- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Выборочное изложение по русскому языку
Выборочное изложение по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Смирнова Т.Е. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок развития речи в 6 классе. (2ч.)
Тема урока: Выборочное изложение. «Ужасная ночная метель.»
Цели и задачи:
1.Обучающие: подготовить учащихся к написанию изложения: учить отбирать материал и систематизировать его, осмысливать роль пейзажа в тексте
2. Развивающие: продолжить формирование орфографических навыков, закрепить навыки правописания имен прилагательных; развивать навыки монологической речи.
3. Воспитывающие: развивать навыки самостоятельной работы учащихся; прививать любовь к вдумчивому чтению, воспитывать уважительное отношения к явлениям природы.
Рабочие материалы:
Описание ветра: поднялся ветер и сделалась метель, дорогу занесло, окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, метель не утихала, ветер не мог тут свирепствовать;
Небо: небо слилось с землей, небо не прояснялось;
Снег: белые хлопья снегу, небо слилось с землею, он (Владимир) поминутно был по пояс в снегу, лошадь ступала наудачу, то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму.
Ход урока.
1.Орг.момент.
2. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
Выборочное изложение предполагает пересказ лишь той части произведения, которая касается избранной вами темы. Выберем для изложения картину ужасной ночной метели, в которую попал герой повести А.С. Пушкина «Метель» Владимир. Мы помним, что Владимир и Марья Гавриловна втайне от родителей решили пожениться. Но в их судьбу вмешалась природная стихия и все изменила.
Нам с вами предстоит описать ту стихию, перед которой человек бывает бессилен.
Бесы.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин.-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали…»Что там в поле?» -
«Кто их знает? Пень иль волк?»
Вьюга злиться, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вон уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
3. Знакомство с содержанием.
- Какова тема произведения?
- Какова идея произведения?
4. Анализ содержания.
-
Беседа по вопросам.
- Легко ли пересказать содержание данного отрывка? Почему?
(Данный отрывок представляет собой описание природы)
- Как меняется погода? Как об этом говорит автор?
(…едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел…)
- Как ведет себя лошадь?
(Лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму;
Лошадь начинала уставать;
Лошадь чуть ступала;
Лошадь ободрилась…)
- Что чувствует Владимир? Как он пытается бороться со стихией? Удается ли ему это?
( Владимир напрасно хотел снова попасть на дорогу; Владимир старался не потерять настоящего направления; с него пот катился градом, поминутно был по пояс в снегу; Владимир начинал сильно беспокоиться; Владимир успокоился)
-
Словарная работа:
-определить лексическое значение слов и словосочетаний: метель, околица, невзвидеть, хлопья(снегу), небо слилося с землёю, ступать наудачу, всё было не видать, пот катился градом, подымал, въехал во мрак деревьев.
-подберите синонимы к словам и выражениям: сделалась метель, ничего невзвидел, уверился, поворотил.
-выберите материал для описания ветра, неба, снега, земли.
-
Составление плана.
1. «В одну минуту дорогу занесло».
2. «Владимир напрасно хотел попасть на дорогу».
3. «Владимир ехал полем».
4. « Уже более часа был он в дороге».
5. « В стороне стало что-то чернеть».
6. « Погода утихла, тучи расходились».
-
Определение типа речи.
- определите тип речи текста.(Описание).
-
Определение стиля речи.
- Определите стиль текста. (Художественный).
-
Языковой анализ текста.
- Как описывает ветер? Какими художественными средствами пользуется автор?
(Поднялся ветер и сделалась метель, дорогу занесло, окрестность исчезла, небо слилось с землею. Автор использует такие художественные приемы как эпитеты: мутной и желтоватой мгле; метафора: небо слилось с землею. Обилие глаголов, чтобы показать как быстро меняется картина: поднялся, сделалась, не взвидел, занесло, исчезла)
- Как изменилась дорога, которая была хорошо знакома Владимиру?
(Дорогу в одну минуту занесло. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу).
-
Работа над концовкой изложения.
- О чём говорится в конце авторского текста?
- Как можно закончить изложение?
-
Работа по орфографии и пунктуации.
-Перепишите слова, графически выделите орфограммы, которые в них встречаются
Невзвидел, окрестность, исчезла, ступала наудачу, опрокидывалась, более получаса, вправо, подымал, что-то
-
Предупреждение грамматических ошибок.
- Составьте словосочетания
выехать (за что? куда?) исчезла (в чём?)
очутился (где?) въезжала (на что?)
занесло (что?) проваливалась(во что?куда?)
белые хлопья (чего?) не потерять (чего?)
-
Работа с таблицей.
-
Понятия
Подготовка к выборо-чному изложению «Ужасная ночная ме-тель»
Опорные слова и выражения
Стиль речи
Тип речи
Тема
Идея
План1.«В одну минуту доро-гу занесло»
2. «Владимир напрасно хотел попасть на доро-гу»
3. «Владимир ехал по-лем»
4. «Уже более часа был он в дороге»
5. «В стороне стало что- то чернеть»6. «Погода утихла, тучи расходились»
Поднялся ветер и сделалась метель;
окрестность исчезла во мгле мутной и желто-ватой;
небо слилось с землею;
Владимир поминутно был по пояс в снегу;лошадь ступала наудачу
ветер не мог свиреп-ствовать;
5. Устный пересказ текста.
6. Повторное чтение текста.
7. Работа с черновиком.
8. Саморецензирование.
9. Оформление белового варианта.
10. Самопроверка. Сбор тетрадей.
11. Домашнее задание. Повторить изученное о прилагательном.
УЖАСНАЯ НОЧНАЯ МЕТЕЛЬ
.
Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи всё было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.
Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать - и уверился, что должно было взять ему вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа был он в дороге. Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться.
Наконец в стороне что-то стало чернеть. Владимир поворотил туда. Приближаясь, увидел он рощу. Слава богу, подумал он, теперь близко. Он поехал около рощи, надеясь тотчас попасть на знакомую дорогу или объехать рощу кругом: Жадрино находилось тотчас за нею. Скоро нашел он дорогу и въехал во мрак дерев, обнаженных зимою. Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая; лошадь ободрилась, и Владимир успокоился.