Рабочая программа по риторике для 5 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное образовательное учреждение гимназия №1










Рабочая программа по риторике для 5 класса




Филипповой И.В., учителя русского языка и литературы





















2015-2016 учебный год.





Пояснительная записка

Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной программы общего образования и авторской программы Т.А.Ладыженской, Н.В.Ладыженской «Риторика».

Актуальность выбора определена следующими факторами:

  • На основе диагностических показателей учащиеся слабо владеют коммуникативными умениями;

  • Обеспечение преемственности, так как данный курс изучался в начальном звене

На изучение отведено 34 часа в год (1 час в неделю). Темы занятий сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом общего образования. Отличительными особенностями являются:

  • Определение видов организации деятельности учащихся , направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

  • В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Изучение курса «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цели и задачи риторики как предмета филологического цикла - научить речи, развивать коммуникативные умения, научить школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Риторика как учебный предмет выполняет очень важную область школьного образования, ее отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях. Риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационный экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика дает возможность школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Структура курса

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок - «Общение» дает представление о

  • Сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

  • Компонентах коммуникативной ситуации кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет)

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень ее успешной реализации в общении.

Второй блок - «Речевые жанры»- дает сведения о

  • Тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; - типологии текстов(повествовании, описании, рассуждении);

  • Речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определенной коммуникативной направленности.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) дает возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для школьников.

Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений - школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Планируемые результаты


Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания - осмысление и интериоризация (присвоение) школьниками системы ценностей.

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

- оценивать свою вежливость;

- определять степень вежливости при общении людей (вежливо - невежливо - грубо);

- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

- осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

- понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

- формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

- определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

- критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

- осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

- учиться подчинять свое высказывание задаче взаимодействия;

- анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

- продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявление сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

- перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

- анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

- аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

- продуцировать рассуждения, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

- знать основные приёмы подготовки устного выступления - учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

- пользоваться приемами подготовки устного выступления, выступать с графическими (возможно, аудио - , видео - ) сопровождением;

- в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства;

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

- приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

- отличать подготовленную и неподготовленную речь;

- знать особенности неподготовленной речи;

- осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

- знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

- реализовывать жанры комплимента, поздравлять с учетом коммуникативной ситуации;

- знать особенности диалога и монолога;

- анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

- использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

- знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

- пользоваться основными способами правки текста.








II. Календарно-тематическое планирование курса «Риторика»

№ п/п

Дата

Темы занятий


Кол-во часов


Виды деятельности

обучающихся. Формы

занятий

Требования к уровню подготовки обучающихся по ФГОС (УУД)

1. ОБЩЕНИЕ (I часть - 18 часов)

Риторика как наука о речи. Общение. Речевая ситуация. Коммуниканты. Коммуникативные цели.

2

Рассказывать о науке риторике, значении в жизни людей.

Называть адресата, адресанта высказывания.

Приводить примеры успешного общения в жизни людей.

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.

Беседа. Риторические игры.

Познавательные

  • самостоятельное выделять и формулировать познавательные цели

  • осознанно строить высказывания в устной и письменной форме

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

  • планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности

  • самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари


Виды общения. Словесное - несловесное общение. Культура общения.

2

Называть несловесные средства общения.

Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях. Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения.

Объяснение материала. Ролевые игры. Решение риторических задач. Анализ устных выступлений учащихся.

Регулятивные

  • определять и формулировать цель деятельности на знании с помощью учителя

  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основ работы с материалом учебника

  • давать оценку невежливому речевому поведению

Функции речи. Устная и письменная речь. Условия речевого общения.

1

Различать устную и письменную речь. Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства.

Решение риторических задач.

Коммуникативные

  • ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

  • учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы совместной деятельности

  • соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности

Культура речи. Речевой этикет. Богатство и выразительность речи.

1

Познакомить с основными качествами культурной речи.

Называть речевые формулы этикета. Публичное выступление.


Вежливость. Просьба - вежливая просьба. Вежливый отказ.

3

Объяснять, какими правилами можно воспользоваться , чтобы просьбу выполнили.

Называть речевые формулы вежливой просьбы, отказа.

Моделировать просьбу, отказ в различных ситуациях общения.

Разыгрывание речевых ситуаций.

Техника речи. Речевой аппарат и его работа. Дыхание. Дикция. Интонация. Пауза. Логическое ударение.

6

Познакомить с особенностями строения, работы речевого аппарата. Объяснить правила выполнения речевых упражнений.

Артикуляционная гимнастика. Речевые упражнения (дыхательные, интонационные, дикционные)


Слышать и слушать. Виды слушания. Слушание с установкой. Правила для слушающих.

3

Называть задачи слушания.

Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя.

Оценивать свои особенности как слушателя.

Решение риторических задач.

Речевые игры.

Риторический анализ (что и как сказал)


2.ТЕКСТ.РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.(16 часов)

Текст. Признаки текста: смысловая цельность и связность текста, ключевые слова, заголовок.

3

Различать текст и набор предложений.

Объяснять роль заголовка.

Озаглавливать текст.

Определять тему и основную мысль теста.

Определять по ключевым словам, о чем говорится в тексте.

Выделять опорные слова в тесте.

Объяснять роль абзацев в тексте.

Создание текстов.

Редактирование текстов.

Регулятивные

  • определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Стили речи: разговорный, книжные: официально - деловой, художественный, публицистический. Анализ текстов.

3

Различать стили речи.

Создание текстов разных стилей.

Анализ текстов.

Познавательные

  • при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей

  • Использовать знаково-символические средства для решения задач

  • Определять тему, основную мысль несложного текста

  • Определять структурно-смысловые части текста

  • Находить основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов

Типы речи. Описание. Повествование. Рассуждение.

3

Различать повествование, описание, рассуждение.

Моделировать тексты рассуждения, описания, повествования.

Анализ текстов.

Решение риторических задач.

Коммуникативные

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельность, в том числе в ситуациях столкновения интересов

  • Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание

План высказывания. Виды планов. Начальное понятие о тезисах и конспектах.

3

Составлять план текста (цитатный, тезисный, вопросный).

Объяснить важность создания вторичных текстов (тезисы, конспект)

Составление планов по сюжетным картинкам.

Составление плана для пересказа.


Вторичные тексты. Пересказ. Виды пересказов. Степень сжатия текста.

3

Закрепить понятие - вторичные тексты.

Различать подробный и краткий пересказ.

Научить приемам компрессии текста.

Определять необходимость использования цитаты в пересказе.

Краткий пересказ.

Повторение за год

1

Повторить и обобщить изученное.

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры

Риторические игры


Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение для учителя:

  1. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И. Методические рекомендации к учебнику для 5 класса.

  2. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Книга для учителя. Уроки в школе. М - Баласс 2004.

  3. Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль, Академия развития, 1997.

  4. Грудцына Н.Г., Азбука общения., Самара, 1994

Учебно - методическое обеспечение для ученика:

  1. Ладыженская Т.А. Школьная риторика 5 класс (в 2-х частях). М - Баласс2011.

  2. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И. Учебник тетрадь для 5 класса. В 2 частях. - М.: Баласс, 2011.

© 2010-2022