Рабочая программа элективного курса «Язык твой – друг твой» (9 класс)

Предложенный курс «Язык твой – друг твой» предполагает углубление знаний уч-ся о речевом общении, о тексте как продукте речевой деятельности. В настоящее время в России проблема овладения свободным, подлинно культурным словом для любого члена общества как никогда актуальна. Культура речи - это «живое» образное слово. В нем имеют значение три составные: кто говорит, что говорит и как говорит. Психологами доказано: никакая другая способность, которой может обладать человек, не дает ему такого авто...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Современная школа предъявляет новые требования к знаниям уч-ся по русскому языку. Образовательные стандарты содержат не только перечень знаний орфографии и пунктуации, которые должен усвоить уч-ся, но также широкий круг умений, составляющих содержание коммуникативной компетенции.

Предложенный курс «Язык твой - друг твой» предполагает углубление знаний уч-ся

о речевом общении, о тексте как продукте речевой деятельности.

В настоящее время в России проблема овладения свободным, подлинно культурным

словом для любого члена общества как никогда актуальна.

Культура речи - это «живое» образное слово. В нем имеют значение три составные: кто говорит, что говорит и как говорит. Психологами доказано: никакая другая способность, которой может обладать человек, не дает ему такого авторитета и возможности с такой быстротой сделать карьеру, как умение хорошо говорить.

Однако произнести речь - искусство немалое. Оно требует от оратора мобилизации мышления, памяти, богатого словарного запaca, всей духовной сферы, психологической устойчивости.

Предполагаемый курс не только опирается на знания, умения, навыки, полученные учащимися в процессе изучения базового курса русского языка, но и углубляет их, а также помогает восполнить в определенной мере тот огромный пробел школьного и семейного воспитания, который касается речевой культуры молодого человека, подготовить его к дальнейшему деловому общению.

Настоящая программа элективного курса рассчитана на учащихся 9 класса.

На изучение курса от­водится 17,5 часов (0,5 часа в неделю).

Цели курса:

  • развитие общей языковой культуры учащихся;

  • воспитание уважения к родному языку;

  • формирование представлений о культуре общения;

  • обучение уч-ся умениям и навыкам, необходимым в современной жизни.

Задачи курса:

- способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся;

- совершенствовать навыки владения нормами устной речи;

- развивать познавательные способности и творческие возможности учеников, помочь им осознать особую роль родного языка в повседневной жизни каждого человека;

- заинтересовать учащихся в посещении данного курса с помощью подбора разнообразных форм занятий.

Элективный курс может быть предложен учащимся гуманитарного направления, но может быть использован также и в классах любого профиля.

Каждая тема предлагает новую ситуацию общения, новые условия речевого общения. Учащиеся от занятия к занятию овладевают нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения, учатся определять причины коммуникативных неудач и находить пути их преодоления.

Возможны такие виды деятельности учащихся, как устные сообщения с последующей дискуссией, анализ, конструирование, написание, редактирование собственного высказывания, ролевые игры, семинары, составление таблиц, изготовление наглядных пособий-памяток, участие в работе школьного пресс-центра.

Итоги работы подводятся на итоговом семинаре или конференции. Зачетная работа может быть представлена в форме проекта: презентации, буклета, оформления стенда, альбома, выпуска номера школьной газеты. Предлагается оценивать работу учащихся по системе зачёт/незачёт.

Основное содержание программы



  • Русский язык в жизни современного человека.

  • Язык деловых бумаг: от приказного языка эпохи Петра I до официально-делового стиля современной России.

  • Русский язык в мире рекламы.

  • Правила делового общения, позволяющие создать хорошее впечатление.

  • Словарный запас человека: резервы развития.

  • Язык, созданный современными средствами связи (язык SMS).

  • Правила переписки по электронной почте.

  • Правила написания делового письма.

  • Русский язык в телефонном общении.

  • Русский язык на торжественных мероприятиях (правила составления тостов и поздравлений).

  • Исследовательская работа и защита проектов.












Календарно - тематическое планирование


п/п


ТЕМА


ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ


Ча-сы


Дата провед.






План.

Факт

1.

Русский язык в жизни современного человека.

Показать учащимся значение русского языка в жизни современного человека.

1



2-3.

Язык деловых бумаг: от приказного языка эпохи Петра I до официально-делового стиля современной России.

Познакомить с требованиями к написанию деловых бумаг: заявления, докладной записки, объяснительной записки;

отработать навыки составления деловых бумаг.

2



4-5.

Русский язык в мире рекламы.

Дат представление о законах рекламных текстов, научить составлять тексты рекламного характера, познакомить с требованиями к составлению резюме.

2



6-7.

Провожают по уму… А как встречают?

(Как создать о себе приятное впечатление?)

Познакомить с основными приемами, позволяющими человеку создать о себе приятное впечатление во время деловой беседы, разъяснить, из каких составляющих складывается понятие « приятный собеседник», побудить к стремлению развивать в себе качества, присущие хорошему собеседнику, и привычки, способствующие принятию человека в обществе.

2



8-9.

Словарный запас человека: резервы развития.

Показать значимость богатого словарного запаса в создании привлекательного речевого портрета человека; дать рекомендации, следуя которым, можно увеличить словарный запас.

2



10.

Что может рассказать визитная карточка о ее владельце?

Дать представление об истории развития этого аксессуара делового человека, познакомить учащихся с требованиями к оформлению визитных карточек, с этикетными правилами обращения с визитками

1



11.

Язык SMS : быть или не быть?

Познакомить уч-ся с историей создания языка SMS и его отличительными признаками; помочь сформировать правильное отношение к данному языковому явлению; воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

1



12.

Пишем электронные письма.

Познакомить уч-ся с основными правилами

электронной переписки; выявить различия обычных и электронных писем.

1



13-14.

Деловое письмо: создаем себе репутацию.

Познакомить с основными правилами, необходимыми при ведении деловой переписки, формировать навыки написания делового письма.

2



15.

Русский язык в телефонном общении.

Познакомить с правилами ведения телефонного делового разговора.

1



16.

Уроки симпосиарха (занятие, посвященное искусству говорить тосты и составлять поздравления).

Познакомить уч-ся с основными законами жанра тостов как древнейшего жанра ораторского искусства, дать алгоритм составления тостов и поздравлений.

1



17.

Заключительное занятие. Защита проектов.

Развивать умение осуществлять презентацию проектов.

1,5































Ожидаемые результаты к концу обучения

На момент окончания курса учащиеся должны знать:

  • историю делового общения;

  • правила общения;

  • деловой этикет, его виды;

  • этикет общения в компьютерных сетях;

  • нормы устной речи;

  • основные виды эмоционального воздействия на слушателя.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно приветствовать собеседника и обращаться к нему;

  • вести беседу, говорить по телефону;

  • оформлять деловые бумаги;

- подготовиться к переговорам, к выступлению, проведению
делового совещания;

  • работать в компьютерных сетях;

  • правильно произносить слова, ставить ударение, не допускать в своей речи грубых просторечий, диалектных слов, жаргонизмов;

  • использовать основные виды эмоционального воздействия на слушателя.


Критерии оценивания работы учащегося.


  1. Содержание. Ясность и четкость представленной информации. Соответствие представленной информации содержанию проекта. Должен быть отражен исследовательский характер работы учащегося, ясна логика исследования, выводы содержательны.

  2. Индивидуальность. В работе отражены наиболее яркие (наиболее удачные) результаты исследования.

  3. Структура. Соответствие структуры данной работы общепринятой структуре (наличие заголовка, фамилии авторов, целей, задач, хода эксперимента, выводов, списка ресурсов и т.д.).

  4. Оформление. Соответствие оформления работы эстетическим нормам и нормам русского языка. Привлекательность и эстетическое наполнение представленной информации. Разумность и достаточность оформительских эффектов.

  5. Ресурсное сопровождение. Соответствие указанных ресурсов тематике проекта и возможностям учащихся.



Методические и учебные пособия по русскому языку

Литература для учащихся

  1. Барашков В. Ф. А как у вас говорят? - М., 1986.

  2. Гольдин В. Е. Речь и этикет. - М., 1983.

  3. На подступах к риторике / авт-сост. В. Я. Коровина: пособие для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учебных заведе­ний. - М.: Мнемозина, 1996.

  4. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секрет стилистики: Правила хорошей речи. - М.: Рольф, 1996.

  5. Культура речи: словарь-справочник/ авт.-сост. Н.В.Лошкарева, Н.В.Углова, Н.В.Юшкова, И.Н.Ковалюк. - Липецк: ИРО, 2007.

Литература для учителя

  1. Акишина А. А. и др. Жесты и мимика в русской речи. - М., 1991.

  2. Богданов В. В. Речевое общение. -Л., 1990.

  3. Введенская Л. А., Павлова, Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. - Ростов / НД, 1998.

  4. Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М., 1988.

  5. Головин Б. Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. - М., 1988.

  6. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. - М., 1995.

  7. Колесов В. В. Культура речи. - Л.: Ленинград, 1988.

  8. Казанский О.А.. Игры в самих себя. - М.: Роспедагенство,1995.

6

© 2010-2022