Обобщающий урок по русскому языку для 8 класса «Словосочетание»

Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы, работающим в среднем звене. Урок с использованием практической работы (исследовательский момент), игрового материала. Предусмотрены задания на определение значений словосочетаний, их связь между словами, подбор синонимов-словосочетаний (согласование-управление, управление-примыкание, согласование-примыкание), что является подготовке к экзаменам в 9 классе. Подобрана работа для развития речи - составление связного текста на задан...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Обобщающий урок по теме «Словосочетание».

Цели : повторить и закрепить знания обучающихся о типах словосочетании; развивать интерес к изучению языка, развивать связную речь обучающихся; способствовать воспитанию вежливого обращения друг к другу, любовь к родине, природе.

Оборудование: словарь С.И.Ожегова, презентация по теме.



Ход урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Повторение теории о словосочетании:

1) Что такое словосочетание?

2) Какие типы подчинительной связи существуют между главным и зависимым словами словосочетания?

3) Что такое согласование?

4) Что такое управление?

5) Что такое примыкание?

6) Какие грамматические значения выражаются в словосочетаниях?

а) Определительное - солнечный день, шарф в клетку (клетчатый шарф), наш класс - т.е. отвечает на вопросы какой? чей?;

б) Обстоятельственное - жить на даче, летать высоко, очень строгий, мокрый от дождя (главное слово обозначает действие или признак, зависимое - признак этого действия или признака, отвечает на вопросы: как? в какой степени? где? куда? когда? как дол­го? почему? и другие вопросы обстоятельства);

в) Дополнительное - читать книгу, восхищаться талантом, внимательный к людям (глав­ное слово обозначает действие или признак, а зависимое - предмет, на который направ­лено это действие или признак, отвечает на вопросы косвенных падежей).

ІІІ. Практическая работа. 1. Задание: записать предложение, сделать его синтаксический анализ, выписать словосочетания и сделать их грамматический разбор:

Солнце уже выглянуло из-за леса и тихо принялось за свою работу. (повеств., невоскл., простое, двусост., распр., полное, осложнено однородными сказуемыми, выраженными глаголами).

Словосочетания: выглянуло уже, выглянуло из-за леса, за свою работу, принялось за работу, принялось тихо.

2. Задание: определить грамматическое значение словосочетаний:

1)Моя школа, московская окраина, салат по-корейски, ветер с севера;

2)жить в деревне, учиться прилежно, очень умный, хорошо читать;

3)смотреть фильм, занять у соседа, добрый к детям, беседовать с мамой.

3. Задание: данные словосочетания замените синонимичными:

Бесстрашный человек, хрустальная ваза, каменный забор, музыкальные занятия, стая журавлей, отцовский наказ.

Ветер с юга, платье из шёлка, шкаф для книг, площадка для детей, парень из деревни, задача по алгебре.

ІV. Р.р. Анализ текста.

1) Много можно еще написать о Мещерском крае. 2) Можно написать, что этот край богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. 3) Но я нарочно не пишу об этом. 4) Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природ­ные ее силы можно использовать для нашего благосостояния.

К.Паустовский.

- Почему данное высказывание можно назвать текстом?

( Можно, потому что предложения между собой связаны по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено).

- Какова тема данного высказывания? (Тема истинного патриотизма).

- Кто такой патриот современной России? (Кто любит свою Родину не на словах, а на деле).с. 496 (словарь Ожегова).

- Определите основную мысль высказывания? ( Автор призывает любить свою Родину бескорыстно).

- Гордитесь ли вы своей страной? (Мы любим свою страну такой, какая она есть, с достижениями и поражениями, но мы хотим, чтобы она была лучше, чтобы люди были счастливы, чтобы не было насилия, зла. Мы гордимся своей Родиной, знаменитыми учеными, писателями, художниками, артистами).

Задания после текста:

1) В 1 предложении найдите словосочетание, построенное по типу согласование (о Мещерском крае);

2) Во 2 предложении найдите словосочетания, построенные по типу управление именное (богат лесами, богат торфом, богат сеном, богат картофелем, богат молоком, богат ягодами).

3) Найдите в 3 предложении словосочетание, построенное по типу примыкание (не пишу нарочно).

V. Физкультминутка. Давайте немножко отдохнём. Проделаем гимнастику для глаз.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. (повторить 4-5 раз).

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). (повторить 4-5 раз).

3. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1-6. ( повторить 2 раза).

VІ. Решение тестов.1. Какие пары слов не являются словосочетанием:

  1. Медведь заревел

  2. Заревел неистово

  3. Заревел и схватил

  4. Схватил за комбинезон

2. Найдите словосочетание, построенное по типу «согласование»:

  1. Очень хорошо

  2. Последний звонок

  3. Читать лёжа

  4. Принимать гостей

3. Найдите словосочетание, построенное по типу «управление»:

  1. Осенние листья

  2. Шёл медленно

  3. Решать задачу

  4. Умное решение

4. Найдите словосочетание, построенное по типу «примыкание»:

  1. Поворот налево

  2. Пышное облако

  3. Выручать друга

  4. Помощь сестры

5. Дайте правильный ответ: Зависимые слова при связи «согласование» могут быть выражены

  1. Наречиями

  2. Причастиями

  3. Прилагательными

  4. Порядковыми числительными

6. Дайте правильный ответ: Зависимые слова при связи «управление» могут быть выражены

  1. Глаголами

  2. Существительными

  3. Деепричастиями

  4. Местоимениями, сходными по форме с существительными

7. Дайте правильный ответ: Зависимые слова при связи «примыкание» могут быть выражены

  1. Наречием

  2. Деепричастием

  3. Причастием

  4. Неопределённой формой глагола

8. В каком ряду перечислены все словосочетания со связью примыкание?

1) любуясь пейзажем, восходящее солнце, сомневаюсь в успехе, песня весны

2) неожиданно быстро, сделать умышленно, взойдет непременно, рычать по-звериному

3) открывая дверь, восход солнца, кто-то чужой, лисьи повадки

4) гармония чувств, поступить по-дружески, откровенное признание, удостоить внимания

9. В каком ряду перечислены все словосочетания со связью согласование?

1) идти полем, блестящая идея, подъехал к нему, красный от мороза

2) немного испугаться, зарабатывать популярность, вспоминая молодость, читающий статью

3) дивный сон, дрожать от холода, убедиться в искренности, громко разговаривать

4) низкорослая береза, работающий прибор, первая зелень, сотая доля

10. В каком ряду перечислены все словосочетания со связью управление?

1) обучать грамоте, отвечал не глядя, печь из муки, живущий рядом,

2) благодарить учителя, листья дуба, сообщить подробности, объяснять что-либо

3) проанализировал ситуацию, уходить рано, посаженный отцом, дикий север

4) возразить сыну, из нескольких компонентов, льется отвесно, каждый человек.

VІІ. Работа по развитию речи. Слово учителя:

Прекрасная пора, очей очарованье... Она вдохновляла поэтов, художников, музыкантов. Осенние краски, осенняя тишина в природе, будто задумавшейся о минувшем. Синева осеннего неба, печаль полей, звонкий утренний воздух, который бывает только осенью.

Сейчас пусть каждый из вас расскажет об осени. О такой, какой вы ее видите, чувствуете, слышите. Пусть вам помогут картина и музыка.

Осень - это самая унылая и печальная пора года. В эту пору всё как бы погружается в медленный, тягучий сон. Деревья стоят в золотом наряде. Листья, отрываясь от веток, падают на землю, устилают её разноцветным ковром. Как красиво наблюдать за падением листьев! Вот жёлтенький лист клёна оторвался от ветки, ветер поднял его вверх, лист сделал поворот влево и , кружась, парашютиком опустился на землю. Это надо было видеть. Можно долго смотреть и наблюдать за картиной осеннего листопада.

Я люблю осень именно в этот период.

ІҲ. Домашнее задание: 1) повторить теорию о предложении;

2) с.56, упр. 118.

Обобщающий урок по русскому языку для 8 класса «Словосочетание»

© 2010-2022