- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Новые подходы в преподавании и обучении русского языка и литературы –диалоговая форма обучения
Новые подходы в преподавании и обучении русского языка и литературы –диалоговая форма обучения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Садыкова З.С. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Новые подходы в преподавании и обучении русского языка и литературы -диалоговая форма обучения
Садыкова З.С.
КГУ ОК ШИДС № 68
Традиционный подход к образовательному процессу, ориентированный на формирование комплекса знаний, умений и навыков, уступает место компетентностному подходу. Для того чтобы выпускник школы был не только хорошо информированным специалистом, но и был способен использовать полученную информацию в своей профессиональной деятельности, используются новые образовательные технологии.
В новом подходе в преподавании и обучении вытекает важная проблема современной дидактики: какие способы и технологии обучения развивают в большей, а какие в меньшей степени. Решение данной проблемы требует целенаправленной и согласованной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса [2].
Технология диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения, предполагает подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление.
Диалогическая речь формируется под влиянием мотивов деятельности. Она имеет определенную цель и задачу. Единицей диалогической речи так же, как и монологической, является речевой акт или речевое действие [1].
Особенностью большинства обсуждений в классе является то, что учитель управляет темой разговора, уместностью и правильностью того, что говорят ученики и тем, когда и как ученики могут говорить. Ученики во многих классах имеют немного прав для разговора. К примеру, некоторые ученики не имеют права сказать учителю: «Это интересная точка зрения». Анализ исследований показывает, что обычный стиль разговоров в классе, когда учитель контролирует беседу, задает важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки. Поэтому, дети должны сами «открывать» их в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, так как детьми лучше усваивается то, что открывают сами и выражают по-своему. Учитель должен только направлять их деятельность и в конце подводить итог.
При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог - это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы тормозящие диалог:
- категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению;
- отсутствие внимания учителя к ребёнку;
- закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые можно и не отвечать;
- неумение учителя быть хорошим слушателем.
Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога [3].
Например, в начале урока учитель в диалоге с учениками создаёт проблемную ситуацию (предъявляет два противоречащих факта). Далее ученики в диалоге с учителем формулируют основной вопрос урока или темы. Затем записывают на доске. Учащиеся применяют новые знания, делая вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено и выражают это решение в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа.
На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:
-
позволяет ученикам выражать свое понимание темы;
-
помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;
-
содействует аргументированию учениками своих идей;
-
помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.
Задача учителя - организация учебной деятельности с максимальной эффективностью. Он последовательно и целенаправленно использует все возможности подачи учебного материала, в частности, невербальной коммуникации (интонация, жест, мимика, ритм и т.д.) для организации запоминания. Доброжелательность, тактичность учителя, поощрение, одобрение - это также второй план, который создает особый микроклимат в группе, обстановку доверия и уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей.
Для того, чтобы выявить знания и «незнания» учеников, необходимы хорошо развитые коммуникативные навыки и чувство сопереживания. По сравнению с вопросами учителей, на которые ученики дают короткие ответы, диалогическая беседа является тем типом взаимодействия, при котором как учителя, так и ученики вносят в обучение существенный и значительный вклад [2, 159].
При планировании уроков возникают такие вопросы: как сделать обучение более интересным для обучающихся, более творческим, понятным каждому. Как можно учить всех детей без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в самостоятельном поиске? Как воспитать активного творческого человека?
Залогом успешного развития детей является правильная организация учебной деятельности на уроке, которая строится на взаимном уважении и доверии, на сотрудничестве учителя и ученика. Важным методическим приёмом работы является самостоятельный поиск учащихся, добывание ими знаний из разных источников. Ученики не просто обсуждают, а сравнивают, группируют, делают выводы, высказывают своё мнение, выступают в роли исследователей. Это определяет столкновение разных точек зрения, выбор доказательств, заинтересованность в установлении истинных и ложных высказываний.
В результате анализа соответствующих исследований была установлена связь между говорением, слушанием и обучением учеников.
Обучение и преподавание на основе диалога предполагает подход, при котором диалог между учениками, учеником и учителем помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление, а так же направлено на оказание помощи учащимся в понимании и принятии ответственности за собственное обучение. Таким образом, в дальнейшем продолжить обучение самостоятельно.
Несомненно, применение новых технологий на разных этапах урока, помогает учителю сделать его эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся - интересным и продуктивным.
Список использованной литературы
-
В. Поржезинский. Введение в языковедение. М., 1913 г.
-
Руководство для учителя, Астана, 2011 г.
-
Н.Н. Суртаева. Педагогические технологии, СПб., 2008 г.