Урок русского языка по теме Наречие в 7 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка учитель Захарченкова Т.В.

Обобшение по теме «Наречие» 7 класс

Цели:

- обобщить знания по теме «Наречие»

-расширять словарный запас учащихся, развивать устную речь, умение анализировать, мыслить сопоставлять

-воспитывать бережное отношение к языку, желание говорить красиво и правильно.

Формировать следующие УУД:

Личностные - формировать бережное отношение к русскому языку, мотивацию к чистоте языка;

Регулятивные - формулировать правила, связанные с наречием.

Языковые - практическое выполнение заданий, составление текстов, анализ практических заданий

План

1.Анализ эпиграфа

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь. (Вадим Шефнер)

Вопрос-проблема: почему беднее?

Какие части речи помогают сделать нашу речь выразительнее?

В том числе, наречия. Сегодня у нас урок-обобщение по теме «Наречие».

Значит, какие цели у нас сегодня будут?

2. Повторение

- что такое наречие?

Небольшое исследование по этому слову сделал учащийся ( Пелипенко В.)

Наречие - старое слово. Оно уже было в древнерусском языке и имело много значений. Оно означало: язык, слово, решение, речь, говорить, глаголить, т.е. связь между глаголом и наречием самая непосредственная.

Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием». Слово наречие (греч.) собственно значит приглаголие Но еще Барсов в своей грамматике (XVIII в.) отмечал, что этимологический смысл термина наречие не соответствует позднейшим функциям этой категории: наречия относятся не только к глаголам, но и к другим частям речи.

Какие правила связаны с правописанием наречий?

Закрепим эти орфограммы.

3.Закрепление

Задание на доске и на карточках. Проверка.

1.Определите, какой частью речи являются выделенные слова:

  • Мальчик быстро бежал мне навстречу.

  • Ученики пришли на встречу с ветеранами.

  • Движение часовой стрелки незаметно.

  • Часовая стрелка движется незаметно.

  • Скалолазы спускались все ниже и ниже.

  • Чем сильнее мороз, тем крепче спит медведь.

2.Не или НИ

  • Старайся всегда говорить просто и правильно, (н…) когда (н…) употребляй в разговоре грубых слов и выражений.

  • (Н…)вежливо самому завладевать разговором и говорить только о себе.

  • (Н…)льзя долго разговаривать по телефону, звонить друг другу по пустякам.

  • (Н…)когда (н…)вмешивайся в разговор других людей.

3.одна или две Н?

  • Жизнь дает…ся один раз, и хочет…ся прожить ее бодро осмысле(н, нн)о красиво.

Пот…нуло ветром пыль постепе(н, нн)о рас…еивалась можно было оглядет…ся.

4. О или Е ? Запишите в 2 столбика

Горяч…, свеж…, угрожающ…, умоляющ…, испытывающ…, ещ…, зловещ…, заискивающ…, общ…, блестящ…, певуч…

5. О или А на конце наречий

  • Задолг… до рассвета.

  • Кормить досыт…

  • Посмотреть искос…

  • Выйти засветл…

  • Объяснить доходчив…

  • Повелось издавн…

  • Начинать снов…

4. Наречия в нашей жизни.

Проект учащейся Солоденко К. о работе почтальона в наше время.

Задание: сосчитайте сколько наречий в тексте, напишите число.

5. Крылатые выражения.

Своими мини - исследованиями с презентациями поделятся учащиеся Герасимова К., Ковалева Ю., Собянин В., Пентко Е.

Шиворот - навыворот. Нам сегодня эти слова кажутся совсем безобидными. Что они означают? Ничего особенного - одеть наоборот, наизнанку. А было время, когда они связывались с довольно чувствительным и позорным наказанием. «Шиворотом» в Московской Руси именовался расшитый боярский воротник, один из знаков достоинства вельможи. В дни Ивана Грозного подвергшегося царскому гневу боярина сажали на тощую клячу спиной вперед, надев на него одежду тоже наизнанку, и в таком виде возили по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.

Знать на зубок - значит превосходно выучить что-либо, отлично в чем-либо разбираться. Было время, когда слова «знать на зубок», «проверить на зубок» воспринимались почти буквально. Поговорка возникла от обычая проверять надкусом подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и, если не осталось на ней вмятины, значит она подлинная, не поддельная. А то ведь попадались и подделки, сработанные фальшивомонетчиками, отлитые из олова или свинца.

Шапка набекрень. Слово «бекрень» означало бок, т.е. шапка сдвинута чуть на бок. Есть шутливое выражение «мозги набекрень» - так говорят о человеке с придурью, странном, легкомысленном, опрометчивом в суждениях.

Узелок на память. До азбуки Кирилла и Мефодия славяне, как и другие народы, пользовались узелковой письменностью. Узелки завязывались на нитях, которые сматывались в клубочки - древние книги, содержащие народную мудрость. В славянских сказках такие клубочки назывались путеводными и хранились у Бабы -Яги. А в современном языке выражение «завязать узелок на память» означает «не забыть».

6. Физминутка.

Хором, выполняя движения: Вперед -слитно, назад - слитно, влево - слитно, вправо - слитно, вниз - слитно, вверх - слитно, вокруг - слитно, вместе (взялись за руки ) - слитно

7.Какое самое трудное правило, связано с правописанием наречий?

Цифровой диктант на слитное и раздельное написание наречий.

Вблизи, восвояси, в сердцах, за границу, поодиночке, без толку, на память, на цыпочках, навылет, на поруки.

С - с - р - р - с - р - р- р- с- р

8. Вопросы-головоломки

Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни дня (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

Какое наречие предлагает кусок ткани на платье или костюм? (наотрез)

Как вы знаете английский язык. Варианты английских наречий (учащийся Фидря Илья).

9. Пример использования наречий в художественном произведении.

Чтение учителем под музыку отрывка «Белый Бим Черное ухо» Гавриила Троепольского.

Когда собаки теряют надежду, они умирают естественно - тихо, без ропота, в страданиях, не известных миру. Не дело Бима и не в его способностях понять, что если бы не было надежды совсем, ни одной капли на земле, то все люди тоже умерли бы от отчаяния. Для Бима все было проще: очень больно внутри, а друга нет и нет. Как лебедь умирает после потери любимой, взмывая вверх и бросаясь оттуда камнем, как журавль, потеряв родную журавлиху, вытягивается плашмя, распластав крылья, и кричит, кричит, прося у луны смерти, так и Бим лежал и видел в бреду единственного и незаменимого друга и был готов ко всему. Нет на земле ни единого человека, который слышал бы, как умирает собака. Собаки умирают молча.

- Какова основная мысль текста?

верность в мире животных - пример для подражания. Главное в мире -любовь, она вселенная и всепоглощающая…

Кто автор текста, название произведения?

Назовите наречия и определите их разряд.

10. Правильное употребление наречий в повседневной жизни.

«Увечья» от наречий (реферативные работы учащихся Илюшиной В., Колесникова А.) о правомочности выражений с использованием наречий жутко красивый; крепко выучить.

11. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • Было интересно …

  • Теперь я знаю …

  • Мне запомнилось …

  • Хотелось бы …

А я вам хочу пожелать

Не болеть, выглядеть, улыбаться, жить - найдите верные наречия

(счастливо, великолепно, никогда, чаще)!

12. Дом.задание: индивидуальная работа по структурным картам.

© 2010-2022