- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методы оценивания как средство достижения эффективности урока
Методы оценивания как средство достижения эффективности урока
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Кулжигитова Б.А. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Кулжгитова Б.А.
ГУ «Специализированный экономический лицей»
Методы оценивания как средство достижения эффективности урока
«В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их
способность точно оценивать прогресс учеников» М. Барбер
В Послании Президента отмечено: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». В этом, я считаю, заключается актуальность данной темы.
Сегодня очень много говорится об индивидуализации учебного процесса, повышении учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Что значит «оценивать» ?
Cлово «оценивать» происходит от латинского глагола - «сидеть с». При оценивании мы сидим с учеником. Мы делаем это с ним и для него. А не просто применяем к ученикам процедуру.
Современное оценивание должно быть гибким многоинструментальным, понятным, психологически комфортным, двусоставным: сочетать в себе суммативное и формативное оценивание.
Суммативное или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.) выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени. Формы и способы оценки определяет учитель. Центром в классе является учитель.
Формативное оценивание - это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа на котором находятся обучаемые
Формативное оценивание используется - в повседневной практике ( ежеурочно, ежедневно); при данном виде оценивания обязательно должна осуществляться обратная связь, обеспечивающая прогресс в обучении, направления, в котром следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня (Руководство для учителя,стр.163) Впервые о том как оценивание повышает эффективность обучения и каким оно должно быть заговорила в 1999 году Группа реформы оценивания ( AsseSSment Reform Group), работа которой опиралась на труды П.Блэка и Д.Уильяма, которые отметили,что улучшение обучения зависит от пяти ключевых условий:
- эффективной обратной связи от учителя к ученикам;
-активного включения учеников в процесс собственного собственного учения;
-понимание того, как от оценивания зависит мотивация и самооценка учеников;
-учета в преподавании результатов, полученных при оценивании .
Применение методологи формативного оценивания становится одним из важнейших критериев системы оценки работы учителя. Использование методов формативного оценивания помогло моим учащимся выработать навыки самостоятельной работы,работы в группе, у них появился интерес к учебе, повысилось чувство взаимопомощи, коллективизма. Если аньше на своих уроках янаблюдала лишь частичное использование огромных возможностей формативного оценивания, то сейчас, когда я знакома с этм видом оценивания,я использую его на каждом этапе урока. Оценивание предполагает использование критериев для организации работы учащихся. Совместно с учениками разрабатываем критерии оценивания по каждому виду заданий. Использование критериев оценивания послужило хорошим руководствомдля учеников в процессе выполнения заданий.Они научились более объективно оценивать качество своей работы.
Важнейшей целью образования является воспитание ученика, который учитья самостоятельно. Для развития навыков самостоятльности и совместной деятельности я использую такие методы оцениваня, как «Самооцевание и Взаимооценивание», которые дают ученикам возможность оценить собственный успех, свои мысли и учебу, и продумать способы их улучшения.
На уроках удачней всего получлось самооценивание, когда каждый ребенок комментировал,как он работал на уроке, что у него получилось, а что нет. И многие ребята достаточно объективно ставили себе отметки. Конечно, бывало, что кто-то занижал себе оценку или, наоборот3 завышал, тогда я приходила на помощь, комментируя работу ученика на уроке. Я также вовлекала в процесс других детей, тем самым подключая их во взаимооценивание. При взаимооценивании на первых уроках ребята завышали оценки, объяняя это тем, что им не хотелось бы обидеть друга или одноклассника. В своей практике я использую различные стратегии,которые способствуют развтию навыков оценивания. В частности, составляем кластеры, таблицы Знаю - Хочу знать - Узнал, диаграммы, карты и другое. Такие виды работ учащиеся выполняют с большим интересом, при составлении карт,схем у детей развивается критическое мышление,нпвыки саморегуляции.
Меня ,как учителя русского языка, интересовало всегда развитие и устной и письменной речи учащхся. Поэтому на стадии рефлексиия применяю небольшие промежуточные работы: тесты, индивидуальные задания, одноминутные/ трехминутные эссе, устные журналы. Данные виды работ помогают мне отслеживать уровень освоения материала в определенном месте конкретной темы, и на основании полученных результатов корректировать свою деятельность. Формативное оценивание требует каждодневного кропотливого труда, определенного опыта. А опыт приходит с годами. После прохождения курсов, я нахожусь в постоянном поиске, изучаю литературу, просматриваю видео... Стараюсь вводить новые стратегии по мере их освоения. Нельзя сказать, что в результате применения формативного оценивания уровень качества обучения повысился на сто процентов. Нет. Зато в глазах детей я увидела искорку желания учиться, интерес к уроку, позитивное отношение друг другу. Это ли не прогресс? Конечно, прогресс, который способствует достижению эффективности урока.
Не зря я взяла эпиграфом к своему выступлению слова Майкала Барбера: «В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников». Оценивание выполняет функцию контроля и повышает эффективность обучения. Если каждый учитель будет стремиться видеть в учениках развивающуюся личность, а не двоечника ли троечника, то и дети по достоинству оценят это стремление, и изменения не заставят ждать. Ведь «успех приходит к тому, кто делает то, что любит» М. Форбс
Использованная литература:
1. Руководство для учителя АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
2. Александер Р. (2001) Культура и педагогика. Издательство «Wiley-Blackwell».
3. П. Блэк и Д. Уильям «Черный ящик: что там внутри? Оценка знаний учащихся как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса»
4. Группа Реформы Оценивания. (2002) Оценивание для обучения: 10 принципов, Кембриджский университет, факультет образования.
5. Группа Реформы Оценивания. (2002) Тестирование, мотивация и обучение, Кембриджский университет, факультет образования.
6. Блэк П. и Уильям Д. (1989) Оценивание и обучение в классе, оценивание в образовании: принципы, политика и практика. 5 (1): 5-75.
7. Вольф С. и Александер Р. Дж. (2008) Аргументация и диалогическое преподавание: альтернативные педагогики для изменяющегося мира, beyondcurrenthorizons.org.uk/wp-content/
8. uploads/ch3_final_wolfealexander_argumentationalternativepedagogies_20081218.pdf
9. Мерсер Н. (2000) Слова и умы. Лондон: Рутледж .
10. Брунер Дж. (1996) Культура образования. Кембридж, MA.