КОнспект урока русского языка в 5 классе «Правописание приставок, оканчивающихся на З-, С-»

"Описание материала: «Правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-» На каждом этапе урока происходит активизация деятельности обучающихся в добывании знаний. Урок составляется с таких основных этапов как: организационный момент; мобилизующий этап; предоставления нового материала ученикам, а так же целей урока; освоение нового материала учащимся; физкультурная минутка; закрепление материала, можно провести в виде теста; либо какое тренировочное упражнение; домашнее задание; и напоследок рефле...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Технологическая карта урока русского языка

( в соответствии с требованиями ФГОС)

учителя русского языка и литературы ЧОУ «Гимназия №1» г. Новороссийска Бохан В.Н.

Тема урока: Правописание приставок, оканчивающихся на З- , С-.

Класс: 5

Учебник: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. / С. И. Львова и В. В. Львов - М.: Мнемозина, 2013.

Тип урока: «Открытие» нового знания.

Планируемые результаты:

Личностные:

формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового, осознавать значимость решения учебных задач, их связь с реальными жизненными ценностями и ситуациями; формировать положительный настрой в обучении; воспитывать чуткое отношение к родному языку, воспитывать настойчивость в достижении цели, формировать интерес к созданию собственных текстов, стремиться к речевому самосовершенствованию; понимать роль русского языка в развитии моральных качеств личности.

Метапредметные:

регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; уметь планировать свою работу и адекватно оценивать свои результаты;

познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слов с приставками, оканчивающимися на З- , С-, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно-следственные связи; понимать информацию, представленную в схеме; преобразовывать визуальную информацию в текстовую;

коммуникативные: сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе; стремиться к достижению общего решения в совместной деятельности, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Предметные: научить учащихся находить орфограмму «Правописание приставок, оканчивающихся на З-, С-»,

владеть приемами определения правописания согласных в приставках.

Базовые понятия: орфограмма.

Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения.

Вид используемых ИКТ: презентация, интерактивная доска (ИД), видеоролик.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучающихся, развить у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, интерактивная доска (ИД);

  • мультимедиа (презентация, видеоролик);

  • Учебник: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. / С. И. Львова и В. В. Львов - М. : Мнемозина, 2013.



Этап урока

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

  1. 1

Организационный момент.

Психологический настрой детей на урок.

-Добрый день, мальчики и девочки! Сегодня у вас есть уникальная возможность стать настоящими исследователями, познать загадки великого русского языка! В добрый путь!

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.


    Мобилизующий этап.

    ИД.

    Слайд1





    -Ребята, назовите слова, начинающиеся с четырех согласных.

    - Сверьте свою запись с текстом на слайде, запишите эти слова.

    Учащиеся называют слова.

    Записывают слова всплеск, взгляд.



    Познавательные:

    умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

    Коммуникативные:

    умение выражать свои мысли.

      Формулирование темы урока.






      ИД.

      Слайд1

      - Что объединяет эти слова?

      -Сформулируйте тему урока.

      - В этих словах есть приставка, оканчивающаяся на з -, с-.

      -Правописание приставок, оканчивающихся на з-. с-.

      Познавательные:

      умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

      Коммуникативные:

      умение формулировать тему.

        Формулирование целей урока.

        - Сформулируйте цель урока, исходя из темы урока.




        - Определите цель «для себя».

        -Находить орфограмму «Правописание приставок на з , с».

        -Научиться приему определения правописания приставок на з -. с.



        Регулятивные: целеполагание.


          Освоение нового материала.

          ИД.

          Слайд 2









          ИД.

          Слайд 3

          -Почему слова разделены на 2 столбика?

          безжалостный бесшумный

          разбить рассыпать

          возвещать восклицать

          _________ сдать

          -Предложите свой алгоритм для определения правописания приставок. Приведите свои примеры. Работайте в парах ( вместе обсуждаете варианты алгоритма, потом один - оформляет алгоритм в виде схемы, а другой - объясняет общий выбор).





          -Сравните алгоритмы, выберите лучший, запишите его. Приведите свои примеры, предложите свои графические обозначения данной орфограммы.

          -В 1 столбике - слова с приставкой,

          оканчивающейся на з -, а во 2- слова с приставкой на с-.


          Работают в парах (вместе обсуждают варианты алгоритма, потом один - оформляет алгоритм в виде схемы, а другой - объясняет общий выбор).

          Представляют результаты своих наблюдений в виде алгоритма.


          Сравнивают алгоритмы, выбирают лучший, записывают его. Приводят свои примеры, предлагают свои графические обозначения данной орфограммы.

          1.Из скольких букв состоит приставка?- Из 1- с (Сжать, сбить, сделать).

          2.Из 2 и более?

          Перед звонким-с,

          перед глухим-з. (Беззаботный, разжигать, бесчестный, рассвет).


          Познавательные: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,

          структурировать знания;

          умение задавать вопросы;

          умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (вербальную в графическую).

          Коммуникативные: умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; работать в парах, договариваться о совместной деятельности.

            Физминутка.

            Видеоролик

            Предлагает выполнить физические упражнения.

            Выполняют упражнения на снятие статического напряжения.

            Настраиваются на позитивную работу.


              Закрепление нового материала.

              ИД.

              Слайд 4







              Слайд 5





              Слайд5













              -Ребята, разделитесь на 3 группы и выполните такие задания.

              1 группа : Придумайте рифмовку для запоминания приставки С-. Как вы думаете , есть ли в словах «здесь, зги, здание, здоровье» приставка, докажите свою точку зрения. Включите в свою рифмовку слова «здесь, зги, здание, здоровье». В каком фразеологизме встречается слово «зги»? Как вы понимаете смысл этого фразеологизма?










              2 группа: Вспомните алфавит и назовите все буквы, обозначающие глухие звуки русского языка. Подумайте, для чего нам они понадобятся.







              3 группа: Придумайте предложение, в котором содержатся все глухие звуки русского языка. Для чего вы это задание выполняли?











              1 группа:

              З- приставки не бывает!

              Это каждый школьник знает.

              Здесь, зги, здание, здоровье

              С з- пишите на здоровье.

              Сжать, сбежать, сгибать, сдержите

              С- приставку напишите.

              Фразеологизм «ни зги не видно»-ничего не видно (из-за полной тьмы).


              2 группа:

              Перед буквами, обозначающими глухие звуки , в приставках на З-, С- пишется буква С. (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ)


              3 группа:

              Фока, хочешь поесть щец? Перед буквами, обозначающими глухие звуки , в приставках на З-, С- пишется буква С. Предложение поможет сделать правильный выбор буквы.

              Познавательные: владеть приемами отбора и систематизации материала; владеть навыками аудирования, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,

              структурировать знания; умение

              преобразовывать информацию из одной формы в другую.









              Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, умение выражать свои мысли.



              Регулятивные: самокоррекция.


                Тренировочные упражнения.

                ИД.

                Слайд6

                -Для 1группы задание:

                Из какого произведения взяты строки? Из какого произведения взяты строки? Выразительно прочитайте строки из сказки.

                Выпишите слова с приставками на з-, с-, выделите орфограмму.

                Рано утром гость желанный,

                День и ночь так долго жданный,

                Издалеча наконец

                Воротился царь- отец.

                На него она взглянула,

                Тяжелешенько вздохнула,

                Восхищенья не снесла

                И к обедне умерла.

                2 группа графически объясняет постановку знаков препинания.

                3 группа формулирует развернутый ответ на вопрос:

                « Как называется словообразовательное средство выразительности, использованное А.С. Пушкиным

                ( «взглянула» ,«вздохнула» ) ? Для чего оно используется?»

                1 группа:

                -Строки взяты из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

                Издалеча, взглянула, вздохнула.



                2 группа графически объясняет постановку знаков препинания.

                -Прием повтора слов одной морфемной модели передает общность в значении глаголов: они показывают интенсивное действие, помогают поэту передать переживания героини

                Регулятивные: саморегуляция.

                Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

                Познавательные: владеть приемами отбора и систематизации материала; владеть навыками аудирования, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,

                структурировать знания; умение

                преобразовывать информацию из одной формы в другую.


                  Дифферен-цированное домашнее задание

                  Слайд7

                  Объясняет технологию выполнения домашнего задания (на выбор).

                  Для всех: рассказать о приемах определения правописания приставок на З-, С-.

                  На выбор:

                  1.Упражнение 441 (вставить вместо пропуска приставку на З-, С-, графически объяснить орфограмму).

                  2.Упражнение 442 (найти «лишнее» слово в каждой группе, объяснить свой выбор, графически объяснить орфограмму).

                  3.Написать сочинение- миниатюру, использовав в нем слова с приставками на З-, С-. Графически объяснить орфограмму.

                  Получают рекомендации для выполнения домашнего задания.

                  Записывают домашнее задание в дневники.

                  Регулятивные: планирование.

                  Личностные: самоопределение.

                    Рефлексия.

                    Слайд 8

                    Предлагает закончить любое из понравившихся предложений:

                    - На этом уроке я вспомнил, что...

                    - Мне было сложно, когда...

                    - Я удивился, когда…

                    - Мне было интересно, когда…

                    Рефлексируют.

                    Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

                    Познавательные: рефлексия деятельности.

                    Личностные: самоопределение, самооценка.

                      Слайд 9

                      Всем спасибо за урок!



                      © 2010-2022