годы в литературе наметился кризис романа, он пошел на убыль. Интерес вызывал рассказ. Он становился жанром большой литературы.
Чехов выступал мастером «малой» формы. Лаконизм сочетается с огромным социальным содержанием.
Как это достигает Чехов?
Об этом мы узнаем , услышав следующее:
Заглавие: Я точное идейное звучание
Экспозиция: Я очень краткая,сосредоточена на одном событии
или лице.
Сюжет: Я строюсь на остром динамическом положении, на случаях, нарушающих обычное течение жизни.
Художественная деталь: Я заменяю многоречивые описания.
Развязка: Во мне сосредоточена суть рассказа
Герой: Чехов умеет перевоплощать в своего героя: видеть его глазами, говорить его языком, его итонациями.
IV.Учитель:
Как это происходит?
Путешествие по рассказам «Беглец», «Детвора»
«Детвора»
а)заострение характерных качеств героя.
б)противопоставленние внешних и внутренних качеств героя.
«Беглец»
а)герой из обычной обстановке попадает в новые условия.
б)условия, где резче обозначаются черты.
V.Брейнг-ринг (инсценирование)
Вопросы задает А.П.Чехов. Нужно убедить нас в правильности его цитат:
1.Обычно внешность и костюм дают эскизно, до обидного локонично.
а) «Мальчики» - отец Володи, три
сестры
б) «Событие» - Ваня и Нина
2.Но не всегда, могу расширить, если нужно показать внутреннее в человеке.
«Мальчики» -Чечевицын
«Ванька» - дедушка
3.В беспощадной правдивости
изображения народа иду от самой жизни.
«Беглец» - мать Пашки
4.Использую форму «мужик и барин», «барин-филонтроп»
люблю сочную,смачную фразу.
Ольга Игнатьевна
«Ванька»
«Детвора»(дети играли «вкусно»)
«Ванька» (ехидство) «Мальчики»
-встреча с Володей
5.Не могу удержаться от вмешательства
в текст, хотя и бичую себя за это.
(вместо чаю пьют джин)
«Событие»
6.Люблю детскую назойливость.
«Мальчики» - Маша.
7.Бывает, сравниваю детей и смеюсь, заставляю задуматься.
«Мальчики»
VI.Литературовед:
1.Чехов отвергает настоящее, устремленное в будущее. Он хочет разглядеть в ребенке будущего хозяина жизни. Его тревожило, когда он замечал в ребенке худшие четры.
Инсценирование рассказа «Мальчики» (эпизод возвращения домой).
2.Чехов любит детей. Это чувствуется в том, как он к ним обращается, как о них рассказывает в рассказах « Событие», «Мальчики».
Индивидуальное задание
Как семья формирует ребенка, делает таким, каков он есть?
(«Мальчики», «Детвора»
VII.Итог урока.