Рабочая программа по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Грибановская средняя общеобразовательная школа №1

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________Т.Н.Цыганкова

Протокол № 1 «28»

августа 2013 г

«Принято»

на заседании педсовета

Протокол № 1 «29»

августа 2013 г

«Утверждаю»

Директор школы

________Н.В.Морозова

Приказ № 40 «29»

августа 2013 г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

9 класс




Составил:

Нижникова Л.М.,

учитель русского языка

и литературы

I КК









пгт Грибановский

2013г

Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. - Москва «Просвещение», 2010 г.

Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык - 9 класс». Москва: Просвещение, 2010 г. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. К данному варианту программы прилагается методическое пособие Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 9 классе». Москва, «Просвещение», 2010 г. Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку рассчитана на 70 часов (из расчёта 2 урока в неделю).

Преподавание русского языка в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Требования

к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку

за курс 9 класса

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/ понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

-основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические; орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

речевая деятельность:

АУДИРОВАНИЕ:

- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

- формулировать вопросы по содержанию текста;

- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

ЧТЕНИЕ:

- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

- составлять конспект прочитанного текста;

- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

ПИСЬМО:

- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);

- писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

- совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки;

текст:

- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

фонетика и орфоэпия:

- правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения;

- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

- владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т. п. );

- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

лексикология и фразеология:

- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;

- пользоваться разными видами толковых словарей;

- верно использовать термины в текстах научного стиля;

- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

орфография:

- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

- проводить орфографический анализ текста;

синтаксис и пунктуация:

- различать изученные виды простых и сложных предложений;

- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;

- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

- проводить пунктуационный анализ текста;

- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.


Виды и формы контроля:


- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);

- комплексный анализ текста;

- сочинение по картине;

- изложение с элементами сочинения;

- тест;

- устное высказывание на лингвистическую тему.

Литература


  1. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе/ Л. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2004.

  2. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя/ Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2001.

  3. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя/ С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2003.

  4. Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл./ И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2002.

  5. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя/ Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.

  6. Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс/ Т. Ю. Угроватова. - М.: Просвещение, 2005.

  7. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе/ Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.

  8. Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь/ Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2004.

  9. Голуб И. Б. Основы культуры речи/ И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.

  10. Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки/ И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2006.

  11. Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2007 год: Предпрофильная подготовка/ Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. - Ростов н/Д: Легион, 2006.


Календарно-тематическое планирование

по русскому языку в 9 классе


Тема урока

Кол-во

часов

Дата


Общие сведения о языке.

1


1.

Международное значение русского языка.

1



Повторение изученного в V-VIII классах.

10


2.

Фонетика. Графика. Орфография

1


3.

Лексика. Фразеология. Орфография

1


4.

Словообразование. Орфография

1


5.

Морфология. Орфография

1


6.

Словосочетание. Простое предложение

1


7.

Контрольный диктант. «Повторение»

1



1



Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.

7


8.

Сложные предложения.

1


9.

Основные виды сложных предложений.

1


10.

Рр Способы сжатия текста

1


11.

Основные группы сложносочинённых предложений

1


12.

Р.р. Рецензия

1


13.

Знаки препинания в ССП.

1


14.

Р.р. Сжатое изложение

1


15.

Контрольный диктант. «Сложносочинённое предложение»

1


16.

Анализ диктанта

1


17.

Понятие о сложноподчинённом предложении.

1


18.

Подчинительные союзы и союзные слова. Строение сложноподчинённого предложения. Схемы

1


19.

Основные группы СПП.

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

1


20.

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными.

1


21.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

1


22.

Контрольный диктант. «Сложноподчинённое предложение»

1


23.

Сложноподчинённые предложения с придаточнымиобстоятельственными.

Придаточные образа действия и степени

1


24.

Р.р.Сжатое изложение

1


27.

СПП с придаточными места и времени

1


28.

СПП с придаточными условия,причины

1


29.

СПП с придаточными цели

1


30.

Контрольный диктант. «Сложноподчинённое предложение»

1


31.

СПП с придаточными уступки и сравнения

1


32.

Р.р.Деловые бумаги



33.

СПП с придаточными следствия, присоединительными

1


34.

СПП с несколькими придаточными

1


35.

Р.р. Сжатое изложение

1


36.

Р.р. Анализ изложения

1


37.

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

1


38.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

1


39.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1


39.

Тире в бессоюзном сложном предложении

1


40.

Р.р.Реферат

1


41.

Повторение. «Бессоюзное сложное предложение».

1



42.

Контрольный диктант. «Бессоюзное сложное предложение».

1


43.

Анализ диктанта

1


44.

Сложные предложения с различными видами связи.

1


45.

Сложные предложения с различными видами связи.

1


46.

Знаки препинания в предложениях с различными видами связи.

1


47.

Тест

1


48.

Роль языка в жизни общества

1


49.

Русский литературный язык и его стили

1


50.

Р.р. Сжатое изложение

1


51.

Р.р. Анализ изложения

1


52.

Повторение. Фонетика. Графика. Орфография

1


53.

Лексика. Фразеология. Орфография

1


54.

Словообразование. Орфография

1


55.

Морфология. Орфография

1


56.

Морфология. Орфография

1


57.

Р.р.Сочинение на лингвистическую тему

1


58.

Морфология. Орфография

1


59.

Контрольный диктант.

1


60.

Анализ диктанта

1


61.

Синтаксис. Словосочетание

1


62.

Синтаксис. Простое предложение

1


63.

Знаки препинания в осложнённом предложении

1


64.

Текст. Стили речи. Типы речи

1


65.

Р.р. Сжатое изложение

1


66.

Р.р. Анализ изложения

1


67.

Употребление знаков препинания

1


68.

Контрольный диктант

1


69.

Анализ диктанта

1


70.

Итоговый урок

1



© 2010-2022