Представление исследовательской работы по русской литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Представление исследовательской работы по русской литературе

на тему: « Иуда…История одного предательства. Психологическая интерпретация евангельского сюжета в повести Л.Андреева «Иуда Искариот».

Объект исследования: образ Иуды, человека и предателя, с его внутренними терзаниями.

Предмет исследования: изображение образа Иуды в творчестве писателя Л.Андреева.

Цель исследования: проследить истоки предательства учителя учеником, выявить психологические особенности человека-предателя.

Согласно цели исследования были поставлены следующие задачи:

  1. На основе анализа научной и критической литературы проследить изучение и анализ образа Иуды разными учеными, писателями и критиками;

  2. Раскрыть психологические основы образа Иуды-предателя;

  3. Рассмотреть психологическую интерпретацию евангельского сюжета в повести Л.Андреева «Иуда Искариот»;

  4. Сделать выводы и дать рекомендации учителям-практикам по изучению образа Иуды.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

а) теоретические - изучение и анализ литературных источников по теме исследования; аспектный анализ; анализ-рассуждение; сопоставление и противопоставление.

Б) эмпирические - наблюдение и анализ уроков по русской литературе; анкетирование; беседы.

Основными методами исследования являются историко-функциональный и историко-психологический, которые дали возможность проследить и анализировать литературные явления, их развитие, провести динамику восприятия образа Иуды.

Научная новизна исследования состоит:

а) в сравнении образа Иуды в Евангелии и в художественном произведении:

б) в выведении психологических основ восприятия евангельского сюжета.

Практическое значение полученных результатов в том, что материалы данной работы могут быть использованы при написании рефератов, творческих работ, в школьной практике для проведения уроков.

Мы живем в эпоху, когда грань между добром и злом стала для многих из нас неуловимой и зыбкой, а нравственные ориентиры для большинства потеряли свое значение. В период духовного кризиса в сознании человека спасением являются принципы, откровения и убеждения, которые лелеет в душе личность. Для мусульманина - это положения Корана, для буддиста - законы Будды, для христианина - заповеди Господни.

Часто современный человек, уставший от повседневности, рутины жизни, нуждается в духовной поддержке, наставлении на путь истинный. Ответ на, казалось бы, неразрешимый вопрос, неожиданно для себя мы находим в литературном произведении. «Иуда Искариот» Леонида Андреева заинтересовал нас не только неординарностью сюжета, образа главного героя, но и духовной идеей, которая содержится в этом произведении. Писатель работал в непростую кризисную для России эпоху, когда забвению предавались былые идеалы, а думающий, талантливый человек был осмеян и забыт.

Произведение «Иуда Искариот» названо именем предателя Христа, именем «рыжего, омерзительного иудея, корыстолюбивого, коварного, лживого, дурного». Леонид Андреев дает нам возможность под другом углом взглянуть на феномен предательства, не оправдывая его. Он поразительно, точно и подробно анализирует психологию Иуды, его внутренний мир, неведомый другим апостолам, его чувства, побудившие совершить судьбоносный поступок. Но вместе с тем, за каждым действием этого человека скрывалось глубокое, непреодолимое, отчасти непонятное нам, да и самому Иуде чувство, которое он питал к Иисусу. Через призму восприятия мира Искариотом мы познаем Истину, которую олицетворяет и несет Христос.

В этом смысле Андреев стал новатором в литературе, потому что по-новому осветил проблему предательства и высшего человеческого предназначения. Мы оцениваем Иуду не с точки зрения его поступков, но в соответствии с теми переживаниями, страстями, которые будоражили воображение рыжего иудея. Натура главного героя двойственна, синкретична - именно это и привлекло наше внимание к повести. Андреев рассказывает другую историю, снова отдавая Иуду на суд людей.

Произведение Андреева обращает нас к первоисточнику, к внутреннему миру, заставляя нас переосмыслить свои поступки, жизненные ориентиры.

В наше время, когда весь мир переживает нечто подобное, следует вернуться к традиционным истокам. Не это ли является самым важным для людей, вставших на путь духовных исканий?!

Образ Иуды много веков в массовом сознании символизировал предателя, добровольно сделавшего свой страшный выбор за горсть серебра и в раскаянии так же добровольно лишившего себя права жить дальше. Но в конце ХIХ начале ХХ века в русской литературе на фоне революционных перемен в общественном мироустройстве этот образ начал активно пересматриваться и переосмысливаться.

Множественность и противоречивость трактовок образа Иуды в попытке понять мотивы его поступка увела литераторов далеко от традиционного религиозного понимания иудиного греха, давая пищу для размышлений литературоведам , а обычному человеку - толчок к новым духовным исканиям и поиска смысла.

У каждого художника, обратившегося за вдохновением и материалами к Библии, оказались свои пристрастия и свои «любимцы веков», но есть такие сюжеты и образы, которые век за веком, волнуя воображение, вновь и вновь возвращались в новых художественных интерпретациях писателей и поэтов разных времен. Более других новозаветных библейских образов веками поражала, например, воображение художников зловещая фигура Христова ученика Иуды, за малую сумму предавшего Учителя врагам на поругание и мученическую смерть. Легенда об Иуде и его, как выразился когда-то Горький, «торговом дельце» зафиксирована четырьмя канонизированными текстами Евангелий с очень незначительными разночтениями. Общие ее контуры таковы: один из двенадцати учеников Иисуса - Иуда Симонов по прозвищу Искариот (родом из Кариота) перед праздником Пасхи предал учителя врагам, иудейским первосвященникам, которые опасались его возмутительного учения. Предал - и получил за это, как мы сказали бы теперь, гонорар: евангелист Матфей называет даже сумму его - тридцать сребреников.

Черное это дело в равной мере поражает воображение и древнего евангелиста, и нашего современника: во все времена и у всех народов предательство считается страшным грехом, неискупимым преступлением, и имя Иуды стало нарицательным в веках.

В ХIХ и ХХ веках в условиях процесса дехристианизации культуры, в литературе явно обозначилась новая тенденция - постигнуть мотивы, проникнуть в психологию евангельских персонажей, напитать их «кровью и плотью» (Л.Андреев). А это, в свою очередь привело к нетрадиционному толкованию канонических библейских сюжетов и образов. Переосмыслению подвергся и образ Иуды.

Между тем загадку Иуды порождает само Евангелие, в котором отсутствует психологическая подоплека этого ключевого эпизода - предательства Иуды. Как известно, канонические Евангелия не объясняют события и поступки евангельских персонажей, а только излагают их, повествуют о них. И, разумеется, не содержат психологических мотивировок.. В этом заключается особенность Ветхого и Нового Заветов и их загадки. Загадка потому, что, несмотря на краткость, лапидарность, внешнюю беспристрастность, текст Священного Писания вот уже почти две тысячи лет волнует и притягивает к себе. Библия, в частности, потому и оказывает такое воздействие на читателя, что ничего не объясняет, завораживает своей недосказанностью.

Ответа на вопрос, почему Иуда предал Учителя, питавшего к нему такое доверие, мы здесь не находим. Наоборот, знаменитый евангельский эпизод порождает все новые и новые вопросы: в чем же провинился Иуда? Почему именно в него вошел сатана и он предал Учителя? В этом присутствует неразгаданная тайна. « И стало быть, тут открывается идеальное поле для всевозможных гипотез ученых-библеистов и для творческой фантазии художников, увидевших в личности Иуды не только индивидуальную психологическую проблему, но и обобщенную метафору, символ некоторых извечных темных сторон человеческого характера», - говорит Зенон Косидовский (7 ).

Описывая факт предательства и его мрачные последствия, евангелисты почти не уделили внимания объяснению причин чудовищного поступка; их это не интересовало.

Иуда, пожалуй, самый загадочный ( с психологической точки зрения) евангельский персонаж, был особенно притягателен для Л.Андреева с его интересом к подсознательному, к противоречиям в душе человека.

В центре повести Л.Андреева - образ Иуды Искариота и его предательство-«эксперимент». По Евангелию, Иуда был движим меркантильным мотивом - предал Учителя за тридцать серебреников (цена символична - это цена раба в то время).

Андреев не оправдывает поступка Иуды, он пытается разгадать загадку: что руководило Иудой в его поступке? ( 1 ). Писатель наполняет евангельский сюжет предательства психологическим содержанием, и среди мотивов выделяются следующие:

  • Мятежность, бунтарство Иуды, неуемное стремление разгадать загадку человека (узнать цену другим), что вообще свойственно героям Андреева. Эти качества Андреевских героев являются в значительной степени проекцией души самого писателя - максималиста и бунтаря, парадоксалиста и еретика;

  • Одиночество, отверженность Иуды ( 4). Иуда был презираем, и Иисус был к нему равнодушен. Лишь на короткое время получил признание Иуда - когда победил сильного Петра в метании камней, но затем вышло опять так, что все ушли вперед, а Иуда опять плелся сзади, забытый и презираемый всеми. Мессия совсем перестал обращать внимание на Иуду : «для всех он (Иисус) был нежным и прекрасным цветком, а для Иуды оставлял одни только острые шипы - как будто нет сердца у Иуды». Это безразличие Иисуса, а также споры о том, кто ближе к Иисусу, кто больше его любит, стали, как сказал бы психолог, провоцирующим фактором для решения Иуды;

  • Обида, зависть, безмерная гордыня, стремление доказать, что именно он больше всех любит Иисуса также свойственны андреевскому Иуде. На вопрос, заданный Иуде, кто будет в Царствии Небесном первым возле Иисуса - Петр или Иоанн, следует ответ, поразивший всех: первый будет Иуда! Все говорят, что любят Учителя, но как они себя поведут в час испытаний - проверить это и стремится Иуда. Может оказаться, что любят Иисуса «другие» только на словах, и тогда восторжествует Иуда. Поступок предателя - это стремление проверить любовь других к Иисусу и доказать свою любовь.

Проведя исследовательскую работу по теме данной работе, исследовав евангельский сюжет в контексте повести Л.Андреева «Иуда Искариот» в призме психологического основания предательства, мы можем сказать следующее: главный герой повести Иуда, движимый всеобжигающей любовью ко Христу, решается проверить с помощью чудовищного эксперимента - предательства Иисуса,- насколько велика провозглашаемая другими любовь к Иисусу. Иуда стремится утвердить свое право на любовь к Учителю и внимание его и с горечью убеждается, что в душе каждого человека, если ее хорошенько поскрести, можно найти темное начало, в том числе и в душах апостолов, предавших Христа, оставивших Его в момент совершения жертвенного подвига.

Система парадоксов, противоречий, недосказанностей в повести помогает понять сложность, неоднозначность евангельского сюжета, отражает ту эмоциональную бурю, которая захлестнула душу Иуды-предателя, а затем раскаявшегося и повесившегося .

Парадоксальная двойственность внешности и внутренней сути Иуды постоянно подчеркивается автором. Герой повести лживый, завистливый, безобразный, но в то же время самый умный их всех учеников, причем умный надчеловеческим, сатанинским умом: он слишком глубоко знает людей и понимает мотивы их поступков, для других же так и остался непонятым. Иуда предает Иисуса, но он же любит его как сына, казнь Учителя для него - «ужас и мечты». Парадоксальная двойственность придает многомерность, многосмысленность, психологическую убедительность повести Андреева. И хотя в Иуде есть нечто от дьявола, но в то же время нас не может не трогать его личная потрясающая искренность, сила переживания за Учителя в час его трагического испытания, значительность его личности. Двойственность образа в том и заключается, что в нем неразрывно связано то страшное, что закреплено за ним религиозной и культурной мировой традицией, и то возвышенно-трагическое, что уравнивает его с Христом в изображении ЛАндреева.

В контексте повести смерть Иуды так же символична, как и распятие на кресте Иисуса. В сниженном плане, и вместе с тем как значимое, возвышающееся над обычной действительностью и обычными людьми событие описано самоубийство Иуды. Распятие Иисуса на кресте символично: крест - это символ, центр, схождение Добра и Зла. На обломанной кривой ветви измученного ветром, полузасохшего дерева, но на горе(!), высоко над Иерусалимом, повесился Иуда. Обманутый людьми, иуда добровольно покидает этот мир вслед за своим Учителем.

В Евангелии Иуда, как участник событий, практически отсутствует, он лишь мимоходом упоминается. Большего он не заслуживает, несмотря на чрезвычайно значимую, своего рода ключевую роль его во всем Евангельском сюжете.

В финале повести сказывается авторская субъективность, авторское сочувствие персонажу при одновременном его осуждении. Отношение автора к своему персонажу прочитывается как сочувственное и потому, что неоднократно звучат слова: «смерть, страшная смерть». Эти слова в обычной речи являются своего рода табу, сакральной лексикой, не употребляющимися всуе; их многократный повтор придает финалу трагический характер. Душа Андреева смущалась недоговоренность Священного Писания в отношении апостола-предателя, предопределенности свыше его тяжкого греховного пути.

Художественно-психологическое исследование Л.Андреева - о вине Иуды и других апостолов. Писатель повествует не столько о раскаянии Иуды, сколько о его страдании и тем, что совершенное им должно было совершиться в соответствии с пророчеством. Повествование Андреева страстно и эмоционально, оно передает и ад, и рай в душе апостола-предателя.

Иуда на протяжении человеческой истории воспринимается не только как евангельский персонаж, но и как универсальная метафора, выражающая темную часть души человека, человечества. И этот образ-метафора евангелистами гениально угадан, он глубоко оправдан психологически.

В заключении подчеркнем, что повесть Л.Андреева «Иуда Искариот» - это психологическая интерпретация евангельского сюжета. И это интерпретация, разумеется, может оцениваться по-разному, вызывая споры, полярные точки зрения. Трагическая коллизия, коей предстает перед нами предательство Иуды Искариота, не предмет для подражания и не урок предостережения, она в сфере не действия, а внутренней работы духа, вечный предмет осмысления во имя самопознания человека.

Леонид Андреев об этом произведении в конце жизни, как бы подводя итог сделанному им в литературе, сказал: «Выше «Иуды» рассказов нет».

6

© 2010-2022