Статья Поблема использования исследовательского метода на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЩКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Всем присутствующим хорошо известно, что специалисты в области теории обучения выделяют пять основных общедидактических методов обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • проблемный;

  • частично поисковый (эвристический);

  • исследовательский.

Эти методы объединяются в две более крупные группы: репродуктивную (1 и 2 методы) и продуктивную (4 и 5 методы).

При этом в современной методической литературе принято к репродуктивным методам относиться с нескрываемым пренебрежением и в их использовании видеть причины всех или, по крайней мере, многих недостатков в нашем образовании, так как посредством этих методов ученик усваивает готовые знания, что не позволяет сформировать у него умения и навыки практической деятельности.

Не стану опровергать справедливость этой критики, но, отмечая важность внедрения продуктивных методов обучения в практику образования, хочу заметить, что как бы нам в пылу преобразований, по обыкновению, не выплеснуть с водой ребенка.

Я хочу сказать, что репродуктивные методы не стоит рассматривать как нечто устаревшее, изжившее себя, вредное.

Во-первых, это - наиболее экономичные способы передачи обобщенного опыта человечества. В образовательной практике не только не обязательно, а даже неразумно добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Нет необходимости переоткрывать заново все законы развития природы и общества.

Во-вторых, использование исследовательского метода с его основными составляющими - выявлением проблем, выработкой и постановкой гипотез, наблюдениями, опытами, экспериментами, а также сделанными на их основе суждениями и умозаключениями - требует от ребенка незаурядных творческих способностей, которые объективно не могут быть развиты у всех детей в достаточной степени.

На мой взгляд, противопоставление продуктивных и репродуктивных методов искусственное. Репродуктивный метод - не обязательно значит догматический: сам характер сообщаемых учащимся знаний требует не механического запоминания, а сознательного усвоения, а значит, интенсивной мыслительной деятельности школьников.

Приемы репродуктивного метода: рассказ учителя о жизни и творчестве писателя; обзорная лекция с использованием технических средств; задания по учебнику, по учебным пособиям - предполагают такие виды деятельности учащихся, как запись плана или конспекта лекции учителя, составление плана, конспекта или тезисов прочитанных статей учебника или критических статей, составление синхронистических таблиц; подготовка устных ответов по материалу лекции учителя, учебника, учебных пособий; подготовка докладов, сочинений обобщающего характера с использованием имеющегося материала по данной теме или проблеме.

Скажите, какой из этих видов деятельности может помешать ученику в дальнейшем осуществить какое бы то ни было исследование? Именно на отсутствие противостояния между поисковыми и репродуктивными методами освоения литературы указывал ученый, автор книг «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы» и «Ученик-исследователь на уроках литературы» Марк Григорьевич Качурин: «Проблемная ситуация в практике преподавания соседствует с уроками, где основной оказывается репродуктивная деятельность учащихся. В этом соседстве нет антагонизма. Творческая деятельность возможна только на основе широких знаний».

Итак, как и всякий другой метод обучения, исследовательский метод не является универсальным. Применение только этой методики не обеспечивает достаточной широты и - главное - систематизации знаний. Кроме того, самостоятельное усвоение всей необходимой суммы знаний потребовало бы значительно большего времени, чем допустимо в условиях общеобразовательной средней школы. К тому же, есть такие знания (например, историко-литературные факты), которые не могут быть приобретены путем размышлений, а отсылать учащихся к сложным для них научным трудам нецелесообразно. В этих случаях лучше самому учителю дать необходимый материал или рекомендовать прочесть его в доступных изданиях, прежде всего - в учебниках. Таким образом, исследовательский метод даст образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами.

В младших и средних классах школы в деятельность учащихся могут включаться лишь отдельные элементы исследований. Это является подготовкой для применения в старших классах исследовательского метода в более развитой и сложной форме. Но и на этом этапе обучения он может применяться лишь для изучения отдельных тем или вопросов. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, их самостоятельной познавательной деятельности, учителю необходимо организовать эти поиски, развивать познавательную деятельность учащихся, что, несомненно, требует серьезной подготовки.

На мой взгляд, необходимым мостиком, позволяющим связать воедино репродуктивные и продуктивные методы преподавания, являются проблемный и эвристический (частично-поисковый) методы, с помощью которых учителю удается помочь учащимся сформулировать проблемы, найти пути их разрешения в художественном тексте. Благодаря использованию этих методов дети учатся рассуждать, оформлять свои размышления в связной, последовательной, доказательной речи - устной или письменной.

Для эвристического метода характерно построение логически четкой системы вопросов и заданий (по анализу текста художественного произведения, по критической статье, по теоретическим или историко-литературным вопросам), которые бы последовательно вели мысль учащихся от наблюдения над явлением к его анализу, от выводов частного характера к выводам более обобщающим.

Эвристический метод способствует усвоению школьниками методов анализа литературного произведения (в доступном им объеме), понятий по теории литературы, фактов и закономерностей историко-литературного процесса. Этот метод развивает критическую мысль школьников, учит самостоятельному приобретению знаний.

Виды деятельности учащихся при эвристическом методе: подбор материала из художественного произведения, из критической статьи, учебника и других пособий для ответа на заданный вопрос; пересказ с элементами анализа текста; анализ эпизода, сцены, всего (небольшого) произведения; анализ образа героя; сравнительный анализ героев, эпизодов, пейзажей, стилевых особенностей произведения; составление плана к развернутому ответу, докладу, сочинению; конспективное изложение результатов анализа произведения; постановка проблемы и ее решение с привлечением не только литературных источников, но и материалов из смежных искусств; выступление на диспуте; сочинение на частные и обобщающие темы.

Обычно, такой метод осуществляется в эвристической беседе. Однако я предпочитаю использовать самостоятельную работу по вопросам и заданиям, которые могут иметь различную степень сложности в зависимости от подготовки школьников.

Хочу предложить вашему вниманию конкретные примеры такой работы.

  1. Самостоятельная работа на тему: «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА В ЛИРИКЕ И. БУНИНА» (6 класс)

Фамилия _________________________класс_______________дата__________________

  1. Прочитать статью учебника о И. Бунине (с.28 - 31). Составить тезисный план.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитать стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…», ответить на вопросы, выполнить задания.

  • Какое время года изображено в стихотворении?_____________________________________________________

  • Какое настроение преобладает в стихотворении. Найдите слова, подтверждающие вашу точку зрения

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Какими размышлениями могло бы быть вызвано такое настроение?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Прочитайте текст так, как это советовал делать К. Паустовсий, обращая внимание на цвет, звуки, краски. Запишите в левую часть таблицы слова, характеризующие звуки, запахи, цвета осеннего леса.

Фрагменты текста

цвета




звуки




запахи



Вывод: какое настроение ЛГ передано в красках, звуках, запахах осеннего леса?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Назовите образно-выразительные средства, используемые в стихотворении. Какие из них передают «отрадные», а какие «грустные» чувства?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Вывод: почему лирический герой испытывает одновременно столь разные чувства?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Естественно, что руководство поиском учащихся требует хорошей методической подготовки, разработки для каждого планируемого учебного исследования соответствующей системы вопросов и указаний (подсказок), "подталкивающих" учащихся по направлению поиска.

Анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое»

Фамилия ______________________имя________________класс______________

1. Какой вопрос задает читателю В.А.Жуковский?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. К какому выводу приходит В.А.Жуковский в своем поэтическом рассуждении?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как понятие «слово» трактуют словари?

Справочный материал

Источники

Слово - исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь.

Человеку слово дано, скоту немота.

Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира.

В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб.: Диамант, 1998. т.4.

Слово - 1. Единица языка, служащая для называния отдельного понятия.

2. Самая речь, способность говорить.

3. Разговор, беседа, что-нибудь сказанное.

4. Устное публичное выступление, речь в собрании.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. 16-е изд. М.: Русский язык, 1984.

Известно библейское изречение «В начале было Слово». Чьё же слово лежало в начале мироздания?

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог, Оно было в начале у Бога, Всё через него начало быть…

Библия. Новый Завет. От Иоанна святое благовествование. П.1. стихи 1, 2, 3.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

Библия. Ветхий Завет. Первая книга Моисея. Бытие. П.1. стихи 3,4,5.

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым.

Там же. Гл.2. стихи 19, 20.

В чем, по-вашему, разница между ролью божественного слова и человеческого? Как об этом говорит Жуковский?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Человеческое слово полностью утратило священную силу или нет?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Напишите сочинение на тему: «Как я понимаю стихотворение В.А. Жуковского «Невыразимое»

Подобные работы могут включать в себя и функцию проверки домашнего задания. Вот пример такого урока.

"Тулон" Андрея Болконского. (Анализ эпизода "Небо Аустерлица")

Фамилия_________________________________дата ___________________________

1. Эпизод - это относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе произведения, фиксирующая происшедшее в легко обозримых границах пространства и времени.

Письмо по памяти: перескажите близко к тексту эпизод «Небо Аустерлица)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. О чём свидетельствует неоднократное повторение слова Тулон рядом с именем Болконского? С какой исторической личностью связано это слово? Почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Сравните мысли кн. Андрея перед Аустерлицким сражением и после него.

1) И ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец представляется ему. Он твёрдо и ясно говорит своё мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берётся исполнить его, и вот он берёт полк, дивизию, выговаривает условие, чтоб уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведёт свою дивизию к решительному пункту и один одерживает победу. А смерть и страдания? - говорит другой голос. Но князь Андрей не отвечает этому голосу и продолжает свои успехи. Диспозиция следующего сражения делается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает всё он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он… Ну, а потом? - говорит опять другой голос, - а потом, ежели ты десять раз прежде этого не будешь ранен, убит или обманут; ну, а потом что ж? "Ну, а потом… - отвечает сам себе князь Андрей, - я не знаю, что будет потом, не хочу и не могу знать; но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей", подумал он, прислушиваясь к говору на дворе Кутузова.

2)"Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!"

Что же произошло с героем и его сознанием? Что послужило причиной столь резкой метаморфозы? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В.Набоков писал: "Читая книгу, следует прежде всего замечать детали и наслаждаться ими". Докажите текстом, что Толстой использует детали, разрушающие в сознании героя ореол святости Наполеона.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: какова роль "Тулона" Болконского на пути его духовного становления?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9


© 2010-2022