Конспект урока литературы в 5 классе Нравственные уроки и народная мудрость сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Трудный путь Фильки к доброте

Тип урока -  урок «открытия» новых знаний. Содержательная цель: помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать опыт в наблюдательности над ролью детали в тексте и средств выразительности в создании художественного образа. Деятельностная цель: создание условий для усвоения темы, создание ситуации успеха, развитие готовности мышления к осознанию новых способов деятельности, развитие навыков самоконтроля. Задачи: 1.Образовательные: фо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Александровская средняя общеобразовательная школа

Островского района Костромской области.

Тема урока: Нравственные уроки и народная мудрость сказки К.Г.Паустовского

«Тёплый хлеб». Трудный путь Фильки к доброте.

Тип урока - урок «открытия» новых знаний.

Содержательная цель: помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать опыт в наблюдательности над ролью детали в тексте и средств выразительности в создании художественного образа.

Деятельностная цель: создание условий для усвоения темы, создание ситуации успеха, развитие готовности мышления к осознанию новых способов деятельности, развитие навыков самоконтроля.

Задачи: 1.Образовательные: формировать навык выразительного и аналитического чтения, усвоение нового в процессе анализа текста, умение отображать образы и характеры героев, умение пользоваться текстом для доказательства своих выводов.

2.Развивающие: развитие умений анализа, синтеза и сравнения, развитие способности размышлять над поступками героев и их последствиями, развивать культуру речи и интереса к изучению произведения, создание условий для развития памяти, внимания и воображения, развитие у учащихся критического и практического мышления, формирование самостоятельной деятельности.

3. Воспитательные: формировать умение слушать друг друга, уважать чужое мнение, воспитывать чувство доброты, чуткости и ответственности за свои слова и поступки, прививать любовь к природе, Родине и труду.

Оборудование:

1. Текст сказки в учебнике В.Я.Коровиной «Литература» 5 класс.

2.Ноутбук.

3. Проектор.

4. Толковый словарь школьника.

5.Мультимедийная презентация.

6.Мультипликационный фильм «Тёплый хлеб» 1973 год.

7.Атрибуты для сценки.

8.Свежеиспеченный хлеб.

9.Раздаточный материал.

10.Иллюстрации к сказке.

Используемые УУД

1.Личностные: мотивация к учебной деятельности, нравственно - этическая ориентация; самоопределение, оценивание усвоенного материала.

2.Коммуникативные: инициативное сотрудничество в сборе и поиске информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принятие решения.

3. Познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений, моделирование, смысловое чтение.

4.Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, целеполагание,планирование,прогнозирование.











Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент урока.

- Здравствуйте, дорогие ребята!

- Сегодня у нас не простой, но интересный урок. Урок, на котором мы попытаемся ответить на нравственные вопросы. Нам иногда так трудно оценить свой поступок, найти правильный выход, порой попросить прощения. А в этом нам помогут герои литературной сказки К.Г.Паустовского.

- Дети, чему посвящает свои произведения писатель?

(Взаимоотношениям между людьми, уважительному отношению к природе. Автор воспевает в своих произведениях Родину, природу, красоту и романтику труда).

- Что такое сказка?

(Сказка - это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях).

- В чем особенность этой сказки?

(С первых минут чтения создается впечатление, что это правдивая история, а в концовке автор усиливает эффект фантастичности. Таким образом, мы видим, что это сказка- быль).

2. Проверка домашнего задания.

- Вспомним героев сказки, основной сюжет через ключевые слова. Для этого мы разгадаем кроссворд, а зарифмованные слова по вертикали помогут нам сформулировать тему и задачи урока.

1. В каком населенном пункте происходят события? (ответы записываем по горизонтали).

2.Кто остался в деревне после Гражданской войны?

3.Кто рассказал легенду о старом солдате?

4.У кого жил раненый конь?

5.Кто стал свидетелем разговора Фильки и Панкрата?


1. Д

е

р

е

в

н

я

2. к

о

н

ь



3. б

а

б

к

а

4. П

а

н

к

р

а

т


5. с

о

р

о

к

а



1.Что случилось в природе после злого поступка, когда Филька прогнал коня, просившего хлеба?

2.Что образовалось около мельницы Панкрата?

3.Сколько лет прошло, по мнению Бабки, с тех времен, когда в Бережках завелся злой человек?

1. м

о

р

о

з


2. л

ё

д

3. с

т

о

-Обменяйтесь листочками с другом, проверим ваши ответы. Верните свои листочки.

3. Открытие нового.

- У нас образовались по вертикали ключевые слова. Итак, сформулируйте тему урока.

«Трудный путь Фильки от зла к доброте».

Для того чтобы пройти вместе с героем этот путь, что нужно решить?

- Нужно уметь понимать прочитанное, владеть текстом, высказывать свое мнение, уметь рассуждать, быть наблюдательным и прислушиваться к мнению товарищей.

Эпиграфом нашего урока стали слова писателя.

Доброта - это бесценное человеческое качество,

без неё нельзя жить, и невозможна сама жизнь.

К.Г.Паустовский.

Умел ошибиться - умей поправиться.

Что означает слово ДОБРОТА? Обратимся к словарю.

Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.

Стремление делать благие дела.

Доброта всегда приносит радость окружающим. Люди стремятся к добру и не приемлют зло.



4. Релаксация

Ребята, сядьте удобно, закройте глаза и представьте себе добро, используйте только светлые яркие краски. Оно светит нам как солнышко. А теперь возьмите его в руки, оно, как мамины нежные руки, а теперь прижмите его к своему сердечку и откройте глаза.

5.У каждого из нас свой путь к доброте. А как же преодолел нелегкий путь Филька?

Трудный путь Фильки от зла к добру.

1. Внутренняя борьба добра и зла. «Зачем помирать? Надеяться надо».

2. Осмысление злодейства. «… ночью он слез с печки, побежал к мельнице».

3. Покаяние мельнику Панкрату. «Чего ж мне теперь делать? »

4. Трудное решение. «Льготного срока не будет».

5. Искупление вины. «От теплоты лёд начал таять».

6. Радость примирения. «Филька - не злой человек. Бери хлеб, мирись!»

- В какой момент Филька осознал, что поступил плохо?

(Главный герой осознает свою вину во время рассказа бабки. Он плачет).

Выразительное чтение по ролям. Работа в группах.

Словарная работа: «охлаждение сердца». Как вы понимаете это выражение?

1. Умер от холода и голода.

2. Сердце не выдержало жестокости мужика.

- Почему после рассказа бабки Филька говорит: «Да ну его, Панкрата», а сам идет к нему?

(Филька понял, что разговор с Панкратом - единственное спасение).

Сцена из сказки. Передать внутренний мир героев.

- Внимательно посмотрите сценку и ответьте на вопрос: Сам Филька приходит к решению колоть лед или ему подсказал Панкрат?

- Труд - основа человеческой жизни. Простой мирный труд: починка мельницы, разбивание льда, приготовление хлеба у Паустовского превращается в волшебство и радостный праздник.

Просмотр мультипликационного фильма «Тёплый хлеб». Киевская киностудия.1973 год.

- Посмотрите финал фильма и найдите разницу с текстом сказки?

(У Паустовского Филька молчит, а в фильме просит прощения и говорит, что никогда не скажет

слов «Да ну, тебя»). Зачем режиссер фильма изменил концовку?

Вывод: Филька благодаря своему внутреннему изменению превращается из грубого невежи в сочувствующего мальчика. Обращение к эпиграфу «Умел ошибиться - умей поправиться».

Решение проблемного вопроса.

- Дети, сказка называется «Тёплый хлеб», а не теплый ветер, почему? Ведь именно он изменил ситуацию.

Словарная работа: тёплый - нагретый, ласковый, доброе отношение, отрадное чувство.

Теплый ветер (Индивидуальная работа)

- Ветер качал слепую рожь…

- Враз сорвалась метель…

- И всё выше взвивались столбы снежной пыли..

- Метель начала стихать к вечеру.

- Ветер дул с юга.

- Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи.

Автор открывает чудеса вокруг нас. Явления природы и животные ведут с нами диалог. Способны ли мы их услышать?

Теплый хлеб

Прочитайте выразительно эпизод о теплом хлебе.

Выпишите в тетрадь эпитеты о хлебе (Теплый хлеб, румяная корочка, чудесный хлеб).

- Что они помогли увидеть?

( Эпитеты помогли передать красоту хлеба и почувствовать его вкус).

Что олицетворяет собой хлеб?

1.Индивидуальное задание ученика. «Хлеб».

2. Назвать пословицы о хлебе.

3. Составить синквейн на тему «хлеб»

Хлеб

Вкусный, теплый

Растится, печется, воспевается

Хлеб - всему голова.

Доброта.

- Хлеб на Руси был превыше всего. Он становится теплым, когда все согреты теплом души, общим делом. Я хочу показать вам тоже кусочек теплого хлеба, но он особенный из блокадного города Ленинграда. Дети получали по 125 граммов хлеба в день. Все хорошее на Земле от доброты людской, от щедрости их сердец. Когда мы делаем добро, то отдаем частичку своего тепла.

Рефлексия.

Символом урока стал хлеб, который можно сделать только с добротой. Я дарю каждому кусочек своей доброты . И мы вместе поделимся добротой с нашими гостями.

Итог урока. Дифференцированное домашнее задание :

1. Напишите творческую работу

« Речь Фильки, с которой он обратился к ребятам за помощью». Найдите

душевные слова, которые помогли Фильке подружиться с ребятами.

(10 - 12 предложений).

2. Напишите творческую работу

«Зима в моём селе» (4-6 предложений).

3. Ответить на вопрос № 7 стр.98 учебника.

- Мы сегодня говорили о добре и зле. Чему учит сказка?

(Сказка учит доброте, ответственности за свои поступки, прививает уважение к труду).

Перед вами лежат полоски 2 цветов: жёлтого и синего. Жёлтые полоски -это лучи солнца, синие полоски полосы дождя из тучи. Сейчас вы должны выбрать полоску исходя из вашего состояния, которое у вас осталось после урока.



© 2010-2022