Исследовательская работа Учитель - это не профессия, а образ жизни

               В 21 веке, когда знаний становится всё больше, наука мчится семимильными шагами, профессия приобретает новое значение для развития общества, мира науки. Учителя сопровождают нас в течение жизни, с детсадовского возраста. Даже за стенами альма-матер, мы продолжаем учиться.              В настоящее время в нашей стране молодые люди считают профессию учителя менее престижной. В подростковом возрасте перед каждым ребенком встает проблема выбора профессии. Задав себе вопрос: «Кем быть?...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РАЙОННАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЮНОСТЬ ВИЛЕДИ»






Направление

Гуманитарные науки






Учитель - это не профессия, а образ жизни




Исследовательская работа





Выполнена ученицей 11 класса муниципального образовательного учреждения «Фоминская средняя общеобразовательная школа»

Бобковой Мариной Сергеевной

Научный руководитель - учитель русского языка и литературы муниципального образовательного учреждения «Фоминская средняя общеобразовательная школа»

Маланина Ольга Николаевна


Вилегодский район, 2014


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………………………..……….3

  2. Учитель - это не профессия, а образ жизни

2.1 Профессия - учитель………………………………………………………….……….4-5

2.2 Дефициты профессии учителя……………………………………………………….….6

2.3 Данные анкетирования учителей и учащихся Вилегодского района……………...…7

  1. Заключение………………………………………………………………...…………………8

  2. Список используемой литературы………………………………………………………….9

  3. Приложения…………………………………………………………………………………10









































ВВЕДЕНИЕ


В 21 веке, когда знаний становится всё больше, наука мчится семимильными шагами, профессия приобретает новое значение для развития общества, мира науки. Учителя сопровождают нас в течение жизни, с детсадовского возраста. Даже за стенами альма-матер, мы продолжаем учиться.

В настоящее время в нашей стране молодые люди считают профессию учителя менее престижной. В подростковом возрасте перед каждым ребенком встает проблема выбора профессии. Задав себе вопрос: «Кем быть?», молодые люди начинаю активный поиск информации о будущей профессии. Осуществляя этот поиск, учащиеся начинают по-новому смотреть на труд своих родителей, на свои собственные увлечения, замечать особенности профессиональной деятельности окружающих их людей. Из всего объема полученной информации формируется профессиональная направленность, благодаря которой вырабатывается уверенность в правильности выбора своего профессионального пути, желание найти свое призвание, сформировать стремление и добиться высоких результатов в профессиональной деятельности, расширить кругозор и получить большой объем информации о профессиях.

Цель данной работы: привлечение внимания учащихся к профессии учителя, необходимой для сохранения знаний, для развития общества, мира науки, уверенности в завтрашнем дне.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Выяснить основные проблемы, возникающие в результате деятельности в профессии учителя.

  2. Выяснить, почему профессия учитель стала дефицитной.

  3. Провести анкетирование учителей и учащихся 8-11 классов Вилегодского района и обработать данные социологического опроса.

  4. Обработать статистические данные о фактическом поступлении выпускников 11 классов за 2010-2013 годы в Вилегодском районе п.Фоминский.

  5. Сделать заключение по данной работе.

При решении поставленных задач были использованы следующие методы и приёмы:

  1. Теоретический метод: изучение данного вопроса в специальной литературе, Интернет-источниках;

  2. Приём систематики и классификации;

  3. Практический метод: анкетирование и анализ работ учителей, учащихся 8-11 классов.

Предмет исследования - профессия учитель. Объект исследования - значимость профессии «учитель» в настоящее время. Гипотеза: правда ли что для большинства молодых людей основными проблемами, возникающими в результате деятельности в профессии учителя, являются: заработная плата, отсутствие нормальных условий работы, стресс, истощение физических и духовных сил.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в 21 веке наука мчится семимильными шагами, профессия приобретает новое значение для развития общества, мира науки.

Материалом для исследования послужили данные социологических опросов российских педагогов, анкеты учителей и учащихся Вилегодского района.

2. УЧИТЕЛЬ - ЭТО НЕ ПРОФЕССИЯ, А ОБРАЗ ЖИЗНИ


2.1. ПРОФЕССИЯ - УЧИТЕЛЬ


Учитель - это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Согласно словарю Ожегова, учитель - это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает [1]. Если раньше это понятие вызывало лишь одну ассоциацию: школа, то сегодня рамки профессии расширены. Учителя передают нам знания в вузах, курсах английского языка, учат различным бизнес-наукам.

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать всё сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя были носителями знаний, которые передавали следующим поколениям. В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь».

Учитель - фигура в обществе, имеющая колоссально недооценённое значение. Именно учитель формирует знания, взгляды и морально-нравственные принципы молодого поколения. Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, учителем, воспитателем. Достойное выполнение профессионально педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств. От того, каков учитель сегодня, напрямую зависит, каково будет мировоззрение завтрашнего российского общества. Педагог должен обладать сегодня следующими качествами:

  • Общественно-мировоззренческими (качествами, отвечающими требованиям общества): социальная ответственность; гражданственность; общественная активность; нравственная зрелость (высокая нравственная культура); убежденность учителя (убежденность преподавания своего предмета).

  • Профессионально-педагогическими: высокий уровень образованности; педагогический такт; педагогическая наблюдательность; интерес к ребенку как к личности; творческое отношение к делу; умение обобщать, изучать и перенимать педагогический опыт; педагогические способности.

  • Личностными: справедливость; ответственность; принципиальность; доброта в сочетании с требовательностью; скромность; верность слову; общительность; сдержанность и др. [2]

Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. Жизнь учителя - это постоянная работа; самосовершенствование, самоподготовка, работа с учениками, их родителями. Определяя личностную характеристику педагога, важно помнить, что он работает в сфере «человек - человек», которая предполагает способность успешно функционировать в системе межличностных отношений.

Вопрос о роли личности учителя в педагогическом процессе является сегодня одним из самых актуальных. Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми. Работа учителя предъявляет большие требования к его вниманию. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников. Он должен уметь замечать все изменения в их поведении. Мастерство - это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.

Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - важнейшая социальная функция и назначение педагога в обществе. Педагог - мастер своего дела, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно, детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитание.

Слагаемые педагогического мастерства:

  • Умение организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний.

  • Умение учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке: для учителя домашнее задание - это способ углубления, закрепления, расширения знаний.[3]

Содействуя формированию человека как созидателя всех материальных и духовных ценностей и как основной духовной ценности общества, педагоги непосредственно влияют на развитие производительных сил общества, приобщают подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества. Функция современного педагога - помогать воспитанникам, приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества. Современное воспитание подрастающего поколения должно строиться именно на гуманизме, а не на культивировании силы, нетерпимости к людям других взглядов, иных национальностей и вероисповедания.






2.2.ДЕФИЦИТЫ ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ



В последние годы в России наблюдается массовый отток учителей, вызванный такими факторами, как сокращение бюджета работников государственной службы, отсутствие нормальных условий работы, предстоящий выход на пенсию пожилых учителей, стресс, истощение физических и духовных сил.

По данным статистики, в 2010 году в российских школах преподают 1 миллион 362 тысячи человек. У российской школы по-прежнему женское лицо: 87 процентов всех педагогов - представительницы слабого пола. Сегодня ситуация практически не изменилась. Женщин - подавляющее большинство, 1 миллион 184 тысячи. Примерно шестая часть из педагогов - 227 тысяч - пенсионного возраста. Молодежи - тех, кто не проработал в школе и 10 лет, - чуть больше, около 250 тысяч человек.[4]

Нехватка преподавательских кадров - общемировая проблема. По данным ЮНЕСКО, чтобы достичь всеобщего доступа к начальному образованию к 2015 году, понадобится дополнительно 18 млн. учителей. Поэтому, когда министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что в наших школах работает в полтора раза больше педагогов, чем нужно, в учительском сообществе его не поняли.

По мнению экспертов, основная причина нехватки учителей в России - низкая зарплата. Тот же Андрей Фурсенко констатировал это в одном из интервью: «Официально до 70%, а неофициально и все 90% выпускников педагогических вузов идут работать кем угодно - менеджерами, официантами, экскурсоводами, только не учителями».[5]

В последнее время образованию уделяется достаточное внимание. В школы приходят новые технологии, Интернет, интерактивные доски. Но можно ли сказать, что педагог занимает достойное место в современном обществе? Ни один опрошенный учитель не ответил на этот вопрос положительно. Более того многие убеждены, что педагог в современном обществе находиться в унизительном положении. Новые стандарты оплаты труда, не принесли учителю долгожданного повышения зарплаты, а во многом и снизила её. Известно: высокое качество образования возможно, если в классе не более 15 детей. Только в этом случае учитель в состоянии применить к ребёнку личностно-ориентированный подход. Вызывает недоумение большой разрыв в оплате труда педагогических работников разных регионов. А ведь учитель и в Москве, и в глубинке выполняет единый государственный заказ на качественное и доступное образование.

На взгляд учителей, недопустим механизм оценки труда учителя через ЕГЭ, который не может объективно оценить труд преподавателей разных предметов с учётом разных психофизиологических особенностей детей. Нельзя оценивать работу учителя количественными показателями.

Сегодня учитель занимается не столько воспитательной и образовательной деятельностью, сколько составлением бумаг для контролирующих организаций. А ведь педагоги должны в первую очередь работать с детьми, а не с бумагами, работать для детей, а не для проверяющих.

Молодые учителя, выпускники педвузов, видя такое отношение государства, обходят школу стороной, поэтому сегодня в учебных заведениях работают большинство педагогов пред пенсионного и пенсионного возраста. Правильно заметил Владимир Путин, что «никакие технологии не заменят хорошего педагога». «Российская школа нуждается в талантливых и открытых всему новому преподавателях, - подчеркнул он. Работа в школе должна быть привлекательной для лучших специалистов, которые, как известно, стремятся туда, где интересно и престижно». [6] И материальные стимулы играют здесь далеко не последнюю роль.

2.3.ДАННЫЕ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ ВИЛЕГОДСКОГО РАЙОНА

В последнее время перед обществом стала актуальна проблема «вымирания» профессии учитель, ведь по результатам статистики и социологического опроса через 10 -15 лет с такими «притоками» молодых специалистов в образовании как сейчас, некому будет развивать материально-духовные ценности, ведь учитель - это фундамент современного общества.

Что же происходит на образовательном рынке в современное время? Давайте обратимся к статистике и анкетированию.

В настоящее время в Вилегодском районе работает 291 педагог (в их число входят учителя и воспитатели детских садов, педагоги центра дополнительного образования). По результатам опроса руководителя муниципального образовательного учреждения «Районный методический информационный центр» Демидовой Л.Л. за период 2010-2013 года к нам в школы пришли работать 8 новых педагогов. В сравнении с 2000 - 2003 годом произошло уменьшение притока молодых специалистов в 2-3 раза.

По данным МОУ «Фоминская средняя общеобразовательная школа» за период 2010-2013 года поступление учащихся в педагогические учебные заведения составило 5 человек (12%) из 42.

Мы провели анкетирование среди педагогов школ с целью выявления отношения к своей профессии и причин, побудивших их стать учителями. В анкетировании приняло участие - 60 педагогов. Были заданы следующие вопросы. (см.Приложение 1)

Проанализировав анкеты учителей, нами были получены следующие данные (см.Приложение2). Средний педагогический стаж учителей Вилегодского района составил 23 года. Большинство из опрошенных педагогов, а именно 56 человек (93%), окончили высшие учебные педагогические заведения. Многие респонденты выбрали профессию педагога из-за любви к детям (22 человека), любви к своему предмету (18 человек) или по совету родителей/учителей (12 человек), но решающим мотивом для выбора профессии у большинства опрошенных стало то, что именно эта профессия была мечтой детства (23 человека). Нами была отмечена тенденция, чем старше педагог, тем больше таких ответов: любовь к детям, любовь к своему предмету. Педагоги со стажем от 2 до 9 лет на этот вопрос чаще выбирали ответ: спонтанно или по совету родителей. На вопрос о правильности профессионального выбора 4/5 опрошенных учителей уверенно ответили: «Да». Но 53% педагогов, принявших участие в опросе, признались, что очень мало их одногруппников сейчас работает по данной специальности, многие устроилось совсем на другую работу. Будучи молодыми специалистами, большинство из опрошенных нами учителей вернулись работать не в свою родную школу (32 человека). Респонденты отметили, что в настоящее время профессия учитель является «очень нужной», «важной» и «полезной», но «недооцененной» и имеющей «низкий социальный статус». Из плюсов своей профессии учителя выделили «стимул к самосовершенствованию», «летний отпуск» и «льготы», к минусам педагоги отнесли «отсутствие свободного времени», «проблему здоровьесбережения», «отсутствие мотивации учащихся» и «не очень высокую заработную плату».

Учащимся 8-11 классов мы задали всего один вопрос, хотят ли они в будущем стать учителями, а также попросили их составить рейтинг 10 самых нужных и важных профессий (см.Приложение 3-4). В социологическом опросе приняли участие 50 человек. Учащиеся поставили профессию «учитель» на третье место по значимости в современном мире после профессий «врач» и «полицейский». Большинство опрошенных нами школьников ответили, что не хотят быть учителями, ведь эта профессия очень трудна и ответственна, малооплачиваема, требует решения разных проблем. (см.Приложение 5)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Учитель… кто бы мог подумать, что 20-30 лет назад это была одна из самых престижных профессий. Бешеные конкурсы в педагогические училища и институты (по 2-3 человека на место), многочисленные экзамены, сложнейшая проверка качеств личности на профпригодность. К учителям относились с благоговением. Это был очень уважаемый человек. Сколько бы лет не было учителю 45 или 18, к нему всегда обращались на Вы, относились с пониманием, у него спрашивали совета в вопросах обучения и воспитания детей.

Учитель всегда находил место работы. Он знал, что куда бы он ни приехал, всегда может рассчитывать на помощь и понимание, как со стороны коллег, так и со стороны родителей, потому что учитель - это человек, который несёт свет знаний, прививает ребятам правила поведения, помогает им стать достойными людьми и жить в обществе. Не зря девиз всех учителей «Сердце отдаю детям».

Нелёгок учительский труд, но поистине достоин всеобщей благодарности педагог, избравший свою профессию по призванию и высокому гражданскому долгу. Его труд, полный тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков - это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.

Как показывает наша работа, что в последнее время сократился приток учителей в школу и это грозит падением духовности нации, через 10-15 лет так может стать, что некому будет учить подрастающее поколение.

Мы считаем, что необходимо сделать следующее:

  1. Государство должно заботиться о пополнении материально-технической базы школы.

  2. Индексировать зарплату педагога в соответствии с уровнем инфляции в государстве.

  3. Повышать престиж профессии педагога и образования.

  4. Не нужно копировать зарубежные системы, а брать лучшее из отечественной школы (пример ЕГЭ).

  5. В СМИ показывать реальный труд учителя, его значимость для общества. Не допускать грубого надругательства над ролью учителя.

Именно со школы, с молодого поколения возрождается Россия, и именно современный учитель прививает чувства прекрасного, патриотизма, гуманизм, учит гордиться Родиной, своей историей, литературой, культурой.

Таким образом, учитель - это не только профессия, но еще и высокая, почетная миссия, предназначение которой - сотворение личности, утверждение человека в человеке. Результаты анкетирования учителей показали, что педагоги Вилегодского района выбрали свою профессию из-за стремления быть полезными обществу, любви к детям, по призванию. Многие из них проработали в школе 25-40 лет. Они не ушли из профессии даже в самые кризисные годы, пережили реформы в образовании, но не изменили своему призванию. Каждый из них является примером для молодого поколения.

К сожалению, наша гипотеза подтвердилась. Для многих моих сверстников основными проблемами, возникающими в результате деятельности в профессии учителя, являются: низкая заработная плата, отсутствие нормальных условий работы, стресс, истощение физических и духовных сил, - что приводит к очень низкому притоку молодых специалистов в образование.





СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ozhegov.ru/slovo/56627.html

  2. otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00147021_0.html

  3. obrazovanie66.ru/main_prof.php?profid=371

  4. gazeta.ru/education/2010/01/19_n_3313585.html

  5. profistart.ru/ps/blog/5225.html

  6. o-detstve.ru/news/2009/november/808.html












ПРИЛОЖЕНИЯ



ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Анкета для учителей

  1. Сколько лет вы работаете учителем?

  2. Какой ВУЗ Вы закончили?

  3. Назовите внутренние устремления, причины (мотивы), которые побудили Вас выбрать педагогическое заведение, а значит - профессию педагога?

  4. Есть ли у Вас уверенность в том, что профессиональный выбор сделан Вами правильно?

  5. Сколько выпускников из вашей группы работает в педагогических заведениях?

  6. Вы вернулись работать в свою родную школу?

  7. Как вы сейчас оцениваете свою профессию?

  8. Отметьте плюсы и минусы вашей профессии.










ПРИЛОЖЕНИЕ 2



  1. Какой ВУЗ Вы закончили?

  • Педагогический институт/университет - 56 человек

  • Педагогический колледж - 2 человека

  • Без образования - 2 человека











  1. Назовите внутренние устремления, причины (мотивы), которые побудили Вас выбрать педагогическое заведение, а значит - профессию педагога?

  • Любовь к детям - 22 человек

  • Продолжение династии - 7 человек

  • Мечта с детства - 23 человек

  • Желание быть полезным - 9 человек

  • Любовь к своему предмету - 18 человек

  • Призвание - 11 человек

  • Спонтанно - 4 человека

  • По совету родителей/учителей - 12 человек

  • Смена профессии (в связи с закрытием предыдущего места работы) - 2















  1. Есть ли у Вас уверенность в том, что профессиональный выбор сделан Вами правильно?

  • Да - 49 человек

  • Нет - 1 человек

  • Не вполне - 10 человек



  1. Сколько выпускников из вашей группы работает в педагогических заведениях?

  • Много - 13 человек

  • Мало - 32 человека

  • Нет таких - 3 человек

  • Не знаю - 12 человек









  1. Вы вернулись работать в свою родную школу?

  • Да - 28 человек

  • Нет - 32 человек







  1. Как вы сейчас оцениваете свою профессию?


  • Интересная

  • Важная

  • «Нужная, но недооцененная»

  • Стимул к самообразованию

  • Низкий статус в обществе

  • «По 10-бальной шкале - на 5»

  • «Лишняя трата нервов в связи с бумажной волокитой»

  • «Ущемленная»

  • Отличная

  • Положительная

  • Превосходная

  • Самая нужная

  • «Испытываю гордость»

  • «Много формализма»

  • Тяжелая

  • Ответственная

  • «Не хочу быть никем другим, кроме учителя»

  • Важнейшая

  • Полезная

  • «Удовлетворительно»



  1. Отметьте плюсы и минусы вашей профессии.

Плюсы профессии учитель

Минусы профессии учитель

  • Творческий поиск

  • Обмен опытом (повышение квалификации)

  • Стимул к самосовершенствованию

  • Летний отпуск (2 месяца)

  • Общение с детьми

  • Поддержание имиджа

  • Хорошая зарплата

  • Статус профессии

  • «Свои дети рядом»

  • Льготы

  • Возможность увидеть плоды своей работы

  • Воспитание молодого поколения

  • Любовь и уважение детей, родителей

  • Отсутствие свободного времени

  • Проблема здоровьесбережения

  • Обилие бумажной работы

  • Не очень высокая зарплата

  • Ответственность за детей

  • Недостаточная укомплектованность МТБ

  • Бесконечные реформы

  • Низкий статус профессии

  • Отсутствие мотивации учащихся

  • Отсутствие помощи со стороны родителей

  • Увеличение учебной нагрузки

  • Напряженность

  • Снижение численности учащихся





































ПРИЛОЖЕНИЕ 3



Социологический опрос учащихся 8-11 классов



Рейтинг 10 самых нужных и важных профессий в современном мире.



  1. Врач

  2. Полицейский

  3. Учитель

  4. Строитель

  5. Инженер

  6. Юрист

  7. Парикмахер

  8. Повар

  9. Журналист

  10. Экономист



























































ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Хочешь ли ты стать учителем?

ДА, потому, что...


  1. Учитель - интересная профессия.

  2. Я очень люблю детей.

  3. Хочу быть полезным.

  4. Я хочу общаться с детьми, воспитывать их.

  5. Учителем быть хорошо.

  6. Мне нравится в обществе, я люблю учить кого-нибудь.

  7. Нравится учить детей и ставить оценки.

  8. Мне просто нравится профессия учитель.

  9. Это доброе дело - обучать детей.

  10. Хочу учить детей.

  11. Учитель много знает.

  12. Мне нравится проверять и задавать задание.

  13. Другое__________

НЕТ, потому, что...

1. Это очень трудная профессия.

2. Учителям мало платят.

3. Учителя сильно устают.

4. Ребята обычно непослушные, шумные.

5. Я просто хочу быть кем-нибудь другим.

6. Не люблю детей.

7. Большая ответственность.

8. Тратится слишком много нервов.

9. Много бумажной работы.

10. Это очень утомительно.

11. Мне не нравится эта профессия.

12. Я не хочу работать в школе.

13. Это неблагодарный труд.

14. Другое__________





ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Хочешь ли ты стать учителем?

ДА, потому, что...

1. Я могу общаться с детьми, воспитывать их - 3 человека

2. Нравится учить детей и ставить оценки - 1 человек

НЕТ, потому, что...

1. Учителям мало платят - 33 человека

2. Тратится слишком много нервов - 15 человек

3. Это неблагодарный труд - 12 человек

4. Большая ответственность - 33 человека

5. Мне не нравится профессия - 12 человек

6. Нет перспектив - 5 человек

7. Не люблю детей - 3 человека

8. Много проблем - 31 человек



© 2010-2022