Серебряный век. Символизм

Данный материал содержит разработку урока по теме: «Символизм«Символизм – первое и самое крупное из модернистских течений, возникших в России.Начало было положено Д. С. Мережковским на выступлении с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» Март 1894 г – выход первого сборника стихотворений с программным названием – «Русские символисты«Символ (центральная эстетическая категория символизма)–        одна из разновидностей ТРОПОВ(хотя символисты подчеркнуто проти...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ


МОДЕРНИЗМ

ВСеребряный век. СимволизмОЗМОЖНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ К УРОКУ:

Стр.29-38,

Вопросы:

  1. Составьте план статьи учебника «Символизм».

  2. Дайте определение символизму как поэтическому течению Серебряного века// по учебнику, словарю, словами самих поэтов символистов.

  3. Сформулируйте основные принципы символизма.

  4. Дайте характеристику основных поэтических групп, выделяемых в символизме как поэтическом течении.

  5. Дайте понятие символистами основных понятий поэтики символизма (творчество, поэзия, требования к поэту и поэтической речи).

  6. Что в поэтике символизма называется символом

  7. *Сопоставьте понятия «символ» и «аллегория»

  8. *Дайте представление о философском и практическом понимании «музыки» в поэтике символистов

  9. *Определите основные поэтические приемы, используемые поэтами-символистами.

  10. *Определите вклад поэтов-символистов в русскую духовную культуру

ВСеребряный век. СимволизмОЗМОЖНЫЙ ПЛАН СТАТЬИ УЧЕБНИКА:

Символизм

1.Основные принципы символизма.

2. Основные группы символистов

3.Основные понятия поэтики символизма

3.1. Творчество, поэзия, поэт, поэтическая речь

3.2.Символ как центральная эстетическая категория символизма

3.3. Музыка как категория эстетики и поэтической практики символизма

4. Основные поэтические приемы символизма

5. Влияние символизма на русскую духовную культуру

Курсивом выделены вопросы и пункты плана для классов с углубленным изучением предмета







Модернистскими в литературоведении принято называть прежде всего три литературных течения, заявивших о себе с 1890 по 1917 год.

Это символизм, акмеизм и футуризм.

1.Символизм

Символизм как литературное течение

  • «стремление отобразить жизнь в ее целом

…то, что, кроясь за случайными,

разрозненными явлениями,

образует связь с Вечностью,

со вселенским, мировым процессом»

(Ф. Сологуб)

1.1.Символизм - первое и самое крупное из модернистских течений, возникших в России.

Начало (т.е. основные принципы) было положено Д. С. Мережковским на выступлении с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892г.; опубликована в 1893г.):

Серебряный век. Символизм

  • оценка состояния литературы,

  • надежда на возрождение возложена на «новые течения»

(зд. «огромная переходная и подготовительная работа»).

Серебряный век. Символизм

Основные элементы:

  • мистическое содержание,

  • символы,

  • расширение художественной впечатлительности.

Март 1894 г - выход первого сборника стихотворений с программным названием - «Русские символисты»

(позднее еще 2 сборника с аналогичным названием).

Зд. Основные принципы:

  • нСеребряный век. Символизмеприятие утилитаризма в искусстве,

  • жажда обновления жизни,

  • отказ от социальных и гражданских тем (сравни с реализмом!),

  • декларация относительности всех ценностей,

  • утверждение индивидуализма (абсолютные права личности) (* «Я не знаю других обязательств,// Кроме девственной веры в себя» (В. Я. Брюсов).)






1.2.Символизм неоднороден:

Основания для выделения групп:

- время формирования,

  • особенности мировоззренческой позиции,

  • направленность творчества.

1.2.1. «ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГРУППЫ»


Серебряный век. СимволизмГруппа символистов

Время наиболее активного существования группы

Основные представители

Серебряный век. Символизм«Старшие символисты»

1890-е годы

В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский,

З. Гиппиус, Ф. Сологуб

и др.

Серебряный век. Символизм«Младшие символисты»

1900-е годы

А. Блок, А. Белый,

Вяч. Иванов и др




1.2.2. «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ» или «ОРГАНИЗАЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЕ» ГРУППЫ (с 1890-х г.г.)


Серебряный век. СимволизмГруппа

Географический центр

Главные принципы эстетики

Основные мотивы в творчестве

Основные представители

Серебряный век. Символизм

«Декаденты»

(от фр. «декаданс» - упадок)

Москва

1. «Искусство для искусства»

2. Разрыв с традиционной моралью

3. Неприятие окружающего мира

3. Рафинированная утонченность

4. Осознание себя носителем высокой, но гибнущей культуры

Кризис

Отчаяние

Бессилие

Душевная усталость

Пессимизм

Угасание

Воля к смерти

Ощущение конца жизни и обреченности человека


В. Брюсов, Ф.Сологуб

Серебряный век. СимволизмСеребряный век. Символизм



«Символисты»

Петербург

1. Религиозно-философские поиски (Платон, Вл.Соловьев, Ф.Ницше)

2. Конструирование мира в процессе творчества (вместо традиционного познания мира)

3. Творчество выше познания!

4. «Постижение мира иными, не рассудочными путями»

Высшие сферы жизни неподвластны рациональному познанию

5. Искусство способно проникать в сферы (высшие) «мировой души» и «абсолютных идей»

Вдохновение

Прозрение

Таинственность

Недосказанность

Утаенность смысла

Намек



Д. Мережковский, З. Гиппиус

Вл. Соловьев

Вяч. Иванов

Позднее (советская эпоха) понятия «декадентство» и «символизм» из антонимичных превратились в синонимичные

1.3.Основные понятия поэтики символизма

Серебряный век. Символизм

Творчество - подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу.

Поэзия - «тайнопись неизреченного» (Вяч. Иванов)

Основные требования к поэту :
  • сверхрациональная чуткость,
  • владение искусством намека,
  • не стремится быть общепонятым,
  • обращенность лишь к посвященным (не к читателю-потребителю, а к читателю-творцу, читателю-соавтору),
  • стремление не столько передать собственные мысли и чувства, сколько пробудить в читателе его собственные, помочь читателю в восхождении от «реального» к «высшей реальности»,
  • стремление разбудить в читателе «шестое чувство» - обострение и утончение художнической интуиции.


Основные требования к стихотворной речи:
  • «недосказанность»,

  • «утаенность смысла».


1.3.1. Символ (центральная эстетическая категория символизма)
  • одна из разновидностей ТРОПОВ

(хотя символисты подчеркнуто противопоставляли символ и троп!)

  • главное средство для передачи созерцаемых тайных смыслов,

  • система «шифровки» сообщения для «посвященных» в тайны шифра,

  • условная оболочка для потустороннего смысла.

Серебряный век. СимволизмСеребряный век. СимволизмСимвол

Аллегория

зд. ложносимволический образ

Сложность понимания всей сути иносказания

Суть иносказания угадывается легко

Содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов, т.е. «возможность понять двумя или более способами или, недопоняв, лишь почувствовать» (И. Анненский)

Однозначность толкования образа

Сочетание буквального, материального, предметного плана с философским

Значимость лишь материального, предметного плана для трактовки сюжета-иносказания

Символическое наполнение образа происходит лишь в соответствующем контексте - специфической художественной среде

Аллегорическое наполнение образа зависит от «успешности» понимания сюжета-аллегории

Связь между образами-символами в произведении - ассоциативная (см. музыкальная потенция слова)

Связь между образами-аллегориями в произведении - логическая

«Символ … неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов),

«Символ - окно в бесконечность» (Ф. Сологуб)


1.3.2.Музыка

(вторая, после символа, по значимости категория эстетики и поэтической практики символизма)

Термин «МУЗЫКА» понимается в символизме:

А). в общемировоззренческом (общефилософском, эстетическом) значении,

Б). в техническом (практическом) значении.

А). Философская трактовка понятия «музыка».

- высшая форма творчества, так как именно она дает максимальную свободу самовыражения творцу и - соответственно - максимальную раскрепощенность восприятия слушателю.

- философская категория (в философии Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»), отображающая хаотичное, внерассудочное («дионисийское») начало человеческого духа в противовес упорядоченному («аполлоновскому») началу.

Отсюда следуют основные понятия сущности подлинного искусства:

  • стихийность,

  • вольность.

(см. А. Блок «Слушайте музыку революции!», «мировой оркестр»).


Б). Техническое понимание музыки
  • пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха,

  • максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии (зд. Поль Верлен: «Музыка прежде всего…»),

  • завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек

Лебедь уплыл в полумглу,

Вдаль, под луною белея,

Ластятся волны к веслу,

Ластится к влаге лилея…

(К. Бальмонт)

1.4. Основные поэтические приемы символизма

  1. Максимальное использование ассоциативных возможностей слова.

  2. Обращенность к мотивам и образам разных культур. (зд. Явные и скрытые цитаты из греческой и римской мифологии).

  3. Использование мифологических основ для постижения и отображения универсальных психологических и философских моделей, для воплощения современной духовной проблематики.

  4. Мифотворчество как соединение жизни и искусства. (в 1900-е годы, младосимволисты, - жизнестроительство: события в жизни человека - элементы грандиозного художественного произведения).

  5. Использование в художественном строе произведения целой цепочки метафорических образов-символов, приобретающих звучание самостоятельных лирических тем.

  6. Максимальное использование фонетических особенностей стиха (зд. Ассонансы и аллитерации Бальмонта, Брюсова, Блока, Белого).

  7. Расширение ритмических возможностей русского стиха.

  8. Разнообразие строфики

1.5. Влияние символизма на русскую духовную культуру


  1. Новаторство в областях поэтики и эстетики.

  2. Проникновение в другие искусства и виды искусств.

  3. Новая постановка вопроса об общественной роли художника.

  4. Позитивная перспектива развития идеи «соборного искусства».

  5. Усиление личностного начала в искусстве.

© 2010-2022