Урок русского языка в 5 классе на тему Будущее время глагола

Урок русского языка в 5 классе  Учитель: Астапкова Валентина Васильевна Тема: Будущее время глагола   Цель:      Продолжить формирование знаний  о грамматическом значении и морфологических признаках глагола; организовать деятельность учащихся по повторению изученного материала («Виды глагола»), закреплению знаний  по теме «Настоящее и прошедшее время глагола», усвоению знаний  о будущем времени глагола  и способах образования простой  и сложной формы будущего времени; завершить формирование зн... глагол время лицо число род Проверка учителем.   Индивидуальное задание для сильного ученика  Выпишите глаголы, заполните таблицу. Настоящее время Лицо число Прошедшее время род число Будущее время лицо число     Слайд №12.  Станция «Конечная» Вот мы и прибыли на конечную станцию. Запишем домашнее задание: Написать небольшой рассказ по данному началу, используя глаголы будущего времени. Подведём итог путешествию: - Удалось ли наше путешествие? Почему? - Что вы узнали, изучая тему «Время глагола»  (как изменяются глаголы по временам; как образуются формы времени глагола) - Чему вы научились? (определять формы времени глагола – по вопросу, значению, составу слова; образовывать временные формы глагола; ... № Ф.И.обучающе гося Станции итог оценка Старто- вая Закреп-ляй-ка Уга-дай-ка Орфогра фическая Времен ная Конеч ная                                           «5» - задание выполнено без ошибок и в индивидуальном, и в групповом режиме. «4» - задание выполнено без ошибок, но только в групповом режиме. «3» - задание выполнено, но есть ошибка. За каждую оказанную помощь другой группе добавляется 1 балл. Итог: 30 – 29 баллов - «5»; 28 – 23балла - «4»; 22 – 20 баллов - «3»    
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Будущее время глагола

Цель:

Продолжить формирование знаний о грамматическом значении и морфологических признаках глагола; организовать деятельность учащихся по повторению изученного материала («Виды глагола»), закреплению знаний по теме «Настоящее и прошедшее время глагола», усвоению знаний о будущем времени глагола и способах образования простой и сложной формы будущего времени; завершить формирование знаний о временах глагола;

Развивать навыки словообразования; развивать умение образовывать различные формы времени от инфинитива; развивать орфографические навыки;

Воспитывать нравственные представления на основе пословиц и поговорок.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: игра-путешествие.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, маршрутные листы, сигнальные карточки.


ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

В. Солоухин

- Что бы вы ответили поэту? Действительно язык доброты и вежливости понятен всем.

Какой смысл заключает в себе слово ДОБРОТА? (это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим).

- Какие глаголы вы запомнили в стихотворении? (сказали, прибавилось, сделалась)

- В форме какого времени употреблены эти глаголы и как вы это узнали? (прош. вр., узнали по вопросу, по суффиксу -л-)

- Какие времена глаголов мы с вами изучили на прошлых уроках? (прошедшее и настоящее).

- Как вы думаете как называется тема сегодняшнего урока?

Слайд № 1

Будущее время глагола. Запишите число и тему урока в тетрадь.

- Давайте поставим перед собой цели. Ученики определяют цель: Знать на какие вопросы отвечают глаголы будущего времени, какое действие они обозначают, и глаголы какого вида имеют форму будущего времени. Уметь задавать вопросы к глаголам будущего времени.

- И ещё мы сегодня узнаем, что будущее время имеет две формы: простую и сложную.

Наш урок мы проведём в виде путешествия. Сейчас рассядемся в три вагона по пять человек.

(Раздаю номера). Все у кого номер первый садятся в первую группу, у кого номер второй садятся во вторую группу, а у кого номер третий - в третью группу.

Ребята, наверное, каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, открывает для себя что-то неизведанное. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в чудесную страну. Дорога нам предстоит дальняя, наверняка, будет много трудностей, испытаний, но, я надеюсь, что мы все это преодолеем и покорим эту загадочную страну. А для этого понадобятся все те знания, которые мы приобрели. Прежде чем отправиться в путешествие, давайте определим, о какой стране я говорю.

Слайд № 2

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду -

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады

И хлеб в полях растёт.

Догадались, как называется эта страна? Правильно, путешествовать мы будем по стране «Глаголии». Раздаются маршрутные листы.

Слайд № 3.

Дайте определение глагола. Слова, которые живут в «Глаголии» очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают имена существительные.

Первая станция называется «СТАРТОВАЯ»

Давайте прочитаем теоретический материал о глаголах будущего времени на стр.280

Какая группа первая справится с заданием, пусть даст сигнал в виде поднятой руки, и мы дадим им возможность рассказать новый материал всем.

- Что же вы узнали, ребята?

(Будущее время имеет две формы: простую и сложную. Будущее простое образуется от глаголов совершенного вида с помощью личных окончаний: нарисую, проведу. Будущее сложное время состоит из двух слов: формы будущего времени глагола быть и инфинитива глагола несовершенного вида: буду рисовать, будешь вести.)

- Приведите примеры глаголов, стоящих в форме простого будущего времени.

- Приведите примеры глаголов, стоящих в форме сложного будущего времени.

Слайд № 4.

Станция «Закрепляй-ка»

Работа с текстом. Критерий оценивания: 1 уровень - «3», 2 уровень - «4», 3 уровень - «5»

Учитывается правильность выполнения задания и орфографическая грамотность.

1 уровень

Образуй формы будущего времени. Объясни, от глаголов какого вида образованы простая и сложная формы будущего времени глагола.

Образец: Посадить - посадишь (сов. в.), садить - буду садить (несов. в.),.

Лечить, вылечить; позвонить, звонить; взять, брать; вырастить, растить; гореть, загореться.

2 уровень

Спиши. Подчеркни глаголы в будущем времени. Укажи, вид глагола.

сов. вид

Наступят весенние деньки. На деревьях распустятся почки, появится молодая листва. Прилетят и станут распевать весёлые песни птицы. Зашумит, заговорит весенний лес. Будут обживать свои гнёзда прилетевшие с юга скворцы.

3 уровень

Раскрой скобки и образуй простую или сложную форму будущего времени глагола.

Определи лицо и число глаголов.

Дуб сказал: «Я живу двести лет и дубок из этого жёлудя (прожить) столько же». Как (поспеть) кедровые орешки, кедровка с утра до вечера (делать) запасы. Ты (ходишь) по крышам, ты (летать) по небу. Когда-нибудь и ты (пройти) все эти испытания.

Слайд № 5. Физминутка.

Солнце глянуло на парту…

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку.

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре, пять.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку.

Слайд № 6. Станция «Угадай-ка». На нашем пути встретилось первое препятствие.

Игра «Перепутаница». Подобрать глагол к существительному. Чья группа быстрее?

Собака хрюкает

Волк блеет

Овца лает

Свинья гогочет

Гусь кудахчет

Кузнечик мяукает

Кошка стрекочет

Курица воет

Слайд № 7 Коллективная проверка

Слайд № 8 Станция «Орфографическая». Вставить пропущенные орфограммы.

Определить, в каком абзаце говорится о событиях прошлого, в каком - о событиях настоящего и в каком о том, что произойдёт в будущем.

Летом мы гостили у бабушки в деревне. Ходили в лес и собирали грибы и ягоды. Когда была хорошая погода, мы купались в реке. Вечером собирались в саду и рассказывали интересные истории. Мы хорошо отдохнули.

Сейчас мы сидим в классе. Идёт урок. Денис читает свой рассказ, и мы его внимательно слушаем.

После школы мы пойдём на стадион. Там соберётся вся наша команда. Вечером, когда вернётся с работы папа, мы будем играть с ним в шахматы.

Объяснить написание слов с пропущенными орфограммами.

Слайд № 9 Самопроверка.

Объяснение учащимися орфограмм, в которых допущены ошибки.

- Назовите слова в корне которых пишется непроверяемая безударная гласная.

- Назовите слова в корне которых пишется чередующаяся гласная.

Слайд № 10. Станция «Временная»

- Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (по лицам и числам).

- Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (по родам в ед.ч и числам).

Слайд № 11. Остаёмся на временной станции.

Работа по группам.

Задание. Выпишите из написанного текста по 2 глагола настоящего, прошедшего и будущего времени и заполните таблицу.

глагол

время

лицо

число

род

Проверка учителем.

Индивидуальное задание для сильного ученика

Выпишите глаголы, заполните таблицу.

Настоящее время

Лицо

число

Прошедшее время

род

число

Будущее время

лицо

число

Слайд №12. Станция «Конечная»

Вот мы и прибыли на конечную станцию. Запишем домашнее задание: Написать небольшой рассказ по данному началу, используя глаголы будущего времени.

Подведём итог путешествию:

- Удалось ли наше путешествие? Почему?

- Что вы узнали, изучая тему «Время глагола» (как изменяются глаголы по временам; как образуются формы времени глагола)

- Чему вы научились? (определять формы времени глагола - по вопросу, значению, составу слова; образовывать временные формы глагола; использовать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени в речи.)

- Дайте оценку своей работе.

- Сегодня мы играли, соблюдали те или иные правила. В жизни, как и в игре есть свои правила, свои законы. Закончить урок хочу словами Л.Кассиля: «Помни - ты не один. На свете, кроме тебя, есть другие люди, и они нуждаются в твоей доброте, понимании, в твоей защите и помощи».

Спасибо за урок. Желаю вам душевной щедрости.

Маршрутный лист команды

Ф.И.обучающе

гося

Станции

итог

оценка

Старто-

вая

Закреп-ляй-ка

Уга-дай-ка

Орфогра

фическая

Времен

ная

Конеч

ная






















«5» - задание выполнено без ошибок и в индивидуальном, и в групповом режиме.

«4» - задание выполнено без ошибок, но только в групповом режиме.

«3» - задание выполнено, но есть ошибка.

За каждую оказанную помощь другой группе добавляется 1 балл.

Итог: 30 - 29 баллов - «5»; 28 - 23балла - «4»; 22 - 20 баллов - «3»


© 2010-2022