Урок-лекция по литературе на тему 50 книг, которые нужно прочесть каждому школьнику (11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-лекция в 11 классе на тему «50 книг, которые должен прочитать каждый школьник».
Объективность и субъективность рейтингов литературных произведений. Книги, не вошедшие в данный рейтинг, причины этого. Произведения, вошедшие в рейтинг: 1) эпохи до-реализма; 2) реалистические; 3) модерн и постмодерн.

Цели урока: разграничить представление учащихся о литературе серьезной, классической и литературе массовой; напомнить о развитии литературного процесса и литературных жанрах. Развить навыки конспектирования лекционного материала. Воспитать интерес не только к классической русской, но и зарубежной литературе, особенно в связи с возможностью использовать последние при сдаче ЕГЭ.

Содержание лекции.
1. Рейтинги, и литературные в частности, как элемент эпохи постмодерна.
2. Нехудожественная литература. Массовая литература.
3. Литература эпохи до-реализма.
4. Реалистическая литература.
5. Литература модерна и постмодерна.
6. Список из 50 книг.


1.Как известно, все мы живем в эпоху постмодерна. Что это такое? Всевозможных определений масса, однако ключевые моменты этого художественного явления выделить можно. Смешение стилей, ирония, игра с читателем, нарочитая многослойность. Лаконичный язык соцсетей, клипы, соединение массового с элитарным - все это элементы постмодерна. Как и всевозможные рейтинги.
Рейтинг - вещь очень субъективная. 95% подобных списков - откровенная отсебятина. Существует три разновидности таких рейтингов, в чем вы сами могли убедиться на всевозможных сайтах, в газетах и соцсетях.
1. Те, в которых художественная литература разбавлена НЛП, МЛМ, эзотерическими и популярно-психолгогическими книгами. Кийосаки, Кехо, Мерфи, Синельниковы и прочие Ронды Берн - что угодно, только не художественная литература.
2. Скопированные у американских и иных западных авторов, посему скомпилированные из произведений, мало что говорящих российскому читателю.
3. Составленные будто бы наугад. Иначе как объяснить, когда в одном рейтинге соседствуют Хемингуэй, Пелевин, "Голодные игры" и "Волшебник изумрудного города"? Да ещё и под грифом "10 книг для саморазвития"?
Итак, попробуем?

2. Наш список не для литературоведов, эстетов и любителей литературы андеграунда. Поэтому здесь нет Борхесов, Грассов, Джойсов, Прустов и т.д. Список для обычного грамотного русскоязычного читателя. Но
- наш список не для любителей «окологлубокой» массовой литературы. Потому здесь нет Коэльо, Бахов, Вишневских, Верберов и проч.
- в нашем списке нет книг сегодняшнего дня, которые ещё трудно оценивать с точки зрения "уйдет-останется", например, Пелевина, как и Паланика, Мураками и проч.
- наш список не для историков и политологов. Потому здесь нет, к примеру, Макиавелли или Ключевского, несмотря на литературные достоинства их книг.
- наш список не для любителей философии или психологии в чистом виде. Потому здесь нет Ницше, Шопенгауэра, Фрейда и т.д.
- наш список не для поклонников эзотерики, потому здесь нет "Агни-Йоги" ,Кастанеды и проч.
- в нашем списке опускаются вещи бесспорно классические, но отдаленные от нашего восприятия временем и языком, кроме совсем уж необходимых. Например, Еврипида или Бокаччо здесь нет.
- в нашем списке крайне осторожно дозируется фантастика как жанр, и ежели не считать таковой модернизм и антиутопии, представлена одним Толкиеном. Посему здесь нет достойных авторов вроде Лема или Стругацких.
- в нашем списке каждый автор представлен максимум двумя произведениями, потому здесь нет "Братьев Карамазовых" или "Воскресения".
- в сем списке нет стихотворений или стихотворных сборников, за исключением поэм, вещей лиро-эпических, повествовательных.
- наш список, пожалуй, более чем полностью наполнен школьной программой и набившими вам оскомину книгами.
- наш список составлен для русского читателя, потому здесь нет важных для иностранца, но не столь сильно прижившихся у нас Золя, Гонкуров, Драйзеров или Маннов. Только знаковое, вехи. Наши представлены шире.
- наш список, повторюсь, для обычного человека.

3. Первым автором в нашем списке станет, безусловно, Гомер. Помните, у Мандельштама:
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей дочёл до середины…»
Сейчас гекзаметр греческого слепца немного труден для восприятия, однако «Илиаду» и «Одиссею» читать, безусловно, необходимо.
Перенесемся на много веков вперед. И обнаружим россыпь замечательной классической литературы, основы золотого мирового культурного фонда. Это и Данте с его монументальной «Божественной комедией». И Рабле, заложивший основы сатиры и гротеска с «Гаргантюа и Пантагрюэль». И Сервантес с трогательным «Дон Кихотом». И, наконец, великий гений Шекспира, оставивший нам огромное наследие, и, в частности, такую бесспорно знаковую для мировой литературы вещь, как «Гамлет».
Последним «классическим» в смысле жанра (помните, что такое классицизм?) произведением в нашем списке станет величественный «Фауст» Гёте, объединивший в себе вековые вопросы человечества о природе Добра и Зла.
Романтизм, пришедший на смену классицизму и сентиментализму, дал миру множество образцов прекрасных творений. Выделим мы глубоко эмоциональную и страстную поэму Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда».
Наконец, немного особняком стоит творчество Эдгара По, совместившее в себе романтизм и многие прозрения, взятые на вооружение различными авторами годами спустя. Из него во многом вырос символизм, также его можно назвать зачинателем таких жанров, как триллер и детектив.

4. «Поэтом можешь ты не быть, Но Гражданином быть обязан», - утверждал Некрасов. Эти слова можно вынести эпиграфом к разговору о реализме - жанре, давшем нам огромнейшее количество замечательных произведений.
Как мы помним, основным методом этого направления было точное и дотошное изображение окружающей нас действительности. Зародился реализм в начале 19 века и продолжает победное шествие до сих пор.
С гордостью можем сказать, что русская литература дала огромное количество достойных образчиков этого направления. Здесь и пушкинский «Евгений Онегин», и лермонтовский «Герой нашего времени», и гоголевские «Мертвые души». Вторая половина 19-го века подарила нам гениальных Толстого («Война и мир», «Анна Каренина») и Достоевского («Преступление и наказание», «Бесы»), а также «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Обломова» Гончарова, «Отцов и детей» Тургенева, фантасмагоричную «Историю одного города Салтыкова-Щедрина», пьесы Чехова (в частности, «Вишневый сад») и многое другое. Двадцатый век продолжил эту славную традицию. Ярким примером этого может послужить грандиозная эпопея «Тихий Дон» Михаила Шолохова.
Много замечательных реалистических произведений дала и литература зарубежная. «Красное и черное» от француза Стендаля. Иронично-грустная история «Мадам Бовари» от его соотечественника Флобера. Граничащий с мистическим прозрением изысканно-страшный «Портрет Дориана Грея» английского эстета Оскара Уайльда. А ведь были еще Бальзак, Золя, Мопассан…
И 20-й век со всеми его экспериментами не похоронил реализм - в этом жанре, к примеру, создавались мужественная книга американца Эрнеста Хемингуэя «Прощай, оружие!», «Невыносимая легкость бытия» чеха Милана Кундеры и «Три товарища» немца Эриха Марии Ремарка. Эти произведения объединяет тема бессмысленности войны. Блестящий образец так называемого «фантастического реализма» дал нобелевский лауреат колубмиец Габриель Гарсия Маркес в романе «Сто лет одиночества». Из так называемых «битников» сильный образец дал Кен Кизи с его «Пролетая над гнездом кукушки».

5. Модернистские направления в литературе появились еще в конце 19 века как реакция на монополию реализма. Несмотря на их разноплановость (символизм, футуризм, экспрессионизм и т.д.), объединяло их одно - стремление идти вперед (отсюда еще одно название жанра - «авангард»), изыскивать новые методы в искусстве.
В русской литературе модерн в основном коснулся поэзии (тот самый Серебряный век), однако были и прозаические прозрения. Глубоко символистский роман о «конце прекрасной эпохи(говоря словами Бродского)» «Доктор Живаго» Бориса Пастернака заслуженно получил Нобелевскую премию. Ярчайшим событием в духовной жизни страны стала и публикация «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова. Множество споров вызвала и «Лолита» Набокова.
В мировой же литературе событиями стали сюрреалистические кошмары Франца Кафки(«Замок», «Превращение»), странные видения японца Акутагавы («Ворота Расемон»), а также антиутопии, порожденные трагическими событиями 20 века - «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «1984» Джорджа Оруэлла, «451 по Фарегейту» Рея Брэдбери, «Повелитель мух» Голдинга, «Заводной апельсин» Энтони Берджесса. Однако не будем забывать, что их духовным предтечей был наш Замятин с романом «Мы». Также модернисты исследовали внутренний мир человека(«Падение» Камю, «Тошнота» Сартра).
На первый взгляд кажется, что модернистская проза исключительно пессимистична. Но есть и другие примеры - сказочный мир Толкина(«Властелин колец»), трогательная притча Сент-Экзюпери(«Маленький принц»), озорные «Похождения бравого солдата Швейка» Гашека, потрясающая книга о взрослении «Над пропастью во ржи» Сэлинджера.
После середины 20-го века поднял голос и тот самый постмодерн, о котором мы говорили вначале. Тут и родоначальник жанра «Игра в бисер» Германа Гессе, и мрачно-странный Курт Воннегут с его «Бойней номер пять», и игровой ироничный Умберто Эко(«Имя Розы»)…Не отстают и наши авторы - культурным шоком для многих стала книга Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки».
Собственно, повторюсь - в эпоху постмодерна живем мы и сейчас.

6. Список произведений.
1."Илиада", "Одиссея" Гомер
2."Божественная комедия" Данте
3."Гамлет" Шекспир
4."Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" Мигель Сервантес
5."Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле
6."Фауст" Иоганн Гёте
7."Паломничество Чайльд-Гарольда" Джордж Байрон
8."Евгений Онегин" Александр Пушкин
9."Герой нашего времени" Михаил Лермонтов
10."Красное и чёрное" Стендаль
11."Убийство на улице Морг" и другие рассказы Эдгар По
12."Мёртвые души" Николай Гоголь
13."Отцы и дети" Иван Тургенев
14."Обломов" Иван Гончаров
15."История одного города" Михаил Салтыков-Щедрин
16."Преступление и наказание" Фёдор Достоевский
17."Бесы" Фёдор Достоевский
18."Война и мир" Лев Толстой
19."Анна Каренина" Лев Толстой
20."Вишнёвый сад" Антон Чехов
21."Госпожа Бовари" Гюстав Флобер
22."Портрет Дориана Грея" Оскар Уайльд
23."Мы" Евгений Замятин
24."Замок" Франц Кафка
25."Превращение" и другие рассказы Франц Кафка
26."Доктор Живаго" Борис Пастернак
27."Мастер и Маргарита" Михаил Булгаков
28."Лолита" Владимир Набоков
29. "Тихий Дон" Михаил Шолохов
30."Ворота Расёмон" и другие рассказы Акутагава Рюноскэ
31."Посторонний" Альбер Камю
32."Тошнота" Жан-Поль Сартр
33."Имя розы" Умберто Эко
34."Похождения бравого солдата Швейка" Ярослав Гашек
35."Прощай, оружие" Эрнест Хемингуэй
36."Три товарища" Эрих Мария Ремарк
37."Повелитель мух" Уильям Голдинг
38."1984" Джордж Оруэлл
39."О дивный новый мир" Олдос Хаксли
40."Властелин колец" Джон Толкин
41."Маленький принц" Антуан де Сент-Экзюпери
42."Игра в бисер" Герман Гессе
43."Невыносимая лёгкость бытия" Милан Кундера
44."Сто лет одиночества" Габриэль Гарсия Маркес
45."451 градус по Фаренгейту" Рэй Брэдбери
46."Над пропастью во ржи" Джером Сэлинджер
47."Бойня номер пять, или Крестовый поход детей" Курт Воннегут
48."Заводной апельсин" Энтони Бёрджесс
49."Над кукушкиным гнездом" Кен Кизи
50."Москва-Петушки" Венедикт Ерофеев.

Домашнее задание. Темы сочинений.
1. Составьте свой рейтинг книг, которые должен прочесть каждый (количество не важно). Обоснуйте его.
2. Эволюция литературных направлений - от классицизма к постмодерну.
3. Можно ли считать произведения Достоевского принадлежащими строго к реалистическому направлению?

© 2010-2022