Духовно-нравственное просвещение на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное просвещение на уроках русского языка и литературы

Под духовно-нравственным просвещением понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, то есть Православия, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на основе духовно-нравственных ценностей.

Следует различать духовно-нравственное просвещение и религиозное образование. Последнее подразумевает вероучительное просвещение, которое осуществляется в воскресных школах. Духовно-нравственное просвещение, будучи стержнем формирования личности, гражданина и патриота России, является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования.

Работа по духовно-нравственному просвещению предполагает обращение к творческому наследию таких отечественных педагогов, как К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, С.А. Рачинский, В.В. Зеньковский, которые в своих педагогических системах придавали большое значение духовно-нравственному просвещению.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.

В условиях современного общественного кризиса России, который определяется прежде всего кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской подростковой преступности, суицида, наркомании, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей, сформированных Православием (уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим (толерантность), умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие).

  1. Особую важность приобретает формирование чувства патриотизма у детей и подростков.

  2. Патриот не может не знать и не любить культуру своего народа. Мы живём во времена глобализации всех процессов. И чтобы не потеряться в общем доме всех народов, мы должны сохранить и познакомить другие нации с нашей культурой, нашей самобытностью, которая в течение тысячи лет была кровно связана с Православием.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ:

  1. Приоритет морально-нравственного воспитания перед рационально-информационным.

  2. Деятельный характер работы (не только рассказ о милосердии, а дела милосердия; организация исследовательской работы по духовному краеведению и т.д.)

  3. Воспитание личности учащихся через духовно-нравственные качества педагога.

  4. Воспитание на идеалах Святой Руси.

  5. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

  6. Формирование гражданских и патриотических чувств, любви к Отечеству.

  7. Формирование нравственных чувств ребенка: совести, долга, веры, надежды, ответственности, гражданственности, патриотизма.

  8. Развитие нравственной позиции: способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;

  9. Развитие нравственного облика: кротости, смирения, терпения, милосердия, незлобивости; способности прощать обиды, проявлять стойкость и мужество.

Для того чтобы духовно-нравственное воспитание было успешным, необходима системная организация на всех его уровнях.

Самым важным звеном организационной работы является построение практической воспитательной работы, что предполагает разработку соответствующих форм и методов. И здесь, видимо, самый сложный участок работы, потому что именно на уровне форм и методов содержание воспитания становится реальным живым воспитанием.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Формы воспитания. Воспитание реализуется в разных формах: уроки, факультативы, кружки, мероприятия, внешкольная, внеклассная работа…

О Боже, ты даёшь для родины моей

Тепло и урожай, дары святого неба.

Но, хлебом золотя простор её полей,

Ей также, Господи, духовного дай хлеба.

А.Н.Майков

Эти строки стихотворения русского поэта Аполлона Николаевича Майкова звучат актуально и злободневно. В настоящее время общество переживает ценностный, духовно-нравственный кризис, который является причиной существенного падения нравственности подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного воспитания является первоочередной проблемой общества. На мой взгляд, сейчас России нужна не только и не столько модернизация экономики - это шаг второй, сколько модернизация человека, т.е. воспитание духовно-нравственной, ответственной, инициативной личности.

Я думаю, сейчас педагоги на вопрос, что они должны делать: обучать, воспитывая, или воспитывать, обучая и развивая, - должны выбрать второе.

Воспитание и развитие духовно-нравственного гражданина - одна из приоритетных задач общества и государства XXI века. Проблема духовно-нравственного воспитания определена как задача первостепенной важности и чрезвычайной значимости и в новом Федеральном государственном стандарте общего образования, и в «Концепции модернизации Российского образования». Особое место занимает эта проблема и в моей педагогической деятельности. Работу по духовно-нравственному воспитанию и развитию школьников я считаю задачей первостепенной важности.

Проблема нравственного воспитания учащихся - одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой. Немаловажная роль в её решении отводится урокам литературы, на которых происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм.

Наши ученики - подростки. Они переживают самый трудный этап своего духовного становления - этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров. Почти в каждом художественном произведении ученики смогут найти ответы на вопросы, связанные с постижением ими нравственного мира героев, особенностями их поведения, взаимоотношений. Систему духовно-нравственного воспитания в условиях социально-педагогического партнерства можно представить в виде схемы. Это взаимодействие школы, семьи, учреждений культуры, общественных организаций и СМИ.

Я считаю, что учитель словесности - это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку человека.

Уроки русского языка и литературы всегда были, есть и будут уроками нравственности, добра и красоты. Нравственно-эстетический потенциал литературы очень высок, степень эмоционального воздействия на наших учеников исключительна, глубина нравственной проблематики неисчерпаем.

Диалогическое взаимодействие на уроках помогает успешно реализоваться в процессе учебной дискуссии, обладающей большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности учащихся. В качестве примеров можно привести некоторые вопросы, которые я предлагаю моим ученикам для дискуссий при изучении литературных произведений:

-Чацкий и Молчалин - кто из героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» «вписался» бы в современную жизнь и почему?

-Умен ли Чацкий?

-Печорин и Онегин - «лишние люди» своего времени, а нужны ли они в XXI веке?

-Смогла ли Татьяна Ларина, любимая героиня А.С.Пушкина, спасти от духовной безысходности Евгения Онегина?

- Грех, возмездие и покаяние в драме А.Н.Островского «Гроза». Был ли иной путь у Катерины?

-Проблема «отцов» и «детей» - актуальна ли данная проблема сегодня?

В процессе восприятия художественного произведения ученик усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки.

Иногда тема урока литературы позволяет весь урок полностью посвятить духовно-нравственному просвещению.

Изучая сказ Н.С. Лескова «Левша» в 7 классе, учащиеся узнают, что автор увидел российскую жизнь неблагополучной и неустроенной и нашёл возможность обновить и улучшить её. Писатель считал, что надо поставить во главу угла человека, его духовное возрождение. Поэтому во всех произведениях Лескова главное - это человек и его стремление к добру. Работая над тремя первыми главами сказа, наблюдаем над героями: царем Александром Павловичем и атаманом Платовым. Выполняя домашнее задание, уч-ся работали над понятием слова «патриот» и выяснили

Патриот - тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и на подвиги во имя интересов своей Родины.

Отвечаем на вопрос:

- Кто же патриот - царь Александр Павлович или атаман Платов? Учащиеся отвечают, что Платов, и приводят цитаты из текста, характеризующие обоих героев. (Александр Павлович: «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся», Платов: «И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, сейчас же скажет: так и так, и у нас дома своё не хуже есть…»)

И, конечно же, истинный патриот - Левша. Что вкладывает Левша в понятие «отечество, родина»? Прежде всего, для него это дом и семья: «у меня дома родители есть». Родина для Левши - это вера: «наша русская вера самая правильная». Никакие злые обстоятельства не убили в Левше чувство патриотизма. Идея патриотизма - основная в произведении.

Лесков считал, что потребность делать добро - самая главная в человеке. Такая потребность есть у Левши, такая же потребность есть у учительницы Лидии Михайловны, героини рассказа В.Распутина «Уроки французского» (6 класс). Ребятам понравилось это произведение. Эстетическая задача изучения произведения состоит в том, чтобы ученики опирались не только на содержательную сторону произведения, но и могли сами проанализировать тот или иной эпизод, оценить поступок героя.

- Когда начинается для мальчика самостоятельная жизнь?

- Почему мальчик играет «в чику» на деньги?

- Какие черты характера вас привлекают в герое? (Стойкость, жажда знаний, чувство собственного достоинства).

Когда работа над произведением была завершена, проводилось итоговое тестирование. Один из вопросов был такой: «Название произведения говорит о том, что перед нами…» и варианты ответов:


1) рассказ о необходимости изучения иностранных языков

2) история дополнительных занятий по французскому языку

3) рассказ героя о любимых уроках французского языка

4) рассказ об уроках нравственности и доброты.

Большая часть учащихся выбрали правильный ответ - рассказ об уроках нравственности и доброты.

Изучая рассказ А. Платонова «Юшка» (7 класс), говорим о необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.

Всё творчество А. Платонова нацелено на то, чтобы пробудить интерес и уважение, бережное отношение к любому человеку. Но писатель не требует «слепой любви». Он учит своих читателей видеть в человеке хорошее. Платонов активно защищает человека от посягательств других людей. Юшка, один из самых униженных его героев, говорит обидчику: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился. Я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя».

При изучении романа «Дубровский» шестиклассники должны увидеть в А.С. Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины. На уроках при анализе текста можно использовать сопоставительную характеристику Троекурова и Дубровского, беседу, сообщение по ранее составленному плану, устный рассказ по одной из иллюстраций, изложение с элементами сочинения.

На уроках русского языка также можно заниматься духовно-нравственным просвещением.

И здесь я стараюсь использовать языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но формировать нравственную позицию.

Основным содержанием духовно - нравственного воспитания на уроках русского языка являются базовые национальные ценности:

патриотизм -любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья-любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности;

искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Направления:

1. Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих духовно - нравственному развитию учащихся.

2. Подбор тематического текстового материала, транслирующего духовно-нравственные ценности, разработка способов практической работы с ним.

3. Разработка методического материала, направленного на формирование ценностного отношения к здоровью.

Педагогические условия, обеспечивающие развитие духовно-нравственных ценностей:

• опора на ценностный потенциал содержания образования (прежде всего, предметов гуманитарного цикла);

• сочетание традиционных форм обучения с инновационными, использование преподавания русский язык как предмета, формирующего духовную сферу человека, а также разнообразных форм, методов и средств внеурочной деятельности по предмету;

• использование святоотеческого наследия как дополнения к ценностному ядру основного образования.

В основе формирования духовно - нравственных ценностей методической системы лежит деятельностный подход, который осуществляется через основные виды деятельности:

- эстетический (формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной учебной деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений);

- интеллектуальный (формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками логического мышления);

- познавательный (формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний);

- творческий (создание творческих работ, проектов и т.п.);

- исследовательский (выполнение различных исследовательских работ).

На уроке развития речи в 7 классе по теме «Описание внешности человека» ребятам предлагается сочинение по картине П.Д. Корина «Александр Невский». Цель его: духовно-нравственное просвещение на примере жизни и деятельности Александра Невского. Почему Александр Невский? Это - достойный пример для подражания. Невский - патриот своей страны. Он и прославленный военачальник, и мудрый правитель, и талантливый дипломат, и просто князь, причисленный к лику святых. Самое главное - это человек с активной жизненной позицией, а значит - он и есть тот духовно-нравственный ориентир, который необходим в жизни наших детей.

В заключение мне хотелось бы обратиться к словам Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II: "Людям, занимающимся образованием, всегда следует помнить о том, что само слово "образование" восходит к понятию "образ Божий", который необходимо восстановить в человеке. Величие народа в том, что носит в сердце он своём».





© 2010-2022