- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка по теме» Как распознать наклонение глагола?»
Урок русского языка по теме» Как распознать наклонение глагола?»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сизякина С.П. |
Дата | 11.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка
Класс: 5
Тема: Как распознать наклонения глагола?
Цели:
методические (для учителя):
- воспитывать интерес учащихся к изучению русского языка;
- познакомить учащихся с характерными признаками наклонений глагола;
- развивать умения учащихся в разграничении наклонений глагола;
дидактические (для учащихся):
- знать характерные признаки наклонений глагола;
- уметь распознавать наклонения глагола и правильно употреблять в речи глаголы изъявительного, повелительного и сослагательного наклонений.
Тип урока: урок закрепление материала
Вид урока: урок-исследование
Оборудование:
- рисунок «Королевство Глаголия и ее жители: три принцессы(Изъявительное наклонение, Сослагательное наклонение, Повелительное наклонение)»;
- раздаточный материал;
- ИКТ.
Ход урока.
І. Организация класса.
- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть.
ІІ. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке мы с вами будем выполнять роль исследователей.
- Ребята, а каких людей называют исследователями?
- Для того, чтобы узнать тему нашего исследования, послушайте сказку. Эта сказка лингвистическая. Сейчас мы с вами перенесемся в страну Глаголию.
Сказка.
Жили в королевстве Глаголии 3 принцессы: Изъявительное наклонение - звалась 1-я принцесса, Сослагательное наклонение - звалась 2-я принцесса и 3-ю принцессу звали Повелительное наклонение.
Очень уж были привязаны подружки друг к другу: вместе играли, баловались, гуляли по саду и очень уж любили пошутить.
Однажды Король Глагол затеял бал, на который были приглашены все, живущие в королевстве Глаголии. Конечно, пришли 3 принцессы: Изъявительное, Сослагательное и Повелительное наклонение. Но когда король и все гости увидели 3-х прекрасных красавиц, то были просто поражены - их нельзя было отличить друг от друга. Настолько они были похожи.
- Как же быть?- возмутился Глагол. - Ведь сейчас может начаться переполох.
- Что же делать?.....
- Ребята, догадались ли вы, какую проблему нам предстоит решить?
- Как бы вы обозначили тему урока?
- Сегодня на уроке, проведя ряд наблюдений, вы должны будете ответить на вопрос: Как распознать наклонения глагола?
Ответив на этот вопрос, сможете завершить сказку.
Зная тему урока, определите цель нашей работы.
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
ІІІ. Основная часть.
1.Работа в группах.
Для того, чтобы исследование стало интересным, а самое главное - продуктивным, разделимся на 3 группы. Пусть учащиеся 1-го ряда будут группой №1; учащиеся 2-го ряда - группой №2; учащиеся 3-го ряда - группой №3.
А теперь главное:
- важно не только уметь говорить, но и уметь слушать;
- необходимо говорить понятно; высказываться по теме;
- уметь доказывать правильность своей позиции или своего мнения.
- Положите перед собою карточки под номером 1.
Задание для І группы.
Прочитайте предложения. Подчеркните как члены предложения все глаголы, укажите время.
Дайте обоснование: глаголы какого времени употребляются в изъявительном наклонении.
Карточка №1.
1. Ранним летом расцвела степная природа.
2. Утром мы отправляемся в поход.
3. Воздух станет наполняться ароматом степных трав.
Задание для ІІ группы.
Прочитайте предложения. Подчеркните как члены предложения все глаголы, укажите время.
Дайте обоснование: глаголы какого времени употребляются в сослагательном наклонении. При помощи какой частицы образуется сослагательное наклонение глагола?
Карточка №1.
1. Я посмотрел бы это кино, если бы было время.
2. Если бы мама позволила, то я бы непременно поехал на море.
3. Если бы у меня была собака, то она стала бы мне настоящим другом.
Задание для ІІІ группы.
Прочитайте выразительно стихотворение. Подчеркните глаголы, призывающие совершить действие.
Сделайте вывод: что обозначают глаголы повелительного наклонения?
Карточка №1.
Дождик, лей, лей, лей
На меня и на людей!
На людей по ложке,
На меня по крошке.
А на Бабу Ягу -
Лей по целому ведру!
Прошу всех настроиться на обсуждение.
Слово І группе.
- Прочитайте выразительно предложения.
-Назовите глаголы в этих предложениях. Укажите их время.
- Есть какие-то замечания у других групп?
-Хорошо. Пока все верно.
- Вопрос 1-ой группе: глаголы какого времени употребляются в изъявительном наклонении?
- Что обозначают глаголы данного наклонения?
Слово для обсуждения ІІ-ой группе.
- Прочитайте предложения.
- Назовите глаголы с частицей бы. Определите время глаголов.
-Сделайте вывод: глаголы какого времени употребляются в сослагательном наклонении?
При помощи какой частицы образуется сослагательное наклонение?
- Что обозначают глаголы сослагательного наклонения?
Слово для обсуждения ІІІ группе.
- Прочитайте выразительно стихотворение.
- Назовите глаголы, призывающие совершить действие. Объясните, что они обозначают.
2. Работа по таблице «Наклонения глагола».
- Все выводы, сделанные вами представим в таблице.
-Ребята, рассмотрите внимательно таблицу. По-моему, здесь чего-то не хватает. Добавьте недостающие слова.
Сделайте соответствующие выводы.
Физминутка.
3. Работа в парах.
- А теперь представьте себя в роли учителя. Вам необходимо объяснить, но для начала продумать, подготовить оригинальное объяснение следующим темам:
І группа: «Повелительное наклонение».
ІІ группа: «Изъявительное наклонение».
ІІІ группа: «Сослагательное наклонение».
- Повернулись друг к дружке. Думаем. Рассуждаем. Размышляем.
Время 1 минута.
4. Работа по учебнику.
- А сейчас задача следующей работы: уметь точно ориентироваться в тексте, находя глаголы 3-х наклонений.
- Откройте учебники на странице 205, найдите упражнение 612, задание 2.
Ваша задача:
І группа: выписать одно предложение, где употреблены глаголы повелительного наклонения.
ІІ группа: выписать только одно предложение, где употреблены глаголы изъявительного наклонения.
ІІІ группа: выписать одно предложение, где глаголы употреблены в форме сослагательного наклонения.
Затем каждая группа объяснит: что обозначает глагол каждого наклонения.
Домашнее задание.
- Ребята, когда вы провели свою исследовательскую работу в королевстве Глаголии, вы теперь сможете без труда распознать 3-х принцесс. Поэтому Д/З будет небольшая творческая работа: по данному началу сказки (а вы его помните хорошо), дописать (4-5 предложений) сочинить сказку до конца. Приложением можете использовать рисунок.
ІІІ. Закрепление.
1. Самостоятельная работа по карточкам.
А сейчас, для того, чтобы определить, все ли участники групп научились распознавать наклонения глагола, вам дается задание, за выполнение которого вы получите оценку.
Перед вами лежат карточки І и ІІ варианта. Распределите номера предложений по данным колонкам.
ІV. Творческая работа учащихся.
- Закончим урок на творческой волне.
Ваша задача:
І группа: написать сочинение (4-5 предложений) на тему: «Если бы у меня была шапка-невидимка…», употребив с своем сочинении глаголы сослагательного наклонения.
ІІ группа: написать (4-5 предложений) совет, просьбу, пожелание для друга (для родителей, для учителей, для себя), употребив глаголы повелительного наклонения.
ІІІ группа: написать сочинение (4-5 предложений) на тему: «Весенний день за моим окном», употребив глаголы изъявительного наклонения.
V. Итоги.
- Подводя итог нашей работы, ответьте на вопрос: как распознать наклонения глагола? Свой ответ начните со слов: «Я считаю…; «Исследуя данный материал, пришел к выводу…»
VІ. Оценка работе.
- Ребята, я очень довольна вашей работой. Вы умеете слушать других, высказывать свою точку зрения, коллективно работать. Мне очень понравилось с вами работать. Я желаю вам дальнейших успехов в учебе.
Спасибо за урок.