- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Презентация по литературному чтению на тему Листопад (8 класс)
Презентация по литературному чтению на тему Листопад (8 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Караманова А.Т. |
Дата | 08.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: «Листопад» И.Бунина
Задачи урока: образовательная - рассказать об особенностях художественного произведения, раскрыть тему стихотворения «Листопад»;
развивающая - развитие мыслительной деятельности учащихся, выразительности речи;
воспитательная - воспитание чувства восхищения красотой природы.
Оборудование, наглядные пособия: портрет Бунина, иллюстрации с изображениями осенней природы.
Тип урока: комбинированный
Методы: объяснительно-иллюстративный.
Ход урока
І. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку, сообщение цели урока.
- Ребята, какое у вас сейчас настроение?
- Что значит слово настроение?
(Настроение - внутреннее душевное состояние)
- А теперь попробуйте описать своё настроение с помощью цвета. Что у вас получится?
(Высказывания учащихся)
Действительно, кому-то сейчас радостно, ярко и светло, кому-то - тревожно, туманно и серо, грустно. Вот и получилась картина настроения.
- Как вы думаете, а есть ли настроение у окружающего нас мира? Может ли солнце улыбаться, лес грустить, природа плакать или ликовать?
- Какие художественные приёмы мы используем, говоря о природе?
(Метафора, олицетворение, эпитет, сравнение)
-
Метафора - употребление слова в переносном значении; словосочетание
-
Олицетворение - это оживление неживого предмета. Например, природа притихла; спит трава.
-
Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.
-
Сравнение - фигура речи, в которой происходит сравнение одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку
Теперь вы убедились, насколько близки настроения и труд художника и поэта.
ІІ. Проверка домашнего задания.
III.Объяснение новой темы.
А) Слово учителя.
Сегодня на уроке мы будем читать и анализировать стихотворение, посвященное осени, Ивана Алексеевича Бунина
Послушайте рассказ о жизни писателя.
Потомок старинного, но обедневшего дворянского рода И.А. Бунин провёл свои ранние детские годы в имении - на хуторе Бутырки в Орловской губернии.
В 11 лет Иван Бунин поступил в гимназию, но проучился меньше четырёх классов - продолжать образование не позволила бедность. А в 19 лет юноша покинул родное гнездо - работал корректором, статистиком, библиотекарем, журналистом.
Писал Бунин не только стихи, но и прозу (рассказы, повести).
Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.
С начала XX века И.А. Бунин занял в русской литературе выдающееся место и как прозаик, и как поэт.
В 1933 году поэт стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Умер в Париже.
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)- эмигрант, лауреат Нобелевской
премии 1933г. за роман «Жизнь Арсеньева».
Б). Подготовка к восприятию.
- Тему стихотворения И.А. Бунина, которое мы будем читать на уроке, вы узнаете, когда отгадаете кроссворд
Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит?
(солнце)
Он стоит среди травы
В шляпе, но без головы.
У него одна нога,
Но и та без сапога.
(гриб)
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(сентябрь)
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
(октябрь)
с
г
о
о
р
к
л
и
с
т
н
б
е
я
ц
н
б
е
т
р
я
ь
б
р
ь
- Какое главное слово получилось? (лист)
- Ранняя осень. Прекрасная осенняя пора. Листья - главные герои этого времени. Какое явление мы наблюдаем в природе осенью? (листопад)
- Произнесите громко слово листопад.
- А теперь тише.
- А какое звучание больше подходит к этому слову?
- И вот мы подошли к теме нашего урока. Стихотворение «Листопад».
Послушайте его.
В) Чтение учителем стихотворения Бунина «Листопад».
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- Чтобы ярче представить картины стихотворения, проведем словарную работу.
Г) Словарная работа.
Багряный - то же, что багровый - красный густого, темного оттенка.
Пестрый - с окраской нескольких разных цветов, содержащий несколько разных цветов.
Резьба - резной - с неровными, как будто вырезанными краями, очертаниями.
В дворе - во дворе.
Лазурь - светло - синий цвет, синева.
- Откройте тетради по русскому языку, запишите число, классная работа.
- Запишите слова в тетради.
IV. Закрепление темы урока.
А) Первичное чтение (про себя)
-С чем сравнивает поэт лес?
-Какие использует краски для описания леса?
Б). Чтение вслух.
- Какие картины вы представили, читая это стихотворение?
- Какие три картины можно выделить в стихотворении Бунина?
В). Выборочное чтение.
- Давайте попробуем вместе прочитать первую картину в произведении.
- Теперь прочитаем вторую картину.
- Заключительная часть.
- Посмотрите на наш листопад, (опускаются осенние листья).
- Подберите однокоренные слова к слову ЛИСТ.
- Запишите в тетрадь, разберите по составу.
- Листья у нас необычные, с заданием.
1 лист - олицетворение.
2 лист - метафора.
3 лист - эпитет.
4 лист - сравнение
- Найдите в стихотворении олицетворение.
Запишите в тетрадь олицетворения .
1. Осень вступает в терем свой
2. Играет мотылёк
метафоры,
1. Лес пёстрою стеной стоит.
2. Берёзы жёлтою резьбой
-
И осень вдовой.
эпитеты
1. В листве сквозной…
2. Воздушной паутины…
3. Мёртвое молчанье…
-
Лес лиловый, золотой, багряный.
Лес, заворожённый тишиной
сравнения.
-
Лес, точно терем…
-
Как вышки, ёлочки темнеют…
-
Просветы , что оконца.
-
мотылёк , точно лепесток
Г). Выразительное чтение стихотворения учениками.
V.Задание на дом. Выучить наизусть стихотворение Бунина «Листопад», составление предложений с новыми словами.