Рабочая программа по русскому языку в 9 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне и с учётом содержания учебника «Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Ю., С.Ю.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. - М.: Просвещение, 2010».

В неделю - 2 часа, всего - 68 часов. Продолжительность учебного года в 9 классе по годовому календарному учебному графику составляет 33 недели, поэтому количество часов уменьшается до 66. Таким образом программа будет пройдена за счёт уплотнения материала.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме .. В том числе: в 5 классе - 204 часа, в 6 классе - 204 часа, в 7 классе - 136 часов, в 8 классе - 102 часа, в 9 классе - 68 часов.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Курс русского языка в 9 классе, завершающий ступень обязательного образования в РФ, имеет ряд особенностей. Заканчивается в целом изучение этого предмета в школе, и значит, при 2-х уроках в неделю необходимо:

- изучить раздел синтаксиса «Сложные предложения»;

-повторить материал других разделов русского языка в связи с наличием пробелов у

части обучающихся;

-систематизировать изученный материал на завершающем этапе изучения курса;

-подготовить обучающихся к экзаменам;

Основная тема курса - сложное предложение. Изучение её сопровождается ярко выраженным речевым аспектом: организуются наблюдения за особенностями функционирования в речи изучаемых типов и видов сложного предложения; предусматривается отработка интонационных навыков с помощью чтения образцовых текстов; проводятся параллели между грамматическими структурами и типами речи в определённых стилистических условиях. Кроме этого рассматриваются явления, связанные с использованием разных стилей речи в художественном тексте.

Цель курса: более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка, а также пунктуационных правил; усилить речевую подготовку учащихся путём включения в курс родного языка системы речеведческих понятий-стилей, типов речи, текста.

Задачи курса:

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

-обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

-совершенствовать рецептивно-аналитические текстовые умения, в частности умение проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный, стилистический, типографический, анализ способов и средств связи предложений, полный и комплексный анализ текста;

-формирование умения создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания.

В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль

и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами.

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи.

При составлении программы были использованы:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004г. №1089)

  2. Основная образовательная программа МБОУ «Красноузельская СОШ»

  3. Учебный план на 2014-2015 учебный год.

  4. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Ю., С.Ю.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. - М.: Просвещение, 2010



































Требования к уровню подготовки за курс 9 класса.

I. Обучающиеся должны знать:

изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в IX классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу IX класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

- определять стиль и тип текста;

-соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V-IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в V-IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

Содержание курса.

Международное значение русского языка (1 ч)

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (6 ч + 1 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи

Сложные предложения (1 ч + 1 ч)

Сложносочиненные предложения (4 ч + 2 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения (18 ч + 6 ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения (6 ч + 2 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (6 ч + 1 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке (3 ч + 1 ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (7 ч )

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Тематическое планирование по разделам курса русского языка.




Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

уроков

Развитие речи

Международное значение русского языка

1



Повторение пройденного в 5 - 8 классах

7

1

1

Сложное предложение. Культура речи.

2


1

Сложносочиненные предложения

6


2

Сложноподчиненные предложения

24

2

6

Бессоюзные сложные предложения

8

1

2

Сложные предложения с различными видами связи

7

1

1

Общие сведения о языке

4


1

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

7

1


ИТОГО

66

6

14

























Календарно-тематическое планирование.

п\п

Раздел

Общее кол-во часов

Количество часов по теме

Дата проведения по плану

Дата проведения фактич.

1

Введение

Урок 1. Международное значение русского языка

2

Повторение

6ч + 1ч

Урок 2. Фонетика.

Урок 3. Лексика и фразеология.

Урок 4. Морфемика. Словообразование.

Урок 5. Морфология.

Урок 6. Словосочетание. Простое предложение.

Урок 7. Р/р. Текст. Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Урок 8. Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-8 классах»

3

Сложные предложения

1ч+1ч

Урок 9. Сложные предложения.

Урок 10. Р/р. Способы сжатого изложения содержания текста.

4

Союзные сложные предложения. Сложносочи-нённые предложения.

4ч+2ч

Урок 11. Союзные сложные предложения.

Урок 12. Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам.

Уроки 13 - 14. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

Урок 15. Р.р. Изложение с использованием сложносочинённых предложений.

Урок 16. Р/р. Аннотация. Рецензия.

5

Сложноподчи-нённые предложения.

18ч+6ч

Урок 17. Строение сложноподчинённого предложения.

Урок 18. Подчинительные союзы и союзные слова.

Урок 19. Сложноподчинённое предложение и пунктуация в нём.

Урок 20. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

Урок 21. Сложноподчинённые предложения с местоимённо- определительными.

Урок 22 . Р/р. Изложение, с использованием сложноподчинённых предложений.

Урок 23. Р/р. Написание изложения.

Уроки 24 - 25. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

Урок 26. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

Урок 27. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени.

Уроки 28- 29. Придаточные предложения места и времени.

Урок 30. Р/р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему..

Урок 31. Р/р. Написание сочинения.

Урок 32. Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения».

Урок 33. Придаточные предложения условные, причины и цели.

Урок 34. Придаточные предложения сравнительные, уступительные, следствия.

Урок 35. Обобщение темы «Сложноподчинённые предложения»

Уроки 36 - 37. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

Урок 38. Тест по теме «Виды сложноподчинённых предложений».

Урок 39 Р/р. Деловые бумаги.

Урок 40. Р\р. Сочинение-рассуждение по предложенному тезису.

6

Бессоюзные сложные предложения.

6ч+2ч

Урок 41. Понятие о бессоюзном сложном предложении.

Урок 42. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Урок 43. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Урок 44. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Урок 45. Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях и пунктуации в них.

Урок 46. Тест по теме «Бессоюзные сложные предложения»

Урок 47 . Р/р. Сжатое изложение.

Урок 48. Р/р. Написание изложения.

7

Сложные предложения с различными видами связи.

6ч+1ч

Уроки 49 -50 Сложные предложения с разными видами связи.

Уроки 51-52. Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи.

Урок 53. Контрольный диктант по теме «Сложное предложение»

Урок 54. Р/р. Реферат.

Урок 55. Авторские знаки препинания.

8

Общие сведения о языке.

3ч+1ч

Урок 56. Понятие о языке. Работа со словарём.

Урок 57. Роль языка в жизни общества.

Урок 58. Язык как исторически развивающееся явление.

Урок 59. Р/р. Русский литературный язык и его стили.

9

Повторение. Систематиза-ция изученного.

Урок 60. Фонетика. Графика, Орфография.

Урок 61 Лексика. Фразеология. Орфография.

Урок 62. Морфемика. Словообразование. Орфография.

Урок 63. Морфология. Орфография.

Урок 64. Синтаксис. Пунктуация.

Урок 65-66. Итоговый тест.

Формы и средства контроля.

В ходе изучения курса русского языка предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, контрольных работ.

Общее количество контрольных уроков - 6

Список литературы.

Для учителя

  1. Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык. 9 класс. М. Просвещение. 2010-2011.

  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. М.: ВАКО, 2006

  3. Рыбченкова Л.М. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. - Москва: Дрофа,2005.

  4. Цыбулько И.П. федеральный институт педагогических измерений. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. - Ярославль: «Интеллект- центр»,2009.

Мультимедийная поддержка уроков

  1. 1С: Русский язык. 8 класс. Под редакцией О. И. Руденко-Моргун

  2. Авторские презентации

  3. Материалы фестиваля «Портфолио» и «Открытый урок»

Для обучающихся

  1. Бархударов, С.Г., Крючков, Л.Ю.Максимов и др . Русский язык: учебник для 9 класса - М.: Просвещение, 2013

  2. Егораева. Подготовка к ГИА



10



© 2010-2022