Повторительно-обобщающий урок по русскому языку по теме Наречие

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повторительно-обобщающий урок в 7 классе по теме «Наречие»


Цели урока:

  1. Обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречий;

  2. Совершенствование умений находить заданную орфограмму и графически её обозначать;

  3. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся по теме «Наречие»;

  4. Подготовка учащихся к успешной сдаче контрольного теста в формате ЕГЭ;

  5. Развивать умение организовывать самостоятельную работу.

Оборудование урока: стенд «Материал к уроку» (словарь-свиток наречий, правописание которых надо запомнить, образование наречий), карточки-памятки по теме «Наречие», карточки-информаторы по этимологии наречий, карточки для самостоятельной работы сильным учащимся, карточки-тесты (2 варианта в формате ЕГЭ) для тематической проверки обобщённого материала, карточки №1,2 с домашним заданием.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Погружение в тему урока.

  1. Проверка домашней работы

* Контрольные вопросы:

- Что такое наречие?

Самостоятельная часть речи - наречие ещё очень молода, но происходит из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь- . Он был известен ещё в древне русском языке. Этот корень имел древнерусский глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова , как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.

Это потому, что наречие всегда живёт и работает с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а наречие, как может, помогает глаголу: примыкает к нему, поясняет, уточняет его, придаёт ему чёткость. Хотя наречие и родилось позже других частей речи, его молодость отнюдь не мешает ему дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на главную особенность наречия - неизменяемость. Оно всегда уверено в том, что говорит, и никогда ни перед кем не склоняется, не изменяет своего окончания, да у него его и нет. В предложении чаще всего бывает обстоятельством, но может быть и определением, и сказуемым.

- Какие орфограммы связаны с правописанием наречий?

- Как образуются наречия?

* «Слово о словах» - ребята выступают с сообщениями (индивидуальная домашняя работа) о происхождении наречий (остальные учащиеся записывают называемые наречия в специальную тетрадь-словарик):

а) ДОТЛА - слияние предлога ДО с древнерусским существительным ТЬЛО - что обозначает почва, пол, основание; этимологически родственно слову тлеть.

б) НЕВЗНАЧАЙ - собственно-русское слово, корень наречия тот же, что и в словах час, отчаяться (отъчаяти - терять надежду, от чаяти - ждать).

в) НЕВМОГОТУ - собственно-русское слово, является сращённым сочетанием выражения не в моготу (записывается на доске), в котором могота - это сила, мочь, возможность. Слово этимологически родственно слову вельможа (вель - большой, можа - силач, богач).

г) НАЧЕКУ - собственно-русское слово, возникло в результате сращения предлога НА и формы предложного падежа существительного чек - стража, ожидание, ныне утраченное. Существительное чек родственно слову чекать - ждать. Буквально быть начеку значит «быть на страже».

д) НАРУЖУ - собственно-русское слово, образовалось путём слияния предлога на и винительного падежа единственного числа существительного ружь - внешность, вид, в некоторых диалектах это слово ещё присутствует.

е) ИСПОДВОЛЬ - собственно-русское слово, образовано путём сращения сложного предлога из-под с формой родительного падежа единственного числа существительного воля: из-под-воли (запись на доске), позже конечная и была утрачена.

3. Работа по теме урока

- Запишите число, классная работа, начнём тему с повторения.

1) Словарный диктант (один учащийся выполняет у доски, остальные в тетради)

- Запишите наречия, отметив графически орфограммы; укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква О.

1.дочерна, начисто

2. ещё, дотла

3. свежо, задолго

4. горячо, снова

- Почему в слове свежо пишется О? (орф.№60: после шипящих под ударением О, без ударения Е)

- Почему в слове задолго пишется О? (орф.№61: нет приставок из-, до-, с- …)

- Запишите наречия, отметив графически орфограммы; укажите ряд, в котором все наречия пишутся раздельно.

1. заговорить по-итальянски, запомнить навсегда

2. жить по-новому, сделать получше

3. запомнить крепко-накрепко, жить напротив

4. идти по одному, вскочить на ходу

- В каких случаях наречия пишутся через дефис?

- Запишите наречия, отметив графически орфограммы; укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишутся две буквы НН.

1. вышли организованно, отнестись дружелюбно

2. выглядел испуганно, тепло по-весеннему

3. жить беспечно, смеяться непринуждённо

4. приехать неожиданно, общался вольно

- В каких случаях в наречиях пишется НН?

- Почему в слове весенний пишется НН?

2) Синтаксическая минутка (один ученик работает у доски, остальные в тетради).

- Запишите предложение, подчеркните в нём наречие как член предложения и определите, к какой смысловой группе оно относится:

Стали гости расходиться, но мало побрело восвояси. (Н.В.Гоголь)

Ямщики засвистели по-степному (А.Толстой)

Моя сестра намного красивее и задорнее меня.

Справа от нас, не далеко, а где-то близко, журчал ручеёк.

3) Работа с текстом

- Прочитайте выразительно текст, озаглавьте его.

- Определите стиль речи текста.

- Каков тип речи текста?

-Выписать из текста наречия с определяемыми словами, определить их смысловую группу.

Вечереет. Ярко полыхает на горизонте заходящее солнце. Несмело дует теплый ветерок. Удивительно2 красиво и красочно выглядит закат.

Мы стоим на вершине холма, а внизу тихо плещется море. Вдали белеет парус рыбацкой лодки. Незаметно2 наступают сумерки, резко темнеет, а на вечернем небе неожиданно появляется лунный диск.

- Определите роль наречий в данном тексте.

- Сделайте морфемный разбор отмеченных слов.

4) Физминутка.

Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, чуть-чуть подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.

4. Закрепление пройденного материала.

1. Выполнение самостоятельной работы - тематического теста в формате ЕГЭ

1 вариант.

I. В каком предложении употреблено наречие меры и степени?

1) Охотник вечером несколько раз проверял капкан.

2) С верхушки дерева по-весеннему чирикала какая-то пташка.

3) Много нового и полезного узнали мы на экскурсии.

4) Летом на нашей речке шумно и весело.

II. Укажите ряд, в наречиях которого пишется суффикс -О.

  1. добел…, дочист…

  2. направ…, задолг…

  3. допоздн…, постепенн…,

  4. сначал…, досрочн…

III. Отметьте ряд, где все наречия пишутся через дефис.

  1. (где)нибудь, (до)сыта

  2. (в)верх, (во)первых

  3. (мало)помалу, (точь)(в)точь

  4. (по)суше, (едва)едва.

IV. Укажите ряд, в наречиях которого пишется одна буква Н.

1) испуга…о, рассея…о

2) мужестве…о, разосарова…о

3) вниматель…о, присталь…о

4) взволнова…о, иступлё…о

V. Отметьте ряд, в котором все наречия пишутся слитно.

1) (до)ныне, (в)открытую

2) (за)частую, (по)пусту

3) (в)охотку, (в)расплох

4) (на)яву, (без)устали

VI. В каком предложении употреблено наречие в сравнительной степени?

1) После дождя солнце светило ярче.

2) Медленно выплывало из-за леса солнце.

3) Потоки воды бешено неслись вниз.

4) На море в полдень солнце светит очень ярко.

VII. Укажите предложение с наречием, на конце которого после шипящего пишется буква Е.

1) После грозы было свеж… .

2) Над головой оглушающ… разлилась тишина.

3) Горяч… и взволнованно билось моё сердце.

4) Мы постарались выполнить эту работу хорошо.

2 вариант.

I. В каком предложении употреблено наречие меры и степени?

1) Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся.

2) С верхушки дерева по-весеннему чирикала какая-то пташка.

3) Много нового и полезного узнали мы на экскурсии.

4) Летом на нашей речке шумно и весело.

II. Укажите ряд, в наречиях которого пишется суффикс -А.

  1. издавн…, сначал…

  2. запрост…, досух…

  3. бесследн…, неверн…,

  4. слев…, осторожн…

III. Слова какого ряда пишутся через дефис.

  1. (по)моему, (в)шестых

  2. (по)больше, (на)крепко

  3. (в)одиночку, (с)нова

  4. (кое)как, (по)весеннему небу.

IV. Укажите ряд, в наречиях которого пишется две буквы НН.

1) дружелюб…о, одновреме…о

2) неумолч…о, обыкнове…о

3) постепе…о, жизнерадост…о

4) медле…о, иступлё…о

V. Отметьте ряд, в котором все наречия пишутся слитно.

1) (на)ходу, (по)хорошему

2) (не)задолго, (не)внимательно

3) (по)турецки, (на)двое

4) (в)пустую, (в)срок

VI. В каком предложении употреблено наречие в сравнительной степени?

1) В горах воздух чище, свежее, прохладнее.

2) В этот раз время на отдыхе мы провели более весело.

3) Сегодняшнее выступление спортсменов успешнее вчерашнего.

4) Старше всех деревьев в лесу этот могучий дуб.

VII. Укажите предложение с наречием, на конце которого после шипящего пишется буква О.

1) В лицо освежающ… хлынула прохлада летнего утра .

2) Мальчик понимающ… кивнул головой.

3) Мать смотрела на сына испытывающ… и сурово.

4) Ярко и горяч.. светило полуденное солнце.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

1. Собеседование по контрольным вопросам:

- Какие части речи есть в русском языке?

- Какое место занимает в них наречие?

- С какими частями речи и в чём оно сходно?

- Каков секрет его названия?

- Изменяются ли наречия?

- Каким членом предложения являются наречия?

6. Домашняя работа.

1) фронтальная - повторить теорию §§37-50, подготовиться к контрольной работе

2) развивающая - заменить фразеологизмы синонимичными наречиями и определить их смысловую группу.

Кот наплакал - Положа руку на сердце -

У черта на куличках - Хоть глаз выколи -

Рукой подать - Как в аптеке -

Черепашьим шагом - Черным по белому -

Битый час - Рукой подать -

Из рук вон - Бок о бок -

На вес золота - Душа в душу -

3) творческая - списать текст, вставить подходящие по смыслу наречия, подчеркнуть их как члены предложения, расставить пропущенные знаки препинания:

Был полдень_______ палило солнце. На горизонте появилась чёрная туча, которая ____ двигалась с запада на восток. _____ подул ветер. Молодая берёзка_____ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния _______ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _________ заметались птищы.


© 2010-2022