- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Скориданова Н.Г. |
Дата | 31.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Н.Г. Скориданова
учитель русского языка и литературы
МБОУ Лицей №8 г. Воронежа
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ
Современное общество предъявляет сегодня свои требования к школе, образованию в целом. И если раньше главной задачей общеобразовательного учреждения было высокое качество знаний, то, к сожалению, сегодня это не является определяющим. Процессы глобализации, стандартизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Это ставит новые задачи перед нашими выпускниками, а значит и перед всей системой образования.
Новые социальные вопросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как "научить учиться". Цель и смысл современного образования- развитие личности на основе учебной деятельности.
На мой взгляд, метод проектной деятельности как раз позволяет повысить интерес к обучению, т.е. мотивацию детей. А использование этой технологии на уроках литературы позволяет учащимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать.
В последнее время все чаще сталкиваюсь с тем, что у многих детей само-оценка несколько завышена, и при выставлении отметки за работу на уроке не-которые из них сомневаются в её объективности. При использовании метода проектной деятельности такая проблема отпадает, так как у ребят есть возможность сравнить свои знания и умения со знаниями и умениями других учеников. Ведь необходимым этапом в работе над проектом является объективная оценка конечных и промежуточных результатов своих действий.
Существенным в этом процессе является умение корректировать свои действия, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям. Уже во втором полугодии 5 класса практикую выставление оценок учащимися своим одноклассникам. При этом дети могут оценить как работу группы в целом, так и деятельность отдельных учащихся, в том числе и свою. В данном случае за-дача учителя заключается только в корректировке выставленной отметки.
При использовании метода проектной деятельности учащиеся овладевают умением не только понимать цель своего обучения, но и самостоятельно ее ставить, определять конкретные задачи, программировать собственную деятельность, определять последовательность действий.
В результате работы над проектом существенно меняется позиция преподавателя, а также требования к его профессиональным качествам. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся, выполняя роль компетентного консультанта. Приоритетной формой взаимодействия на уроках с использованием проектной деятельности является «учитель - группа».
Так при изучении повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя (4 урок), на этапе «Вызов», предлагаю ученикам самостоятельно сформулировать тему урока, предоставляя группам корзины, в которых находятся различные предметы.
- Найдите в корзинах то, что вызывает определенные ассоциации с героями повести «Тарас Бульба». Кто эти герои?
Ребята одной группы без особого труда находят букварь и объясняют, как это связано с Остапом. Учащиеся второй группы среди предложенных вещей не сразу находят шарф, который был навязан прекрасной полячкой на руку Андрию.
Первоначально записываем: Остап и Андрий. (Слайд №1)
Затем обращаемся к эпиграфам, (Слайд №4),которые спроецированы на доску:
Подвиг - это все, кроме славы.
И. Гете (1739-1832)
Не льстись предательством ты счастие сыскать.
И. Крылов (1769-1844)
Предлагаю группам задание:
- Опираясь на высказывания великих мудрецов, помня о том, что речь пойдет об Остапе и Андрии, сформулируйте тему нашего урока.
Очень интересно наблюдать, как ученики в группах обсуждают различные формулировки темы. Напоминаю, что тема должна быть лаконичной. В итоге получаем: Остап и Андрий. Подвиг и предательство. (Слайд №3)
- Об этих героях мы уже с вами много говорили, когда работали с текстом. Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? Не забывайте, что на доске записана тема.
После непродолжительного обсуждения ребята добавляют:
- Будем сравнивать Остапа и Андрия, их поведение в бурсе, в Запорожской, Сечи, в бою. Нам предстоит выяснить, почему один из сыновей стал героем, а второй предателем. (Слайд №4)
После формулировки темы и цели урока предлагаю детям разделиться на 3 группы:
1) всем, кому интересен образ Андрия, займите место за первым столом;
2) те, кто восхищается подвигом Остапа, могут разместиться за 2-м столом;
3) творческая группа может сесть за компьютеры, чтобы отправиться в безграничные пространства интернета.
Причем цели и задачи творческой группе помогают сформулировать ученики всех трех групп. Ведь в основе проектной деятельности лежит коллективная работа над решением жизненных, самими учащимися поставленных практических задач.
Проектная деятельность предполагает обязательную рефлексию, которая приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию.
В результате деятельности на занятии, учащиеся, анализируя текст художественного произведения, отбирая необходимый материал по группам, составили коллажи «Остап» и «Андрий», где разместили необходимую для написания предстоящего сочинения информацию, составили синквейны. Ребята творческой группы, пользуясь интернетом, (Слайд №5) более подробно рассказали об истории происхождения слова КОЗАК, продемонстрировали фрагменты гибели Остапа и кончины Андрия из кинофильма, снятого по одноименной повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»; с помощью музыкальных зарисовок отметили романтическую натуру младшего сына Тараса и волевой, сильный характер Остапа. В заключение учащиеся сами сделали вывод: почему один из сыновей Тараса стал героем, а второй - предателем. Очень интересно было выслушивать ребят о том, какие нравственные понятия отметили для себя, в ходе работы над сравнительной характеристикой Остапа и Андрия.
Наблюдая за учениками, координируя их деятельность, я убедилась в том, что работа над проектом помогает формированию позитивной самооценки, самоуважения; коммуникативной компетентности в сотрудничестве; способности к организации деятельности и управлению ею; умению решать творческие задачи коллективно. Проектная деятельность дает возможность работать с информацией из различных источников. Дети учатся собирать, систематизировать, хранить, использовать необходимый материал.
Ребятам интересно на подобных уроках, все быстро включаются в процесс познания, равнодушных и скучающих не бывает. Рефлексия показала, что цели, поставленные учителем и детьми, достигнуты.
Правильно организованная проектная деятельность на уроке дает возможность каждому ученику проявить себя. А это, в свою очередь, помогает сформировать такую ключевую компетенцию образования как "научить учиться".