Тематическое оценивание на уроке русского языка на этапе образовательного перехода

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическое оценивание на уроке русского языка на этапе образовательного переходаТематическое оценивание на уроке русского языка

на этапе образовательного перехода

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.

Проблема оценки и оценочной деятельности - одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике.

Если теоретический аспект проблемы более всего волнует ученых, то прикладной аспект, отражающий механизм оценки уровня обученности и достижений ученика в различных сферах учебной деятельности, все больше волнует учителей и руководителей образования.

На основе оценивания появляется знаковое выражение этого процесса в виде отметки. Однако во что она превратиться в дальнейшем, что она принесет ученику - это уже не зависящая от оценивания деятельность. Отметка, которой приписывается невинная роль простого отражения и фиксатора результатов оценивания, на практике становится для ребенка источником радости или серьезных потрясений. Не замечать эту действительность - значит допустить серьезный психологический просчет в анализе оценочной деятельности учителя и всей системы обучения в школе.

Констатировав определенный уровень знаний учащихся, учитель имеет возможность корректировать дальнейший процесс обучения, оказывать помощь в виде советов, рекомендаций, консультаций, проявлять свое отношение к его стараниям и успехам. Оценкам подвергаются наличные знания школьника и проявленные ими умения и навыки. Объективность оценивания рассматривается именно с этой позиции.

Говоря о контроле, следует отметить, что выделяют разные по своим функциям виды:

Предварительный контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета.

Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся.

Тематический контроль проводится по завершении изучения
большой темы. Назначение
(функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить
материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить
забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год.

Для проведения тематического оценивания необходимо иметь следующий инструментарий:

  1. Программу по предмету.

  2. Составленный вариант тематического контроля.

  3. Таблицу требований.

Таблица требований имеет определенную структуру. Структура определяется видом работы (содержанием). Подобная деятельность дает конкретные результаты. Чтобы учителю составить таблицу требований, нужно подобрать или составить работу для ученика. Указать на листе все данные: предмет, класс, тему, дату проведения, учителя. Затем проанализировать каждое из заданий, определить какие предметные умения формируются при их выполнении. Следующий этап - это определение «стоимости» задания. Данный показатель также фиксируется в таблице. Определяется общая сумма баллов, отводится графа для % выполнения, указывается уровень:

Уровни

Высокий уровень (85-100%)

Повышенный уровень (75-84%)

Базовый уровень (65-74%)

Пониженный среднего (50-64%)

Недостаточный уровень (менее 50%)



Данный вид деятельности позволяет отследить динамику каждого ученика, определить затруднения, скорректировать деятельность, своевременно провести работу над ошибками.





Таблица требований. РУССКИЙ ЯЗЫК. Класс ___________ Тема: Контрольный диктант «Самостоятельные и служебные части речи».

Дата: _____________ Учитель: _________________

Линии развития

Языковые задания (14б)


Писать без ошибок

(по изученным правилам орфографии и пунктуации) (21б.)


Умения









Ученики

В данном предложении указать части речи (6б)

Подбор имени прилагательного к существительному (3 б)

Выполнять звуко-буквенный анализ слов (5б)

большую букву в начале предложения (2б)

безударные гласные в корнях слов проверяемые ударением (5б)

безударные гласные в корнях слов непроверяемые ударением (2б)

Правописание ь -разделительного (2б)

Правописание парной по глухости-звонкости согласной (2б)

недопись, замена, в (2б)

Правописание предлогов (2б)

находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила (2б)

Пропуск букв, слов (2б)

Итог: 35 б

% выполнения

Уровень





























Уровни

К-во

%

Высокий уровень (85-100%)



Повышенный уровень (75-84%)



Базовый уровень (65-74%)



Пониженный среднего (50-64%)



Недостаточный уровень (менее 50%)







© 2010-2022