Реферативное исследование на тему Зачем современным людям писать грамотно?

Представленная работа, объемом 11 страниц, выполнена с учетом рекомендаций и требований к выполнению научно-исследовательских работ.В ней присутствуют все обязательные элементы: цели, задачи, методы исследования. Содержание работы полностью соответствует цели, поставленной ученицей перед научным исследованием – привлечь внимание к актуальной проблеме: зачем современным людям писать грамотно, убедить в значимости изучения русского языка.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зачем современным людям писать грамотно?


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №27







Реферативно - исследовательская работа

На тему: «Зачем современным людям писать грамотно»






Подготовила:

ученица 9 «В» класса

Новоженина Владислава

Руководитель: Куслина Е.В.

учитель русского языка и литературы




г. Хабаровск

2015г.






Оглавление.

  1. Введение. Значимость грамотного письма в современном мире.

    1. Определение грамотности;

    2. Актуализация проблемы.

    3. Методы исследования. Определение предмета и объекта исследования;

  2. Основная часть. Исследования по проблеме.

    1. Опрос (тестирование) среди учащихся школы № 27 (5-9 классы);

    2. Устный опрос среди старшего поколения;

    3. Мониторинг социальных сетей Интернет;

    4. Вывод по исследованиям.

  3. Заключение. Основной вывод. Зачем современным людям писать грамотно?

    1. Духовное и нравственное развитие;

    2. Взаимоуважение при общении с окружающими;

    3. Сохранение родной речи;

    4. Патриотизм.






  1. Введение и обоснование.

Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому - то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. (А. И. Куприн)


Народ выражает себя всего полнее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может.

(Н. С. Лесков)


1.1

Грамотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Грамотность-фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

Грамотно писать надо для того, чтобы понимать друг друга, ведь слово несет в себе определенный смысл, который может исказить неграмотная запись. Грамотно писать - значит уважать законы, нормы и традиции языка, тем самым сохранить культуру нашего народа. Несоблюдение норм орфографии и пунктуации может привести в конечном итоге к вырождению языка. Мы перестанем понимать классическую литературу, потеряем исторические корни. При искажении языка возникнут такие негативные изменения, при которых язык утратит свои лучшие качества, что приведет к отсутствию единого языка народа, к непониманию, разобщению. [4]

1.2

Все люди на свете умеют говорить. «Мыслящий человек- человек говорящий». Значит, пока существуют мыслящие люди, будет существовать и язык. Обязательная черта человека русского - разумное и аккуратное обращение с русским языком, авторитетным во всем мире, среди всех народов, использующих его и, естественно, взирающих на русских, для которых он родной, как на образец для подражания.

Умелое пользование русским языком - уже не только национальный патриотический, но интернациональный общечеловеческий долг. Об этом нельзя забывать ни на уроке в школе, ни в разговоре с приятелями, ни дома, ни на улице. Нельзя забывать ни писателю, ни инженеру, ни водителю автобуса

[1] Как бы то ни было, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что грамотность неизбежно вымирает. И смотреть на то, как пишут и знают язык мои ровесники очень тяжело и печально. Имея даже простые базовые знания русского языка, они искажают и упрощают его до неузнаваемости, не обращают внимания на правильность написания любого, даже самого простого слова. А более ужасно то, что на вопрос: «Ты, специально неграмотно пишешь?» Они удивленно или даже обиженно отвечают, что это нормально или вообще модно (примеры школьных записок и сочинений с орфографическими ляпами).

Такая же картина равнодушия по отношению к родному языку наблюдается и в виртуальном пространстве Интернет. Сейчас каждый может создать свой сайт, свою страницу и писать там любую информацию, не неся ответственности за неё. Вследствие чего создаётся впечатление, что писать грамотно не так уж и важно. На сайтах и форумах прекрасно понимают искаженные слова и сленговые выражения. Пользователи не страдают от безграмотного написания слов. Значение грамотности в виртуальном пространстве находиться на недопустимо низком уровне (примеры неграмотной переписки в Интернет).

Грамотность в современном обществе стала кодом, с помощью которого культурный человек узнает другого культурного человека. У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность - утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы родного языка, как высшую форму законов природы.

Так откуда же современному человеку взять примеры грамотного письма, если даже официальные средства массовой информации не заботятся о соблюдении правил и норм русской речи? При подготовке своих репортажей (статей) журналисты допускают грубые грамматические ошибки похуже школьников. К тому же нет реально работающих органов, которые контролировали бы работу СМИ (примеры из статей газет и журналов с грамматическими ошибками).

1.3

Вследствие всего вышесказанного, определилась проблема снижения уровня значимости грамотного письма среди современных людей. Цель моей работы состоит в том, чтобы ответить на вопрос: «Зачем современным людям писать грамотно?» и тем самым привлечь внимание к актуальной, на мой взгляд, проблеме.

Для более ясной картины я провела ряд опросов.

Меня интересовало мнение:

  • Учащихся школы № 27 среди среднего звена.

  • Пользователей социальных сетей Интернета

  • А также мнение старшего поколения

2.Основная часть. Исследования по проблеме.

2.1

Среди учащихся среднего звена моей школы я провела тестирование, попросив их ответить на вопрос: «Зачем современным людям писать грамотно?». И предложила им пять вариантов ответа, среди которых ребята должны были выбрать первый по значимости (важности) вариант.

Диаграмма №1

Зачем современным людям писать грамотно?

А) Чтобы получить «5» по русскому языку и хорошо сдать экзамен.

Б) Чтобы тебя считали образованным человеком (для карьерного роста).

В) Для того, чтобы тебя правильно понимали другие люди.

Г) Для сохранения и развития русского языка.

Д) Писать грамотно нет необходимости.

В результате у меня получилась диаграмма, на которой ясно видно, что большинство школьников, что составляет 44 % опрошенных, считают, что писать грамотно необходимо для развития и сохранения русского языка. И несмотря на то, что 20% считают, что писать грамотно нужно только ради получения «5»,всего 3% считают, что писать грамотно нет необходимости, а это очень низкий показатель. Что в целом делает картину положительной. На основании анализа диаграммы можно сделать вывод: мои ровесники осознают важность грамотного письма. Они понимают его значимость и важность, что хорошо для современной молодежи.

2.2

Такой же опрос я провела среди старшего поколения (моих родителей и их коллег по работе). Но немного изменила его, учитывая возрастную категорию. Я убрала вариант А (чтобы получить «5» по русскому языку и хорошо сдать экзамен) и сформулировала вопрос таким образом: «считаете ли Вы, что писать грамотно нет необходимости?». Если респондент отвечал положительно, то опрос окончен. Если ответ отрицательный, то предлагалось три варианта ответа:

А) Чтобы тебя считали образованным человеком (для карьерного роста).

Б) Для того, чтобы тебя правильно понимали другие люди.

В) Для сохранения и развития русского языка.

Г) Положительный ответ.

После опроса я посчитала процент ответов и составила примерную диаграмму. Диаграмма №2

По данным диаграммы видно, что большинство опрошенных считают, что писать грамотно нужно для карьерного роста (имиджа). Чуть меньше людей выбрали второй вариант (Б) и это говорит о том, что значимость общения грамотным языком гораздо важнее, чем желание сохранить и развить язык, что видно по диаграмме. Зато процент респондентов, считающих, что писать грамотно нет необходимости, очень низок. Что говорит о понимании важности грамотного письма среди старшего поколения.

2.3

Своё исследование я продолжила в социальных сетях интернета, задав на различных сайтах и форумах вопрос: зачем современным людям писать грамотно? Изучая полученную информацию, я выделила несколько вариантов ответов.

Большинство опрошенных считает, что писать грамотно нужно для того, чтобы тебя понимали окружающие (варианты ответов). Чуть меньше респондентов, ответили, что писать грамотно необходимо для развития и сохранения языка. И совсем мало людей, решили, что совсем не важно, как ты пишешь: грамотно или безграмотно (варианты ответов).

2.4

Результаты моих исследований среди одноклассников, взрослого поколения и виртуального пространства показали, что мнение большинства опрошенных по интересующей меня проблеме очень схожи. Выяснилось, что люди считают грамотность важным и значимым фактором современной жизни. У них есть желание соблюдать нормы и традиции русского языка. Если судить по моим исследованиям, то наше общество должно состоять из грамотных, образованных и уважающих родной язык граждан. Но на деле наблюдается совершенно обратная картина. Так почему же, имея желание сохранить наш язык, мы разрушаем его? Я считаю, что это всё следствие недостаточного воспитания чувства ответственности за свои действия и поступки.

3.Заключение. Общий вывод

Своей работой я пытаюсь донести до современных людей важность грамотного письма.

Так ещё раз, зачем же современным людям писать грамотно?

Я считаю, что писать грамотно нужно для того, чтобы:

3.1

Развиваться духовно и нравственно каждому человеку в отдельности и всей стране.

Конечно, можно развиваться духовно и при этом писать неграмотно, но тогда какого качества будет это развитие? Высказывание И.А. Тургенева «Каждый сам себя воспитывать должен» [5], определят выбор каждого. Но нельзя полноценно развивать личность, не учитывая грамотного письма при этом. Если каждый гражданин задумается о своем полноценном внутреннем развитии, то и страна станет богаче духовно и нравственно, что довольно неплохо скажется на развитии страны в целом.

3.2

Проявлять взаимоуважение при общении с окружающими.

Значит, писать грамотно нужно приблизительно за тем же, зачем мы стараемся не чавкать и кушать аккуратно, иметь опрятный вид, не причинять неудобств повышенной шумностью, быть вежливыми и терпеливыми.

3.3

Сохранять родную речь для будущего поколения. (Примеры приказов стр. 11)

Да, язык подстраивается под большинство своих носителей. И всё же я считаю, что нельзя постоянно опускать культуру на уровень безграмотных людей, не желающих учиться. Как любой живой организм, язык тоже может «болеть» и страдать. Он даже способен погибнуть, исчезнуть с лица земли. [4] И в наших интересах передать все богатства русского языка потомкам.

3.4.Выражать уважение к своей Родине;

Если ты стараешься писать грамотно, то тем самым показываешь значимость сохранения и развития родного языка. Это значит, что ты чтишь традиции и историю своей Родины,уважаешь родной язык, воспетый великими русскими писателями. И просто являешься патриотом своей Родины.







Список литературы:

  1. Костомаров В.Г. Жизнь языка. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.

  2. Новейший справочник школьника :5-11 классы: в 2-х т. Т.II : Русский язык; и др.-М.: ЭКСМО, 2009. 448 с. - (Новейшие справочки школьника).

  3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М. 1989

  4. Успенский Л. Слово о словах. Почему не иначе?: очерки о языке. - Ленинград, 1971. - 718 с.

  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Русский язык. Автор С.В. Волков; - М.: ООО «Издательство Астрель»,1999-496 с.





Рецензия на реферативно-исследовательскую работу по теме

«Зачем современным людям писать грамотно?»

ученицы 9 В класса Новожениной Владиславы.

Представленная работа, объемом 11 страниц, выполнена с учетом рекомендаций и требований к выполнению научно-исследовательских работ.

В ней присутствуют все обязательные элементы: цели, задачи, методы исследования. Содержание работы полностью соответствует цели, поставленной ученицей перед научным исследованием - привлечь внимание к актуальной проблеме: зачем современным людям писать грамотно.

При проведении исследования Владислава использовала метод тестирования как среди своих сверстников, так и среди людей старшего поколения, в результате были составлены диаграммы, которые наглядно показывают, что писать грамотно всё - таки нужно для того, чтобы окружающие тебя понимали, а также для развития и сохранения родного языка.

Результаты исследований сопоставлены с первоначальной гипотезой, выводы сформулированы корректно. Они показывают значимость изучения данной темы: грамотное письмо - это не только показатель образованности человека, но ещё и уровень его духовно - нравственного развития, а также проявление уважения к родной стране.

Тема работы раскрыта. Продемонстрировано понимание целей и задач исследования, способность к анализу и навыкам определения проблем, а также поиска путей их решения.

Теоретическая часть освещена в полном объёме, было использовано 5 различных источников информации.

Структура изложения материала, грамотность оформления позволяют оценить работу ученицы положительной оценкой.

учитель русского языка и литературы: Е.В. Куслина

11


© 2010-2022