Разработка по литературе на тему Сопоставление пейзажных образов в поэзии с произведениями, созданными в других видах искусства

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический кабинет

Криворожской общеобразовательной школы І-ІІІ ст. № 41












Сопоставление пейзажных образов в поэзии с произведениями, созданными в других видах искусства


(Урок развития речи по литературе . 5 кл.)




Подготовила: Борисюк

Людмила Степановна,

учитель русского языка

и литературы

ІІ квалификационной категории



Кривой Рог

2015

Литература 5 кл. 09.04.2015

Р.р.4. Сопоставление пейзажных образов в поэзии с произведениями, созданными в других видах искусства (устно)

Цели урока: повторить теоретические сведения (элементы анализа стихотворения: тема, идея, тропы), пейзаж; развивать навыки сопоставления пейзажных образов в литературе и живописи; прививать любовь к искусству (живопись, музыка, литера-

тура).

Оборудование:

Репродукции картин, фото пейзажей; карточки «Словарик юного художника» и «Словарик юного музыканта»; звуковые дорожки Вивальди «Времена года», «Фантазия», учебник.

Ход урока

  1. ОРГ. МОМЕНТ. Оглавление темы

Это последний урок темы « Мы и природы». За время изучения этой темы мы познакомились с произведениями М.Ю. Лермонтова, Фёд. Иванов. Тютчева, Аф.Аф. Фета, Эрнеста Сетон-Томпсона, Ивана Алексеевича Бунина, Сергея Александровича Есенина. Все они мастерски раскрыли нам краски и образы природы вокруг нас. Сегодня мы свами попробуем применить на практике полученные знания, расширить свои умения наблюдать за природой с помощью разных видов искусства.

Запись числа, темы урока.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. Мотивация учебной деятельности.

Для начала, давайте определимся, с какими видами искусства мы сегодня будем работать. Для этого послушаем, понаблюдаем и поможем одноклассникам, которые постараются изобразить представителей того или иного вида искусства

Кластер ПЕЙЗАЖ= (определение на доске - оно уже знакомо)

  1. Сценка выходят Художник и ученик-натурщик.(художник устанавливает натурщика, так как ему нужно, и «начинает рисовать»…

Стоп. Дети кто это пришёл к нам в гости? Какой вид искусства он нам представил?

= ИЗО=

  1. Сценка выходит Дирижёр и просит сыграть «оркестр»

(оркестр - класс; 1 ряд- виолончель; 2 ряд - скрипки, 3 ряд - флейты). Спасибо - для первого раза неплохо.

Стоп. Спасибо. Дети кто это пришёл к нам в гости? Какой вид искусства он нам представил?

=МУЗЫКА=

(Вивальди.Времена года).

  1. Сценка выходит ученик и читает наизусть:

Лирика - особый род -

Душа то стонет, то поёт.

В стихах хранит из века в век

Живые чувства человек.

В центре лирики (внимание!)

Образ, чувство, переживание.

Лирика - дама вздорная:

Форма её стихотворная,

Соразмерная, ритмичная, красивая,

Только очень уж субъективная (Н.В. Царегородцева).

Стоп.Спасибо. Дети кто это пришёл к нам в гости? Какой вид искусства он нам представил? (ЛИРИКА -определение на доске - оно уже знакомо).

= ЛИТЕРАТУРА=

- О каких особенностях лирики здесь говорится (раскрывает чувство, переживания, ритм, рифма)

- запишем понятиеСУБЪЕКТИВНАЯ ЛИРИКА - личностная, авторская

  1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА

ИЗО, музыка и лирика похожи именно тем, что они передают нам авторские переживания, настроение. Что же помогает нам представить то, что хотел сказать автор?

Чтение текста учителем.



ТАИНСТВЕННЫЙ ЛЕС

Тёмным вечером вы входите в дремучий лес. Вы делаете несколько шагов, и вас останавливает невольно смутное чувство чего-то пугающего… Вон впереди лежит что-то чудное, безобразное. Вы всматриваетесь - это какое-то чудовище, растрёпанное, горбатое. Но оно еле движется, и ещё страшнее его мёртвая неподвижность. Вы подходите ближе - мёртвое чудовище просто связка хворосту. Но так странно разбросались сучья и этот пень, кривой, корявый, на котором лежит оно. Вы отступаете несколько шагов назад, и чудовище снова явилось… Вот его голова, вот его руки, - длинные руки. Они растянулись по земле, хватают за ноги. С ужасом вы отскакиваете назад; а чудовище по-прежнему лежит неподвижно. Вы бодро и гордо проходите мимо него, вы с презрением толкаете его ногой и спускаетесь в ложбинку…

(Н.П. Вагнер)

Беседа

  • Какая картина нарисована писателем?

  • Что помогает представить чудовище каждому из нас? (Фантазия)

  • Рассмотрите фотографию леса.Что поможет нарисовать ваша фантазия? Кого вы видите в лесу?

  • Какими красками добился художник такого эффекта? (тусклые, расплывчатые, унылость -грязно-зелёным, болотным цветом).

А вот как слышит и фантазирует Вивальди.

Звучит начало «Фантазии»… Я эту мелодию дам вам дослушать. Под неё вы будете работать в группах. Каждая группа получает рисунок и выполняет следующие задания:

  1. Из раннее изученных стихотворений подбираете наиболее подходящее на ваш взгляд;

  2. Выбираете из стихотворения тропы, раскрывающие идею стихотворения и картины;

  3. Подбираете цитату для заглавия картины

  4. Определите идею, которую хотел раскрыть художник и для этого использовал …. оттенки и краски

  5. Решаете, какая бы музыка подошла к этому рисунку…

  1. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

- работа в группах (6 групп) ( применяем знания по литературе + «Словарики…»

- заслушивание результатов

- выразительное чтение наизусть стихотворений (3-6 учеников)

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Рефлексия

  • Чего мы достигаем, когда сопоставляем пейзажные образы в поэзии с картинами и музыкой?

  • Можем ли мы «попасть» в картину или стихотворение? Как?

  • Валеопауза «Согрей птичку»

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ подготовка к к.р. - устно ответить на вопр. стр. 263-264 (+ наизусть, те кто не сдал стих.)

  2. НА ЗАКУСКУ

«Оживить» данную картину, используя сравнения, или оживляя, как в сказке. (составить 3-4 предложения).

Додатки

Лирика - (гр.лира, музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихотворные произведения) - один из родов литературы. Лирические произведенияхарактеризуются особым типомхудожественного образа - образа-переживания.

ПЕЙЗАЖ - изображение природы в литературе и живописи, иначе - образ природы в художественном произведении

Кластер - группа объектов с общими признаками

Словарик юного художника (небо и рожь)

Свежий лёгкий ветерок гуляет по полю, гоняет по ярко-голубому небу тучки и шепчет об окончании лета.

Солнце, пробиваясь сквозь тучи, даёт насладиться яркими цветами оставшейся травы и полевых цветов.

Словарик юного музыканта (небо и рожь)

Мелодия спокойная, умиротворённая, воспевающая прославляющая жизнь.

Словарик юного художника (деревья в лесу)

Натуральные сочетания цветов и оттенков позволяет проникнуться красотой местности. Солнце отражается на всех персонажах картины и создаёт впечатление, что ты сам находишься в этом лесу.

Хочется идти дальше, наслаждаться красотой красок и самого леса.

Словарик юного музыканта (деревья в лесу)

Торжественность, гордость, величие, призыв к свободе, воле, простору

Словарик юного художника (берёза у реки)

Спокойствие передано через нежно-голубые тона неба и реки. Контраст цветовой палитры.

Красочность оттенков травы, простота и естественность.

Словарик юного музыканта (берёза у реки)

Музыка лёгкая, воздушная, гармония природы, радость жизни

Словарик юного художника (Золотая осень)

Изысканный пейзаж в золотых тонах. Картина наполнена солнцем, простором и радостным движением.

Словарик юного музыканта (Золотая осень)

Музыка торжественная, Восхищение, единство человека и природы торжество красоты,

Словарик юного художника (звёздная ночь)

Впечатления от сказки, когда вода и небо сливаются в одно единое пространство.

Словарик юного музыканта (Звёздная ночь)

Музыка увлекает нас , призывает к путешествию в выдуманный мир.

Сочная, колоритная музыка. Волшебство, таинственность, восторг от стихии.

Музыка тайны и сказки.

Словарик юного художника (ручей и деревья)

Глубокий русский лес, где всё поросло хвоей. Опушка озарена летними лучами тёплого солнца.

Когда смотришь на картину, хочется вдохнуть этот терпкий и благоуханный аромат хвойной рощи и воды ручья.

Словарик юного музыканта (ручей и деревья)

Музыка сказочная, таинственная, хочется посидеть на берегу одному, подумать, помечтать.





© 2010-2022