Рабочая программа по русскому языку к учебнику С. И. Львовой. 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Настоящая программа по русскому языку для IX класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. - М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. - М.: Мнемозина, 2010 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 68 часа в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

Курс русского языка направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:

  • обеспечение языкового развития обучающихся

  • овладение ими речевой деятельностью


Курс предусматривает изучение следующих разделов:


  • Русский литературный язык

  • Повторение изученного в 5-8 классах

  • Сложносочиненное предложение

  • Сложноподчиненное предложение

  • Бессоюзное сложное предложение

  • Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

  • Синтаксические конструкции с чужой речью

  • Повторение изученного в 9 классе

Главной особенностью программы является ее направленность на:

  • достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык

  • осмысления его основных закономерностей

  • усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа

  • развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений

  • навыков самостоятельной учебной деятельности

  • самообразования, речевого самосовершенствования

  • успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи

    • способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово

    • грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения

Курс отличается:

  • ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико - орфографического материала

  • усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей

  • вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии

Программа реализует:

  • идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам

  • идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы

  • культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии

Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции:

  • освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

  • овладение основными нормами русского литературного языка;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
































Содержание тем учебного курса

Русский литературный язык. Основные формы существования национального русского языка. Понятие о литературном языке. Нормированность - основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм. Культура речи как раздел лингвистики. Понятие экологии языка.

Повторение изученного в 5-8 классах. Основные единицы языка: звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение. Трудные случаи синтаксического и пунктуационного анализа предложения. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Вопрос о тексте как единице языка и речи.

Текстоведение. Текст и его признаки. Основные требования к содержанию текста. Основные средства связи предложений в тексте. Анафора как риторическая фигура речи. Рассуждение как тип речи и его виды. Коммуникативная цель рассуждения. Структура текста-рассуждения. Рецензия, отзыв, эссе как речевые стандарты, помогающие реализовать коммуникативный замысел в процессе комментирования содержания прочитанного (прослушанного) текста, выявления и формулирования позиции автора и изложения собственного мнения. Публичная речь как разновидность устной речи, обращённой к аудитории, рассчитанной на публику. Основные требования к публичному выступлению. Чтение и изложение текста (подробное и сжатое). Основные этапы подготовки и написания изложения на основе прочитанного или прослушанного текста. Основные приёмы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитанного или прослушанного текста. Сочинение текста. Основные этапы создания текста.

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение как единица синтаксиса. Сложное предложение как смысловое, структурное и интонационное единство. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные сложные предложения.

Сложносочиненное предложение. Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки и строение. Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения.

Знаки препинания в ССП.

Сложноподчиненное предложение. Сложноподчинённое предложение, его грамматические признаки и строение. Средства связи частей сложноподчинённого предложения. Смысловые и стилистические различия сложноподчинённых предложений с синонимическими союзами. Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: СПП с придаточными определительными, СПП с придаточными изъяснительными, СПП с придаточными обстоятельственными времени и места, СПП с придаточными обстоятельственными образа действии и сравнения, СПП с придаточными обстоятельственными цели, причины, условия, СПП с придаточными обстоятельственными уступки, следствия. Вопрос о классификации сложноподчинённых предложений в современной лингвистике. Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными, местоимённо-определительными. Сложные предложения с двумя или несколькими придаточными. Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными: однородное и неоднородное, последовательное подчинение придаточных частей в СПП. Сочетание соподчинения и последовательного подчинения в сложноподчинённом предложении.

Бессоюзное сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение, его грамматические особенности. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзного сложного предложения в зависимости от смысловых отношений между его частями. Запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи, его структурные особенности. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи. Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с сочинительной и подчинительной связью. Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с подчинительной и бессоюзной связью. Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с сочинительной и бессоюзной связью. Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с сочинительной,

подчинительной и бессоюзной связью. Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста.

Синтаксические конструкции с чужой речью. Основные способы передачи чужой речи. Прямая речь. Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью. Несобственно-прямая речь. Косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Диалог и его основные виды. Пунктуационное оформление диалога. Цитирование как способ передачи чужой речи. Основные способы цитирования. Основные требования к цитированию.

Повторение изученного в 9 классе. Чередующиеся гласные в корне. Орфограммы в приставках, суффиксах и окончаниях. НН и Н в разных частях речи. Не и НИ с разными частями речи. Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании.

Двусоставное предложение. Способы выражения подлежащего и сказуемого.

Виды односоставных предложений. Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания при обращении, вводных словах, Знаки препинания при обособленных членах предложения.

Знаки препинания в сложном предложении.



































В программе специально выделены часы на развитие связной речи - 10 часов и контрольные работы - 8 часов:

п/п

Текстоведение

Развитие речи

1

Текст и его признаки. Основные требования к содержанию текста: соответствие его теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последовательность изложения, правильность выделения абзацев, достоверность фактического материала.

Изложение «Лебедь»

Сочинение по данному тексту «Грустная история»

2

Основные средства связи предложений в тексте.

Изложение «Лувр»

Сочинение по данному тексту «Садово-парковое искусство»

3

Основные этапы подготовки и написания изложения на основе прочитанного или прослушанного текста.

Изложение «Памятник Петру Великому»

Сочинение по картине В.А.Тропинина «Памятник Пушкину»

4

Основные приемы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитанного или прослушанного текста.

Сжатое изложение «Моя первая учительница»

Контрольное сжатое изложение «Земля наша справедлива во всем»

5

Основные этапы создания текста.

Сочинение по картине И.И.Левитана «Тихая обитель»

Сочинение по данному тексту «Признание в 6любви родному краю»

6

Рассуждение как тип речи и его виды.

Изложение «Портрет Шаляпина»

Сочинение «Два портрета»

7

Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры. Основные речевые стандарты (клише)

Рецензия на книгу

Сочинение «Остановись, мгновение!»

8

Публичная речь как разновидность устной речи, обращенной к аудитории. Основные требования к публичному выступлению.

Контрольное сжатое изложение «Прости меня, мама!»

Контрольное сочинение «Каким я представляю себе красивого человека?»


Пробный ГИА. Изложение


Пробный ГИА. Сочинение


Выполнение практической части по русскому языку в программе соответствует нормам:

Развитие

речи

Контрольные

диктанты и тесты

Контрольные сочинения

Контрольные изложения

21

14

2

2


Программа предусматривает прочное усвоение материала. С этой целью:

  • На повторение изученного материала в программе отводится значительное место

  • Выделяются специальные часы для повторения в начале и в конце учебного года - 15 часа

  • Каждая тема завершается повторением изученного материаДля оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:

  • Контрольный диктант

  • Тест, зачет

  • Контрольное сочинение

  • Контрольное изложение

  • Контрольный срез

  • Взаимоконтроль

Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

Контрольные

работы

Развитие речи


Русский литературный язык

2



Повторение пройденного в 5 - 8 классах

6

1

1

Текстоведение

5


2

Сложносочиненные предложения

6

1

1

Сложноподчиненные предложения

10

2

2

Бессоюзные сложные предложения

6

1

2

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

5

1

1

Синтаксические конструкции с чужой речью

4

1

1

Повторение изученного в 9 классе

6

1


ИТОГО

50

8

10

































Требования к уровню подготовки выпускников за курс

основной школы по русскому языку:


В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен знать:

  • изученные разделы науки о языке;

  • смысл понятий речь устная и письменная;

  • монолог, диалог и их виды;

  • сфера и ситуация речевого общения;

  • функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры;

  • текст, его функционально-смысловые типы;

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка

ученик должен уметь:

  • объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

  • определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • адекватно понимать информацию устного сообщения;

  • читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность);

  • владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • извлекать информацию из различных источников;

  • свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения);

  • соблюдать:

    • этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

    • основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

    • основные правила орфографии и пунктуации;




Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка диктантов

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Оценка сочинений и изложений

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексиче5ский и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


Перечень учебно-методического обеспечения


  • Гайбарян О.Е., Кузнецова А.В. Тесты по русскому языку: Теоретический и практический материал для подготовки к тестированию по русскому языку. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону. Издательский центр «МарТ», 2003

  • Егораева Г.Т. ГИА 2010. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация ( в новой форме). Типовые тестовые задания / Г.Т.Егораева. -М.: Издательство «Экзамен», 2010

  • Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы. - М.: ВАКО, 2009

  • Контрольные работы по русскому языку. 9 класс/Сост. Б.С.Юнусова. -М.: Эксмо, 2005

  • Симакова Е.О. Русский язык. 40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА: 9 класс/ Е.С.Симакова. -М.: АСТ: Астрель, 2011

  • Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 8-9 классы: Методическое пособие. -М.: Дрофа. 1996

  • Червинская А.И.Практикум по русскому языку: подготовка к тестированию и экзамену /А.И. Червинская. - Мнемозина: ТетраСистемс, 2005

  • Федеральный центр тестирования test4u.ru/

  • rustest.ru/






























Учебно-методическое обеспечение


Учебно-программные материалы:


  1. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. - М.: «Мнемозина», 2009.

Учебно-теоретические материалы:

  1. С.И.Львова, В.В.Львов «Русский язык. 9 класс.» В 2 частях: учебник для общеобразовательных учреждений /. - М.: «Мнемозина», 2010.

  2. Н.А.Шапиро «Учимся понимать и строить текст. 5-9 классы». - М: «Первое сентября», 2002.

  3. Г.Х.Ахбарова « Деловое письмо». - М: «Просвещение», 2005.

  4. Ф.П.Сергеев «Речевые ошибки и их предупреждение». - Волгоград: «Учитель», 2008.

Учебно-практические материалы:

  1. В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.О.Татур «Русский язык. 9 класс». Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля. - М: «Интеллект-Центр», 2009.

  2. Г.А.Богданова «Тестовые задания по русскому языку. 9 класс». - М: «Просвещение», 2010.

  3. Л.М.Рыбченкова «Сборник текстов». - М: «Дрофа», 2003.

  4. М.М.Казбек-Казиева «Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы». - М: «Айрис-пресс», 2008.

  5. Е.А.Влодовская «Поурочные разработки по русскому языку». - М: «Экзамен», 2007.

  6. Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 9 классе». - М: «Просвещение», 2003.

  7. ФИПИ ГИА-2009. - М: «Аст-Астрель», 2008.

  8. М.Е.Кривоплясова «Русский язык и литература. Средства и приёмы выразительности речи. 5-9 класс: тренинговые задания на уроках. - Волгоград: «Учитель», 2007.





Календарно - тематическое планирование

п/п

Наименование раздела/

Тема урока

Кол-

во

часов

Тип

Урока

Требования к уровню

подготовки учащихся

Вид контроля

Повторение,

подготовка к

ГИА, ЕГЭ

Дата проведения

план

факт

1

Русский литературный язык

1

ЗПЗ

Знать основные формы существования языка, понятие о литературном языке, уметь работать со словарями в поисках информации

Коллективный

Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лек- сические, морфологи- ческие, синтаксичес -кие, стилистические, орфографические, пунктуационные

2

Культура речи. Русский язык: прошлое, настоящее, будущее

1

ЗПЗ

Знать основные задачи куль туры речи как раздела линг- вистики, понятие экологии языка, уметь анализировать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения в ней норм русского литературно го языка

Коллективный, индивидуальный

Основные виды оши- бок в устной и пись- менной речи: в содер- жании и построении речевого высказыва- ния, нарушение основ ных норм русского литературного языка

3-4

Повторение изученного в 5-8 классах: фонетика, словообразование, лексика

2

ОУ

Знать основные единицы языка, уметь проводить лингвистический анализ слова с разных точек зрения

Коллективный, индивидуальный

Фонетический, орфо- эпический, морфемно-словообразовательный лексический анализ слова

5-6

Грамматика: морфология и синтаксис

2

ОУ

Знать морфологические признаки частей речи, основные понятия синтаксиса, уметь распознавать языковые единицы на практике

Коллективный, индивидуальный

Морфологический анализ слова, синтак- сический и пунктуаци онный разбор предло- жений изученных кон- струкций

7

Сжатое изложение (по тексту упр.141)

1

РР

Знать основные способы сжатия текста, уметь отбирать материал для изложения

Индивидуальный

Типы речи, стили языка, тема, идея, композиция, языковое единство текста

8-9

Правописание: орфография и пунктуация

2

ОУ

Знать основные правила орфографии и пунктуации, уметь применять их на прак тике

Коллективный, индивидуальный

Трудные случаи орфо- графии и пунктуации

10

Контрольная работа №1 по теме «Повторение»

1

КР

Знать основные орфограм-

мы и пунктограммы, изу- ченные в 5-8 классах, уметь выполнять разные виды языкового разбора

Индивидуальный

Алгоритм орфографи- ческого анализа слова, пунктуационного ана- лиза предложения

11

Текстоведение. Текст и его признаки

1

ОУ

Знать текст и его признаки, соблюдать основные требо- вания к содержанию текста

Коллективный

Текстоведческий ана- лиз текста

12

Рассуждение как тип речи

1

ИНМ, ЗПЗ

Знать понятие рассуждения как типа речи и его виды, уметь создавать устные и письменные рассуждения разных видов

Коллективный, индивидуальный

Композиция текста, средства связи предло жений и основных час тей текста, принадлеж ность к функциональ- ной разновидности языка и стилю речи

13-14

Рецензия как речевой жанр

2

ИНМ, ОУ

Знать понятия рецензии, отзыва, эссе как речевых жанров, уметь написать рецензию на прочитанные (прослушанные) тексты

Коллективный, индивидуальный

Основные языковые клише, помогающие реализовать коммуни-кативный замысел

15

Публичная речь


ИНМ, ЗПЗ

Знать определение публич- ной речи как разновидности устной речи, обращённой к аудитории, соблюдать ос- новные требования к пуб- личному выступлению

Коллективный, индивидуальный, групповой

Создание сообщения на лингвистическую тему как разновидно- сти публичного рече- вого высказывания научного стиля речи

16-17

Сжатое изложение (по тексту упр.148). Сочинение (по тексту упр.148)

2

РР

Знать основные способы сжатия текста, основные этапы создания текста, уметь отбирать материал для изложения, редактиро- вать написанный текст

Индивидуальный

Основные приёмы сокращения информа- ции при написании сжатого изложения, типы речи, стили языка, тема, идея, композиция, языковое единство текста

18

Сложное предложение. Сложное предложение и его признаки

1

ИНМ, ЗПЗ

Знать понятие сложного предложения, уметь разли- чать союзные и бессоюзные сложные предложения

Коллективный, индивидуальный

Правописание союзов, пунктуация в сложном предложении

19

Сложносочинённое предложение. Понятие о сложносочинённом предложении

1

ИНМ, ЗПЗ

Знать понятие сложносочи-нённого предложения, уметь проводить синтакси- ческий и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения

Коллективный, индивидуальный

Грамматическая осно-ва предложения, виды простых предложений

виды сочинительных союзов

20-21

Виды сложносочинённых предложений

2

ИНМ, ЗПЗ

Знать виды сложносочинён-ных предложений, уметь различать их на практике

Коллективный, индивидуальный

Правописание НЕ со словами разных час -тей речи, пунктуация при причастном и дее-причастном оборотах

22

Сжатое изложение (по тексту упр.154)

1

РР

Знать основные способы сжатия текста, уметь отбирать материал для изложения

Индивидуальный

Типы речи, стили языка, тема, идея, композиция, языковое единство текста

23-24

Пунктуация в сложносочинённом предложении

2

ИНМ, ЗПЗ

Знать основные правила постановки знаков препи- нания в сложносочинённом предложении, уметь приме- нять их на практике

Коллективный, индивидуальный

Правописание Н-НН, в словах разных час- тей речи, пунктуация при вводных словах и конструкциях

25

Контрольная работа №2 по теме «Сложносочинённое предложение»

1

КР

Знать понятие сложносочи-нённого предложения, его виды, правила постановки знаков препинания в ССП, уметь применять знания на практике

Индивидуальный

Основные орфографи ческие и пунктуацион ные правила, синтакси ческий разбор предло- жения

26

Сложноподчинённое предложение. Понятие о сложноподчинённом предложении

1

ИНМ, ЗПЗ

Знать понятие сложнопод- чинённого предложения, уметь проводить синтакси- ческий и пунктуационный разбор сложноподчинённо- го предложения

Коллективный

Правописание Ь после шипящих в словах раз ных частей речи, постановка тире меж- ду подлежащим и ска-зуемым

27

Виды сложноподчинённых предложений

1

ИНМ

Знать виды сложноподчи- нённых предложений, уметь различать их на практике

Коллективный, индивидуальный

Правописание О-Ё после шипящих в словах разных частей речи, пунктуация при однородных членах

28

Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным

1

ИНМ

Знать определение СПП с придаточным определитель ным, уметь распознавать СПП с придаточным опреде лительным на практике

Коллективный, индивидуальный

Правописание суффик сов глагола, причас- тия, пунктуация при обособленных членах предложения

29

Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным

1

ИНМ

Знать определение СПП с придаточным изъяснитель -ным, уметь распознавать СПП с придаточным изъяс- нительным на практике

Коллективный, индивидуальный

Правописание падеж -ных окончаний суще-ствительных, пунктуа- ция при обращении

30-31

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

2

ИНМ, ЗПЗ

Знать определение СПП с придаточным обстоятель -ственным, уметь распозна- вать СПП с придаточным обстоятельственным на практике

Коллективный, индивидуальный

Правописание приста- вок, пунктуация при прямой речи

32-33

Сжатое изложение (по тексту упр.189). Сочинение (по тексту упр.189)

2

РР

Знать основные способы сжатия текста, основные этапы создания текста, уметь отбирать материал для изложения, редактиро- вать написанный текст

Индивидуальный

Основные приёмы сокращения информа- ции при написании сжатого изложения, типы речи, стили языка, тема, идея, композиция, языковое единство текста

34

Сложноподчинённые предложения с придаточными разных видов

1

ОУ

Знать понятие СПП с прида точными разных видов, уметь находить такие пред-ложения в тексте, опреде-лять вид придаточных

Коллективный, индивидуальный

Правописание суффик сов О-А на конце наре чий, пунктуация при обособленных членах предложения

35

Контрольная работа №3 по теме «Сложноподчинённое предложение»

1

КР

Знать понятие сложнопод- чинённого предложения, виды придаточных в СПП, правила постановки знаков препинания в СПП, уметь применять знания на прак- тике

Индивидуальный

Основные орфографи ческие и пунктуацион ные правила, синтакси ческий разбор предло- жения

36

Понятие о сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными

1

ИНМ, ЗПЗ

Знать понятие СПП с не- сколькими придаточными, уметь моделировать подоб-ные предложения по задан-ной схеме

Коллективный

Правописание НЕ со словами разных час -тей речи, пунктуация при однородных членах предложения

37-38

Пунктуация в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

2

ИНМ, ЗПЗ

Знать правила постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточны- ми, уметь применять знания на практике

Коллективный, индивидуальный

Дефисное написание слов разных частей речи, постановка тире между подлежащим и сказуемым

39

Контрольная работа №4 по теме «Сложноподчинённое предложение»

1

КР

Знать понятие сложнопод- чинённого предложения, виды придаточных в СПП, правила постановки знаков препинания в СПП, уметь применять знания на прак- тике

Индивидуальный

Основные орфографи ческие и пунктуацион ные правила, синтакси ческий разбор предло- жения

40

Бессоюзное сложное предложение. Понятие о бессоюзном сложном предложении

1

ИНМ

Знать понятие бессоюзного сложного предложения, уметь выполнять синтакси-ческий и пунктуационный разбор БСП

Коллективный

Правописание корней с чередованием, пунк- туация при вводных словах и вводных кон-струкциях

41-42

Виды бессоюзных сложных предложений

2

ИНМ, ЗПЗ

Знать виды БСП, уметь моделировать БСП разных видов

Коллективный, индивидуальный

Правописание падеж- ных окончаний суще- ствительных, пунктуа- ция сложном предло- жении

43-44

Сжатое изложение (по тексту упр.191). Сочинение (по тексту упр.191)

2

РР

Знать основные способы сжатия текста, основные этапы создания текста, уметь отбирать материал для изложения, редактиро- вать написанный текст

Индивидуальный

Основные приёмы сокращения информа- ции при написании сжатого изложения, типы речи, стили языка, тема, идея, композиция, языковое единство текста

45-47

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

3

ИНМ, ЗПЗ

Знать правила постановки знаков препинания в БСП, уметь применять знания на практике

Коллективный, индивидуальный

Правописание приста- вок, пунктуация при однородных членах предложения

48

Контрольная работа №5 по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1

КР

Знать понятие бессоюзного сложного предложения, виды придаточных в СПП, правила постановки знаков препинания в СПП, уметь применять знания на прак- тике

Индивидуальный

Основные орфографи ческие и пунктуацион ные правила, синтакси ческий разбор предло- жения

49-50

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи

2

ИНМ, ЗПЗ

Знать понятие сложного предложения с разными видами союзной и бессоюз- ной связи, уметь правильно аргументировать постанов- ку знаков препинания в СП с разными видами синтакси ческой связи

Коллективный, индивидуальный

Правописание НЕ со словами разных час -тей речи, пунктуация при обособленных членах предложения

51-52

Культура речи. Правильное употребление в речи сложных предложений

2

ИНМ, ЗПЗ

Знать интонационные и пунктуационные особенно- сти СП с разными видами союзной и бессоюзной свя- зи

Коллективный, индивидуальный, групповой

Правописание Н и НН в словах разных час-тей речи, пунктуация при междометиях

53

Сжатое изложение (по тексту упр.241)

1

РР

Знать основные способы сжатия текста, уметь отбирать материал для изложения

Индивидуальный

Типы речи, стили языка, тема, идея, композиция, языковое единство текста

54

Сложное предложение (обобщающий урок)

1

ОУ

Знать понятие СП, виды СП, правила постановки знаков препинания в СП, уметь применять знания на практике

Коллективный, индивидуальный, групповой

Правописание личных окончаний глаголов, пунктуация при обра -щении

55

Контрольная работа №6 по теме «Сложное предложение»

1

КР

Знать понятие СП, виды СП, правила постановки знаков препинания в СП, уметь применять знания на практике

Индивидуальный

Основные орфографи ческие и пунктуацион ные правила, синтакси ческий разбор предло- жения

56

Синтаксические конструкции с чужой речью. Способы передачи чужой речи

1

ИНМ, ЗПЗ

Знать основные способы передачи чужой речи, уметь моделировать пред- ложения с разными спосо- бами передачи чужой речи

Коллективный

Правописание Ь после шипящих в словах раз ных частей речи, постановка тире меж- ду подлежащим и ска-зуемым

57

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

ИНМ, ЗПЗ

Знать правила постановки знаков препинания при прямой речи, уметь приме -нять их практике

Коллективный, индивидуальный

Правописание падеж -ных окончаний прила- гательных и причас -тий, пунктуация при диалоге

58

Сжатое изложение (по тексту упр.688)

1

РР

Знать основные способы сжатия текста, уметь отбирать материал для изложения

Индивидуальный

Типы речи, стили языка, тема, идея, композиция, языковое единство текста

59-60

Цитаты и способы цитирования

2

ИНМ, ЗПЗ

Знать определение цитиро -вания как способа передачи чужой речи, уметь использо вать в речи разные способы цитирования

Коллективный, индивидуальный

Правописание предло- гов, пунктуация при однородных членах предложения

61

Контрольная работа №7 по теме «Синтаксические конструкции с чужой речью»

1

КР

Знать основные способы передачи чужой речи, уметь правильно оформлять предложения с чужой ре -чью с грамматической и пунктуационной точек зрения

Индивидуальный

Основные орфографи ческие и пунктуацион ные правила, синтакси ческий разбор предло- жения

62

Повторение изученного в 5-9 классах. Фонетика, словообразование, лексика

1

ОУ

Знать основные единицы языка, уметь проводить лингвистический анализ слова с разных точек зрения

Коллективный, индивидуальный

Фонетический, орфо- эпический, морфемно-словообразовательный лексический анализ слова

63

Грамматика: морфология и синтаксис

1

ОУ

Знать морфологические при знаки частей речи, основ- ные понятия синтаксиса, уметь распознавать языко- вые единицы на практике

Коллективный, индивидуальный

Морфологический анализ слова, синтак- сический и пунктуаци онный разбор предло- жений изученных кон- струкций

64

Культура речи

1

ОУ

Знать основные задачи куль туры речи как раздела линг- вистики, понятие экологии языка, уметь анализировать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения в ней норм русского литературно го языка

Коллективный, индивидуальный, групповой

Основные виды оши- бок в устной и пись- менной речи: в содер- жании и построении речевого высказыва- ния, нарушение основ ных норм русского литературного языка

65-66

Правописание: орфография и пунктуация

2

ОУ

Знать основные правила орфографии и пунктуации, уметь применять их на прак тике

Коллективный, индивидуальный

Трудные случаи орфо- графии и пунктуации

67

Контрольная работа №8 итоговая

1

КР

Знать основные правила орфографии и пунктуации, уметь применять их на прак тике

Индивидуальный

Алгоритм орфографи- ческого анализа слова, пунктуационного ана- лиза предложения

68

Правописание: орфография и пунктуация

1

ОУ

Знать основные правила орфографии и пунктуации, уметь применять их на прак тике

Коллективный, индивидуальный

Трудные случаи орфо- графии и пунктуации


© 2010-2022