Конспект урока по литературе на тему П. Бажов Серебряное копытце (2 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе на тему П. Бажов Серебряное копытце (2 класс)Конспект урока по литературе на тему П. Бажов Серебряное копытце (2 класс)Конспект урока по литературе на тему П. Бажов Серебряное копытце (2 класс)Литературное чтение

Урок 17.

Тема раздела: «Там на неведомых дорожках».

Тема: Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное Копытце»).

Цели:

- формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

- обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.


Ход урока:

I. Организационная часть. Работа в парах.

Цель: стимулировать к самостоятельной поисковой творческой деятельности. Учить преодолевать психологический барьер в процессе выполнения письменного задания.

1) Работая в группах, составьте текст, используя данные слова (слова на доске):

Кокованя, Подарёнка, бурая, хризолиты, охотник.

Пояснение: для составления рассказов даны незнакомые слова: Кокованя, Подаренка, хризолиты.

Слова были выбраны с целью выхода на главных героев произведения.

Рассказы детей (Например)

Собрался охотник в лес на охоту. По дороге он видел как распускаются белые цветы - хризолиты. Рядом пролетела красивая бабочка подаренка. Среди деревьев мелькнуло что-то бурое и большое. Это была его собака Кокованя.

2) Проверка устно

3) Оценивание

2 балла- группа, которая составила текст без корректировки одноклассников

1 балл- группа, которая составила текст с корректировкой одноклассников

0 баллов- группа, которая не составила текст

II . Постановка проблемы

-Прочитайте фамилию автора. Знаком ли он вам. Слайд №1.

о П.П. Бажове.

-Кто из вас может назвать произведения Бажова? . Слайд №2.

Оценивание

1 балл за каждое правильно названное произведение

Откройте с.52, рассмотрите иллюстрацию. Кого видите? Есть ли что-то сказочное на иллюстрации? А в названии? Как вы думаете, это главный герой изображен на рисунке? Кто им может быть?

3) Заполнение таблицы. Слайд №3.

Цель: определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста. Подтверждение того, что знали ранее.

Учитель: Дайте определим значение каждого слова, заполняя в бортовом журнале столбец «Знаю, могу рассказать » (таблица раздается каждому ученику) с помощью знака "+"

«Знаю, могу рассказать »

«Узнал»

Кокованя

Охотник

Бурая

Подаренка

Хризолиты


Оценивание в паре

За каждое правильное значение слова - 1 балл

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений.

Работа со сказом П. Бажова «Серебряное Копытце».

I. Работа с текстом вовремя чтения. Слайд №4

-Прочитайте текст в учебнике 1 часть, с. 50, делая пометки на полях

+ знаю,

- не знаю, не понял,

V не знал, приму к сведению

Учитель начинает чтение, затем дети читают текст до конца самостоятельно.

-Читаем плавно, с ударением на "О".

Словарная работа

Взять в дети- усыновить или удочерить

Барский- принадлежит барину

Рукодельня- мастерская, где используется ручной труд

Бурый- коричневый с красноватым отливом

Подаренка -приемная дочь (По Даренка, Дарья, Дарьюшка)

Балалайка -русский народный щипковый музыкальный инструмент

Пожитки -мелкое имущество, домашние вещи

Похлебка -жидкая пища, род супа из картофеля или крупы

. Работа с текстом после чтения.

1. Выборочное чтение.

- Рассмотрите иллюстрации к тексту. Какие моменты изобразил художник на иллюстрациях на с. 52-1вариант, 55-2 вариант? .

- Подберите и прочитайте соответствующие фрагменты текста.

Оценивание

Подобрали точный фрагмент текста к иллюстрации-1 балл

Не справился с заданием- 0 баллов

2. Обобщающая беседа после чтения.

- Как вы думаете, почему козлик Серебряное Копытце показался именно Дарёнке и Коковане? Какие они были по характеру?

Выполняется задание 4, с. 9 тетради, уточняется значение слов, называющих черты характеров героев.

Оценивание по образцу соседом по парте

Подчеркнул все нужные слова- 2 балла

Не подчеркнул 1 слово-1 балл

Не подчеркнул более 1 слова-0 баллов

- Вспомните, какой была старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. (Жадной, алчной.) .

- Мог бы козлик показаться такой старухе?

- А кому из девочек-героинь сказки Одоевского «Мороз Иванович» мог бы показаться козлик Серебряное Копытце? Почему? Объясните.

Далее выполняется задание 5 на с. 9 тетради (основная мысль сказа, выбор самой точной формулировки).

Оценивание по образцу

1 балл- выбрали самую точную формулировку

0 баллов- не смог найти точную формулировку

II. Работа с авторским текстом (с. 64-65 до вопросов).

Чтение вслух учащимися.

- О чём писал П. Бажов в сказах?

- Захотелось ли вам прочитать другие сказы П. Бажова?

Чем сказы отличаются от сказок?

III. Сравнение сказки и сказа.

1. Беседа.

- Назовите волшебных героев сказа. (Мурёнка, Серебряное Копытце.)

- Как они связаны в сказе? (У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной.)

- А где ещё мы встречаемся с волшебными героями? (В сказке.)

- Чем ещё похожи сказка и сказ?

- Как вы поняли из объяснений деда Слышко, в чём главное отличие сказки от сказа? (Ответы. Подвести к выводу о том, что сказка - вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.)

2. Работа с таблицей в тетради на с. 9 (задание 6).

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстра-цией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

ΙΙΙ.

Рефлексия



Заполнение таблицы. Слайд № 8-9.

Цель: «конструирование» собственного знания через поисковую деятельность

Учитель: Заполните столбик таблицы «Узнал», опираясь на текст. Если возникают затруднения, можете обратиться к соседу по парте.

«Знаю, могу рассказать»

«Узнал»

Кокованя

название,

имя,

кличка животного

Это имя старика. Он большой, бородатый, любит сказывать сказки. Семьи у него нет, воспитывает сиротку. Характер добрый, покладистый (взял кошку), весёлый, ласковый, не жадный (взял камней полшапки).

Охотник

человек, промышляющий охотой.

Кокованя был охотником. Жил в лесу в балагане. Летом добывал золото, зимой охотился на козлов. Его мечта - встретить Серебряное копытце.

Бурая

цвет,

кличка

Цвет шерсти кошки и козла. Оттенок коричневого цвета.

Подаренка

сестренка,

подарок,

игрушка,

корова

Девочка Дарёнка - Дарьюшка (подарок судьбы). Сирота. Её воспитывает охотник. Она сирота, ей 5 лет, большая помощница, смелая девочка, любит животных.

Хризолиты

камни, лекарство,

цветы

Самоцветные камни.

Итог. Анализ работы по таблице.

Учитель: Сравните свои предположения в столбике «Знаю» с выводами в столбике «Узнал».

Учащиеся указывают, где они были правы, и где допустили ошибки.

Учитель: Что общего было у Коковани и Подаренки?

Учащиеся: мечта увидеть Серебряное копытце, чистота души, доброта.

Учитель: Были ли они счастливы?

Учащиеся высказывают свою точку зрения и аргументируют свой ответ.

ΙV

Итог.

- Каким человеком, по-вашему, был автор уральских сказов Павел Бажов? Объясните.

- Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

- Какое умение формировали?

- Какие качества людей привлекают автора?

- Кому должны открываться сокровища земли?

- О трудовых людях писал свои сказы Павел Петрович Бажов. В одном из них говорится: «Работа - она штука долговекая, человек умрёт, а дело его останется». Давно уже с нами нет уральского сказочника, а работа его - «штука долговекая» - осталась, и до сих пор читаем мы сказы дедушки Бажова.

V . Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение 2-й части. Подготовиться к чтению по ролям.

2. Составить рассказ о Серебряном Копытце. (Выборочный пересказ.) Задание выполняется в тетради (задание 2 на с. 8).

Оценивание

13-16 баллов-"5"

10-12 баллов- "4"

7-9 баллов- "3"

4-6 баллов-"2"

2-3 балла-"1"

Деятельность учащихся:

- Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

- Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

- Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения.

9© ООО «Баласс», 2012

© 2010-2022