- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка по литературе на тему Сопоставление пейзажных образов в поэзии с произведениями, созданными в других видах искусства
Разработка по литературе на тему Сопоставление пейзажных образов в поэзии с произведениями, созданными в других видах искусства
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Борисюк Л.С. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методический кабинет
Криворожской общеобразовательной школы І-ІІІ ст. № 41
Сопоставление пейзажных образов в поэзии с произведениями, созданными в других видах искусства
(Урок развития речи по литературе . 5 кл.)
Подготовила: Борисюк
Людмила Степановна,
учитель русского языка
и литературы
ІІ квалификационной категории
Кривой Рог
2015
Литература 5 кл. 09.04.2015
Р.р.4. Сопоставление пейзажных образов в поэзии с произведениями, созданными в других видах искусства (устно)
Цели урока: повторить теоретические сведения (элементы анализа стихотворения: тема, идея, тропы), пейзаж; развивать навыки сопоставления пейзажных образов в литературе и живописи; прививать любовь к искусству (живопись, музыка, литера-
тура).
Оборудование:
Репродукции картин, фото пейзажей; карточки «Словарик юного художника» и «Словарик юного музыканта»; звуковые дорожки Вивальди «Времена года», «Фантазия», учебник.
Ход урока
-
ОРГ. МОМЕНТ. Оглавление темы
Это последний урок темы « Мы и природы». За время изучения этой темы мы познакомились с произведениями М.Ю. Лермонтова, Фёд. Иванов. Тютчева, Аф.Аф. Фета, Эрнеста Сетон-Томпсона, Ивана Алексеевича Бунина, Сергея Александровича Есенина. Все они мастерски раскрыли нам краски и образы природы вокруг нас. Сегодня мы свами попробуем применить на практике полученные знания, расширить свои умения наблюдать за природой с помощью разных видов искусства.
Запись числа, темы урока.
-
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. Мотивация учебной деятельности.
Для начала, давайте определимся, с какими видами искусства мы сегодня будем работать. Для этого послушаем, понаблюдаем и поможем одноклассникам, которые постараются изобразить представителей того или иного вида искусства
Кластер ПЕЙЗАЖ= (определение на доске - оно уже знакомо)
-
Сценка выходят Художник и ученик-натурщик.(художник устанавливает натурщика, так как ему нужно, и «начинает рисовать»…
Стоп. Дети кто это пришёл к нам в гости? Какой вид искусства он нам представил?
= ИЗО=
-
Сценка выходит Дирижёр и просит сыграть «оркестр»
(оркестр - класс; 1 ряд- виолончель; 2 ряд - скрипки, 3 ряд - флейты). Спасибо - для первого раза неплохо.
Стоп. Спасибо. Дети кто это пришёл к нам в гости? Какой вид искусства он нам представил?
=МУЗЫКА=
(Вивальди.Времена года).
-
Сценка выходит ученик и читает наизусть:
Лирика - особый род -
Душа то стонет, то поёт.
В стихах хранит из века в век
Живые чувства человек.
В центре лирики (внимание!)
Образ, чувство, переживание.
Лирика - дама вздорная:
Форма её стихотворная,
Соразмерная, ритмичная, красивая,
Только очень уж субъективная (Н.В. Царегородцева).
Стоп.Спасибо. Дети кто это пришёл к нам в гости? Какой вид искусства он нам представил? (ЛИРИКА -определение на доске - оно уже знакомо).
= ЛИТЕРАТУРА=
- О каких особенностях лирики здесь говорится (раскрывает чувство, переживания, ритм, рифма)
- запишем понятиеСУБЪЕКТИВНАЯ ЛИРИКА - личностная, авторская
-
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА
ИЗО, музыка и лирика похожи именно тем, что они передают нам авторские переживания, настроение. Что же помогает нам представить то, что хотел сказать автор?
Чтение текста учителем.
ТАИНСТВЕННЫЙ ЛЕС
Тёмным вечером вы входите в дремучий лес. Вы делаете несколько шагов, и вас останавливает невольно смутное чувство чего-то пугающего… Вон впереди лежит что-то чудное, безобразное. Вы всматриваетесь - это какое-то чудовище, растрёпанное, горбатое. Но оно еле движется, и ещё страшнее его мёртвая неподвижность. Вы подходите ближе - мёртвое чудовище просто связка хворосту. Но так странно разбросались сучья и этот пень, кривой, корявый, на котором лежит оно. Вы отступаете несколько шагов назад, и чудовище снова явилось… Вот его голова, вот его руки, - длинные руки. Они растянулись по земле, хватают за ноги. С ужасом вы отскакиваете назад; а чудовище по-прежнему лежит неподвижно. Вы бодро и гордо проходите мимо него, вы с презрением толкаете его ногой и спускаетесь в ложбинку…
(Н.П. Вагнер)
Беседа
-
Какая картина нарисована писателем?
-
Что помогает представить чудовище каждому из нас? (Фантазия)
-
Рассмотрите фотографию леса.Что поможет нарисовать ваша фантазия? Кого вы видите в лесу?
-
Какими красками добился художник такого эффекта? (тусклые, расплывчатые, унылость -грязно-зелёным, болотным цветом).
А вот как слышит и фантазирует Вивальди.
Звучит начало «Фантазии»… Я эту мелодию дам вам дослушать. Под неё вы будете работать в группах. Каждая группа получает рисунок и выполняет следующие задания:
-
Из раннее изученных стихотворений подбираете наиболее подходящее на ваш взгляд;
-
Выбираете из стихотворения тропы, раскрывающие идею стихотворения и картины;
-
Подбираете цитату для заглавия картины
-
Определите идею, которую хотел раскрыть художник и для этого использовал …. оттенки и краски
-
Решаете, какая бы музыка подошла к этому рисунку…
-
РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
- работа в группах (6 групп) ( применяем знания по литературе + «Словарики…»
- заслушивание результатов
- выразительное чтение наизусть стихотворений (3-6 учеников)
-
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Рефлексия
-
Чего мы достигаем, когда сопоставляем пейзажные образы в поэзии с картинами и музыкой?
-
Можем ли мы «попасть» в картину или стихотворение? Как?
-
Валеопауза «Согрей птичку»
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ подготовка к к.р. - устно ответить на вопр. стр. 263-264 (+ наизусть, те кто не сдал стих.)
-
НА ЗАКУСКУ
«Оживить» данную картину, используя сравнения, или оживляя, как в сказке. (составить 3-4 предложения).
Додатки
Лирика - (гр.лира, музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихотворные произведения) - один из родов литературы. Лирические произведенияхарактеризуются особым типомхудожественного образа - образа-переживания.
ПЕЙЗАЖ - изображение природы в литературе и живописи, иначе - образ природы в художественном произведении
Кластер - группа объектов с общими признаками
Словарик юного художника (небо и рожь)
Свежий лёгкий ветерок гуляет по полю, гоняет по ярко-голубому небу тучки и шепчет об окончании лета.
Солнце, пробиваясь сквозь тучи, даёт насладиться яркими цветами оставшейся травы и полевых цветов.
Словарик юного музыканта (небо и рожь)
Мелодия спокойная, умиротворённая, воспевающая прославляющая жизнь.
Словарик юного художника (деревья в лесу)
Натуральные сочетания цветов и оттенков позволяет проникнуться красотой местности. Солнце отражается на всех персонажах картины и создаёт впечатление, что ты сам находишься в этом лесу.
Хочется идти дальше, наслаждаться красотой красок и самого леса.
Словарик юного музыканта (деревья в лесу)
Торжественность, гордость, величие, призыв к свободе, воле, простору
Словарик юного художника (берёза у реки)
Спокойствие передано через нежно-голубые тона неба и реки. Контраст цветовой палитры.
Красочность оттенков травы, простота и естественность.
Словарик юного музыканта (берёза у реки)
Музыка лёгкая, воздушная, гармония природы, радость жизни
Словарик юного художника (Золотая осень)
Изысканный пейзаж в золотых тонах. Картина наполнена солнцем, простором и радостным движением.
Словарик юного музыканта (Золотая осень)
Музыка торжественная, Восхищение, единство человека и природы торжество красоты,
Словарик юного художника (звёздная ночь)
Впечатления от сказки, когда вода и небо сливаются в одно единое пространство.
Словарик юного музыканта (Звёздная ночь)
Музыка увлекает нас , призывает к путешествию в выдуманный мир.
Сочная, колоритная музыка. Волшебство, таинственность, восторг от стихии.
Музыка тайны и сказки.
Словарик юного художника (ручей и деревья)
Глубокий русский лес, где всё поросло хвоей. Опушка озарена летними лучами тёплого солнца.
Когда смотришь на картину, хочется вдохнуть этот терпкий и благоуханный аромат хвойной рощи и воды ручья.
Словарик юного музыканта (ручей и деревья)
Музыка сказочная, таинственная, хочется посидеть на берегу одному, подумать, помечтать.