Выборочное изложение по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи в 6 классе. (2ч.)

Тема урока: Выборочное изложение. «Ужасная ночная метель.»

Цели и задачи:

1.Обучающие: подготовить учащихся к написанию изложения: учить отбирать материал и систематизировать его, осмысливать роль пейзажа в тексте

2. Развивающие: продолжить формирование орфографических навыков, закрепить навыки правописания имен прилагательных; развивать навыки монологической речи.

3. Воспитывающие: развивать навыки самостоятельной работы учащихся; прививать любовь к вдумчивому чтению, воспитывать уважительное отношения к явлениям природы.
Рабочие материалы:

Описание ветра: поднялся ветер и сделалась метель, дорогу занесло, окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, метель не утихала, ветер не мог тут свирепствовать;

Небо: небо слилось с землей, небо не прояснялось;

Снег: белые хлопья снегу, небо слилось с землею, он (Владимир) поминутно был по пояс в снегу, лошадь ступала наудачу, то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму.
Ход урока.

1.Орг.момент.


2. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

Выборочное изложение предполагает пересказ лишь той части произведения, которая касается избранной вами темы. Выберем для изложения картину ужасной ночной метели, в которую попал герой повести А.С. Пушкина «Метель» Владимир. Мы помним, что Владимир и Марья Гавриловна втайне от родителей решили пожениться. Но в их судьбу вмешалась природная стихия и все изменила.

Нам с вами предстоит описать ту стихию, перед которой человек бывает бессилен.

Бесы.

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин.-дин…

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!


Сил нам нет кружиться доле;

Колокольчик вдруг умолк;

Кони стали…»Что там в поле?» -

«Кто их знает? Пень иль волк?»


Вьюга злиться, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят;

Вон уж он далече скачет;

Лишь глаза во мгле горят;


3. Знакомство с содержанием.

- Какова тема произведения?

- Какова идея произведения?
4. Анализ содержания.


  • Беседа по вопросам.


- Легко ли пересказать содержание данного отрывка? Почему?

(Данный отрывок представляет собой описание природы)



- Как меняется погода? Как об этом говорит автор?

(…едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел…)



- Как ведет себя лошадь?

(Лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму;



Лошадь начинала уставать;

Лошадь чуть ступала;

Лошадь ободрилась…)

- Что чувствует Владимир? Как он пытается бороться со стихией? Удается ли ему это?

( Владимир напрасно хотел снова попасть на дорогу; Владимир старался не потерять настоящего направления; с него пот катился градом, поминутно был по пояс в снегу; Владимир начинал сильно беспокоиться; Владимир успокоился)



  • Словарная работа:


-определить лексическое значение слов и словосочетаний: метель, околица, невзвидеть, хлопья(снегу), небо слилося с землёю, ступать наудачу, всё было не видать, пот катился градом, подымал, въехал во мрак деревьев.
-подберите синонимы к словам и выражениям: сделалась метель, ничего невзвидел, уверился, поворотил.
-выберите материал для описания ветра, неба, снега, земли.


  • Составление плана.


1. «В одну минуту дорогу занесло».

2. «Владимир напрасно хотел попасть на дорогу».

3. «Владимир ехал полем».

4. « Уже более часа был он в дороге».

5. « В стороне стало что-то чернеть».

6. « Погода утихла, тучи расходились».




  • Определение типа речи.


- определите тип речи текста.(Описание).


  • Определение стиля речи.


- Определите стиль текста. (Художественный).


  • Языковой анализ текста.


- Как описывает ветер? Какими художественными средствами пользуется автор?

(Поднялся ветер и сделалась метель, дорогу занесло, окрестность исчезла, небо слилось с землею. Автор использует такие художественные приемы как эпитеты: мутной и желтоватой мгле; метафора: небо слилось с землею. Обилие глаголов, чтобы показать как быстро меняется картина: поднялся, сделалась, не взвидел, занесло, исчезла)



- Как изменилась дорога, которая была хорошо знакома Владимиру?

(Дорогу в одну минуту занесло. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу).




  • Работа над концовкой изложения.


- О чём говорится в конце авторского текста?

- Как можно закончить изложение?


  • Работа по орфографии и пунктуации.


-Перепишите слова, графически выделите орфограммы, которые в них встречаются

Невзвидел, окрестность, исчезла, ступала наудачу, опрокидывалась, более получаса, вправо, подымал, что-то


  • Предупреждение грамматических ошибок.


- Составьте словосочетания

выехать (за что? куда?) исчезла (в чём?)

очутился (где?) въезжала (на что?)

занесло (что?) проваливалась(во что?куда?)

белые хлопья (чего?) не потерять (чего?)


  • Работа с таблицей.






Понятия


Подготовка к выборо-чному изложению «Ужасная ночная ме-тель»



Опорные слова и выражения


Стиль речи
Тип речи
Тема
Идея


План

1.«В одну минуту доро-гу занесло»


2. «Владимир напрасно хотел попасть на доро-гу»
3. «Владимир ехал по-лем»
4. «Уже более часа был он в дороге»
5. «В стороне стало что- то чернеть»

6. «Погода утихла, тучи расходились»

Поднялся ветер и сделалась метель;


окрестность исчезла во мгле мутной и желто-ватой;
небо слилось с землею;
Владимир поминутно был по пояс в снегу;

лошадь ступала наудачу

ветер не мог свиреп-ствовать;




5. Устный пересказ текста.

6. Повторное чтение текста.

7. Работа с черновиком.

8. Саморецензирование.

9. Оформление белового варианта.

10. Самопроверка. Сбор тетрадей.

11. Домашнее задание. Повторить изученное о прилагательном.


УЖАСНАЯ НОЧНАЯ МЕТЕЛЬ

.

Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи всё было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.



Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать - и уверился, что должно было взять ему вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа был он в дороге. Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться.

Наконец в стороне что-то стало чернеть. Владимир поворотил туда. Приближаясь, увидел он рощу. Слава богу, подумал он, теперь близко. Он поехал около рощи, надеясь тотчас попасть на знакомую дорогу или объехать рощу кругом: Жадрино находилось тотчас за нею. Скоро нашел он дорогу и въехал во мрак дерев, обнаженных зимою. Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая; лошадь ободрилась, и Владимир успокоился.



© 2010-2022