Конспект урока по литературе на тему Н. В. Гоголь. Страницы жизни

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Н. В. Гоголь. Страницы жизни

Урок получения новых знаний с использованием ЦОР

Цель: расширить и углубить знания учащихся о жизненном и творческом пути Н. В. Гоголя;

Задачи:

- ввести в художественный мир писателя;

- показать развитие его творческой манеры;

- учить открывать новое в известном;

- пробуждать эмоции учащихся;

-формировать интерес к творческому наследию Н. В. Гоголя.

Оборудование: портрет; иллюстративный материал к жизни и творчеству; эпиграф на доске, презентация.

«Гоголь - огромный талант, прекрасное сердце

и большой, несмелый, робкий ум».

Л.Н. Толстой

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Слово учителя: на прошлых уроках мы с вами знакомились с личностью и творчеством М.Ю.Лермонтова. Сегодня мы будем говорить о другом писателе 19 века - Николае Васильевиче Гоголе. И эпиграфом к нашему уроку будут слова Л.Н.Толстого: «Гоголь - огромный талант, прекрасное сердце и большой, несмелый, робкий ум». (Слайд №1)

Откроем тетради, запишем число, 9 декабря, классная работа, тема: «Н.В.Гоголь. Страницы жизни» и эпиграф. Напоминаю, что эпиграф записывается в правом углу. (Слайд №2)

II. Введение в тему. Слово учителя

Смех Гоголя нам ценен оттого,-

Смех нутряной, спазмический, язычный,-

Что в смехе древний кроется обычай:

Высмеивать свое же существо…

Вот чтобы дольше жизнь не замирала,

Нам нужен смех, как двигатель крови…

III. Постановка целей и задач урока

Проблемный вопрос

Каждый раз, обращаясь к биографии писателя или поэта, мы говорим о том, какой жизненный путь он прошёл, как повлияла на творчество его жизненная дорога. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему жизнь человека в русском языке называют «дорогой» или «путём»? Образ дороги характерен для русской литературы. Дорога, нескончаемая, не имеющая начала и конца, олицетворяет необъятные просторы родины, и возможность её понять, и жизнь одного человека, и судьбу всего народа. (Слайд №3)

Звучит запись «Эх, тройка! птица тройка…»

Наша задача сегодня - найти ответ на вопрос «Какой путь прошёл Гоголь-художник?»

IV. Погружение в тему урока. «Кто этот незнакомец?»

(Слайд 4). Звучит музыка. Учитель: По площади прогуливаются дамы. Давайте послушаем, о чем они беседуют:

1 уч-ся: Вы слышали, в свете теперь только что и говорят одно имя - Гоголь! Гоголь!

2 уч-ся: Кто это?

1 уч-ся: Хоть он и молод, а величают Николаем Васильевичем. Говорят, комик неподражаемый, знаете ли, - большой оригинал и превосходный чтец.

2 уч-ся: Как вы говорите - Гоголь? Да, да…припоминаю: вчера на балу кто-то из гостей рассказывал смешную историю про ревизора. Говорят, сам Пушкин на вечере у Плетнева рассказал ему анекдот, а он тут же принялся писать из него комедию - большой оригинал!

1 уч-ся: Это что! У него, говорят, какой только чертовщины в книгах не встретишь: то черти по небу летают к самой царице, то носы у людей исчезают!!! Рассказывают про него еще и то, что однажды задумал Гоголь умерить чрезмерную прыткость одного цыбатого (длинноногого) немца и сочинил на него следующее четырехстишие:

Гицель - морда поросяча,

Журавлини ножки;

Той же чортик, що в болоти,

Тилько приставь рожки!

2 уч-ся: Что вы говорите!!! Надо бы найти повод для знакомства с этим острословом. Гоголь, Гоголь…Николай Васильевич… Да….

(участники сценки занимают свои места)

Учитель: Ребята, давайте, и мы познакомимся поближе с этим удивительным человеком.

  1. Актуализация новых знаний: «Экскурсия по гоголевским местам» (Слайд 5)

  • Знакомьтесь, сам Николай Васильевич Гоголь - великий русский писатель, прозаик, драматург. (Слайды №6-8) Родился 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика среднего достатка. У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками. 22 марта младенец был крещен в Спасо-Преображенской церкви настоятелем храма отцом Иоанном Беловольским. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.

Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина, теперь село Гоголево) в атмосфере малороссийских народных поверий, фольклорных традиций и исторических сказаний, наведываясь вместе с родителями в окрестные места - Диканьку (Слайд №9)

В возрасте 10 лет Гоголя отвезли в Полтаву для подготовки к гимназии. О школьных годах Н.В. нам сейчас расскажет….

Сообщение учащегося

  • (Слайд №10) В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище. В мае 1821 года отец устроил его в только что основанную Нежинскую гимназию Высших Наук князя Безбородко - лицей. В Нежинской гимназии Гоголь держался особняком и не отличался особенным прилежанием. Учитель латинского языка Иван Григорьевич Кулжинский, единственный педагог, оставивший о Гоголе свои воспоминания, сообщает: "Он учился у меня три года и ничему не научился... Во время лекций Гоголь всегда, бывало, под скамьею держит какую-нибудь книгу и читает... Это был талант, не узнанный школою, и, ежели правду сказать, не хотевший или не умевший признаться школе".

Здесь Гоголь исполняет обязанности библиотекаря, занимается живописью, участвует в спектаклях. Он был душой школьной труппы: выполнял обязанности режиссёра, художника-декоратора, превосходно играл комические роли. По словам очевидца, "у него был громадный сценический талант и все данные для игры на сцене: мимика, гримировка, переменчивый голос и полнейшее перерождение в роли, какие он играл. "Гоголь был истинно неподражаем, особенно в комедии Фонвизина "Недоросль", в роли г-жи Простаковой", - вспоминал писатель Н.В. Кукольник, школьный товарищ Гоголя.

  • В ноябре 1829 ему удается определиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел на место канцелярского служащего. С апреля 1830 до марта 1831 служит в Департаменте Уделов вначале писцом, потом помощником столоначальника. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт, функционирование государственной машины и психологии мелкочиновничьего круга, что отозвалось в дальнейших «петербургских повестях». (Слайд №11)

К этому времени Гоголь все больше времени уделяет литературной работе. В 1830 в «Отечественных Записках» Свиньина был опубликован с редакторской правкой рассказ "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала"; чуть ранее, в 1829, начаты или написаны рассказы "Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь, или Утопленница". (Слайды 12-14)

Летом 1832 года Гоголь познакомился с писателем Аксаковым. Впервые он приехал в его имение Абрамцево 14 августа 1849 года. Оно полюбилось ему. "Гоголь много гулял у нас по рощам и забавлялся тем, что, находя грибы, собирал их и подкладывал мне на дорожку, по которой я должен был возвращаться домой", - рассказывает С.Т.Аксаков

  • В 1834 году Гоголь был избран в действительные члены Общества любителей российской словесности при Московском университете, тогда же ему пожалован за труды в Патриотическом институте бриллиантовый перстень от Императрицы.

Он продолжал писать и создавать замечательные произведения. 1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских замыслов. В этот год выходят следующие два сборника прозаических произведений - «Арабески» и «Миргород» (оба в двух частях). Их предвестием явилась "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"

«Миргород» и «Арабески» обозначили новые художественные миры на карте гоголевской вселенной. Тематически близкий к «Вечерам...» («малороссийская» жизнь), миргородский цикл, объединивший повести «Старосветские помещики», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (Слайды 15-19)

2. Всё творчество Гоголя можно разделить на 3 этапа

(Слайды 20-22)

(Запись в тетради)

Первый период творчества: 1829 -1835 гг.

  • «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831- 1832)

  • «Миргород»

  • « Арабески»(1835г.)


Второй период творчества: 1835 - 1842 гг.

  • «Ревизор»( 1835 г., декабрь- первая редакция, постановка - апрель 1836г.)

  • «Мертвые души»- первый том (май 1842г.)

  • «Сочинения» в 4-х томах (1843г.)

Третий период творчества: 1842 - 1852 гг.

  • Работа над вторым томом «Мертвых душ».

  • 1847г. - публикация книги «Выбранные места из переписки с друзьями».

  • 1852г.- сожжение 2 тома «Мертвых душ» и личных бумаг.

3. Выразительное чтение отрывков из текстов Гоголя.

Творческая судьба Гоголя считается счастливой: все произведения его были опубликованы при жизни, ни одно не обошла критика. Гоголя называют первым профессиональным писателем в девятнадцатом веке. Раннее творчество Гоголя овеяно порывом высокой романтики. Это поэзия народной сказки, легенды, в которых преобладает атмосфера чистых, почти идеальных человеческих отношений. Свет легко одолевает тьму, добро оказывается всегда сильнее зла, любовь торжествует над ненавистью.

Давайте вслушаемся в гоголевскую речь. Отрывок из произведения «Майская ночь, или Утопленница». (На фоне доски, украшенной рисунком звездного неба, учащийся читает монолог)

(Слайд 23)

«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник - ночной ветер, подкравшись мгновенно целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь!»

(Слайд 24) Посмотрите, как поэтичен язык Гоголя. В этом отрывке нам встретились и олицетворения, многочисленные эпитеты, метафоры, гипербола, риторический вопрос, повтор.

Живая речь Гоголя удивительно красива и в отрывке из произведения «Портрет» (Отрывок читает учащийся) (Слайд 25)

«Он опять подошел к портрету, с тем, чтобы рассмотреть эти чудные глаза, и с ужасом заметил, что они точно глядят на него… Свет ли месяца или что другое было причиною тому, только ему сделалось вдруг, неизвестно отчего, страшно сидеть одному в комнате. Он тихо отошел от портрета, отворотился в другую сторону и старался не глядеть на него, а между тем, глаз невольно, сами собою, косясь, окидывали его. Наконец, ему сделалось даже страшно ходить по комнате; ему казалось, как будто сей же час кто-то другой станет ходить позади его, и всякий раз робко оглядывался назад…»

Данный отрывок написан уже в иной стилевой манере. Романтика украинской народной старины, поэзия сказки и героического народного быта - всё это уступило место картинам, исполненным истинного трагизма.

4. Интересные факты из жизни. «Гоголь изумил меня!» (Слайд 26)

Творчество Гоголя удивительно, и связано это с тем, что сам писатель был удивительной, загадочной личностью. Сейчас мы послушаем несколько фактов из жизни Н.В. Гоголя


Сообщение учащегося

 В семье Николая Васильевича было двенадцать детей - шесть девочек и шесть мальчиков.

 Необычно то, что Николай Васильевич в школьные годы писал довольно посредственные сочинения, а успешным был в русской словесности и рисовании.

  • Гоголь испытывал страсть к рукоделию. Вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки.

  • Писатель обожал миниатюрные издания. Не любя и не зная математики, он выписал математическую энциклопедию только потому, что она была издана в шестнадцатую долю листа (10,5×7,5 см).

  • Гоголь любил готовить и угощать друзей варениками и галушками. Один из любимых его напитков - козье молоко, которое он варил особым способом, добавляя ром. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!»

  • Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими.

  • Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы.

  • Он был крайне застенчив. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты.

  • Гоголь часто, когда писал, катал шарики из белого хлеба. Друзьям он говорил, что это помогает ему в разрешении самых сложных задач.

  • В карманах у Гоголя всегда лежали сладости. Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором.

  • Николай Васильевич страстно увлекался всем, что попадало в поле его зрения. История родной Украины была для него одним из любимых исследований и увлечений. Именно эти исследования подвинули его на написание эпической повести «Тарас Бульба».

На следующем уроке мы начнём подробно знакомиться с данной повестью, а пока, давайте посмотрим фрагмент из фильма, снятого по сюжету произведения.


  1. Просмотр фрагмента из кинофильма «Тарас Бульба» (Слайд 27-28)

Творчество Гоголя многогранно, наполнено мистикой, сатирой, историческими фактами, историей казачества. Но многие литературные замыслы Гоголь не успел воплотить в жизнь.


  1. Сообщение «Последние годы жизни писателя»

Ни современники, ни потомки так и не могут объяснить того, что происходило с Гоголем в последние годы его жизни. Считается, что когда в 1839 году Гоголь посещал Рим, он заразился малярией. Несмотря на то, что со временем болезнь все-таки отступила, ее последствия стали для писателя фатальными.

Осенью 1850 года, будучи в Одессе, Николай Васильевич почувствовал облегчение. Современники вспоминают, что к нему вернулась обычная живость и бодрость. Он вернулся в Москву и казался совершенно здоровым и веселым. Гоголь зачитывал друзьям отдельные фрагменты из второго тома «Мертвых душ» и радовался, как ребенок, видя восторг и слыша смех слушателей. Но как только он поставил точку под вторым томом, ему показалось, что на него обрушилась пустота и обреченность. Он ощутил страх смерти, такой, каким когда-то страдал его отец.

Что случилось в ночь на 12 февраля 1852 года, не знает никто. Биографы, совместными усилиями пытались буквально по минутам восстановить события той ночи, но совершенно точно известно только то, что до трех часов ночи Гоголь истово молился. Потом он взял свой портфель, достал из него какие-то листы бумаги, а все, что в нем осталось, велел немедленно сжечь. После чего перекрестился и, вернувшись в постель, неудержимо рыдал до утра. Традиционно принято считать, что в ту ночь Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», но некоторые биографы и историки, уверенны в том, что это далеко от истины, которую уже вряд ли, кто-то узнает.

V. Викторина

Вы познакомились с фактами из жизни и творчества Н.В. Гоголя. В начале урока мы ставили вопрос: «Какой путь прошёл Гоголь-художник?»

Сейчас мы проверим, насколько вы были внимательны на уроке. Ответим на несколько вопросов мини-викторины.

1. Где прошло детство Н.В. Гоголя? ( имение Васильевка, Яновщина)

2. В какой гимназии обучался Н.В. Гоголь? (Нежинская гимназия Высших наук)

3. Куда Н.В.Гоголь определился на службу? (Департамент гос.хозяйства)

4. Какое произведение Гоголь опубликовал в «Отечественных записках»? («Вечер накануне Ивана Купалы»)

5. Какому этапу творчества относится произведение «Миргород»? (2 этап)

6. Какое произведение Гоголя посвящено истории казачества? («Тарас Бульба»)

7. Второй том какого произведения сжёг Н.В.Гоголь? («Мёртвые души»)

VI. Рефлексия

Учитель: Нет сегодня с нами писателя Гоголя, но остались его книги, снятые по ним фильмы, которые заставляют задуматься какие мы, что с нами происходит. Они воспитывают в нас Человека с большой буквы, предлагают задуматься о Родине, о будущей жизни. (Слайд №29)

Работа с фотографиями памятников Н. В. Гоголю в Москве скульпторов Н.А. Андреева и Н.В. Томского

1) Чтение стихотворения А. Городницкого «Два Гоголя»

Два Гоголя соседствуют в Москве.

Один над облаками дымной гари

Стоит победоносно на бульваре,

И план романов новых в голове.

Другой неподалёку за углом,

Набросив шаль старушечью на плечи,

Ссутулился, душою искалечен,

Больною птицей прячась под крылом.

Переселён он с площади за дом,

Где в тяжких муках уходил от мира,

И гость столицы, пробегая мимо,

Его заметит, видимо, с трудом.

Два Гоголя соседствуют в Москве,

Похожи и как будто непохожи.

От одного - мороз дерёт по коже,

Другой - сияет бронзой в синеве.

Толпой народ выходит из кино,

А эти две несхожие скульптуры -

Два облика одной литературы,

Которым вместе слиться не дано.

2) Беседа

- Чем различаются эти памятники, стоящие по обеим сторонам арбатской площади в Москве: скульптора Н. Андреева - на Никитском бульваре во дворе библиотеки Н. Гоголя (дом, где жил последние годы и умер писатель), скульптора Н. Томского - на Гоголевском бульваре?

- Почему скульптор Н. Андреев изобразил писателя именно в такой позе? Что, по вашему мнению, он хотел этим подчеркнуть?

- Какой памятник больше соответствует личности и мировосприятию Н. В. Гоголя?

Мы не прощаемся сегодня с Гоголем, а только говорим ему: «Здравствуйте, Николай Васильевич!». Мы продолжим знакомство с его произведениями.

VII. Подведение итогов урока, выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: прочитать 1-3 главы повести «Тарас Бульба»



© 2010-2022