Из опыта анализа художественного текста

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Непряхин Сергей Владимирович,

учитель русского языка и литературы

МОУ Романовская СОШ

Из опыта анализа художественного текста

Особенности содержания.

При изучении художественных произведений школьного курса литературы, на уроке совместно (учитель - ученик) решаются нравственные проблемы, тесно связанные с современными жгучими проблемами жизни подростков.

Поэтому проблемный вопрос на уроке обращен не в целом (к классу), а в частности (к отдельному ученику). И мастерство учителя заключается в том, чтобы при ответе на вопрос - проблему у ученика возникла острая необходимость тщательного изучения произведения.

Особенности методики.

Урок литературы - урок, полный труда и мысли, урок воспитывающий и результативный, целенаправленный, который решает три задачи:

  • Обучение

  • РИз опыта анализа художественного текстаазвитие средствами своего предмета

  • ВИз опыта анализа художественного текстаоспитание

Это урок, в центре которого

Из опыта анализа художественного текстаУЧЕНИК диалог УЧИТЕЛЬ

Из опыта анализа художественного текстаИз опыта анализа художественного текста

Из опыта анализа художественного текста

Опыт

реальной жизни Проблема Литература

Из опыта анализа художественного текстаИз опыта анализа художественного текста

РЕШЕНИЕ

нравственных проблем

Эти проблемы решаются на уроке литературы через контекст произведения, через автора, через контекст эпохи и традиций. В жизни нравственные проблемы решаются через опыт жизни прошлого, настоящего и будущего. Обобщая проблемы литературы и жизни, решаем общечеловеческие проблемы.

Ответ на поставленные проблемы организуется в форме:

  • коллективного поиска;

  • раскрепощенного обсуждения;

  • дискуссии, организуемой и инициируемой учителем;

  • самостоятельного анализа и др.

Таким образом, урок литературы - это

  • общение, искусство, жизнь;

  • сотворчество писателя и учителя;

  • совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, межличностном общении, в результате которого делаются эвристические открытия, ведущие к познанию жизни, приобретению жизненного опыта.

Самое большое внимание на уроке литературы уделяется тщательному, внимательному прочтению художественного текста. 15-20 минут должен звучать текст.

Автор опыта использует разные виды работы с текстом:

  • комментированное чтение;

  • выразительное чтение по ролям;

  • выразительное чтение как учителя, так и ученика;

  • выборочное чтение (например, при анализе эпизода);

  • разные виды цитирования текста и т.д.

Анализ художественного произведения желательно начать с эмоционально-эстетического восприятия текста, т.е. приучаем ученика видеть эстетическую значимость текста. Идем от формы (художественная речь, система образов, художественные приемы, изобразительные средства…) к содержанию (теме, идее).

Формы работы с текстом

Могут быть разнообразны:

  • детальный, выборочный, обзорный или разумное сочетание анализов;

  • сравнительный анализ героев, их поступков, творческой манеры, особенностей стилистики разных писателей;

  • погружение в себя при чтении художественного текста как важный этап самоосмысления;

  • принцип соотношения героя и сюжета; писателя и рассказчика (лирического героя); героя и самое себя.

Придумывая урок, автор опыта разнообразит виды деятельности учащихся:

  • чтение (перечитывание, чтобы осмыслить);

  • анализ ключевых эпизодов при повторном чтении;

  • высказывание каждого по поводу прочитанного и услышанного;

  • учащиеся наблюдают, сравнивают, делают выводы;

  • работа в разных позициях: (ученик-автор, ученик-критик, ученик-слушатель, ученик-собеседник).

Таким образом, любой урок должен быть направлен на активизацию мыслительной деятельности (ученик должен быть активным); на развитие речи учащегося как условия интеллектуального, нравственного, духовного развития личности.

Опираясь на научный труд авторов М.В. Зверевой, Молдавской, Кудиной «Диагностика читательской деятельности школьников», где рассматривается литературное развитие школьников как процесс развития способностей к непосредственному восприятию искусства слова; сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями и художественным вкусом, выработанным в школе при усвоении учебного курса литературы в широком внешкольном общении с искусством, творческая мастерская учителей -словесников нашей школы разработала систему уроков поэтапного обучения анализу художественного текста с выходом на филологическое исследование художественного текста (т.е. на литературоведческий и лингвистический анализ текста). Что помогает сформировать целостное восприятие художественного произведения.

Авторы книги «Диагностика читательской деятельности школьников» выделяют

5 уровней литературного развития:

  1. Фрагментарный (неполный);

  2. Полный,сюжетно-логический;

  3. Эмоционально-сюжетный;

  4. Интуитивно-художественный;

  5. Осознанно-художественный.

Постигая в процессе обучения один уровень литературного развития за другим: от фрагментарного(ученик неполно понимает сюжетно-событийную сторону произведения, не осознает отношение писателя к изображенным событиям);полного, сюжетно-логического (ученик самостоятельно передает сюжетно-событийное содержание произведения, не пропуская основных характерных связей);эмоционально-сюжетного (ученик с достаточной полнотой устанавливает конкретные связи в тексте, осуществляет обобщение, личное отношение к тексту выражает самостоятельно, но оценку герою или всему произведению дает мало развернутую); интуитивно-художественного(8-9кл)

( ученик воспринимает текст как целостный, высказывает свои суждения обо всем произведении, его достоинствах, героях, отдельных сценах только в связи с общим анализом, выражают активно личное отношение к герою, всему произведению); учащиеся приходят к осознанно- художественному уровню (ученик стремится понять позицию писателя как можно глубже при детальном анализе художественного произведения; воспринимает отдельные стороны произведения в единстве формы и содержания; стремиться понять, выразить в слове свое отношение к герою, событию и ко всему произведению; получает эстетическое наслаждение от текста).


© 2010-2022