Открытый урок на тему: Главные члены предложения

Открытый урок на тему: Главные члены предложения Тип урока: изучение нового материала. Метод: комбинированный. Цель: развитие понятия о членах предложения, о способах вы­ражения подлежащего, навыков синтаксического разбора. Задачи: - обучающие: ·                    повторение орфограмм, связанных с изучением орфографии; ·                    усвоение знаний о грамматической основе предложения в их системе, ·                    грамматическая основа  в художественном тексте (подготовка к ГИА  - ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Неженцева Татьяна Андреевна

учитель русского языка и литературы

Открытый урок на тему:

Главные члены предложения

Тип урока: изучение нового материала.

Метод: комбинированный.

Цель: развитие понятия о членах предложения, о способах выражения подлежащего, навыков синтаксического разбора.

Задачи:

- обучающие:

  • повторение орфограмм, связанных с изучением орфографии;

  • усвоение знаний о грамматической основе предложения в их системе,

  • грамматическая основа в художественном тексте (подготовка к ГИА - аудиоизложение ).

-развивающие:

  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

  • развитие умения аргументировать, доказывать;

  • работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса,

  • развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать.

-воспитательные:

  • воспитание любви к русскому языку;

  • активизация познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.


  1. Тип урока: изучение нового материала и систематизация изученного

  2. Формы работы учащихся: в парах, индивидуально

  3. Методы контроля на уроке:

  • Устный и письменный.

  • Фронтальный, парный, индивидуальный.

Оборудование:

  • ПК;мультимедийный проектор;мультимедийная презентация к уроку;

Структура урока:


  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.


Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


Приветственное слово учителя:

Когда мы улыбаемся,

мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

подарками судьбы.

Пусть этими подарками станут хорошие оценки на уроке.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. (Слайд 1)


Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Обобщение ранее изученного.













Проверка домашнего

задания



Актуализация

знаний









3. Постановка учебной цели.


Разминка (Слайд)

  1. повторение орфограммы «Мягкий знак после шипящих» (рифмованный алгоритм Фроловой)

Я н…чую (в)старой бесе…ке. Она (за)росла диким в…ноградом. (По)утрам со…нце б…етскво…ь л…ству. Вор…бьи с уд…влениемзаглядыва…т (в) бесе…ку.

-Спишите, графически объясняя выбор орфограмм.

- Ребята, докажите, что данная запись - это текст. Назовите признаки текста.

- Выпишите словосочетание: 1 вариант со способом управление, 2 вариант - со способом согласование.

- Чем предложение отличается от словосочетания?

- Скажите, а без чего предложение не может существовать? (без грамматической основы)

1. упр. 348 (наизусть рассказать стихотворение с разной интонацией)

2. упр. 351 (рассказ о предложении как единице речи)

- Ребята, отгадайте, о чём идет речь:

Главный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы: Кто? Что?

- Правильно, это подлежащее.

- Назовите грамматическую основу записанных вами предложений.

Сформулируйте тему урока.

Главные члены предложения.

Запишите число, классная работа и тему урока:

«Главные члены предложения»(слайд)

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия? Что мы должны будем закрепить?

( будем формировать умение находить грамматическую основу предложения, выясним способы выражения подлежащего)

Записывают текст, комментируют выбор орфограмм. Отвечают на вопросы





Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Запись учащимися числа, темы урока

Формулируют цель урока



Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).


Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.







Первичное закрепление знаний.








Физ. минутка



  1. Прочитать самостоятельно теоретический материал на с . 133-135

  2. Беседа по вопросам:

  • Какие члены предложения составляют его основу?

  • Как называются остальные члены предложения?

  • Что обозначает подлежащее?

  • Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

  • В каком падеже стоит подлежащее?

  • На какие вопросы отвечает сказуемое?

  • Какими частями речи может быть выражено сказуемое?

  • Сколько главных членов может быть в предложении?

  1. Упр. 353 (письменно у доски)

3.Упр. 356 (устно)

- Чем же чаще всего может выражаться подлежащее?

4. М.М.Пришвин. Мультимедиа - посчитать количество кто? что?

Физкультминутка для глаз


Отвечают на вопросы.



Коллективная работа.

Записывают предложения из упр. 159, выделяют грамматическую основы, обозначают способ выражения подлежащего.

Выполняют физкультминутку для глаз


Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).

Коммуникативные (умение работать в парах)

Закрепление изученного материала














Упражнение 357 (выполнение в соответствии с заданием)


Выписывают грамматические основы предложений.

Работают в парах, проверяют друг друга.


Выполняют самостоятельную работу (упр.161)


Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).

Рефлексия деятельности.




Подведение итогов работы.

Продолжите фразу:

Грамматическая основа - это….

Подлежащее - это ….

Подлежащее может быть выражено……

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок.

Продолжают фразу.







УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.


  1. на выбор: 355 или 359

  2. 2) по желанию: 358 (на уроке природоведения)

  3. инд.: 362 (исследование)

Запись учащимися задания в дневники.



Источники:

1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 2011

2. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. М. Мнемозина, 2003

3. Т.А.Ладыженская. Русский язык 5 класс. М. «Просвещение», 2012

5


© 2010-2022