Рабочая программа по литературе Восточной Сибири

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное

«Алыгджерская школа-интернат среднего (полного)общего образования »




«Утверждено»

Принято на заседании педагогического совета

Директор МКУ

Протокол № 1

« Алыгджерская школа-интернат»

от

«_26__»__08__ 2015_ г

_________________


Болюх Л.В













Рабочая программа

по ___литературе Восточной Сибири_____________


_______5_________класс


Базовый уровень

2015-2016 учебный год

Всего часов в год__34___

Всего часов в неделю ___1_






Разработчик

программы:

____Мишакова Л.В.

Педстаж:_29_ __лет


Квалификационная категория:___ 1___







с.Алыгджер, 2015


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе учебно-методического комплекта «Писатели Восточной Сибири» 5-6 классы /под редакцией О.Н. Шахеровой изд., ВостСибкнига 2007 год, г. Иркутск

Учебно-методический комплект «Писатели Восточной Сибири» согласован с основными программами по литературе, рекомендованными Министерством общего и профессионального образования Российской федерации, стандартом основного общего образования по литературе.

В соответствии с Обязательным минимумом содержания образовательных программ в образовательной области «Литература» и стандартом согласование с основными программами проявляется в следующем:

- изучение произведений писателей Восточной Сибири направлено на воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви к и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- на уроках решаются задачи литературного образования, важнейшей из которых является чтение и изучение текстов, имеющих художественно-эстетическую ценность, произведения сибирских писателей изучаются в контексте понимания литературы как искусства слова;

- предлагаются жанры, соответствующие рекомендациям Министерства общего и профессионального образования РФ: фольклорные и авторские сказки, эпические сказания, рассказ, фрагмент из повести, летописи, стихотворные произведения;

-основными критериями отбора художественных произведений сибирских писателей для изучения является их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям.

На изучение программы отводится 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.

Основной формой организации учебного процесса является урок, который позволяет организовать практическую и проектную деятельность.

Наиболее целесообразно изучать хрестоматию «Писатели Восточной Сибири» единым блоком в рамках регионального курса в течение года

Учебно-методический комплект состоит из книги для ученика «Писатели Восточной Сибири. Хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ», которая распространяется по школьным библиотекам Иркутской области, программы учебного курса и методических рекомендации для учителя.

В книгу, предназначенную ученику, включены тексты для чтения, вопросы и задания к ним, краткая информация об авторах произведения.

Методические рекомендации представляют собой подробные разработки по каждой теме, включающие в себя:

  1. формулировки целей

  2. характеристику компонентов (краеведческого и литературоведческого)

  3. краткое описание возможного хода занятий

  4. дополнительную информацию для учителя историко-культурного и литературоведческого характера.

Результаты учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения и качества:

- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к родному краю, его языку, культуре;

- устойчивый познавательный интерес к чтению, потребность в чтении.

- устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно

Коммуникативные УУД:

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;

- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа ;

- использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- выразительно читать, соблюдая соответствующую интонацию




Учебно-тематическое планирование


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Устное народное творчество



13

2

Человек и природа



5

3


4.

Стихи и проза для детей


Повторение

14


2


ИТОГО:

34



Содержание тем учебного курса



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (13 часов)


Русская народная сказка «Бурка, каурка и синегривый конь» (2 часа)

Знакомство с произведением русского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Валерий Петрович Зиновьев - иркутский фольклорист. Отличия фольклорной и литературной сказок. Нравственная основа сказки. Устойчивость основы волшебной сказки «Бурка, каурка и синегривый конь» связанная с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти.

Анализ композиции ( понятия эпический зачин волшебной сказки, функции сюжета, завязка, реалистический мир, мир сказочной фантастики, герой положительный, герой отрицательный, волшебные помощники, мотив трудной задачи, финал сказки).



Русская народная сказка «Митя» (2 часа)


Знакомство с произведением русского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Фольклористы Марк Константинович Азадовский и Елена Ивановна Шастина. Развитие сказочной традиции на реке Лене в течении XX века (реалистичное(жизнеподобное) обоснование чудесной сюжетной образности с помощью причинно-следственной логики, усиление личностного начала).


Бурятская народная сказка «Упрямый парень» (2 часа)

Знакомство с произведением бурятского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель.

В основе сказки - героический миф. связанный с биографией героя, преодолевающего различные испытания, ведущего борьбу с гигантскими змеями, совершающего подвиги во имя добра и справедливости. Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке.


Бурятская народная сказка «Жёлто-пестрая змея и охотник» (1 час)

как волшебная сказка


Бурятские народы социально-бытовые сказки»Как хан узнал себе цену» и сказка о животных «Жаворонок и обезьяна»


Тофаларские народные сказки (1 час)

Знакомство с произведениями тофаларского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Осознание нравственных ценностей, заложенных в сказках, закрепление знаний о единой основе волшебных сказок и сказок о животных, полученных на предыдущих уроках.


Эвенкийская народная сказка «Тывгунай-молодец и Чолбон-Чокулдай» (2 часа)

Знакомство с произведением эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Нравственная основа сказки.

Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (мифологической основой шаманского мифа и мифологическом мотивом вер и низ).


Эвенкийская народная сказка « Умусликэн» (2 часа)

Знакомство с произведением эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Нравственная основа сказки.

Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (основа волшебной сказки «Умусликэн» - героический миф). Художественный мир эвенкийской сказки в иллюстрациях.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (5 ЧАСОВ)

Стихотворения Георгия Граубина (2 часа)

Знакомство с произведениями современного поэта, в которых описываются разные стороны жизни школьников. Понятия: противоречие, на котором строиться стихотворение, ритм и рифма.

Стихотворение Иннокентия Луговского «Кто разбил лёд?» (1 час)

Знакомство с произведением современного поэта, в котором утверждается мысль о значимости любого живого существа для жизни природы. Художественный мир стихотворения. Понятия: эпиграф, аллитерация, ассонанс.

Стихотворения Юрия Черныха «Весёлый разговор» и «»Необычайные гости» (2 часа)

Знакомство с весёлыми произведениями современного поэта, в которых открываются тайны окружающего мира. Своеобразие художественного мира стихов. Закрепление понятий ритм и рифма.

ПРОЗА ДЛЯ ДЕТЕЙ (10 ЧАСОВ)

Рассказ Анатолия Шастина «Пример для подражания» (1 час)

Знакомство с рассказом Анатолия Шастина «Пример для подражания» об истинной и ложной воспитанности. Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия: авторская позиция, ирония.

Сказка Юрия Самсонова «Мешок снов» (2 часа)

Знакомство со сказкой Юрия Самсонова «Мешок снов» о щедрости и жадности, подлинной доброте и красоте. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятия: фольклорная и литературная сказка, авторская позиция.


Фантастический рассказ Геннадия Михасенко «Тётя Атиса» (4 часа)

Знакомство с фантастическим рассказом Геннадия Михасенко «Тётя Атиса» о становлении характера юного героя. Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия: конфликт, фантастика, деталь художественная.

Рассказ Марка Сергеева «Для чего нужна сила, или Как не стать посмешищем» (1 час)

Знакомство с фрагментом радиобеседы Марка Сергеева на тему «Для чего нужна нам сила, или Как не стать посмешищем». Осмысление нравственной основы рассказа через поговорки и пословицы разных народов.

Рассказ Геннадия Машкина «Лютня» (1 час)

Знакомство с рассказом Геннадия Машкина «Лютня» об открытии школьниками сущности характера и поведения своего учителя. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: конфликт, деталь художественная.

Итоговая беседа по курсу «Писатели Восточной Сибири»

Урок «Мое открытие сибирской литературы», построенный на анализе или демонстрации творческих работ учащихся по наиболее понравившимся произведениям, изучаемым в курсе.


Календарно-тематическое планирование по литературе Восточной Сибири на 5 класс

Тема урока

Всего часов

Тематич.

Фактич.

1.

Введение. Русское народное творчество. «Бурка, каурка и синегривый конь »

1

5.09


2.

Русское народное творчество. «Бурка, каурка и синегривый конь»Эвристическая беседа.

1

12.09


3.

Русская народная сказка «Митя».Нравственные ценности сказки.

1

19.09


4.

Обобщающий урок по разделу «Русское народное творчество»

1

26.09


5.

Бурятская народная сказка. «Упрямый парень»

1

3.10


6.

Бурятская народная сказка. «Жёлто-пестрая змея и охотник»

1

10.10


7.

Бурятская народная сказка. «Как хан узнал себе цену»

1

17.10


8.

Обобщающий урок по разделу « Бурятские сказки».Основа волшебной сказки -древний миф.

1

24.10


9.

Тофаларские сказки. Сказочники Тофаларии.

1

31.10


10.

Эвенкийская народная сказка. «Тывгунай-молодец и Чолбон-Чокулдай»Основа волшебной сказки-шаманский миф.

1

14.11


11.

Эвенкийская сказка. «Тывгунай-молодец и Чолбон-Чокулдай» Знакомство с эвенкийским фольклором.

1

21.11


12.

Эвенкийские сказки. «Умусликен» Основа волшебной сказки-героический миф.

1

28.11


13.

Обобщающий урок. Мифологические основы эвенкийских народных сказок.

1

5.12


14.

Человек и природа. С. Устинов «Любопытный бурундук».

1

12.12


15.

А. Смирнов «Черника- хранитель тысячелетий».

1

19.12


16.

В. Распутин -знакомство с творчеством. «В тайге над Байкалом».

1

26.12


17.

В. Распутин «В тайге над Байкалом».

1

16.01


18.

Обобщение пройденного по вопросам к разделу «Человек и природа»

1

23.01


19.

Стихи и проза для детей Г. Граубин. «До нашей эры»

1

30.01


20.

Г. Граубин. Стихи. Разгадка « тайны стихотворений»

1

6.02


21.

И. Луговской. «Кто разбил лёд»

1

13.02


22.

Ю. Черных. «Весёлый разговор», «Необычные гости» .

1

20.02


23.

А. Шастин «Пример для подражания».

1

27.02


24.

Ю. Самсонов «Мешок снов».

1

5.03


25.

Ю. Самсонов «Мешок снов». Выявление авторского отношения к изображаемому .

1

12.03


26.

Этический мир произведений сибирских писателей. Г. Михасенко «Тетя Атиса». Аббревиатура АТС

1

19.03


27

Г. Михасенко «Тетя Атиса». Фантастические возможности тёти Атисы.

1

26.03


28.

Г. Михасенко «Тетя Атиса». Эвристическая беседа.

1

9.04


29.

Г. Михасенко «Тетя Атиса». Конкурс на лучшего рассказчика.

1

16.04


30.

М. Сергеев «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем».

1

23.04


31.

Г. Машкин «Лютня».

1

30.04


32.

Г. Машкин «Лютня».

1

7.05


33.

Повторение изученного. «Моё открытие сибирской литературы»

1

14.05


34.

Повторение изученного. «Итоговая беседа по курсу»

1

21.05



ИТОГО:

34







Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


1. Писатели Восточной Сибири: хрестоматия для 5-6 классов для общеобразовательных школ. Шахерова О.Н. - Иркутск:ВостСибкнига, 2009.

2 .Писатели Восточной Сибири: Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5- 6 классов общеобразовательных школ. - Иркутск, 2009.

3. Александрова М.Н., Матханова Н.П. свидетели эпохи: Михаил Знаменский. Исчезнувшие люди. Николай Белоголовый. Воспоминания сибиряка. - Иркутск, 1988. - С. 531 - 4.Зиновьев В.П. Русски сказки Забайкалья / Живая память Иркутской филологии: Межвузовский сборник научных трудов и воспоминаний. - Иркутск, 2003.

Для учащихся:

  1. Хрестоматия. Писатели Восточной Сибири: учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ / Автор - составитель Шахерова О.Н. - Иркутск: ВостСибкнига, 2007.

  2. Зиновьев В.П. русские сказки Забайкалья. - Иркутск, 1983.

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд. 2-е, испр. и дополн. - М.:Азъ,1994.









© 2010-2022