- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План-конспект урока по русскому языку на тему Определение (8 класс)
План-конспект урока по русскому языку на тему Определение (8 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Басова Л.Н. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учитель русского языка и литературы МБОУ
«Большечеменевская СОШ» Батыревского района ЧР
Басова Лидия Николаевна
Конспект урока, проведенного 17.11.2011 г.
Тема: «Определение». 8 класс.
Цели:
Образовательная: повторить знания учащихся по теме, связать их с предметом «литература», «КРК»; ввести понятия «приложение», «согласованное и несогласованное определение»; формировать умение находить определение в тексте; учить употреблять в речи.
Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету «русский язык». Развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной. Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление, развивать языковое чутьё, чувство красоты языка.
Воспитательная: воспитать любовь к родному краю, трудолюбие, аккуратность при работе с картой. Повысить ответственность не только за собственные знания, но и за успех всего коллектива, воспитывать умения внимательно слушать и слышать.
Дидактическое обеспечение:
1. компьютер
2. презентация
3. опорные карты для каждого ученика (работают прямо в них, а не в тетрадях, что помогает экономить время).
Ход урока:
Чувашия - жемчужина Поволжья
Чувашия, как многолика ты...
Трудолюбива, искренна, красива!
И все твои прекрасные черты
Народ твой отразил в поэзии правдиво!
Под утренние трели соловья
Слова ложатся на бумагу - песней,
Журчание святого родника
Подобно слов, которых нет чудесней!
Родной наш край по праву можно
Жемчужиной Поволжья называть!
В своих делах, словах и сердце
Чувашию мы будем прославлять.
Елена Светлая.
Как вы уже поняли, уважаемые гости и любимые ученики, сегодня мы с вами проведём урок-путешествие по родному краю, по Чувашии. Для каждого из нас Родина - это место, где ты родился и провёл детские годы. Это место, которое остаётся в душе на всю жизнь. Нам с вами повезло особо: наша Родина действительно прекрасный край, посетить который мечтают многие. А те, кто побывал, влюбляются в его природу, церкви, традиции, язык… Вот как отзывается о Чувашии наш народный поэт Аркадий Лукин. Об этом нам расскажет Таня Сюзюкина.
Воздух
Мой край -
Мой воздух животворный!
Я говорю тебе, любя:
Ты есть - и дышится просторно,
Остыло б сердце без тебя.
Мой край родной,
Мой воздух чистый,
Мои волшебные леса!
Надела светлое монисто
На луг вечерняя роса.
Мой край родной,
Мой воздух свежий,
Судьба законная моя!
Мы землю-мать цветами нежим
Под ликованье соловья.
Приму беду без укоризны, -
Нужда и голод не сомнут,
Но я без матери-Отчизны
Не проживу и двух минут.
Мой край,
Мой воздух животворный,
Тобой дышу, не надышусь,
Тебе хоть строчкой стихотворной,
Хотя бы словом,
Но - сгожусь!
Учитель: В конце стихотворения Аркадия Лукина есть строки:
«Тебе хоть строчкой стихотворной,
Хотя бы словом,
Но - сгожусь!»
А мы скажем: «Тебе, наша любимая Чувашия!
Хотя б одним уроком,
Но - сгодимся!»
Задание 1.
Учитель: А теперь внимание на листочки, которые лежат перед вами. Читаем два текста.
1-ый текст:
На огромной российской земле множество удивительных, сокровенных мест. Среди них есть дивный край, пронизанный творчеством и вдохновением. Вековые дубравы, хвойные и смешанные леса, мягкий чернозем, чистые родники, гостеприимный народ - главное богатство нашей чувашской земли! А Волга! Великой, могучей Волгой-матушкой испокон веков называют её. Многие путешественники, восхитившись однажды, возвращаются к её природе, святыням снова и снова. Рукотворная красота украшений из бисера и серебра, вышивки гладью стала визитной карточкой нашего чувашского края!
2-ой текст:
На земле множество мест. Среди них есть край. Дубравы, леса, родники, народ - богатство этой земли! А Волга! Волгой-матушкой испокон веков называют её. Путешественники, восхитившись однажды, возвращаются к природе, святыням снова и снова. Красота украшений и вышивки стала визитной карточкой края!
- Нет ли в этих текстах непонятных вам слов?
Словарная работа:
1. Сокровенный (книжн.) - свято хранимый и тайный. (С. мысли, с. желание).
2. Пронизанный (от гл. пронизать - резко проникнуть внутрь кого-чего-н.) - проникнутый.
3. Вдохновение - творческий подъём, прилив творческих сил.
- Какой текст богаче, выразительнее, точнее, образнее?
- В каком тексте Чувашия представляется ярче, во всей своей неповторимой красоте?
- Что потерял второй текст? (Эмоциональность, образность, красочность, экспрессию, добавочную информацию).
- Какой член предложения исчез из 2-го текста? (Нет определений).
Формулировка темы урока и его целей:
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Определение)
- Запишите тему урока в опорный конспект.
- Как вы думаете, каковы цели сегодняшнего урока? (формировать умение находить определение в тексте, учить употреблять в речи, воспитать любовь к родному краю).
Повторение ранее изученного
- Что такое определение? Вспомните, что вы знаете об этом члене предложения? (Слайд 6).
Задание 2. (Работаем прямо в картах).
- Из первого текста взяты определения. Укажите, чем они выражены?
1) дивный край (имя прилагательное), 2) край, пронизанный творчеством и вдохновением (причастный оборот), 3) Волгой-матушкой (имя существительное), 4) её природа (притяжательное местоимение), 5) украшение из серебра (имя существительное), 6) вышивка гладью (наречие).
(Меняемся с соседом работой, проверяем работы и ставим оценку. 0 ошибок - «5», 1 ошибка - «4», 2 ошибки - «3», больше 3-х ошибок - «2»).
Сделайте вывод о способах выражения определения. (Определение чаще всего выражается прилагательными, причастием, причастным оборотом, местоимением, существительным).
Задание 3. (Работаем прямо в картах).
- Определите вид подчинительной связи в данных словосочетаниях:
дивный край, (согласование)
гостеприимный народ, (согласование)
её природа, (примыкание)
украшение из бисера, (управление)
украшение из серебра, (управление)
вышивка гладью, (примыкание)
(Меняемся с соседом работой, проверяем работы и ставим оценку. 0 ошибок - «5», 1 ошибка - «4», 2 ошибки - «3», больше 3-х ошибок - «2»).
(Объяснение нового материла на этих примерах. Объяснить, что такое согласованное и несогласованное определение.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!
Закрыть глаза и мысленно записать определения согласованного и несогласованного определения). (Слайд 11)
- Какие определения преобладают в тексте? (Докажите устно).
- Укажите определение, выраженное именем существительным. (Матушкой).
(Определение, выраженное именем существительным и согласующееся с определяемым словом в падеже (только в падеже) называется ПРИЛОЖЕНИЕМ.
- Почему определение «матушкой» является приложением? Докажите.
(Закрыв глаза, мысленно записать определение приложения).
Закрепление материала
Задание 4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!
Учитель: Перед вами на ваших листочках текст. Прочитайте его, пожалуйста, внимательно.
Встаём, поворачиваемся к соседям назад, делимся на 3 группы (по 4 чел.). Каждой группе дается индивидуальное задание. «Найти лишнее».
Работаем в картах.
Земля Улыпов
Земля Улыпов… Так называют чуваши свой древний край - по имени героев национального эпоса, сказочных богатырей, обладавших недюжинной силой, добрых и трудолюбивых. Одна из чувашских легенд рассказывает, как давным-давно Улып позвал к себе сыновей-близнецов и повелел им идти от подножия южных гор, где жили они, дальше на север и поселиться там на своей новой Родине. «Пусть ваши потомки почитают её во веки веков, пусть посеют на ней добрые семена», -сказал Улып-великан. Так и сделали сыновья, выполняя наказ отца. Один обосновался на левом берегу Волги-матушки, другой - на правобережье. Стали они здесь пахать землю, сеять на ней хлеб, разводить скот, растить детей…
«Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое»,- гласит чувашская пословица. Бережно хранит народ Чувашии память о своём прошлом, о национальных традициях.
1) ваши потомки,
2) добрые семена,
3) народ Чувашии,
4) свой край
1) земля Улыпов,
2) наказ отца,
3) народ Чувашии,
4) на левом берегу
1) сыновей-близнецов,
2) своё прошлое,
3) Улып-великан,
4) Волги-матушки
Правильные ответы:
Согласованные определения: 1,2,4.
Несогласованные определения: 1,2,3.
Приложения: 1,3,4.
Нет, наверное, такого чувашского поэта, который не посвятил любимой Чувашии свое стихотворение. Давайте послушаем одно из них.
Албуткин Сергей со стихотворением Петра Хузангая «Приглашение в Чувашию».
Приглашение в Чувашию
Знаете ли Вы страну такую,
Древнюю и вечно молодую,
Где в лесу тетерева токуют -
Словно песней сердце околдуют,
Где коль праздник - от души ликуют,
Коль работа - гору дай любую!
Знаете ли Вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен
И сто тысяч вышивок цветет?
Приезжайте к нам - и я готов
Это все проверить с вами вместе.
Сообщение об авторе стихотворения.
Задание 5. На экране строки стихотворения с пропущенными буквами и со скобками. Прямо на карточках вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, найдите примеры определений, подчеркните их.
Знаете(ли) Вы стр…ну такую,
Древнюю и вечно м…лодую,
Где (в)л…су т..терева токуют -
Словно песней сер…це околдуют,
Где коль праз…ник - (от)души ликуют,
Коль работа - гору дай любую!
Знаете(ли) Вы такой народ?
(Меняемся с соседом работой, проверяем работы и ставим оценку. 0-1 ошибка - «5», 2-4 ошибки - «4», 5-7 ошибок - «3», больше 7-и ошибок - «2»).
Словарная работа.
- Значение каких слов непонятно?
(Тетерев - крупная птица отряда куриных; токовать - о некоторых птицах: особым криком подзывать друг друга; ликовать - торжествовать, восторженно радоваться).
- Чему посвятил поэт своё стихотворение?
- Каким настроением оно проникнуто?
- Какие чувства поэт передает?
- Может быть вы сами хотите задавать какой-нибудь вопрос?
- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
Подведение итогов.
Перед вами текст, где пропущены определения (согласованные и несогласованные). Ваша задача - восстановить их. Работаем прямо в карточках.
Из глубины веков дошел до ………… дней обычай …………………………… родникам, которых в Чувашии видимо-невидимо. В народе их когда-то образно называли «глазами земли», наделяя даром ………………. здоровье, …………………. молодость, ……………………………………… силой каждого, кто хоть однажды испил их ………………………………………….. воды:
Пью живую силу в ней
Старой, доброй сказки,
Сладкий сок родных полей,
Солнечную ласку,--
писал народный поэт Чувашии Яков Ухсай в стихотворении «Родник».
Слова для справок: одаривать богатырской, давать имена, возвращать, наших, приносить, студеной прозрачной.
(Меняемся с соседом работой, проверяем работы и ставим оценку. 0 ошибок - «5», 1-2 ошибки - «4», 3 ошибки - «3», больше 4-х ошибок - «2»).
Текст для проверки:
«Из глубины веков дошел до наших дней обычай давать имена родникам, которых в Чувашии видимо-невидимо. В народе их когда-то образно называли «глазами земли», наделяя даром приносить здоровье, возвращать молодость, одаривать богатырской силой каждого, кто хоть однажды испил их студеной прозрачной воды:
Пью живую силу в ней
Старой, доброй сказки,
Сладкий сок родных полей,
Солнечную ласку,--
писал народный поэт Чувашии Яков Ухсай в стихотворении «Родник».
Рефлексия.
- Что сегодня было трудно на уроке?
- А что было легко?
- Что мы знали об определении?
- А что узнали новое?
Задание на дом: Напишите небольшое сочинение (10-12 предложений) о своём отношении к родному краю или о своем любимом уголке Чувашии (о родной деревне). Используйте различные виды определений, подчеркните их в тексте. Возможная тема сочинения: «Люблю тебя, Чувашия!», «Люблю тебя, Большое Чеменево!», «Люблю тебя, Бакашево!»
Опорная карта для урока
Фамилия и имя ученика(цы) ……………………………………………………………………………..
Тема урока: ………………………………………………………………………………………………………..
Задание1. Внимательно читаем два текста и сравниваем:
1-й текст:
На огромной российской земле множество удивительных, сокровенных мест.
Среди них есть дивный край, пронизанный творчеством и вдохновением. Вековые дубравы, хвойные и смешанные леса, мягкий чернозем, чистые родники, гостеприимный народ - главное богатство нашей чувашской земли!
А Волга! Великой, могучей Волгой-матушкой испокон веков называют её. Многие путешественники, восхитившись однажды, возвращаются к её природе, святыням снова и снова. Рукотворная красота украшений из бисера и серебра, вышивки гладью стала визитной карточкой нашего чувашского края!
2-й текст:
На земле множество мест. Среди них ест край. Дубравы, леса, родники, народ - богатство этой земли! А Волга! Волгой-матушкой испокон веков называют её. Путешественники, восхитившись однажды, возвращаются к природе, святыням снова и снова. Красота украшений и вышивки стала визитной карточкой края!
Задание 2. (Работаем прямо в картах).
Из первого текста взяты определения. Укажите, чем они выражены?
1) дивный край___________ 2) край, пронизанный творчеством и вдохновением___________
3) Волгой-матушкой_________________4) её природа__________________________________
5) украшение из серебра__________________ 6) вышивка гладью________________________
(Меняемся с соседом работой, проверяем работы и ставим оценку. 0 ошибок - «5», 1 ошибка - «4», 2 ошибки - «3», больше 3-х ошибок - «2»).
Задание 3. (Работаем прямо в картах).
Определите вид подчинительной связи в данных словосочетаниях:
дивный край____________________________________
гостеприимный народ ___________________________
её природа _____________________________________
украшение из бисера _____________________________
украшение из серебра ____________________________
вышивка гладью _________________________________
(Меняемся с соседом работой, проверяем работы и ставим оценку. 0 ошибок - «5», 1 ошибка - «4», 2 ошибки - «3», больше 3-х ошибок - «2»).
Задание 4. Перед вами на ваших листочках текст. Прочитайте его, пожалуйста, внимательно. Встаём, поворачиваемся к соседям назад, делимся на 3 группы (по 4 чел.). Каждой группе дается индивидуальное задание. «Найти лишнее». Работаем в картах.
1) ваши потомки,
2) добрые семена,
3) народ Чувашии,
4) свой край
1) земля Улыпов,
2) наказ отца,
3) народ Чувашии,
4) на левом берегу
1) сыновей-близнецов,
2) своё прошлое,
3) Улып-великан,
4) Волги-матушки
Земля Улыпов… Так называют чуваши свой древний край - по имени героев национального эпоса, сказочных богатырей, обладавших недюжинной силой, добрых и трудолюбивых. Одна из чувашских легенд рассказывает, как давным-давно Улып позвал к себе сыновей-близнецов и повелел им идти от подножия южных гор, где жили они, дальше на север и поселиться там на своей новой Родине. «Пусть ваши потомки почитают её во веки веков, пусть посеют на ней добрые семена», -сказал Улып-великан. Так и сделали сыновья, выполняя наказ отца. Один обосновался на левом берегу Волги-матушки, другой - на правобережье. Стали они здесь пахать землю, сеять на ней хлеб, разводить скот, растить детей…
«Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое»,- гласит чувашская пословица. Бережно хранит народ Чувашии память о своём прошлом, о национальных традициях.
Задание 5. Перед вами строки стихотворения с пропущенными буквами и со скобками. Прямо на карточках вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, найдите примеры определений и подчеркните их.
Знаете(ли) Вы стр…ну такую,
Древнюю и вечно м…лодую,
Где (в)л…су т..терева токуют -
Словно песней сер…це околдуют,
Где коль праз…ник - (от)души ликуют,
Коль работа - гору дай любую!
Знаете(ли) Вы такой народ?
(Меняемся с соседом работой, проверяем работы и ставим оценку. 0-1 ошибка - «5», 2-4 ошибки - «4», 5-7 ошибок - «3», больше 7-и ошибок - «2»).
Подведение итогов.
Перед вами текст, где пропущены определения (согласованные и несогласованные). Ваша задача - восстановить их. Работаем прямо в карточках.
Из глубины веков дошел до ………… дней обычай …………………………… родникам, которых в Чувашии видимо-невидимо. В народе их когда-то образно называли «глазами земли», наделяя даром ………………. здоровье, …………………. молодость, ……………………………………… силой каждого, кто хоть однажды испил их ………………………………………….. воды:
Пью живую силу в ней
Старой, доброй сказки,
Сладкий сок родных полей,
Солнечную ласку,--
писал народный поэт Чувашии Яков Ухсай в стихотворении «Родник».
Слова для справок: одаривать богатырской, давать имена, возвращать, наших, приносить, студеной прозрачной.
(Меняемся с соседом работой, проверяем работы и ставим оценку. 0 ошибок - «5», 1-2 ошибки - «4», 3 ошибки - «3», больше 4-х ошибок - «2»).