- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Серебряный век. Символизм
Серебряный век. Символизм
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Стрепан С.В. |
Дата | 12.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ
МОДЕРНИЗМ
ВОЗМОЖНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ К УРОКУ:
Стр.29-38,
Вопросы:
-
Составьте план статьи учебника «Символизм».
-
Дайте определение символизму как поэтическому течению Серебряного века// по учебнику, словарю, словами самих поэтов символистов.
-
Сформулируйте основные принципы символизма.
-
Дайте характеристику основных поэтических групп, выделяемых в символизме как поэтическом течении.
-
Дайте понятие символистами основных понятий поэтики символизма (творчество, поэзия, требования к поэту и поэтической речи).
-
Что в поэтике символизма называется символом
-
*Сопоставьте понятия «символ» и «аллегория»
-
*Дайте представление о философском и практическом понимании «музыки» в поэтике символистов
-
*Определите основные поэтические приемы, используемые поэтами-символистами.
-
*Определите вклад поэтов-символистов в русскую духовную культуру
ВОЗМОЖНЫЙ ПЛАН СТАТЬИ УЧЕБНИКА:
Символизм
1.Основные принципы символизма.
2. Основные группы символистов
3.Основные понятия поэтики символизма
3.1. Творчество, поэзия, поэт, поэтическая речь
3.2.Символ как центральная эстетическая категория символизма
3.3. Музыка как категория эстетики и поэтической практики символизма
4. Основные поэтические приемы символизма
5. Влияние символизма на русскую духовную культуру
Курсивом выделены вопросы и пункты плана для классов с углубленным изучением предмета
Модернистскими в литературоведении принято называть прежде всего три литературных течения, заявивших о себе с 1890 по 1917 год.
Это символизм, акмеизм и футуризм.
1.Символизм
Символизм как литературное течение
-
«стремление отобразить жизнь в ее целом
…то, что, кроясь за случайными,
разрозненными явлениями,
образует связь с Вечностью,
со вселенским, мировым процессом»
(Ф. Сологуб)
1.1.Символизм - первое и самое крупное из модернистских течений, возникших в России.
Начало (т.е. основные принципы) было положено Д. С. Мережковским на выступлении с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892г.; опубликована в 1893г.):
-
оценка состояния литературы,
-
надежда на возрождение возложена на «новые течения»
(зд. «огромная переходная и подготовительная работа»).
Основные элементы:
-
мистическое содержание,
-
символы,
-
расширение художественной впечатлительности.
Март 1894 г - выход первого сборника стихотворений с программным названием - «Русские символисты»
(позднее еще 2 сборника с аналогичным названием).
Зд. Основные принципы:
-
неприятие утилитаризма в искусстве,
-
жажда обновления жизни,
-
отказ от социальных и гражданских тем (сравни с реализмом!),
-
декларация относительности всех ценностей,
-
утверждение индивидуализма (абсолютные права личности) (* «Я не знаю других обязательств,// Кроме девственной веры в себя» (В. Я. Брюсов).)
1.2.Символизм неоднороден:
Основания для выделения групп:
- время формирования,
-
особенности мировоззренческой позиции,
-
направленность творчества.
1.2.1. «ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГРУППЫ»
-
Группа символистов
Время наиболее активного существования группы
Основные представители
«Старшие символисты»
1890-е годы
В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский,
З. Гиппиус, Ф. Сологуб
и др.
«Младшие символисты»
1900-е годы
А. Блок, А. Белый,
Вяч. Иванов и др
1.2.2. «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ» или «ОРГАНИЗАЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЕ» ГРУППЫ (с 1890-х г.г.)
Группа
Географический центр
Главные принципы эстетики
Основные мотивы в творчестве
Основные представители
«Декаденты»
(от фр. «декаданс» - упадок)
Москва
1. «Искусство для искусства»
2. Разрыв с традиционной моралью
3. Неприятие окружающего мира
3. Рафинированная утонченность
4. Осознание себя носителем высокой, но гибнущей культуры
Кризис
Отчаяние
Бессилие
Душевная усталость
Пессимизм
Угасание
Воля к смерти
Ощущение конца жизни и обреченности человека
В. Брюсов, Ф.Сологуб
«Символисты»
Петербург
1. Религиозно-философские поиски (Платон, Вл.Соловьев, Ф.Ницше)
2. Конструирование мира в процессе творчества (вместо традиционного познания мира)
3. Творчество выше познания!
4. «Постижение мира иными, не рассудочными путями»
Высшие сферы жизни неподвластны рациональному познанию
5. Искусство способно проникать в сферы (высшие) «мировой души» и «абсолютных идей»
Вдохновение
Прозрение
Таинственность
Недосказанность
Утаенность смысла
Намек
Д. Мережковский, З. Гиппиус
Вл. Соловьев
Вяч. Иванов
Позднее (советская эпоха) понятия «декадентство» и «символизм» из антонимичных превратились в синонимичные
1.3.Основные понятия поэтики символизма
Творчество - подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу.
Поэзия - «тайнопись неизреченного» (Вяч. Иванов)
Основные требования к поэту :
-
сверхрациональная чуткость,
-
владение искусством намека,
-
не стремится быть общепонятым,
-
обращенность лишь к посвященным (не к читателю-потребителю, а к читателю-творцу, читателю-соавтору),
-
стремление не столько передать собственные мысли и чувства, сколько пробудить в читателе его собственные, помочь читателю в восхождении от «реального» к «высшей реальности»,
-
стремление разбудить в читателе «шестое чувство» - обострение и утончение художнической интуиции.
Основные требования к стихотворной речи:
-
«недосказанность»,
-
«утаенность смысла».
1.3.1. Символ (центральная эстетическая категория символизма)
-
одна из разновидностей ТРОПОВ
(хотя символисты подчеркнуто противопоставляли символ и троп!)
-
главное средство для передачи созерцаемых тайных смыслов,
-
система «шифровки» сообщения для «посвященных» в тайны шифра,
-
условная оболочка для потустороннего смысла.
Символ
Аллегория
зд. ложносимволический образ
Сложность понимания всей сути иносказания
Суть иносказания угадывается легко
Содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов, т.е. «возможность понять двумя или более способами или, недопоняв, лишь почувствовать» (И. Анненский)
Однозначность толкования образа
Сочетание буквального, материального, предметного плана с философским
Значимость лишь материального, предметного плана для трактовки сюжета-иносказания
Символическое наполнение образа происходит лишь в соответствующем контексте - специфической художественной среде
Аллегорическое наполнение образа зависит от «успешности» понимания сюжета-аллегории
Связь между образами-символами в произведении - ассоциативная (см. музыкальная потенция слова)
Связь между образами-аллегориями в произведении - логическая
«Символ … неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов),
«Символ - окно в бесконечность» (Ф. Сологуб)
1.3.2.Музыка
(вторая, после символа, по значимости категория эстетики и поэтической практики символизма)
Термин «МУЗЫКА» понимается в символизме:
А). в общемировоззренческом (общефилософском, эстетическом) значении,
Б). в техническом (практическом) значении.
А). Философская трактовка понятия «музыка».
- высшая форма творчества, так как именно она дает максимальную свободу самовыражения творцу и - соответственно - максимальную раскрепощенность восприятия слушателю.
- философская категория (в философии Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»), отображающая хаотичное, внерассудочное («дионисийское») начало человеческого духа в противовес упорядоченному («аполлоновскому») началу.
Отсюда следуют основные понятия сущности подлинного искусства:
-
стихийность,
-
вольность.
(см. А. Блок «Слушайте музыку революции!», «мировой оркестр»).
Б). Техническое понимание музыки
-
пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха,
-
максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии (зд. Поль Верлен: «Музыка прежде всего…»),
-
завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек
Лебедь уплыл в полумглу,
Вдаль, под луною белея,
Ластятся волны к веслу,
Ластится к влаге лилея…
(К. Бальмонт)
1.4. Основные поэтические приемы символизма
-
Максимальное использование ассоциативных возможностей слова.
-
Обращенность к мотивам и образам разных культур. (зд. Явные и скрытые цитаты из греческой и римской мифологии).
-
Использование мифологических основ для постижения и отображения универсальных психологических и философских моделей, для воплощения современной духовной проблематики.
-
Мифотворчество как соединение жизни и искусства. (в 1900-е годы, младосимволисты, - жизнестроительство: события в жизни человека - элементы грандиозного художественного произведения).
-
Использование в художественном строе произведения целой цепочки метафорических образов-символов, приобретающих звучание самостоятельных лирических тем.
-
Максимальное использование фонетических особенностей стиха (зд. Ассонансы и аллитерации Бальмонта, Брюсова, Блока, Белого).
-
Расширение ритмических возможностей русского стиха.
-
Разнообразие строфики
1.5. Влияние символизма на русскую духовную культуру
-
Новаторство в областях поэтики и эстетики.
-
Проникновение в другие искусства и виды искусств.
-
Новая постановка вопроса об общественной роли художника.
-
Позитивная перспектива развития идеи «соборного искусства».
-
Усиление личностного начала в искусстве.