- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нижникова Л.М. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Грибановская средняя общеобразовательная школа №1
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________Т.Н.Цыганкова
Протокол № 1 «28»
августа 2013 г
«Принято»
на заседании педсовета
Протокол № 1 «29»
августа 2013 г
«Утверждаю»
Директор школы
________Н.В.Морозова
Приказ № 40 «29»
августа 2013 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
9 класс
Составил:
Нижникова Л.М.,
учитель русского языка
и литературы
I КК
пгт Грибановский
2013г
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. - Москва «Просвещение», 2010 г.
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык - 9 класс». Москва: Просвещение, 2010 г. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. К данному варианту программы прилагается методическое пособие Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 9 классе». Москва, «Просвещение», 2010 г. Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку рассчитана на 70 часов (из расчёта 2 урока в неделю).
Преподавание русского языка в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Требования
к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку
за курс 9 класса
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать/ понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические; орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
речевая деятельность:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки;
текст:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т. п. );
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
лексикология и фразеология:
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Виды и формы контроля:
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);
- комплексный анализ текста;
- сочинение по картине;
- изложение с элементами сочинения;
- тест;
- устное высказывание на лингвистическую тему.
Литература
-
Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе/ Л. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2004.
-
Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя/ Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2001.
-
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя/ С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2003.
-
Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл./ И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2002.
-
Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя/ Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.
-
Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс/ Т. Ю. Угроватова. - М.: Просвещение, 2005.
-
Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе/ Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.
-
Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь/ Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2004.
-
Голуб И. Б. Основы культуры речи/ И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.
-
Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки/ И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2006.
-
Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2007 год: Предпрофильная подготовка/ Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. - Ростов н/Д: Легион, 2006.
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку в 9 классе
№
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Общие сведения о языке.
1
1.
Международное значение русского языка.
1
Повторение изученного в V-VIII классах.
10
2.
Фонетика. Графика. Орфография
1
3.
Лексика. Фразеология. Орфография
1
4.
Словообразование. Орфография
1
5.
Морфология. Орфография
1
6.
Словосочетание. Простое предложение
1
7.
Контрольный диктант. «Повторение»
1
1
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.
7
8.
Сложные предложения.
1
9.
Основные виды сложных предложений.
1
10.
Рр Способы сжатия текста
1
11.
Основные группы сложносочинённых предложений
1
12.
Р.р. Рецензия
1
13.
Знаки препинания в ССП.
1
14.
Р.р. Сжатое изложение
1
15.
Контрольный диктант. «Сложносочинённое предложение»
1
16.
Анализ диктанта
1
17.
Понятие о сложноподчинённом предложении.
1
18.
Подчинительные союзы и союзные слова. Строение сложноподчинённого предложения. Схемы
1
19.
Основные группы СПП.
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
1
20.
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными.
1
21.
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.
1
22.
Контрольный диктант. «Сложноподчинённое предложение»
1
23.
Сложноподчинённые предложения с придаточнымиобстоятельственными.
Придаточные образа действия и степени
1
24.
Р.р.Сжатое изложение
1
27.
СПП с придаточными места и времени
1
28.
СПП с придаточными условия,причины
1
29.
СПП с придаточными цели
1
30.
Контрольный диктант. «Сложноподчинённое предложение»
1
31.
СПП с придаточными уступки и сравнения
1
32.
Р.р.Деловые бумаги
33.
СПП с придаточными следствия, присоединительными
1
34.
СПП с несколькими придаточными
1
35.
Р.р. Сжатое изложение
1
36.
Р.р. Анализ изложения
1
37.
Понятие о бессоюзном сложном предложении.
1
38.
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
1
39.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
1
39.
Тире в бессоюзном сложном предложении
1
40.
Р.р.Реферат
1
41.
Повторение. «Бессоюзное сложное предложение».
1
42.
Контрольный диктант. «Бессоюзное сложное предложение».
1
43.
Анализ диктанта
1
44.
Сложные предложения с различными видами связи.
1
45.
Сложные предложения с различными видами связи.
1
46.
Знаки препинания в предложениях с различными видами связи.
1
47.
Тест
1
48.
Роль языка в жизни общества
1
49.
Русский литературный язык и его стили
1
50.
Р.р. Сжатое изложение
1
51.
Р.р. Анализ изложения
1
52.
Повторение. Фонетика. Графика. Орфография
1
53.
Лексика. Фразеология. Орфография
1
54.
Словообразование. Орфография
1
55.
Морфология. Орфография
1
56.
Морфология. Орфография
1
57.
Р.р.Сочинение на лингвистическую тему
1
58.
Морфология. Орфография
1
59.
Контрольный диктант.
1
60.
Анализ диктанта
1
61.
Синтаксис. Словосочетание
1
62.
Синтаксис. Простое предложение
1
63.
Знаки препинания в осложнённом предложении
1
64.
Текст. Стили речи. Типы речи
1
65.
Р.р. Сжатое изложение
1
66.
Р.р. Анализ изложения
1
67.
Употребление знаков препинания
1
68.
Контрольный диктант
1
69.
Анализ диктанта
1
70.
Итоговый урок
1