Рабочая учебная программа по литературе в 5 классе

Рабочая учебная программа по литературе в 5 классе.Составлена на основе примерной программы основного общего   образования по литературе  в соответствии с требованиями федерального  государственного образовательного стандарта. Программа  рассчитана на 105 учебных часов в год из расчета 3-х  учебных часа в неделю.   Для реализации рабочей учебной программы по литературе используется учебник по литературе под редакцией Коровиной В. Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаци...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

44


Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по литературе в 5 классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа рассчитана на 105 учебных часов в год из расчета 3-х учебных часа в неделю.

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт;

  3. Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;

  4. ООП общеобразовательного учреждения;

  5. Программы формирования универсальных учебных действий;

  6. Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014-2015 уч. год, реализующих программы общего образования.

  7. Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03).

Для реализации рабочей учебной программы по литературе используется учебник по литературе под редакцией Коровиной В. Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электронном носителе: в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. - М.: Просвещение, 2014 г.

Учебные пособия:

1. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе в 5 классе (Соответствует ФГОС. В помощь школьному учителю) М. «ВАКО», 2014.

2.Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим... [Текст] : дидактические материалы по литературе. 5 класс / В. Я. Коровина, В. И. Коровин, В. П. Журавлёв. - М.: Просвещение, 2011.

3. Коровина, В. Я. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» [Электронный ресурс] / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. - М. : Просвещение, 2014. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

Информационные ресурсы в интернете:

feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

myfhology.ruМифологическая энциклопедия

wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия»

clovari.ru Электронные словари

Указанный учебно-методический комплект полностью отражает базовый уровень подготовки школьников, соответствует основным положениям системно-деятельностного подхода в обучении и соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014-2015 уч. год, реализующих программы общего образования.

Цели и задачи курса

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;

- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

В примерной программе представлены следующие разделы:

  1. Устное народное творчество.

  2. Древнерусская литература.

  3. Русская литература XVIII века.

  4. Русская литература первой половины XIX века.

  5. Русская литература второй половины XIX века.

  6. Русская литература первой половины XX века.

  7. Русская литература второй половины XX века.

  8. Литература народов России.

  9. Зарубежная литература.

  10. Обзоры

  11. Сведения по теории и истории литературы.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся , формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует понимаю учащимися эстетической функции слова, овладение ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии, но и в интеллектуальном понимании. Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологий, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 105 часов в 5 классе.

Ценностные ориентиры учебного предмета

Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно мировоззренческие ориентиры, которые позволяют им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т.е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке таких его приоритетных целей, как:

- воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;

- формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признанию за нею права на свободное развитие и проявление её творческих способностей;

- формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;

- воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;

- развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;

- приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вила искусства

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

- совершенствование духовно- нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

- использования для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.)

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляется в:

- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать вывод;

- умении самостоятельно организовать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно - художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно - ориентационной сфере:

- приобщение к духовно - нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно- нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использование образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного предмета

Введение (1 ч)

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.


Раздел 1. Русский фольклор (8 ч)

Малые жанры фольклора. Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Тема пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение.

Сказки (волшебные, бытовые, о животных)

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных). Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи- животные, чудесные предметы в сказках.


Раздел 2. Древнерусская литература (2 ч)

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Раздел 3. Русская литература XVIII века (3 ч)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Раздел 4. Русская литература XIX века (21 ч)

(первая половина)

И.А. Крылов.

Басни «Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Свинья под дубом».

Жанр басни, история развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определенных качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Мораль басни, формы ее воплощения.

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

В. А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

А.С. Пушкин.

Стихотворения «Няне»,«У лукоморья дуб зеленый…».

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский.

«Черная курица, или Подземные жители».

М.Ю. Лермонтов.

Стихотворение «Бородино»

Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события. Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место»

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Раздел 5. Русская литература XIX века (19 ч)

(вторая половина)

Н. А. Некрасов.

Стихотворение «Мороз, Красный нос» (отрывок), «Крестьянские дети». Изображение жизни простого народа. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношения к героям..

Теория литературы. Эпитет.

И.С. Тургенев.

Повесть «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России. Образ Герасима. Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. Образ Муму. Смысл финала повести.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

А. А. Фет.

Стихотворения «Весенний дождь», «Чудная картина», «Задрожали листы, облетая»

Философская проблематика стихотворений. Природные образы и средства их создания.

Л. Н. Толстой.

Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

А. П. Чехов.

Рассказ «Хирургия». Особенности образов персонажей в юмористическом произведении.

Теория литературы. Юмор.

Ф.И. Тютчев

Стихотворения «Зима не даром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…»

Философская проблематика стихотворений Тютчева. Природные образы и средства их создания.

А.Н. Плещеев

Стихотворение «Весна» (отрывок)

И. С. Никитин

Стихотворения «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок)

И.З. Суриков

Стихотворение «Зима» (отрывок)

Раздел 6. Русская литература XX в. (24 ч)

(первая половина)

И.А. Бунин

Рассказ«Косцы». Особенности изображения природы. Тема прошлого России. Смысл названия произведения

В. Г. Короленко.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание - основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

С. А. Есенин.

Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями»

Основные темы и образы поэзии Есенина. Лирический герой и мри природы. Олицетворение как основной художественный прием.

П. П. Бажов.

Сказ «Медной горы Хозяйка»

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

К. Г. Паустовский.

Рассказы «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»

С. Я. Маршак

Пьеса - сказка «Двенадцать месяцев»

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

А.П. Платонов.

Рассказ «Никита». Основная тема и идейное содержание рассказа.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

В. П.Астафьев.

Рассказ «Васюткино озеро».

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.


Раздел 7. Русская литература XX в. (6 ч)

(вторая половина)

А.Т.Твардовский

Стихотворение «Рассказ танкиста»

К.М.Симонов

Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете»

И. А. Бунин

Стихотворение «Помню- долгий зимний вечер»

Д.Б.Кедрин

Стихотворение «Аленушка»

А. А. Прокофьев

Стихотворение «Аленушка»

Н.М. Рубцов

Стихотворение «Родная деревня»

Дон - Аминадо

Стихотворение «Города и годы»

Саша Черный

Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь - Робинзон»

Раздел 8. Литература народов России (1 ч)

Ю.Ч.Ким

Стихотворение «Рыба- кит»

Раздел 9. Зарубежная литература(2 ч)

Р.Л. Стивенсон

Баллада «Вересковый мед»

Д. Дефо

Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты)

Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо. Изображение мужества человека его умения противостоять жизненным невзгодам. Образ путешественника в литературе.

Раздел 10. Обзор (7 ч)

Литературная сказка

Ханс Кристиан Андерсен

Сказка «Снежная королева»

А. Погорельский

Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители»

Тема детства в русской и зарубежной литературе

Марк Твен

Повесть «Приключения Тома Сойера» (фрагменты)

Русские и зарубежные писатели о животных


Раздел 11. Сведения по теории и истории литературы (лаконично переплетается с разделами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,9)


Литература как искусство словесного образа. Литература и фольклор.

Художественный образ. Литературный герой. Образ времени и пространства, природные образы, образы предметов.

Правдоподобие и фантастика.

Пейзаж. Портрет. Диалог и монолог. Лирические отступления.

Заглавие произведения. Эпиграф.

Идейно-эмоциональное содержание произведения. Возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное. Юмор. Сатира.

Поэзия и проза. Изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).

Литературные роды и жанры. Эпос. Лирика. Эпические жанры (рассказ, сказ, повесть). Лирические жанры (стихотворение, ода). Лироэпические жанры (басня, баллада).

Эпохи в истории мировой литературы (литература XVII, XVIII, XIX и XX вв.)

Древнерусская литература, ее основные жанры: слово, поучение.

Русская литература XVIII века.

Раздел 12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования (1)

(лаконично переплетается с разделами 1, 3, 4, 5, 6, 7)

Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале учебного года и выявление его последующей динамики.

Проверка усвоения навыков выразительного чтения (в том числе наизусть), развитие элементов

Исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть, инсценирование текста, чтение по ролям.

Различные средства пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения.

Сочинения на литературные темы.

Уроки-консультации по руководству проектной деятельности учащихся. Зачёты и другие формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся.


Количество часов на изучение раздела


Содержание

Кол-во часов

Введение

1

Раздел 1. Русский фольклор

8

Раздел 2.Древнерусская литература

2

Раздел 3. Литература XVIII века.

2

Раздел4. Литературы XIX века (первая половина)

19

Раздел 5. Литературы XIX века (вторая половина)

19

Раздел 6. Литературы XX века (первая половина)

24

Раздел 7. Литературы XX века (вторая половина)

6

Раздел 8. Литература народов России

1

Раздел 9. Зарубежная литература

2

Раздел 10. Обзор

7

Раздел 11. Сведения по теории и истории литературы

-

Раздел 12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования

14

Итого

105






Таблица прохождения практической части программы

Раздел

Всего

часов

Контрольные работы

Практическая часть

Зачёт

Контрольный тест

Развитие речи

Практическая работа

Защита исследовательского проекта

Раздел 1.

9

1





Раздел 3.

3




1


Раздел 4.

21


1

1



Раздел 5.

24


2

4


3

Раздел 6.

27



2

1

1

Раздел 7.

8



2


1

Итого:


1

3

9

2

5






















Формы и методы контроля:

- самостоятельные работы;

- зачёты;

- защита исследовательского проекта;

- контрольный тест;

- практическая работа


Материально техническое обеспечение образовательного процесса:

1.Мультимедийный компьютер

2. Мультимедиапроектор

3. Средства коммуникации(электронная почта, локальная школьная сеть), выход в интернет

4.Сканер

5. Принтер лазерный

6. Телевизор

7. Аудиоцентр

Интернет-ресурсы:

wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия»

clovari.ru Электронные словари

Используемые мультимедийные продукты:

-аудиокниги: сказки русских писателей, А.С.Пушкин «Повести Белкина»

-фонохрестоматия к учебнику «Литература.5 класс»

Произведения для заучивания наизусть

Пословицы, поговорки.

В.А. Жуковский. Спящая царевна (отрывок).

И. А. Крылов. Басни (по выбору).

А.С.Пушкин. «У лукоморья...». Няне.

Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...».

Крестьянские дети (отрывок из стихотворения «Однажды в студеную, зимнюю пору...»).

А. А. Ф е т. Весенний дождь.

М. Ю. Л е р м о н т о в. Бородино.

С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом...». «Низкий дом с голубыми ставнями...»

(на выбор). По теме «Великая Отечественная война»; 1-2 стихотворения по выбору учащихся

(А. Т.Тв а р д о в с к и й, К. М. Симонов и др.).

Из раздела «О Родине и родной природе» (1 - 2 стихотворения).


Требования к уровню подготовки обучающихся за курс литературы 5 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Формой контроля, предусмотренной курсом является:

- письменный и устный анализ литературных произведений;

- написание сочинений на литературные темы;

- беседы по материалам уроков;

- обсуждение (первые опыты самостоятельной творческой работы).

- тематические, итоговые тесты

- формулирование проблемных вопросов

- зачет (с включением тестовых заданий)

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.











Технологии



- опорных сигналов

- проектной деятельности

- проблемного обучения

- игровая

- модульного обучения

- развивающего обучения

- уровневой дифференциации (В.В. Фирсов)

Система оценивания

Предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов (структура тематического зачета: критерии оценивания, обязательная часть - ученик научится, дополнительная часть - ученик получит возможноссть научиться). Оценка достижения метапредметных результатов обучения будет проводиться в ходе выполнения учащимися проектно - исследовательской деятельности:

- текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов

- защиты индивидуального проекта







Календарно- тематическое планирование

Литература

5 класс

Дата проведения урока

№ п/п

Тема урока

Деятельность учащихся на уроке (указать виды деятельности)

Использование ЭОР

Дифференцированное домашнее задание


базовый

повышенный

Введение (1 ч.)

1.

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

Находить в учебнике-хрестоматии «Литература» необходимый для занятия материал, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять его план. Объяснить значение слов А.С.Пушкина «Чтение - вот лучшее учение».

Презентация «История развития книги»

Подготовить пересказ учебной статьи по плану. Найти в сборниках пословицы и поговорки об учении, выписать 2 - 3 пословицы в тетрадь.

Читать

С. 3- 5,

Вопрос 4

«Совершенствуем свою речь» Учебник Задания

1-2

УУД

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Предметные: научиться пользоваться учебником.

Раздел 1. Русский фольклор (8 ч) + Раздел 12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования ( 1 ч)

2.

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

Уметь отгадывать загадки, давать определение малым жанрам, отличать друг от друга малые жанры фольклора, различать пословицы и поговорки.

Составление тезисного плана по теме «Малые жанры фольклора»

Презентация «Малые жанры фольклора»

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»

Подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически, нарисовать иллюстрации к известным загадкам

Учебник задания 3,4.

«Совершенствуем свою речь»

3.

Сказки как особый жанр фольклора (волшебные, бытовые, о животных)

Сопоставлять иллюстрации художников с текстом сказки, создавать собственную сказку.

Презентация «Виды сказок»

Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 8 - 10).

Подготовить рассказы об И.Билибине и В.Васнецове, об их творчестве, связанном с русским фольклором

4-5

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.

Иван-царевич - победитель невзгод. Животные-помощники. Роль чудесных противников.

Выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» «Царевна-лягушка»

Выписать постоянные эпитеты, сказочные формулы. Вопросы

1-3 с.25

(учебник)

Подготовить выразительное чтение сказки «Царевна-лягушка». Подготовить ответы на 2-3-й вопросы учебника (с. 26). Вопросы

6 на с.25

(учебник).

Инсценировать фрагменты сказки

6-7

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.

Выразительное чтение Пересказ по сюжету. Ответы на вопрос по содержанию.

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»

с.25 вопросы учебника 1-6

Подготовить ответы (устно) на 6-й вопросы учебника (с. 38).Подготовить вопросы викторины по сказке «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо», иллюстрации .

8.

Сказка о животных «Журавль и цапля».

Находить отличия в вариантах сказки, осмысление сюжета, ответы на вопросы.

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» «Журавль и цапля».

Пересказ, с. 42 вопрос2-3

Индивидуальное задание с.44-45

9.

Бытовые сказки

Объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» «Солдатская шинель»

Пересказ с.43 вопрос 1-4. Анализ сказок

Стр.42.Фонохрестоматия вопрос 1-4 Подготовить сообщение о сказочниках, собирателях сказок (А. Афанасьев, Л. Толстой.)

10

Зачет теме «Устное народное творчество».

Тест, развернутый ответ на вопрос

Предварительное чтение с 47 -49

Работа с терминами по словарю с 49

УУД

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, уметь планировать алгоритм ответа, применят метод информационного поиска

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, самостоятельно делать выводы, строить сообщение исследовательского характера.

Коммуникативные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, формулировать собственное мнение.

Предметные: научиться различать произведения малых жанров фольклора, различать сказки по видам, владеть изученной терминологией по теме, составлять пересказы.

Раздел 2. Древнерусская литература (2 ч)

11-12

Понятие о древнерусской литературе.

Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Чтение статьи научно-публицистического стиля, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям, сопоставлять текст с репродукциями картин.

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» - «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Характеристика героев древнерусской литературы. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом «Образы героев древнерусской литературы»

Нравственная оценка поступков героев летописей. Обсуждение произведений изобразительного искусства на древнерусские сюжеты.

УУД

Личностные: формирование уважительного отношения к истории и культуре славянских народов.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах

Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения, ставить вопросы, формулировать свои затруднения.

Предметные: научиться понимать и воспроизводить тексты древнерусской литературы.

Раздел 3. Русская литература XVIII века (2 ч ) + Раздел 12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования ( 1 ч)

13

14

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения.

Презентация «Жизнь и творчество М. В. Ломоносова»

Подготовить выразительное чтение стихотворения М.В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»

Подготовить рассказы о М.В. Ломоносове, выразительное чтение наизусть сонета С.И. Стромилова «Ломоносов» и стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник»

15

Практическая работа со статьёй учебника «Роды и жанры литературы»

Воспроизводить по опоре текст на филологическую тему.

Презентация «Роды и жанры литературы»

Воспроизводить по опоре текст на филологическую тему.

С.56 «Проверь себя»

УУД

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст.

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Предметные: научиться понимать смысл произведения и видеть смешное.

Раздел 4. Русская литература XIX в. (первая половина) (19 ч)+ Раздел 12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования ( 2 ч)

16

Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»

Чтение статьи учебника «Русские басни». Чтение басни и ее полноценное восприятие; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Презентация «Жизнь и творчество И.А.Крылова»

Определить значение терминов, эпос, лирика, драма, басня, аллегория, мораль басни. Ответить на вопрос: «Почему И.А.Крылов подарил басню Кутузову?» Чтение по ролям, Эзопов язык. Нарисовать иллюстрацию к басне.

Подготовить рассказ об И.А. Крылове; читать басни, подготовиться к викторине.

Презентация и защита собственных иллюстраций к басням И. А. Крылова.

17

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

Выразительное чтение художественного произведения наизусть

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»

Инсценированное чтение басен; устное словесное рисование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста

Выразительное чтение наизусть

Составление электронного альбома «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях»

Выразительное чтение басен собственного сочинения.

Составление характеристик героев басен.

18

Р. р

Моя любимая басня.

Повествование и мораль в басне

Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?» Конкурс «Знаете ли вы басни Крылова?»

Создание басни Презентация иллюстраций; сопоставление басен.

Чтение по ролям.

На основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использовать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что это сатирический жанр.

19

В.А. Жуковский - сказочник. Сказка «Спящая царевна» Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки

Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» Сказка «Спящая царевна»

Доказать, что произведение Жуковского - сказка. Нарисовать иллюстрацию

Подготовить выразительное чтение отрывка наизусть

20.

Баллада В.А. Жуковского «Кубок».

Понятие.

О балладе

Выразительное чтение баллады, ответы на вопросы

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»

Сказочные формулы волшебной сказки

Учебник с.90 творческое задание №1

21-

23

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне».

«У лукоморья»

Определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» «Няне».

«У лукоморья»

Выразительное чтение наизусть стихотворения

«У лукоморья»



Найти эпитеты, сравнения, метафоры и определить, как они передают впечатление от ожидания няней своего питомца.

Составление вопросов к сказке.

24

25

26

А.С. Пушкин.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил

Выразительное чтение, чтение по ролям, пересказывание эпизодов , определять сходство и отличия русской народной и литературной сказок,

Видеофильм

Выразительное чтение эпизодов, чтение статьи учебника, ответы на вопросы.

Устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопоставление сказок со сходным сюжетом Нравственная оценка героев сказки.

В чём общность и различие «Спящей царевны» и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»

27.

Контрольная работа творчеству И. А. Крылова,

В. А. Жуковского,

А. С. Пушкина

Тест, развернутый ответ на вопрос.


28.

29.

Антоний Погорельский. Биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».

Фантастическое и достоверное в сказке. Причудливый сюжет.

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение.

Краткий пересказ, выразительное чтение

Презентация «Жизнь и творчество А. Погорельского»

Краткий пересказ сказки «Черная курица, или Подземные жители»

Учебник с.149 2,7

30.

Вн. чт.

В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «AttaleaPrinseps»

Чтение сказки, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение.

Краткий пересказ «AttaleaPrinseps»; самолюбие, самонадеянность

Написать отзыв о сказке

«AttaleaPrinseps»

31.

32.

33.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» Образ простого солдата - защитника Родины в стихотворении «Бородино»

Выразительное чтение, работа с текстом.

Составление таблицы «Историческая основа произведения»

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» «Бородино»

Выучить наизусть отрывок. Учебник с.156 вопрос 3

Озаглавить эпизоды до конца стихотворения. Учебник с.156 воп. 1-2

Письменный ответ на один из вопросов:

1. В чем заключается основная мысль стихотворения?

2. Каким предстает перед нами защитник Родины?

34.

35.

36.

Н.В. Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести

«Ночь перед рождеством»

Реальное и фантастическое в сюжете повести

Изучение содержания параграфа учебника, составление конспекта, пересказ статьи.

Презентация «Жизнь и творчество Гоголя»

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»

Видеофильм «Ночь перед рождеством»

Стр. 169 ответить на вопросы

Составление презентации «Фантастические картины "Вечеров на хуторе близ Диканьки" в иллюстрациях».

Учебник с.169

Задание: литература и ИЗО№1

УУД

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, уважения к культурному наследию нашей Родины, овладение техникой художественного пересказа.

Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания; выделять то, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению; уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели.

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста; составлять характеристику сказочного героя, давать оценку его поступкам; учиться слышать ритм стихотворного текста.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное; обосновывать и доказывать свое мнение; обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение по проблеме урока; уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста.

Предметные: научиться понимать сюжет произведения, видеть реальное и фантастическое в повести; находить основную мысль сказки, сопоставлять литературную и народную сказку

Раздел 5. Русская литература XIX в. (вторая половина) (19 ч)+ Раздел 12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования ( 5 ч)

37.

38.

Н.А.Некрасов.

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

Чтение статей о поэте, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения (ответы на вопросы)

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» «Крестьянские дети»

Подготовиться к тесту. Выразительное чтение стихотворения «Крестьянские дети». Прочитать статью в учебнике об Н.А.Некрасове, составить к ней вопросы, прочитать стихотворение «На Волге»

Подбор цитатных примеров, демонстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

Сопоставление стихотворения «На Волге» с живописным полотном (И. Е. Репин. «Бурлаки»),

39.

Вн.чт. Стихотворение «На Волге»

Выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование

Показ иллюстраций к стихотворению

Создание собственных иллюстраций к произведениям

Н.А. Некрасова.

40.

Тестирование по пройденным темам

Определить в тексте изобразительно-выразительные средства,

Читать рассказ «Муму».

Читать рассказ «Муму».

41.

И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».

Быт и нравы крепостной России в рассказе.

Чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы.

Составление цитатного плана

Презентация «Жизнь и творчество И.С. Тургенев»

Подготовить рассказ о Тургеневе. Прочитать рассказ до конца

Поиск сведений о поэте с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета

42.

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение

Комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» рассказа «Муму»

Составить рассказ о Гавриле, Капитоне, Татьяне. Перечитать рассказ с. 222 - с. 233

Выписать из текста эпитеты, сравнения, предложения, относящиеся к описанию одного из героев: 1) Гаврилы; 2) Капитона;

3) Татьяны.

43.

Герасим и Муму. Счастливый год.

Духовные и нравственные качества Герасима - сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства.

Подготовка к сочинению

Выборочный пересказ; характеристика Герасима, Татьяны, Капитона, барыни; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Видеофильм

Ответы на вопросы: как показывает Тургенев, что в крепостном Герасиме проснулся свободный человек? Почему рассказ называется «Муму»? Составление плана характеристики литературного героя.

Озвучить внутренний монолог Герасима в сцене спасения Муму

Выразительное чтение отрывка «А между тем в ту самую пору…»;

Презентация и защита своих иллюстраций.

44.

Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.




Обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы

Письменно ответить на вопрос: как изменила Герасима гибель Муму

Выучить наизусть эпизод «Возвращение Герасима домой»

45.

Р.р. Обучение написанию сочинения на литературной основе

Создать текст на основе данной композиции и опорной лексике

Дописать сочинение.

Дописать сочинение.

46.

Развитие речи

Анализ сочинений. Работа над ошибками

Самостоятельно редактировать текст

Отзыв на сочинение одноклассника

Рецензия на сочинение одноклассника

47.

А. А. Фет.

Слово о поэте. Стихотворение

«Весенний дождь»

Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение.

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» «Весенний дождь»

Выучить наизусть стихотворение «Весенний дождь»

Подбор цитатных примеров для иллюстрации изобразительно-выразительных средств, использованных в стихотворении.

48.

Л.Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

Полноценное восприятие произведения; краткий и выборочный пересказы, сопоставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру.

Презентация «Л.Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности»

Подготовить характеристику Дины с использованием цитат. Подобрать материал о Жилине и Костылине.

Ответить на вопросы с.260 вопросы № 1-5

Определить события, позволяющие сопоставить и оценить поведение Жилина и Костылина в минуты опасности Пересказ эпизода по выбору.

49.

50

Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы

Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» рассказ-быль «Кавказский пленник».

Составить сравнительную характеристику героев. Подготовить устное сочинение на тему «Жилин и Костылин»

Определение роли сравнений в рассказе. Собственные иллюстраций к рассказу.

Проект:

Составление электронной презентации «Жилин и Костылин: два характера - две судьбы».

51.

Странная дружба Жилина и Дины. Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения.



Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, наблюдения над языком рассказа, комментирование художественного произведения; анализ художественного текста

Презентация «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

Написать рассказ от лица Жилина о его знакомстве и дружбе с Диной. Выписать редкие, устаревшие слова и выражения, объяснить их.

Написать рассказ от лица Жилина о его знакомстве и дружбе с Диной. Выписать редкие, устаревшие слова и выражения, объяснить их. Ответить на вопросы как описания природы помогают понять переживания героев; почему Л.Н.Толстой сам считал рассказ своим лучшим произведением?

52.

53

Развитие речи.

Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы»

Создать собственный текст, интерпретировать произведение

Дописать сочинение.

Дописать сочинение.

54.

Тестирование по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого.

Тест: определять в тексте изобразительно-выразительные средства

Читать произведения А.П. Чехова.

Читать произведения А.П. Чехова.

55.

А.П.Чехов.

Слово о писателе. «Хирургия»

Чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление

ассоциативных связей с иллюстрацией

Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова»

Подготовить краткий рассказ о Чехове, выразительное чтение рассказа «Хирургия»

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «речевая характеристика».

Создание собственных иллюстраций к рассказам А. П. Чехова.

56.

Внеклассное чтение.

Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова

Рассказ о писателе, инсценированное чтение; комментирование художественного произведения, защита иллюстрации; анализ художественного текста

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» «Хирургия»

Устное сочинение «Мой любимый рассказ А.П.Чехова»

Проект:

Составление электронного альбома «Юмористические рассказы А. П. Чехова в иллюстрациях»

57.

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение,

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о весне или о лете

Проект: Начало работы над составлением электронного альбома «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях»

58.

Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков.

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы;

выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» А.Н.Майков. И.С.Никитин, И.З.Суриков

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Презентация и защита собственных иллюстраций

59.

Конкурс чтецов «Родная природа в произведениях русских писателей»

Чтение наизусть

Презентация электронного альбома «Стихи о природе в иллюстрациях

Презентация электронного альбома «Стихи о Родине в иллюстрациях

Проект:

Составление электронного альбома «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях»

60.

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения

Ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; восстановление деформированного текста, анализ стихотворения

Прочитать рассказ И.А.Бунина «Косцы»

Устный рассказ о стихотворении по плану анализа лирического текста..

УУД

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, интереса к культурному наследию нашей страны; навыков анализа текста; мотивации познавательного интереса.

Регулятивные: уметь находить нужную для ответа информацию из прочитанного текста; уметь строить высказывание с целью анализа текста; составлять план учебных действий для раскрытия цели урока (уметь рассказывать, о чем произведение и какова его тема); уметь сравнивать свои действия с ожидаемым результатом.

Познавательные: познакомиться с элементами жизни и бытом русского народа, уметь составлять план и пересказывать содержание текста по плану; уметь анализировать текст с целью выделения важных деталей; приобретать навыки выразительного чтения, учиться проводить исследование прочитанного текста; знать элементы биографии и творчества писателя, знать содержание прочитанного.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе; уметь составлять речевую характеристику литературных героев; уметь обосновывать и высказывать собственное мнение; уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания; уметь работать самостоятельно по индивидуальному маршруту выполнения проблемных зон в обучении.

Предметные: научиться находить автобиографичные элементы в лирическом произведении, объяснять поведение героев, оценивать их поступки, правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства.

Раздел 6. Русская литература XX в. (первая половина) (27 ч.) + Раздел 12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования (3 ч)

61.

И.А.Бунин: страницы биографии.

Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине

Отвечать на вопросы; устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, комментированное чтение; анализ текста.

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» рассказ «Косцы»

Выразительно читать отрывок из рассказа «Косцы»

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «антитеза», «повтор».

62.

63.

В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»

Выборочный пересказ.

Комментированное чтение главы «Я и мой отец».

Презентация «Автобиографичность повести»

Дочитать повесть «В дурном обществе» до конца. Подготовить рассказ о писателе

Учебник с.48 -49, вопросы 1-4

Учебник с.49, вопросы 5.

64.

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

Составление плана повести, работа над характеристикой героев

Составить рассказы о героях повести:

1) о Васе;

2) о Валеке;

3) о Марусе (сравнить с Соней); 4) о Тыбурции

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?

65.

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру

Пересказ, близкий к тексту;

выразительное чтение заключительной сцены; комментирование художественного произведения,

установление ассоциативных связей; сопоставительный анализ образов героев, работа с иллюстрациями

Выполнить письменно задание 1 -2 (с. 48 учебника); подготовить выразительное чтение главы «Кукла» и «Заключения»

Проект: Составление иллюстрированного электронного альбома «Мои ровесники в повести В. Г. Короленко "В дурном обществе"».

66.

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. Путь Васи к правде и добру.

Выразительное чтение глав, работа над языком повести, беседа, анализ

эпизодов

Презентация «подготовка к сочинению»

Подготовиться к сочинению по темам. С.50 (по выбору)

Подготовиться к сочинению по темам. С.5о (по выбору)

67.

68.

Развитие речи

Обучение работе над сочинением

Обдумывать темы, определять идеи сочинения, подобрать материал, составлять план, редактировать

Написать сочинение С.50 (по выбору)

Устное рецензирование сочинения одного из одноклассников.

69.

70.

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина

Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение

Презентация

«Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» «Я покинул родимый дом…»


Подготовить рассказ о поэте, выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом…»

Создание иллюстраций к стихотворению

Учебник с. 54.

Вопрос 1-5

Анализ стихотворения по плану анализа лирики.



71

Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»

Самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства»

Выучить стихотворение

«С добрым утром!»

Закончить творческую работу.

72.

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» Отличие сказа от сказки

Работа над пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки

Презентация

«Жизнь и творчество П. П. Бажова»

Подготовить выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка». Выполнить 9-е задание (с. 65)

С.68.Вопрос№5.

73.

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя

Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций

Презентация «Реальное и фантастическое в сказе»

Стр. 71.

Вопрос №2.3.

Подготовить рассказ о Степане. Выразитель

ное чтение сказа «Малахитовая шкатулка»

74.

«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Выборочный пересказ, беседа по творчеству П.П.Бажова .

Викторина.

Видеофильм

Отзыв о прочитанном в классе.

Отзыв о прочитанном самостоятельно.

75.

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки.

Интерпретировать сказку самостоятельно

Презентация

«Биография Паустовского»

Подготовить выразительное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой»

Письменная работа. Роль иллюстраций к тексту.

76.

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки

Подробный пересказ с творческим заданием

Выписать сравнения и эпитеты (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату или выполнить 8-е задание. Читать «Заячьи лапы»

Написать сказку по сюжету из собственного жизненного опыта.

77.

Внеклассное чтение

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»

Интерпретировать сказку самостоятельно

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»

«Заячьи лапы»

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «реальность» и «фантастика».

Учебник с.88 вопросы 4-5, с.89 вопрос 5.

78.

Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовского

Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций

Написать мини- сочинение

«Я увидел чудо».

Выявление фольклорных образов сказки и определение их художественной функции.

79.

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

Работа в парах.

Пересказ отдельных глав

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»

«Двенадцать месяцев»

Устное словесное рисование, защита иллюстраций к эпизодам

Сравнительная характеристика героев; Нравственная оценка героев сказки.

В чём общность сказки в прозе и драме

80.

81.

82.

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки

Самостоятельная работа.

Инсценированние отдельных эпизодов

Видеофильм

Поделка или рисунок подснежника.

Символом чего является подснежник в сказке?

83.

Практическая работа

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом

Составить опорную схему статьи учебника

Озвучивание материала с опорой.

Озвучивание материала без с опоры.

84.

А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита». Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя.

Выделить в содержании главное, сделать выводы, найти ключевые фразы, отличать язык Платонова от языка других писателей, провести сравнительный анализ произведения

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»

Рассказ «Никита»

С 122. Вопрос 1-4

С 122. Вопрос 5

85.

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои

Охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние

Презентация

«Биография В. П. Астафтева»

С 152. Вопрос 5-8

С 152. Вопрос 4

86.

87.

Человек и природа в рассказе

Пересказывать и выразительно читать рассказы Астафьева

Сочинение

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)»

В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?»,

«Белогрудка».

Отзыв о прочитанном произведении.

УУД

Личностные: воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию нашей страны; формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей; формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения художественного произведения.

Регулятивные: уметь соотносить свои знания с поставленной целью, комментировать полученную информацию; планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно; научиться оценивать полученную информацию с точки зрения нужности; уметь ставить совместно с учителем учебную задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала.

Познавательные: применять методы информационного поиска; уметь формулировать тему сочинения, составлять план сочинения по заданной теме; уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы, обращаться за помощью; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; уметь определять общую цель и пути ее достижения; уметь отстаивать свою точку зрения, аргументироватьее.

Предметные: научиться анализировать текст, давать характеристики героям, выделять существенное и главное по теме в тексте, составлять план и подбирать материалы по теме сочинения, использовать навыки проектной деятельности, слушать и оценивать актерское чтение.

Раздел 7. Русская литература XX в.(вторая половина) ( 6 ч.)+ Раздел 12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования ( 2 ч)

88.

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны.

А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»

А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

Подготовить рассказ о писателях- фронтовиках

Отзыв о прочитанном

89.

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста.

К.М. Симонов. «Майор при-вез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста»

Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»

Поэма-баллада «Сын артиллериста»

Подготовить рассказ о писателе- фронтовике

Стихотворение или зарисовку по теме Великая Отечественная война в жизни моей семьи

90.

91

Развитие речи. Война и дети - тема многих стихотворений о войне в творчестве тамбовских поэтов

Анализ поэтических произведения

Видеофильм о ВОВ

Учить наизусть по выбору

Учить наизусть по выбору

92.

93.

Стихотворения И.А. Бунина. «Помню - долгий зимний вечер…» Картина В.М. Васнецова «Алёнушка».

А.А. Прокофьев «Аленушка»

Д.Б.Кедрин «Аленушка»

Находить художественные средства, передающие настроение, уметь определить их роль, сопоставлять произведения: каждого стихотворения с картиной В.М.Васнецова

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»

А.А. Прокофьев «Аленушка»

Д.Б.Кедрин «Аленушка»

Учить наизусть по выбору

Проект: начало работы над составление электронного альбома «Русские поэты XX века о Родине и родной природе» с иллюстрациями учащихся

94.

Н.М. Рубцов. «Родная деревня».

Дон-Аминадо. «Города и годы».

Выразительное чтение. Находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»

Н.М. Рубцов. «Родная деревня».

Дон-Аминадо. «Города и годы».

Рецензирование художественного чтения

Презентация электронного альбома «Русские поэты XX века о Родине и родной

природе» с иллюстрациями учащихся

95.

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор

Уметь интерпретировать текст.

Краткий пересказ

Презентация «Жизнь и творчество Саши Чёрного»

Стр. 188.

Вопрос 1

Стр.188.

Вопрос №2.

УУД

Личностные: формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны посредством изучения художественных произведений на историческую тему; воспитание личностных ценностей на основе образов герое произведения; формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности.

Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа.

Познавательные: уметь воспринимать стихотворный текст, вычленять нужную информацию, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки анализа художественного текста.

Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию

Предметные: научиться выразительно читать стихотворения, сопоставлять литературные произведения одно с другим, развивать патриотические чувства.

Раздел 8. Литература народов России (1 ч.)

96.

Ю. Ч. Ким «Рыба - кит»

Чтение художественного произведения

Стр. 190

Вопрос №2 - письменно

Подготовить развернутый ответ на вопрос С. Я. Маршака стр.191

УУД

Личностные: формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности.

Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте, формировать навыки выразительного чтения

Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию.

Предметные: научиться выразительно читать стихотворения, сопоставлять литературные произведения одно с другим, характеризовать героев и их поступки, находить в тексте изобразительно- выразительные средства, придающие произведению юмористический характер.

Раздел 9. Зарубежная литература (2 ч.)

97.

Р. Л. Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. Баллада «вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков

Чтение произведение. Составление тезисного плана «Композиция произведения»

Презентация «Поэтика произведения Стивенсона»

Стр.197 ответить на вопросы

Выучить наизусть

98.

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»

Художественный пересказ текста

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»

«Робинзон Крузо»

Стр.214

Вопрос № 1,2.

Стр. 214

Вопрос 3, подготовить кроссворд

УУД

Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведений.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа, корректировать ответ, выполнять учебные действия.

Познавательные: овладеть навыком смыслового чтения, формировать навыки выразительного чтения.

Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию.

Предметные: научиться выразительно читать балладу, характеризовать героев и их поступки.

Раздел 10. Обзор (7 ч.)

99.

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»

Составить план.

Ответить на вопросы

Презентация «Жизнь и творчество Андерсена»

Пересказ эпизода

Рассказ о дружбе Кая и Герды.

100.

Два мира сказки «Снежная королева»

Выборочный пересказ

Видеофильм «Снежная королева»

Письменный пересказ эпизода

Презентация и защита собственных иллюстраций к сказке.

101.

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера

Самостоятельно работать с текстом и учебной статьёй. Составить карту путешествия при анализе сюжета.

Презентация «Жизнь и творчество Марка Твена»

С. 268 Вопрос № 1,2.

Стр. 268

Вопрос 5 , подготовить вопросы викторины по группам

102.

Том Сойер и его друзья

Характеристика героя, опираясь на цитатный план

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»

Составить проблемный вопрос

Подготовить задания - конкурсы инсценирование эпизодов из любимых произведений к итоговому занятию по предмету

103.

104.

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише».

Объяснить, почему Джек Лондон назвал произведение сказанием, почему имя, деяния Киша стали легендой

Презентация «Жизнь и творчество Марка Твена»

Подготовить рассказ о герое, сопроводив его рисунками.

С 280.

Вопрос 5

105.

Подведение итогов года.

Рекомендации

на лето.

Уметь выбрать эпизод для инсценирования и объяснить его роль в композиции художественного произведения

Задание на лето. Определение творческих пректов

УУД

Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа, корректировать ответ, выполнять учебные действия.

Познавательные: научиться видеть композицию произведения, понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: учение строить монологическое высказывание, учитывать мнение других

Предметные: научиться выразительно пересказывать текст, характеризовать героев и их поступки.











© 2010-2022