• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Доклад на тему «Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время (в рамках подготовки к переходу на ФГОС основного общего образования)

Доклад на тему «Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время (в рамках подготовки к переходу на ФГОС основного общего образования)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема доклада: «Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время (в рамках подготовки к переходу на ФГОС основного общего образования).

Подготовила: Кимпель Алевтина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Пензенское МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области.

Российская школа сегодня находится на этапе становления в новом качестве, которого требует современная образовательная ситуация. Обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди.

В широком значении термин «метапредметный подход» означает умение учиться. В более узком - это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Метапредметность должна вести к осмыслению ребенком процесса обучения и познания и ребенок осваивает сразу два типа содержания - содержание предметной области и деятельность.

Сегодня никто не собирается в связи с принятием новых стандартов вводить метапредметы в таком виде, скажем, как предложил их ученый-педагог Ю.В.Громыко: он разделил их на четыре большие группы: «знание», «знак», «проблема» и «задача». На данном этапе мы говорим лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.

Достичь этой цели можно с помощью метапредмета «Проблема», используя русский язык, литературу, историю и ряд других наук. Необходимо формировать на уроке проблемную ситуацию, требующую личного самоопределения.

Еще в прошлом учебном году мы начали осуществлять попытки внедрять в урок и внеклассную деятельность элементы ФГОС, а в сентябре 2013 г. в школе была открыта институциональная экспериментальная площадка по теме «Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время». Я являюсь руководителем данной площадки. Была разработана и утверждена школьным экспертным советом программа инновационно-экспериментальной деятельности, рассчитанная на 2 года: с сентября 2013 г. по май 2015 г. И наш главный ожидаемый результат - подготовка учителя и учеников к реализации федерального государственного стандарта основного общего образования, который будет введен в штатный режим в сентябре 2015 г.

На сегодняшний день наша экспериментальная деятельность находится на практическом этапе. Мы разработали программу эксперимента и план его реализации. Затем продолжили теоретическое изучение вопроса. Несколько заседаний ШМО учителей гуманитарного цикла, руководителем которого также являюсь я, были посвящены изучению темы «Метапредметный подход в образовании» и «Метапредметный подход в теории и практике». Также для учителей школы были проведены теоретические семинары «Традиции и мыследеятельностный подход в обучении» и «Компетентностный подход в образовании». Мы обучали педагогов составлению технологической карты урока и знакомили с критериями оценки урока с позиции компетентностного подхода и ФГОС нового поколения.

А чему же научились наши дети? Наверное, это самый важный показатель нашей профпригодности и профессиональной успешности.

Что касается регулятивных УУД, ученики 5 и 6 класса уже более свободно формулируют цель, ставят учебные задачи, осуществляют самоконтроль, самооценку и самокоррекцию своих действий.

Значительно легче удается ребятам и освоение познавательных универсальных учебных действий. При работе с текстом они учатся извлекать необходимую информацию из различных источников, перерабатывать ее, определять основную и второстепенную информацию, формулировать проблему и строить аргументированные высказывания.

Большое подспорье в этой связи для нас - внеурочная деятельность, которая позволила нашим ребятам раскрыться и проявить свои таланты и способности.

Если в прошлом учебном году принимали участие только по русскому языку и литературе, то сейчас многие ребята участвуют во Всероссийских межпредметных конкурсах, таких как: «Россия. Традиции и обычаи» и «Я знаю как».

Таким образом, данная тема актуальна и направлена на достижение положительных эффектов. Д.И.Менделеев утверждал, что «вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». Метапредметы нужны, во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога. Они нужны, потому что задают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни, то есть они задают новые возможности для всех учащихся. Поэтому метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования.

Список источников:

1. Громыко Ю.В. "Метапредмет "Проблема".- М., 1998. - 376 с.

2. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.

"The formation of transdisciplinarity competencies of the students in the lessons of Russian language and literature and in the classroom outclass activities"

  1. Technology.

  2. Metapredicate.

  3. MetaFrame.

  4. The fundamental core.

  5. Competence.

© 2010-2022