- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Повторительно-обобщающий урок по русскому языку по теме Наречие
Повторительно-обобщающий урок по русскому языку по теме Наречие
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сухова Г.С. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Повторительно-обобщающий урок в 7 классе по теме «Наречие»
Цели урока:
-
Обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречий;
-
Совершенствование умений находить заданную орфограмму и графически её обозначать;
-
Ликвидация пробелов в знаниях учащихся по теме «Наречие»;
-
Подготовка учащихся к успешной сдаче контрольного теста в формате ЕГЭ;
-
Развивать умение организовывать самостоятельную работу.
Оборудование урока: стенд «Материал к уроку» (словарь-свиток наречий, правописание которых надо запомнить, образование наречий), карточки-памятки по теме «Наречие», карточки-информаторы по этимологии наречий, карточки для самостоятельной работы сильным учащимся, карточки-тесты (2 варианта в формате ЕГЭ) для тематической проверки обобщённого материала, карточки №1,2 с домашним заданием.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Погружение в тему урока.
-
Проверка домашней работы
* Контрольные вопросы:
- Что такое наречие?
Самостоятельная часть речи - наречие ещё очень молода, но происходит из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь- . Он был известен ещё в древне русском языке. Этот корень имел древнерусский глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова , как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.
Это потому, что наречие всегда живёт и работает с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а наречие, как может, помогает глаголу: примыкает к нему, поясняет, уточняет его, придаёт ему чёткость. Хотя наречие и родилось позже других частей речи, его молодость отнюдь не мешает ему дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на главную особенность наречия - неизменяемость. Оно всегда уверено в том, что говорит, и никогда ни перед кем не склоняется, не изменяет своего окончания, да у него его и нет. В предложении чаще всего бывает обстоятельством, но может быть и определением, и сказуемым.
- Какие орфограммы связаны с правописанием наречий?
- Как образуются наречия?
* «Слово о словах» - ребята выступают с сообщениями (индивидуальная домашняя работа) о происхождении наречий (остальные учащиеся записывают называемые наречия в специальную тетрадь-словарик):
а) ДОТЛА - слияние предлога ДО с древнерусским существительным ТЬЛО - что обозначает почва, пол, основание; этимологически родственно слову тлеть.
б) НЕВЗНАЧАЙ - собственно-русское слово, корень наречия тот же, что и в словах час, отчаяться (отъчаяти - терять надежду, от чаяти - ждать).
в) НЕВМОГОТУ - собственно-русское слово, является сращённым сочетанием выражения не в моготу (записывается на доске), в котором могота - это сила, мочь, возможность. Слово этимологически родственно слову вельможа (вель - большой, можа - силач, богач).
г) НАЧЕКУ - собственно-русское слово, возникло в результате сращения предлога НА и формы предложного падежа существительного чек - стража, ожидание, ныне утраченное. Существительное чек родственно слову чекать - ждать. Буквально быть начеку значит «быть на страже».
д) НАРУЖУ - собственно-русское слово, образовалось путём слияния предлога на и винительного падежа единственного числа существительного ружь - внешность, вид, в некоторых диалектах это слово ещё присутствует.
е) ИСПОДВОЛЬ - собственно-русское слово, образовано путём сращения сложного предлога из-под с формой родительного падежа единственного числа существительного воля: из-под-воли (запись на доске), позже конечная и была утрачена.
3. Работа по теме урока
- Запишите число, классная работа, начнём тему с повторения.
1) Словарный диктант (один учащийся выполняет у доски, остальные в тетради)
- Запишите наречия, отметив графически орфограммы; укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква О.
1.дочерна, начисто
2. ещё, дотла
3. свежо, задолго
4. горячо, снова
- Почему в слове свежо пишется О? (орф.№60: после шипящих под ударением О, без ударения Е)
- Почему в слове задолго пишется О? (орф.№61: нет приставок из-, до-, с- …)
- Запишите наречия, отметив графически орфограммы; укажите ряд, в котором все наречия пишутся раздельно.
1. заговорить по-итальянски, запомнить навсегда
2. жить по-новому, сделать получше
3. запомнить крепко-накрепко, жить напротив
4. идти по одному, вскочить на ходу
- В каких случаях наречия пишутся через дефис?
- Запишите наречия, отметив графически орфограммы; укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишутся две буквы НН.
1. вышли организованно, отнестись дружелюбно
2. выглядел испуганно, тепло по-весеннему
3. жить беспечно, смеяться непринуждённо
4. приехать неожиданно, общался вольно
- В каких случаях в наречиях пишется НН?
- Почему в слове весенний пишется НН?
2) Синтаксическая минутка (один ученик работает у доски, остальные в тетради).
- Запишите предложение, подчеркните в нём наречие как член предложения и определите, к какой смысловой группе оно относится:
Стали гости расходиться, но мало побрело восвояси. (Н.В.Гоголь)
Ямщики засвистели по-степному (А.Толстой)
Моя сестра намного красивее и задорнее меня.
Справа от нас, не далеко, а где-то близко, журчал ручеёк.
3) Работа с текстом
- Прочитайте выразительно текст, озаглавьте его.
- Определите стиль речи текста.
- Каков тип речи текста?
-Выписать из текста наречия с определяемыми словами, определить их смысловую группу.
Вечереет. Ярко полыхает на горизонте заходящее солнце. Несмело дует теплый ветерок. Удивительно2 красиво и красочно выглядит закат.
Мы стоим на вершине холма, а внизу тихо плещется море. Вдали белеет парус рыбацкой лодки. Незаметно2 наступают сумерки, резко темнеет, а на вечернем небе неожиданно появляется лунный диск.
- Определите роль наречий в данном тексте.
- Сделайте морфемный разбор отмеченных слов.
4) Физминутка.
Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, чуть-чуть подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.
4. Закрепление пройденного материала.
1. Выполнение самостоятельной работы - тематического теста в формате ЕГЭ
1 вариант.
I. В каком предложении употреблено наречие меры и степени?
1) Охотник вечером несколько раз проверял капкан.
2) С верхушки дерева по-весеннему чирикала какая-то пташка.
3) Много нового и полезного узнали мы на экскурсии.
4) Летом на нашей речке шумно и весело.
II. Укажите ряд, в наречиях которого пишется суффикс -О.
-
добел…, дочист…
-
направ…, задолг…
-
допоздн…, постепенн…,
-
сначал…, досрочн…
III. Отметьте ряд, где все наречия пишутся через дефис.
-
(где)нибудь, (до)сыта
-
(в)верх, (во)первых
-
(мало)помалу, (точь)(в)точь
-
(по)суше, (едва)едва.
IV. Укажите ряд, в наречиях которого пишется одна буква Н.
1) испуга…о, рассея…о
2) мужестве…о, разосарова…о
3) вниматель…о, присталь…о
4) взволнова…о, иступлё…о
V. Отметьте ряд, в котором все наречия пишутся слитно.
1) (до)ныне, (в)открытую
2) (за)частую, (по)пусту
3) (в)охотку, (в)расплох
4) (на)яву, (без)устали
VI. В каком предложении употреблено наречие в сравнительной степени?
1) После дождя солнце светило ярче.
2) Медленно выплывало из-за леса солнце.
3) Потоки воды бешено неслись вниз.
4) На море в полдень солнце светит очень ярко.
VII. Укажите предложение с наречием, на конце которого после шипящего пишется буква Е.
1) После грозы было свеж… .
2) Над головой оглушающ… разлилась тишина.
3) Горяч… и взволнованно билось моё сердце.
4) Мы постарались выполнить эту работу хорошо.
2 вариант.
I. В каком предложении употреблено наречие меры и степени?
1) Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся.
2) С верхушки дерева по-весеннему чирикала какая-то пташка.
3) Много нового и полезного узнали мы на экскурсии.
4) Летом на нашей речке шумно и весело.
II. Укажите ряд, в наречиях которого пишется суффикс -А.
-
издавн…, сначал…
-
запрост…, досух…
-
бесследн…, неверн…,
-
слев…, осторожн…
III. Слова какого ряда пишутся через дефис.
-
(по)моему, (в)шестых
-
(по)больше, (на)крепко
-
(в)одиночку, (с)нова
-
(кое)как, (по)весеннему небу.
IV. Укажите ряд, в наречиях которого пишется две буквы НН.
1) дружелюб…о, одновреме…о
2) неумолч…о, обыкнове…о
3) постепе…о, жизнерадост…о
4) медле…о, иступлё…о
V. Отметьте ряд, в котором все наречия пишутся слитно.
1) (на)ходу, (по)хорошему
2) (не)задолго, (не)внимательно
3) (по)турецки, (на)двое
4) (в)пустую, (в)срок
VI. В каком предложении употреблено наречие в сравнительной степени?
1) В горах воздух чище, свежее, прохладнее.
2) В этот раз время на отдыхе мы провели более весело.
3) Сегодняшнее выступление спортсменов успешнее вчерашнего.
4) Старше всех деревьев в лесу этот могучий дуб.
VII. Укажите предложение с наречием, на конце которого после шипящего пишется буква О.
1) В лицо освежающ… хлынула прохлада летнего утра .
2) Мальчик понимающ… кивнул головой.
3) Мать смотрела на сына испытывающ… и сурово.
4) Ярко и горяч.. светило полуденное солнце.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
1. Собеседование по контрольным вопросам:
- Какие части речи есть в русском языке?
- Какое место занимает в них наречие?
- С какими частями речи и в чём оно сходно?
- Каков секрет его названия?
- Изменяются ли наречия?
- Каким членом предложения являются наречия?
6. Домашняя работа.
1) фронтальная - повторить теорию §§37-50, подготовиться к контрольной работе
2) развивающая - заменить фразеологизмы синонимичными наречиями и определить их смысловую группу.
Кот наплакал - Положа руку на сердце -
У черта на куличках - Хоть глаз выколи -
Рукой подать - Как в аптеке -
Черепашьим шагом - Черным по белому -
Битый час - Рукой подать -
Из рук вон - Бок о бок -
На вес золота - Душа в душу -
3) творческая - списать текст, вставить подходящие по смыслу наречия, подчеркнуть их как члены предложения, расставить пропущенные знаки препинания:
Был полдень_______ палило солнце. На горизонте появилась чёрная туча, которая ____ двигалась с запада на восток. _____ подул ветер. Молодая берёзка_____ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния _______ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _________ заметались птищы.