- Преподавателю
- Русский язык и литература
- М. В. Ломоносов – личность и судьба гениального человека
М. В. Ломоносов – личность и судьба гениального человека
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Минакова К.С. |
Дата | 12.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
М.В.Ломоносов - человек, ученый, поэт. Личность и судьба гениального человека.
Цель: Знакомство с биографией М.В.Ломоносова, его роли в развитии Русской литературы.
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятием «ода», с теорией «трёх штилей».
- Совершенствовать навыки выразительного чтения оды.
- Пробуждать интерес учащихся к литературе и истории России 18 века.
Ход урока: I. Организационный момент.
II. Определение темы урока.
- Ребята, сегодня мы поговорим о жизни и творчестве великого учёного, поэта-новатора, писателя 18 века М.В. Ломоносова, узнаем его теорию «трёх штилей», познакомимся с одами.
III. Изложение нового материала. 1) Работа с учебником.
Стр. 64-66.
Беседа по прочитанному материалу.
- В чём необычность курса обучения, пройденного Ломоносовым?
- Что такое теория «трёх штилей»?
2) Запись в тетрадях.
«высокий»
«средний»
«низкий»
церковно-славянские слова и русские
русские слова с примесью церковно-славянских
русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковно-славянских
героические поэмы, оды, трагедии
драмы, сатиры, дружеские письма, элегии
комедии, эпиграммы, песни, басни
3) Чтение отрывков из произведений Ломоносова.
А) « К статуе Петра»
Фигура Петра 1 всегда была для Ломоносова идеалом государя: он был прежде всего работником на благо России. Он ценит в царе то, что он «царствуя служил», «свои законы сам примером утвердил», «монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки»( о том, как Петр, под видом простого офицера обучался в Голландии корабельному делу), так же Ломоносов относит к великим деяниям то, что царь «строил град», «художников собирал и обучал солдат». В многочисленных надписях, одах, посвящённых Петру 1, поэт наделяет императора такими эпитетами, как «премудрый герой», « Отечества отец». Ломоносов посвятил Петру и Полтавской битве огромное мозаичное полотно, которое было не только результатом открытий Ломоносова в химии, но и было ярким художественным произведением. Похвальная надпись, которая приведена в учебнике, была сделана в 1746,когда была сооружена статуя царя.
Словарь.
Зрак- образ,облик; изображение,картина.
Задание:
-кратко перескажите содержание отрывка прозой.
-найдите и выпишите слова, относящиеся к «высокому штилю»
(воздвигла, россы, гласит, сей град) и цель их использования.
Б) « Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
Ода - торжественное стихотворное произведение.
В ноябре 1741г., через 16 лет после смерти Петра, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя - Елизавета Петровна. С её именем связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит развивать науки, ремёсла, промышленность России. В это верил также Ломоносов.
Ода - наиболее важный жанр в литературе 18 века. Тогда считалось, что поэзия должна прежде всего участвовать в общих государственных делах, а не выражать чувства и мысли отдельного человека. Для одического стиля Ломоносова характерны высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приёмов. Так и «Ода на восшествия…»- не столько прославление Елизаветы, сколько изложение программы действий идеального монарха. Ломоносов верил в то, что новая императрица действительно будет продолжательницей дел своего великого отца - Петра 1.
Оды обычно были очень длинными произведениями, предназначались для громкого и торжественного чтения в зале. (Читаем отрывок).
Словарь.
Невтонов-Ньютонов, раченье- усердие, от недр из глубин.
Задание.
1.Ответьте на вопросы.
- К кому обращается автор в первых строках отрывка ? ( К молодым соотечественникам)
-К чему он их призывает? (К тому, чтобы они доказали, что Россия способна сама выращивать своих учёных, а не нанимать их на Западе, как это имело место после смерти Петра).
2. Найдите слова, принадлежащие к « высокому стилю». ( Отечество, благословенны, ободрены, отраду.)
Значения слов: поэма, сатира, драма трагедия эпиграмма (из словаря в конце учебника).
IV. Обобщение, подведение итогов, оценка работы учащихся.
V. Домашнее задание.
-Прочитать « Оду на день восшествия…» полностью.
-Подготовить выразительное чтение одного из отрывков.