Разработка урока по литературе А. Блок

Цель урока: раскрытие идеи стихотворения «Незнакомка» и средств, помогающих поэту выразить её. Задачи урока: образовательная: закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с такими предметами, как история, музыка, изобразительное искусство; учить учащихся анализировать текст, делать выводы и обобщения. развивающая: развивать устную речь и эмоционально-образное, аналитическое мышление; ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Иллюзия или реальная женщина?

(Ментальная карта по стихотворению

А.А. Блока «Незнакомка»)

Цель урока: раскрытие идеи стихотворения «Незнакомка» и средств, помогающих поэту выразить её.

Задачи урока:

образовательная: закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с такими предметами, как история, музыка, изобразительное искусство; учить учащихся анализировать текст, делать выводы и обобщения.

развивающая: развивать устную речь и эмоционально-образное, аналитическое мышление;

воспитывающая: воспитывать интерес и любовь к поэзии Блока, изучение его стихотворений должно стать для учащихся открытием, школой высоких чувств.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивирование к учебной деятельности.

Воспроизведение видеофрагмента (по стихотворению)

  1. Сообщение темы урока. Беседа по вопросам:

-Какой предстала незнакомка во фрагменте? (Ответы учащихся)

-На ваш взгляд, это реальная женщина или иллюзия, видение? (Ответы учащихся. Мнения разделились) На этот вопрос мы ответим в конце урока, а пока положите перед собой чистый лист и изобразите образ незнакомки в центре листа. (Ученики выполняют)

Разработка урока по литературе А.Блок

4. Проверка знаний учащихся.

А чтобы ответ был правильным, нам необходимо повторить информацию. Поскольку творчество А.Блока состоит в русле символизма, мы и поговорим об этом литературном методе.

1.Как с греческого языка переводится слово symbolon? («знак, примета»)

2.Дайте определение символизма? (литературно-художественное направление, считавшее целью постижение мира через символы)

3.Что лежит в основе эстетики символизма? (символ (он должен заменить конкретный образ)

4.Какова роль В.Соловьева в становлении символизма?(многие художественные открытия и философские идеи символизма были им предсказаны)

5.Перечислите наиболее известных символистов? (В.Иванов, А. Белый, А. Блок, И. Анненский)

Блок - поэт - символист, а у символистов творчество сосредоточенно в основном на выражении интуитивно постигаемых идей и смутных чувств посредством символа. Сегодня мы обратимся к стихотворению, навеянному всевозможными образами - символами, «Незнакомка».

5. Включение учащихся в учебную деятельность.

  • Обратите внимание на композицию стихотворения. Сколько частей вы бы выделили? Как они соотносятся друг с другом? (Ответы учеников. В стихотворении две части (первая - строфы с 1 по 6, вторая - строфы с 7 по 13). Первая - реальность пошлого мира, вторая - врывающийся в эту реальность романтический идеал).Разработка урока по литературе А.Блок

  • Подумайте, какие картины, несущие важную смысловую нагрузку, вы увидели в стихотворении? Это и будут компоненты эйдос-конспекта. (Ответы учеников. Например, атмосфера весны; ресторан; Незнакомка, её загадочность и необычность; сокровище поэта и ключ к этому сокровищу)

6. Анализ стихотворения. Беседа по вопросам.

Ключевые слова - образы - символы 1 строфы. Ассоциации.

  • Каким вы представили изображаемый поэтом пригород Петербурга? Это реальный или идеальный мир?

  • Какие эпитеты использует автор, описывая атмосферу пригорода?

  • Почему описание пригородного фона стало «бессмысленным», уродливо искажённым?

  • Весна-время обновления природы. Мы чувствуем радость обновления?

(Ответы учащихся: Горячий воздух, ресторан, вечер, тлетворный дух. Картины "страшного мира". Оксюморон - весенний и тлетворный. Место действия у Блока не просто ресторан, но - ресторан, как будто вся грязь и пошлость большого города сконцентрирована на одном месте. Здесь говорится об атмосфере города, о выжигающей пустоте и безысходности: "дик и глух" - город. В поле зрения поэта попадает обыденный быт городской жизни, от которого становится тягостно на душе. Развернутая метафора: это не только о воздухе, а о жизни, дикой и глухой толпе, о человеческой душе, глухой к красоте, истине, к самой жизни).

Ключевые слова - образы - символы 2 строфы. Ассоциации.

-И вдруг глаз замечает что-то золотящееся. Что же?

- А как же луна, покровительница влюбленных, воспетая поэтами?

(Ответы учащихся: над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, крендель булочной. Продолжается тема серой обыденности, в которую вторгается "чуть золотится крендель булочной". Удивительно, но мы попадаем за город в прекрасный весенний вечер. Однако мы не чувствуем радости обновления природы. Все пропитано «тлетворным» духом. Осязаем «горячий воздух …» Оказывается, здесь принимают за золото блестящую вывеску над дверью магазинчика - «крендель булочной». Но в этом мире нет даже небесного светила, просто есть диск, который «бессмысленно кривится».)

Ключевые слова - образы - символы 3 строфы. Ассоциации.

-каковы развлечения жителей?

-символом чего является шлагбаум?

(Ответы учащихся: Среди канав, испытанные остряки, скрипят уключины, женский визг. Пошлая обыденность изображается иронически. Шлагбаум - символ препятствия. Преграждая путь людям, он не выпускают их из этого пошлого круга ресторанных увеселений. Повторения передают постоянство удручающего однообразия, удушающей скуки мещанского существования. Мы видим, кто населяет этот мир: пошлые женщины и мужчины, играющие в любовь, «пьяницы с глазами кроликов», «сонные лакеи», плачущие дети и визжащие женщины. Здесь говорится об атмосфере города, о выжигающей пустоте и безысходности жизни, дикой и глухой толпе, о человеческой душе, глухой к красоте, истине, к самой жизни. В страшном бездуховном мире даже природа теряет свою красоту: она осквернена бытом. Здесь нечем дышать: «горячий воздух дик и глух». Шлагбаум - символ препятствия. Преграждая путь людям, он не выпускают их из этого пошлого круга ресторанных увеселений. Повторения передают постоянство удручающего однообразия, удушающей скуки мещанского существования.)

Каким предстаёт перед нами образ лирического героя?

  • Какая атмосфера царит в ресторане? (Ответы учащихся: Место действия у Блока не просто ресторан, но - ресторан, как будто вся грязь и пошлость большого города сконцентрирована на одном месте. Лакеи сонные торчат, пьяницы с глазами кроликов - продолжается та же тема пошлости, которую отвергает лирический герой.)

  • Как поэт относится к окружающей действительности?(Ответы учащихся: отчаяние от одиночества лирического героя. Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому.)

Образы - символы второй части стихотворения.

Незнакомка, её загадочность и необычность.

Но, несмотря на всю пошлость и обыденность окружающего мира, в жизни человека есть место чуду.

-Кто является чудом в стихотворении Блока? Почему?Почему пленительная Незнакомка появляется в таком смраде, пьяном бедламе? (Ответы учащихся: Для усиления контраста между отвратительным и красивым, низменным и возвышенным. По воле автора, который верит, что не только пошлость неистребима, но также вечно и закономерно в мир приходит красота и любовь. Это авторский вызов, попытка Блока противостоять «мерзостям жизни».)

- Как изображается заглавная героиня стихотворения, даны ли ей автором конкретные черты? Докажите примерами из текста.(Ответы учащихся. Таинственная Незнакомка - заглавный образ, который появляется лишь во второй части стихотворения. Но кроме названия стихотворения, он нигде не обозначен прямо. На первый взгляд героиня лишена реалистических черт, она вся окутана шелками, духами, туманами, тайной. Незнакомка полна поэтической прелести, отгорожена от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя)

- Чем близок, находясь "среди пьяных", лирический герой таинственной незнакомке? (Ответы учащихся. Таинственная Незнакомка чужда окружающей реальности, это воплощенная Поэзия, Женственность. И она тоже "всегда без спутников, одна". Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу.)

- Какие особенности облика Незнакомки говорят о её принадлежности к реальному миру, а какие делают посланницей иных миров?

-Почему героиня всегда садится у окна? Окно - символ чего? (Ответы учащихся: Всё-таки, наверное, Незнакомка ждёт кого-то и верит, что он придёт. Думаю, что окно - композиционный эстетический элемент. Окно - словно рама для портрета вечерней гостьи. Или окно в мир «очарованных далей».У окна больше воздуха, чем в смрадном помещении ресторана.)Разработка урока по литературе А.Блок

-Почему она в трауре? (Ответы учащихся: Траур дамы усиливает настроение грусти и тревоги, порождаемых её образом).

- Попытайтесь показать, что "миражная" образность, сопровождающая Незнакомку, не статична. Какие художественные средства способствуют созданию ощущения нереальности? (Ответы учащихся: Здесь достаточно посмотреть на глаголы: "движется", "веют", "цветут", "качаются". Прелесть даже в том, как они плавно "перетекают" друг в друга: медленно, спокойно и :тихо. Множество эпитетов и метафор во второй части "древними поверьями", "близостью закованный", "берег очарованный", "траурными перьями" создают ощущение нереальности, лёгкого оцепенения, прекрасной безысходности образа. Грязь окружающей пошлой обстановки не прикасается к ней, она как бы парит над нею, отделенная молчаливым одиночеством, своими "траурными перьями". Она как посланница иного мира, чуждая всем и всему, как воплощенная Поэзия, Женственность.)

Сокровище лирического героя и ключ к этому сокровищу.

- Что, по -вашему, является "очарованной далью" для лирического героя?(Ответы учащихся: Вероятно, "очарованная даль" -это прекрасное будущее, без пошлости, грязи окружающего мира, но пока эта " даль" недосягаема для лирического героя. Рассеется сказочный туман, и все прекрасное уплывет.)

- Что изменяется после появления Незнакомки: окружающий мир или сознание героя? (Ответы учащихся: Изменится сознание героя, так как он гордится посвящённостью в чужие тайны, воспринимая их, как "чье-то солнце", как дар, который нужно бережно хранить.)

- Почему в конце стихотворения лирический герой восклицает: "Я знаю: истина в вине"? Что он имеет ввиду? (Ответы учащихся: Эта фраза звучит в стихотворении дважды. Первый раз звучит из уст пьяниц, как лозунг дисгармоничного мира. Второй раз звучит во время пробуждения лирического героя от грез. Пробуждение это трагическое. Снова встает образ душного мира, встает в тот самый момент, когда счастье, казалось, обретено. Кроме того, вино - и символ откровения, ключа к тайнам прекрасного. Красота, истина и поэзия оказываются в неразделимом единстве.)

7. Обратная связь.

- Незнакомка - кто она? Реальная женщина или мечта поэта? (Взгляд лирического героя прикован к прекрасной Незнакомке. Его душа вышла из-под власти пьяного угара и теперь дышит свободно и легко. Воздух наполнен ароматом духов и туманов. Герой полон света, как будто ему "чье-то солнце вручено". Душа поет, и не потому что ее «пронзило терпкое вино». Пьянящий аромат женщины наполняет счастьем сердце лирического героя. Не барная стойка и липкий стакан виден теперь поэту. Ему мнится «берег очарованный и очарованная даль». Он в мыслях возносится над «скукой загородных дач» и устремляется к «дальнему берегу» надежды, любви, мечты. Видение внезапно исчезает. Незнакомка с ее душевной одухотворенностью оказалась лишь иллюзией. Потому так надрывно-печальна и иронична одновременно заключительная строфа. Так была или нет эта женщина? Видел ли ее поэт или же, действительно, истина на дне стакана?)


  1. Домашнее задание. Выучить стихотворение. Закончить ментальную карту.


© 2010-2022