Элективный курс по русскому языку Заветных 23 балла

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Остроглядовская средняя общеобразовательная школа»

Стародубского муниципального района Брянской области

(МБОУ «Остроглядовская СОШ»)





243 245, Брянская область, Стародубский р-н, с. Остроглядово, улица Мацкевича, 12-а,

Телефон: 8(48348) 2-20-75

E-mail: [email protected]

Сайт: str-ost.sch.b-edu.ru





РЕКОМЕНДОВАНО

методическим объединением учителей школы

Протокол № ____ от

«___»___________20___г.


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

_____ /Л.П.Грабельниковой/

ФИО

«___»____________20__г.


УТВЕРЖДЕНО

директор МБОУ «Остроглядовская СОШ»

______ /В.Д. Подоляко/

ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________20___г.


Рабочая программа по учебному предмету

« Заветных 23 балла»



Составлена на основе методического пособия Т. А. Балясниковой ( Русский язык. Применение кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С). 10-11 класс. - М: Планета, 2011) и других источников(см. Список литературы)

Класс: 11

Количество часов: 18

Уровень: базовый

Составитель: Коровьякова Ольга Николаевна

Сроки реализации: 1 год

Год разработки: 2012 - 2013 уч.год

Пояснительная записка

Аттестация в формате ЕГЭ - достаточно серьезное испытание для старшеклассников. Наибольшие трудности, как правило, в выпускной работе связаны с заданием части С, то есть с написанием сочинения по предложенному тексту. Для того чтобы успешно справиться с этим заданием, недостаточно одного вдохновения, необходимо овладеть теорией и практикой создания текст

Итоговая аттестация - первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. Подготовка к выпускным экзаменам начинается с первого школьного дня, но время основной подготовительной работы приходится на самые ответственные и трудные для школьника 10-11 классы. За эти два года ученику необходимо не только успеть повторить пройденное, но и, выбрав экзамен, к нему готовиться, чтобы успешно сдать его. Иными словами, нужно успеть проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, отрепетировать его в различных формах: самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому языку вот уже несколько лет является формой оценки качества знаний как. Основным инструментом ЕГЭ является комплект контрольно-измерительных материалов (КИМов). По русскому языку комплект КИМов состоит из 3-х частей: А, В, С.

В программу внесены темы, не включённые в календарно-тематическое планирование по русскому языку: задания А-1 - А5, А26, блок С. Это задания повышенного уровня, проверяющие владение нормами литературного языка и умение производить языковой анализ текста.

НОВИЗНА ПРОГРАММЫ:

Предлагаемая программа поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 11 класса к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ. Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в 11 классе не ориентирована на подготовку к ЕГЭ, целью данной программы является стремление помочь педагогу организовать обучение русскому языку так, чтобы совместить традиционные темы на уроках русского языка и тот материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ на занятиях курса.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Главная цель курса: формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций:

языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении),

лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их),

коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

В связи с этим ставятся следующие задачи:

образовательные:

• обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;

• обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;

• повышать уровень грамотности учащихся.

  • развивающие:

• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;

• развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;

• совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;

• совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.

  • воспитательные:

  • самостоятельность и уверенность в себе

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:

Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении творческих заданий. Все задания группируются определённым образом и не выходят за рамки школьной программы, что способствует освоению приёмов работы с тестами. Программа предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению задания части С.

В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, как то: образование родительного падежа множественного числа от некоторых существительных, глагольных форм; знаки препинания в сложных предложениях, при цитировании и т. д. Представлен большой теоретический материал, необходимый педагогу при подготовке занятий, и многочисленные упражнения, аналогичные экзаменационным заданиям. Своеобразие и специфика данной программы состоит в том, что материал по подготовке к экзамену в форме ЕГЭ привязан к тем темам, которые изучаются по программе 11 класса.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

Программа «Заветных 23 балла» составлена для учащихся 10-11 классов, следовательно, ориентирована на итоговую аттестацию и абитуриентский экзамен. Программа предназначена учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ.

Данная программа разработана с учётом последних официальных документов и берёт в основу демонстрационные тесты ЕГЭ 2012 года, а также перечень заданий КИМов 2012 года. В основу программы легли разработки и исследования в данной области И.П. Цыбулько, Ю.А.Гостевой, Т.Ю.Угроватовой, Е.А. Влодавской, Н.А.Сениной, Пахновой Т.М.

Программа рассчитана на 18 часов и отрабатывается на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка.

Формы занятий: тематические занятия, включённые в программу, предполагают использование учителем различных формы занятий: лекционные, интерактивные с использованием информационных технологий, практические. Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Необходимо использовать такие формы занятий, как собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала. Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия - обмен мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины. В целях достижения положительного результата целесообразнее проводить занятия комбинированного типа.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ:

Предлагаемый спецкурс поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10 - 11 классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.

Представленная программа предусматривает изучение правил сдачи ЕГЭ, знакомит со спецификацией КИМов. Особое внимание уделяется написанию сочинения на основе предложенного текста.

Изучение теории должно привести к практическому применению полученных знаний; возможно и движение от практического выполнения задания к его теоретическому обоснованию.

Часть 3 (С) включает одно задание с развёрнутым ответом: выпускники должны написать сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. С помощью этого задания выявляется уровень сформированности следующих речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции выпускника.

Для оценки выполнения задания третьей части работы, контролирующего в ЕГЭ коммуникативную компетентность выпускников, разработана система оценивания, включающая 12 критериев. Одни критерии предусматривают оценку соответствующего умения баллами от 0 до 1, другие - от 0 до 2; один критерий - 3 баллами: таким максимальным баллом поощряется работа, где экзаменуемый приводит в подтверждение собственного мнения не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы.

Максимальное количество первичных баллов за третью часть работы составляет 23 балла.

Предполагаемые виды деятельности учащихся:

-работа со словарями, справочной литературой, Интернет-источниками;

-участие в экспресс-диагностике, анкетировании;

-аналитическая работа с текстом;

-написание самостоятельных работ, сочинений;

-подготовка сообщения на заданную тему;

-составление алгоритма, памятки, обобщающей схемы;

-сравнительный анализ заданий





Учебно- тематический план



№ п/п

Тема раздела

Количество часов по программе

1

Введение.


1

2

Особенности написания сочинения-рассуждения


2

3

Формулирование проблемы


2

4

Комментарий проблемы


2

5

Формулировка авторской позиции


2

6

Аргументация собственного мнения


2

7

Анализ таблицы «Критерии оценивания части С»

1

8

Практические занятия по написанию сочинений-рассуждений


7


Итого


18











































Содержание учебного предмета

( 18 ч)

Введение (1 ч)

Знакомство с планом курса для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

Особенности написания сочинения-рассуждения (2 ч)

План, композиция, объём, границы, соразмерность частей сочинения.

Практическая работа

Формулирование проблемы ( 2 ч)

Определение проблемы текста; виды проблем; создание речевых клише для определения проблемы; связь проблемы, обсуждаемой автором текста, с темой.

Практическая работа

Комментарий проблемы (2 ч)

Гипотезы, образные средства для комментария, речевые клише для комментирования проблемы.

Практическая работа

Формулировка авторской позиции (2 ч)

Понятие «позиция автора», анализ информации, выделение причинно-следственных связей, выводы.

Практическая работа

Аргументация собственного мнения ( 2ч )

Собственная позиция, виды аргументов, составление «Энциклопедии

аргументов».

Практическая работа

Знакомство с таблицей «Критерии оценивания части С» ( 1 ч)

Понятия: критерии, оценка, баллы

Написание сочинений-рассуждений части С (задание ЕГЭ) ( 6 ч)

Создание собственного текста на основе исходного в соответствии с планом и схемой написания сочинения-рассуждения































Требования к уровню подготовки учащихся

Работа с текстом части С

знать:

нормы современного литературного языка (орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические;

критерии оценивания части С.

уметь:

работать над сочинением по исходному тексту с учётом критериев оценки задания блока С;

оценивать свою работу по предложенным критериям;

понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);

определять тему текста, позицию автора;

формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;

развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;

выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивать последовательность и связность изложения;

выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;

отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

соблюдать при письме нормы русского литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Список литературы

  1. Т. А. Балясникова. Русский язык. Применение кейс-технологии при подготовке уч-ся к ЕГЭ (часть С). 10-11 класс.-М.: Планета, 2011.

  2. И.П. Цыбулько, Ю.Н.Гостева. Сдаём ЕГЭ 2011-2012 годы. Русский язык. - М.: Дрофа, 2011.

  3. Т.М.Пахнова. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. - М.: Дрофа, 2011.

  4. Д.И.Архарова. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. - М.: Айрис-пресс, 2009.

  5. О.Д.Ивашова. Эффективная подготовка к ЕГЭ и централизованному тестированию. - М.: Экзамен, 2010.

  6. Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2010: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Легион, 2012.

  7. Н.А.Сенина. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ-2010.- Ростов н/Д: Легион, 2009.

  8. Е.А.Влодавская. Поурочное планирование по русскому языку к ЕГЭ. - М.: Экзамен, 2009.

  9. Т.Ю.Угроватова. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ. - М.: Эксмо, 2008.

Календарно- тематическое планирование


п/п


Название тем курса


Кол - во часов


Примечания


План


Факт

1

Вводный урок. Знакомство с курсом


1



2

Особенности написания сочинения-рассуждения.


1



3

Практикум: Анализ образцов сочинений-рассуждений


1



4

Как сформулировать проблему исходного текста


1



5

Практикум: Создание речевых клише для формулировки проблемы


1



6

Как прокомментировать проблемы исходного текста.


1



7

Самостоятельная работа: Составление памятки «О чём можно говорить в комментарии»

1



8

Что значит сформулировать авторскую позицию


1



9

Практикум: Формулировка авторской позиции


1



10

Как аргументировать свою позицию


1



11

Практикум: Энциклопедия аргументов к сочинению

1



12

Оценивание авторского текста по основным критериям

1



13

Практикум: Работа с таблицей «Критерии оценивания ответа на задание С1


1



14


Обобщение изученного по написанию сочинения в рамках подготовки к ЕГЭ


1



15

Самостоятельная работа с презентацией


1



16-18

Написание сочинения-рассуждения части С(задание ЕГЭ)

3




© 2010-2022