Конспект урока русского языка в 9 классе Бессоюзные сложные предложенияв формате ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Бессоюзные сложные предложения


ФИО (полностью)

Савачаева Валентина Павловна

Место работы

ГБОУ СОШ им.Н.Т. Кукушкина с. Савруха м.р. Похвистневский

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский язык

Класс

9Б класс

Тема и номер урока в теме

Бессоюзные сложные предложения( обобщающий урок)

8-ый урок (40 минут)

7.

Базовый учебник

В.В.Бабайцева», Москва, издательство «Дрофа», 2014г

8. Цель урока: повторить теоретический материал; сформировать умение различать БСП по значению и применять в письменной и устной речи; развивать познавательный интерес к русскому языку.

9. Задачи:

- обучающие: (формирование познавательных и логических УУД)

- развивающие: (формирование регулятивных УУД) развивать умение пользоваться полученной информацией, умение применять БСП в своей речи; развивать умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

- воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности.


  1. Тип урока: обобщающий урок.

  2. Метод обучения: поисковый.

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, экран, компьютеры для каждого учащегося.

  4. Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Название используемых ЭОР


Деятель

ность учителя

(с указанием действий с ЭОР, напри

мер, демон

страция)


Деятель

ность ученика

Вре

мя

(в мин.)


Формируемые УУД / СУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные, личностные

1

2

3

5

6

7

8

9

10


1


Организационный момент


  1. сообщение плана урока для учащихся


  1. индивиду альная работа по карточкам














Электрон

ная презента

ция

(слайд 1)


Приветствие и настрой на учебную деятельность


Вступитель

ное слово учителя

Демонстриру

ет ЭОР


Слушают учителя




Слушают учителя


Выполня

ют устные упражне

ния или письмен

ные по карточкам

5


Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализ, синтез, сравнение, построение логической цепи рассуждений.


/.





Целеполага

ние




Волевая саморегуля

ция



Умение слушать



Умение слушать


2


Актуализация опорных знаний:


2.1 Выполнение заданий для определения темы и цели урока


2.2 Определение темы и цели урока








Электрон

ная презента

ция

(слайд 2)







Демонстриру

ет ЭОР





Начинает беседу с проблемной задачи по будущей теме урока.








Участвуя в диалоге друг с другом, вспомина-ют правила


Выявляют зависи

мость в проблем-

ной беседе

7








Построение речевого высказывания в устной форме, анализ объектов, синтез, сравнение, систематизация,

построение логической цепи рассуждений, исследование, выбор оснований для сравнения, поиск и выделение необходимой информации, преобразование информации.









Постановка цели, учебной задачи, ролевая саморегуля

ция.








Умение слушать,

участвовать в коллективном обсуждении.



Владение монологической формой речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.





3

Работа по теме урока


Демонтрационно-обучаю

щая программа по теме

Демонстриру

ет ЭОР


Работают с объясни

тельным текстом учебника

5


Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов, смысловое чтение, подробная передача содержания текста, построение речевого высказывания в устной форме, анализ, синтез, сравнение, построение логической цепи рассуждений, преобразование объекта из чувственной формы в знаковую модель, создание алгоритма деятельности.




Волевая саморегуля

ция.



Умение слушать, владение монологической формой речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


4


Закрепление изученного материала




Электрон

ная презента

ция

(слайд 2)


Комментиру

ет, направляет работу учащихся


Ученики выполняют задание письменно

10


Анализ, умение структурировать знания, построение речевого высказывания в устной форме и преобразование ее в письменную форму.

Соблюдение формы записи.

.






Волевая саморегуля

ция, планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и оценка деятельно

сти и полученного результата.


Умение слушать


5


Время расслабления

files.school-collection.edu.ru/
Музыка Чайковского



Создаёт условия для минутки отдыха, демонстриру

ет ЭОР


Отдыхают

1



Элемент волевой саморегуля

ции (осознание ценности здоровья)



5


Самостоятельная работа




Электрон

ная презента

ция

(слайд 3-4)



Оказывает помощь ученикам при выполнении задания


Самостоятельно выполняют задание и оценивают результат

5


Анализ, умение структурировать знания, анализ, синтез, сравнение, преобразование объекта .


/


Контроль, коррекция деятельнос

ти и полученного результата. Элемент волевой саморегуля

ции.

Осознание качества и уровня усвоения


Личностное самоопределе

ние


6


Повторение изученного материала



Электрон-

ная презента-

ция



Демонстриру-

ет ЭОР, направляет учебную деятельность по повторению


Отвечают на вопросы, выполняют задания

5


Знаково-символические действия,

построение речевого высказывания в устной форме, анализ, синтез,

сравнение, преобразование информации.

/Применение стандартных операций по формированию предложений, привлечение известных правил.


Элемент волевой саморегуля

ции,

осознание качества и уровня усвоения


Умение слушать и вступать в диалог, умение задавать вопросы, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение диалогической формой речи.



7


Подведение итогов урока


Электрон-

ная презента

ция

(слайд 5)



Подводит итог, выставляет отметки и задает дозированное домашнее задание


Записыва-

ют домашнее задание в дневники

2


Рефлексия способов и условий действия.


Контроль и оценка своей деятельности в рамках урока


Построение речевого высказывания в устной форме,

обобщение.


СЦЕНАРИЙ УРОКА







Цели урока:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация знаний учащихся о сложном предложении, совершенствование навыков постановки знаков препинания в БСП.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание осознанного отношения к русскому языку; формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать умение логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развивать умение аргументировать, доказывать, применять полученные знания.

СТРУКТУРА УРОКА:

1. Организационный этап.

2. Работа с эпиграфом к уроку.

3. Сообщение темы урока и постановка целей.

4. Работа в группах.

5. Работа в парах.

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов урока.

8. Инструктаж по выполнению домашнего задания.


Ход урока


1. Организационный этап.

1. Приветствие.

2. Подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Работа с эпиграфом.

- Мне бы хотелось к нашему уроку предложить следующий эпиграф:

Единственное благо - это знание, единственное зло - невежество. (Диоген)

- Как вы понимаете это высказывание?

- Какова структура предложения?

- Давайте вспомним виды сложных предложений.

3. Тест «Проверь себя». (Учащиеся получают задания на карточках.)

1 вариант выписывает № ССП.

2 вариант выписывает № СПП.

3 вариант выписывает № БСП.

Знаки препинания не расставлены.



1. Федя никогда не плакал, зато находило на него временами дикое упрямство. (И.С.Тургенев)

2. Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.

3. Труд человека кормит - лень портит. (Пословица)

4. Не только Соня без краски не могла выдержать этого взгляда, но и старая графиня и Наташа краснели, заметив этот взгляд. (Л.Н.Толстой)

5. Он должен мне исповедоваться, хотя смотрел на меня несколько сверху вниз, ибо был умнее и красивее меня... (К.Бальмонт)

6. Видимо, беглецы не замечали преследователя: они не торопились. (Б.Окуджава)

7. Нет, сладко жить; страшно жить; стыдно жить.(В.Распутин)

8. Она знала жизнь настолько плохо, насколько это возможно в двадцать лет. (А.Куприн)

9. Она не то испугалась, не то удивилась и глядела на него большими глазами. (В.Панова)

(1 в. - 1, 4; 2 в. - 5, 8; 3 в. - 2, 3,7)

Самопроверка (ответы на переносной доске).

- Давайте проверим вашу работу. У кого нет ошибок, поднимите руки. Молодцы!

- У кого одна ошибка? Подумайте ещё.

- У кого две ошибки? Пожалуйста, сосредоточьтесь.

4. Целевая установка.

- 1 уровень: Мы должны уметь читать БСП с правильной интонацией и правильно ставить знаки препинания.

- 2 уровень: Кроме сказанного выше, мы должны уметь конструировать БСП из простых предложений.

- 3 уровень: Мы должны уметь составлять тексты, используя БСП.

5. Повторяем теоретический материал.

Продолжи предложение.( С примерами)

1. Бессоюзными называются предложения …

2. В БСП ставятся такие знаки препинания …

3. Запятая ставится между частями БСП …

4. Точка с запятой ставится, если …

5. Двоеточие ставится, …

6. Тире ставится, …

6. Работа в группах.

Задание на карточках.

Выписать те предложения, в которых между частями БСП ставится

тире (1 группа),

двоеточие (2 группа),

запятая (3 группа),

точка с запятой ( 4 группа).

Определить смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП.


1. Дубовые кусты разрослись по скатам оврагов; около родника зеленеет короткая бархатная травка; солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной, серебристой влаги.

2. Допевают свои весенние песни соловьи, ещё сохранились в затишных местах одуванчики, быть может, где-нибудь белеет ещё ландыш. (М.Пришвин)

3. Стали привыкать жить двойной жизнью: думать одно, а говорить другое. (Д.С.Лихачёв)

4.Всё кругом слабо шумело и шуршало, словно живое: трава, цветы, кусты. (В.Вересаев)

5. Солнце дымное встаёт - будет день горячий. (А.Т.Твардовский)

6. С вечера падал редкий, но крупный дождь; к ночи он перестал, только небо сплошь обложилось тучами. (С.Н.Сергеев-Ценский)

7. Мелких чувств не бывает - мелкими бывают только души. (М.Алигер)

8. В Мексике похвалить вещь в чужом доме нельзя: её заворачивают вам в бумажку. (В.В.Маяковский)

9. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. (И.С.Тургенев)


Задание проверяется устно. Учащиеся читают предложения с правильной интонацией, обосновывая постановку знаков препинания.

 Какое предложение вы не выписали? Почему? (4-е, оно простое)


7. Работа в парах.

Составьте пословицу. Обоснуйте постановку знаков препинания.


1. Каково дерево, таков и клин (люби и саночки возить).

2. Моё добро (полезай в кузов).

3.Любишь кататься (богатый вора боится).

4. Богатому не спится( каков батька, таков и сын).

5. Назвался груздем ( хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю).

Самопроверка. Ответы на доске.

 Значение всех пословиц вам понятно?

Ключ:

1. Каково дерево, таков и клин; каков батька, таков и сын.

2. Моё добро: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю.

3.Любишь кататься - люби и саночки возить.

4. Богатому не спится: богатый вора боится.

5. Назвался груздем - полезай в кузов.

8. Самостоятельная работа.

Задание для первого уровня: выпишите бессоюзные сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Начертите схемы предложений, обоснуйте постановку знаков препинания.


1. К дому с обеих сторон прилегали тёмные деревья, аллея стриженых ёлок вела к подъезду. (И.С.Тургенев)

2. Слышу я: звенит синица средь желтеющих полей. (И.С.Тургенев)

3. Не рыбацкий парус малый - корабли мне снятся. (Н.А.Некрасов)

4.Мы постарались собрать побольше дров, благо в них здесь не было недостатка. (В.Арсеньев)

5. Сосна - дерево долговечное: иные сосны доживают до двухсот и более лет.(Л.Асеева)

6. Солнце только что начинало подниматься из-за туч; в воздухе было свежо... (М.Ю.Лермонтов)



Задание для второго уровня: замените союзные предложения бессоюзными. Определите смысловые отношения между их частями. Запишите бессоюзные сложные предложения. (Один ученик выполняет у доски).


1. Пробираться сквозь чащу было трудно, потому что колючие кусты разрослись очень густо.

2. Я хотел крикнуть, но голос не слушался.

3. Подул ветер, и деревья закачались.

4. Лето припасает, а зима поедает.

5. Я взглянул на небо и увидел, как стали загораться звёзды.

6. Если хочешь достичь цели, не отступай перед трудностями.

7. Увидел грача, следовательно, весну встречай.


Задание для третьего уровня: напишите сочинение- миниатюру «Летние ночи», используя бессоюзные сложные предложения.

9. Проверка самостоятельной работы.


Первый уровень. Задание проверяется в индивидуальном порядке - 1-2 работы. Какое предложение не выписали? Почему?



Второй уровень.

1. Пробираться сквозь чащу было трудно: колючие кусты разрослись очень густо.

(второе предложение указывает на причину того,о чём говорится в первом предложении)

2. Я хотел крикнуть - голос не слушался.

(во второй части содержится резкое противопоставление по отношению к первой части)

3.Подул ветер, деревья закачались.

(предложения тесно связаны по смыслу)

4.Лето припасает - зима поедает.

(во второй части содержится резкое противопоставление по отношению к первой части)

5.Я взглянул на небо : стали загораться звёзды.

(вторая часть имеет значение изъяснения)

6. Хочешь достичь цели - не отступай перед трудностями.

(первая часть имеет значение условия)

7.Увидел грача - весну встречай.

(вторая часть имеет значение следствия)

Упражнение комментируется учащимся у доски, остальные вносят свои замечания.


Третий уровень . Задание проверяется устно.

В конце урока тетради собираются для проверки.


10. Итог урока.

- Какова роль бессоюзных сложных предложений?


Продолжи предложение.

 Сегодня на уроке я научился …

 У меня получилось …

 Было трудно …

 Я смог …

 Мне нужно поработать над …


Выставление оценок.


 Кто был самым активным?


11. Домашнее задание.

1-й и 2-й уровень: упр.239.

3-й уровень: упр. 237.








12


© 2010-2022