Рабочая программа по русскому языку для 10 класса

Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в 10 классах на базовом уровне. Линия учебников УМК Г. Ф. Хлебинской (М: Мнемозина, 2013), обеспечивающая программу, входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях. Рабочая программа  включает следующие разделы: -пояснительная записка; - требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 10 класса; -график проведения контрольных работ; - основное содержание с распреде...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»

Фатежского района Курской области

Принято педагогическим советом Утверждено приказом МБОУ

Протокол №________ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»

От _____________2014г. №______от ___________2014г.

Зам.директора по УВР _______Н.Ф.Бабкина Директор школы __ _____А.В.Зимина



Рабочая программа

по русскому языку для 10 класса

на 2014 - 2015 учебный год

Рассмотрено на заседании ШМО учителей

гуманитарно-эстетического цикла

Протокол №_____от ____2014г.

Руководитель ШМО_________Иванова И. Е.

Составила: Иванова Ирина Егоровна,

учитель русского языка и литературы

1квалификационной категории,

стаж работы в должности - 21год.




Большое Анненково

2014-2015 учебный год





Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования МО РФ (приказ от 05.03.2004г №1089), Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, авторской Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений /Г. Ф. Хлебинская, санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010г. №189), учебного плана МБОУ «Большеанненковская СОШ» (Федерального и регионального компонента, компонента ОУ), годового учебного календарного графика на текущий год, Основной образовательной программы МБОУ «Большеанненковская СОШ».

Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в 10 классах на базовом уровне. Линия учебников УМК Г. Ф. Хлебинской (М: Мнемозина, 2013), обеспечивающая программу, входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях. Направленность курса определяется достижением целей обучения русскому языку в соответствии с основными положениями примерной программы, предлагаемой Министерством образования и науки РФ. В старших классах средней школы обучение русскому языку выходит на новый качественный уровень.

Отличительной особенностью курса является осуществление последовательной подготовки обучающихся к ЕГЭ. Содержание курса позволяет выпускникам освоить весь необходимый объём теоретических знаний, а также выработать и закрепить навыки практического использования языка. Структура ЕГЭ требует от выпускников умения анализировать и классифицировать языковые явления, оценивать их с точки зрения правильности. Тестовая форма предполагает способность давать оценку различным вариантам решения учебной задачи, разграничивать верные и неверные интерпретации.

Для развития этих умений в учебниках, обеспечивающих данный курс, представлены упражнения, структурно повторяющие экзаменационные задания. Итоговые контрольные работы, завершающие изучение каждого крупного раздела, также ориентированы на формат единого государственного экзамена.

Особое внимание уделяется написанию сочинения по прочитанному тексту, которое требует от обучающихся умения понимать, интерпретировать чужой текст и создавать собственное речевое произведение, следуя заданной композиционной схеме. Чтобы обеспечить успешное выполнение данного задания, в учебниках даётся алгоритм работы, образцы сочинений по прочитанному тексту (различных функциональных стилей) и материал для отработки навыков. В соответствии с современными требованиями содержание курса русского (родного) языка обеспечивает формирование у обучающихся языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция предполагает усвоение необходимых знаний о языке как о знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; усвоение основных лингвистических понятий; овладение умениями опознавать, анализировать и оценивать языковые явления и факты.

Языковая компетенция предусматривает овладение основными нормами русского литературного языка, определенным лексическим запасом и грамматическим строем, умениями правильно употреблять слова, образовывать формы слов, строить предложения, грамотно писать.

Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основамикультуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в разных сферах и ситуациях общения: умениями проводить языковой анализ текста, пересказывать текст, создавать тексты различных стилей и типов речи, совершенствовать и редактировать тексты, оценивать выразительную сторону речи, соблюдать нормы речевого этикета.

Культуроведческая компетенция предусматривает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальной специфики русского языка, владение культурой межнационального общения.

Задачи обучения русскому языку в данном курсе решаются в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, что предполагает формирование навыков грамотного письма и приобретение знаний из области фонетики, морфемики, лексики и других разделов на основе совершенствования речевой деятельности обучающихся в целом, т. е. формирование языковой и лингвистической компетенций строится на базе коммуникативной. Именно поэтому темы, связанные с характеристикой функциональных стилей, жанров и типов речи, комплексным анализом текста, культурой устного и письменного общения, рассматриваются в начале курса. Значимость таких разделов, как «Культура речи» и «Текст», вызвала необходимость отвести на их изучение большую часть учебного времени (около трети курса русского языка в 10 классе), а содержание учебника скомпоновать следующим образом:

• Общие сведения о языке и речи. Культура речи.

• Текст. Стили и жанры.

• Лексика. Фразеология. Лексикография.

• Фонетика. Графика. Орфоэпия.

• Морфемика и словообразование.

• Орфография.

Морфология.

Мною были внесены некоторые изменения в авторскую программу при распределении часов по темам и разделам.

Содержательные линии, обеспечивающие формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций, взаимосвязаны и интегрированы. Это означает, что в каждом разделе курса изучение языковых фактов, явлений и закономерностей сопровождается активной и разнообразной речевой деятельностью, совершенствованием коммуникативных умений, а также способствует осознанию национально культурного своеобразия родного языка. Такое построение курса русского языка позволяет совершенствовать и развивать коммуникативные, интеллектуальные, информационные и организационные умения обучающихся, а также создаёт условия для реализации в учебном процессе надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

Коммуникативная направленность курса предполагает интенсивное речевое развитие обучающихся. Широко представлена работа с текстами различных стилей, типов речи и жанров, позволяющая не только обеспечить усвоение речеведческой теории, но и сформировать навыки эффективной коммуникации. Большое внимание уделяется развитию умения выполнять многоаспектный анализ речевого произведения, способности создавать устные и письменные тексты с учётом замысла, адресата и ситуации общения, овладению нормами русского литературного языка.

В предлагаемом курсе реализуется личностно-ориентированный подход к обучению: представлена современная форма подачи теоретического материала, введены упражнения разных уровней сложности, задания по выбору, побуждающие обучающихся к поиску, к творчеству, развивающие лингвистическую рефлексию, а также способность к целеполаганию, планированию и адекватной оценке результатов учебной деятельности. Системно-обобщающий подход в организации подачи теоретического материала способствует эффективному решению образовательных задач. Для изложения теоретических сведений активно используются схемы и таблицы, что позволяет представить изучаемый материал в наглядной форме и способствует его целостному восприятию, облегчает запоминание, позволяет эффективно организовать повторение.

Формирование представления о языке как развивающейся системе решается в рамках исторического подхода. Обращение к фактам истории родного языка способствует осознанному усвоению материала, развитию чувства языка, а также выработке ценностного отношения к родному языку, осознанию его национально-культурного своеобразия.

Формированию лингвистического мышления способствуют и специальные упражнения частично-поискового характера, направленные на развитие аналитических способностей обучающихся.

При ознакомлении с теоретическим материалом старшеклассники также побуждаются к анализу языковых явлений и формулированию собственных выводов.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, поэтому в ней значительное место отводится повторению, регулярной систематизации и обобщению изученного материала (в начале и в конце учебного года, а также после изучения каждого раздела). В учебники включено большое количество упражнений разных типов, позволяющих организовать эффективное сопутствующее повторение, актуализировать и закрепить приобретённые умения и навыки.

Дидактический материал учебников, в котором сочетается логическое и эмоциональное, научное и художественно-образное, является основой реализации компетентностного подхода в обучении. Дидактический материал соответствует возрастным особенностям обучающихся и обеспечивает широкий интеллектуальный фон, способствующий процессу самообразования старшеклассников, передаче социального опыта предшествующих поколений, развитию научно-теоретического мышления, формированию творческой личности.

Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих целей:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

1) дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

2) закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

3) закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

4) совершенствовать орфографическую грамотность учащихся;

5) обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

6) развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

7) формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

Авторская программа отводит на изучение русского языка на базовом уровне 70 часов.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования. На изучение русского языка в 10 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). Авторская программа отводит на изучение русского языка на базовом уровне 70 часов.

На освоение содержания программы в 10 классе согласно Учебному плану МБОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа» отводится 2 часа в неделю, т.е. 70 часов в год .

Требования к уровню подготовки учащихся

за курс русского языка 10 класса


По окончании 10 класса обучающиеся должны:

1) в области языковой и лингвистической (языковедческой):

Знать/понимать

- основные сведения о функциях языка; о лингвистике как науке; о роли старославянского языка в развитии русского языка; о формах существования русского национального языка; о литературном языке и его признаках;

- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

- понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

уметь

- проводить различные виды лингвистического анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

- привлекать сведения из истории русского языка при проведении лингвистического анализа языковых единиц;

- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и типов речи;

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- применять знания о нормах литературного языка на практике;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- извлекать необходимую информацию из различных учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

- производить лингвистический анализ текста (полный и частичный);

- иллюстрировать орфографические и пунктуационные нормы примерами из предложенного текста;

- находить и исправлять орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки в тексте;

- классифицировать орфограммы и пунктограммы в тексте;

- производить все виды разбора как слова, так и предложения;

- конструировать предложения, строить их схемы;

- определять роль конструкций, не являющихся членами предложения;

- заменять обособленные члены предложения, предложения с прямой речью и т. д. синонимическими конструкциями;

- комментировать выбор орфограмм и пунктограмм; доказывать, где это возможно, свое мнение графически;

2) в области коммуникативной:

Знать/понимать

- компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения; основные особенности каждого вида речевой деятельности;

- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, деловой и обиходно-бытовой сферах общения;

уметь

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

-использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

- владеть основными приёмами информационной переработки устного и письменного текста;

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале различных учебных дисциплин) и деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

При работе с текстом:

уметь

- определять тему, основную мысль;

- озаглавливать текст; находить ключевые слова (словосочетания);

- определять принадлежность текста к тому или иному типу и стилю речи;

- определять языковые средства связи предложений в тексте;

- делить текст на абзацы, объяснять уже имеющееся абзацное членение;

- определять авторскую позицию, высказывать и аргументировать свою точку зрения;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста: составлять планы (простой и сложный), конспекты, выделять тезисы;

-оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе художественных текстов;

- создавать (владеть навыками написания) изложения (в том числе с элементами сочинения), сочинения в жанре эссе, сочинения по прочитанному тексту;

- производить комплексный анализ текстов различных типов, стилей и жанров.

3) в области культуроведческой:

знать и понимать

- осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа;

- осознавать связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- осознавать взаимосвязь развития языка и литературного процесса;

уметь

- соблюдать нормы русского речевого этикета, культуры межнационального общения.

Количество контрольных работ

Диктанты

Сочинения

Изложения

Контрольные работы

Тестовые работы

9

2

2

-

4

1



График проведения контрольных работ

№ п\п

Вид контрольной работы

Дата планируемая

Дата фактическая

1

Контрольная диагностическая работа.

08.09

2

Контрольное сочинение по прочитанному публицистическому тексту.

16.10

3

Итоговая контрольная работа по теме «Текст, стили и жанры».

23.10

4

Итоговая контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография».

24.11.

5

Контрольный диктант

15.12.

6

Итоговая контрольная работа по теме «Морфемика и словообразование».

25.12.

7

Итоговая контрольная работа по теме «Орфография»

02.03.

8

Контрольный диктант и его анализ

13.04.

9

Контрольное сочинение по прочитанному публицистическому тексту

27.04.

Итоговая контрольная работа по линии администрации

21.05.




Основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса

Русский язык и русистика (1 ч)

Русский язык как национальный язык русского народа. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Формы существования русского национального языка. Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка. Русский язык - государственный язык Российской Федерации, один из ведущих языков мира. Русский язык как развивающееся явление. Сведения из истории русской письменности.

Русский язык как объект научного изучения. Выдающиеся отечественные языковеды.

Общие сведения о языке и речи .Культура речи (4 ч)

Предмет и задачи языкознания. Основные разделы науки о языке. Структура языка (уровни, основные единицы, взаимосвязь единиц языка разных уровней). Основные функции языка. Язык как знаковая система. Языки естественные и искусственные.

Языки государственные, мировые, межнационального общения.

Общее и различное в русском и других языках.

Язык и речь. Культура речи. Основные аспекты культуры речи: коммуникативность, нормативность, этичность. Языковая норма, ее функции и типы. Динамика языковой нормы. Варианты норм. Типичные ошибки, вызванные отклонениями от литературной нормы. Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы. Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.

Текст, стили и жанры (12 ч)

Текст как продукт речевой деятельности. Устная и письменная формы текста. Структурно-смысловые признаки текста. Речевая ситуация. Тема, основная мысль (идея) текста. Тема и микротема. Абзац, его назначение в тексте. Соотношение микротемы и абзаца. Типы связи между предложениями в тексте: цепная связь, параллельная, смешанная; средства связи предложений.

Функционально-смысловые типы речи. Типологическая структура описания, повествования, рассуждения.

Функциональные разновидности языка: разговорная и книжная.

Понятие о функциональных стилях книжной речи (научном, официально-деловом, публицистическом); о разговорном стиле; о литературно-художественном стиле и его принципиальном отличии от остальных стилей речи. Жанр как форма организации речевого материала определённого стиля речи.

Характеристика научного стиля речи: функция, сфера общения, разновидности, специфические черты, жанры, языковые особенности. Стилистический анализ текста научного стиля речи. Доклад и реферат как жанры научного стиля речи.

Характеристика официально-делового стиля речи: функция, сфера общения, разновидности, специфические черты, жанры, языковые особенности. Стилистический анализ текста официально-делового стиля речи. Отличительные черты некоторых жанров официально-делового стиля речи: заявления, объяснительной записки, доверенности, характеристики, автобиографии, резюме.

Характеристика публицистического стиля речи: функция, сфера общения, разновидности, специфические черты, жанры, языковые особенности. Стилистический анализ текста публицистического стиля речи. Некоторые жанры публицистического стиля речи:

статья, очерк, интервью, аннотация, отзыв, рецензия, заметка.

Характеристика разговорного стиля речи: функция, сфера общения, разновидности, специфические черты, жанры, языковые особенности. Стилистический анализ разговорного стиля речи. Некоторые жанры разговорного стиля речи: беседа, дневниковые записи, частная переписка, дискуссия.

Культура устного и письменного общения.

Эстетическое богатство и разнообразие литературно-художественного стиля речи. Роль художников слова в развитии и совершенствовании русского литературного языка.

Комплексный анализ текста.

Виды переработки текста (план, тезисы, конспект).

Изложение как разновидность текста.

Сочинение по прочитанному публицистическому и литературно-художественному тексту. Сочинение в жанре эссе.

Лексика. Фразеология. Лексикография ( 8 ч)

Слово - основная единица языка. Лексическое значение слова. Грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова. Многозначность и омонимия. Паронимы, синонимы, антонимы; их выразительные возможности.

Активный и пассивный словарь русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. Заимствования из славянских языков. Заимствования из неславянских языков.

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Виды стилистической окраски слова.

Лексический разбор слова.

Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в различных стилях речи. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова.

Источники фразеологии. Выразительные возможности фразеологических единиц.

Изобразительно-выразительные средства лексики, их использование в художественном тексте.

Лексические нормы. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексических норм.

Лексикография. Словарные описания языковых единиц. Различные виды лингвистических словарей. Объем и характер информации о слове в различных словарях.

Фонетика. Орфоэпия. Графика (4ч)

Предмет изучения фонетики. Звуковой состав русского языка.

Основные единицы фонетики: звуки речи, слог, ударение, интонация. Характеристика звуков речи: гласные (ударные и безударные) и согласные (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие). Исторические изменения в звуковом составе русского языка.

Понятие о графике. Звуки и буквы, алфавит. Исторические изменения в буквенном составе русского языка. Фонетическая транскрипция.

Понятие об орфоэпии. Звук и фонема. Чередования звуков (исторические и позиционные). Основные нормы современного литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков, сочетаний согласных. Особенности произношения слов иноязычного происхождения. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Фонетический разбор слова.

Изобразительно-выразительные средства фонетики.

Морфемика и словообразование (4 ч)

Понятие о морфемике и словообразовании. Значимые части слова. Корневая морфема и основа. Аффиксальные морфемы (приставки, суффиксы, окончания, постфиксы). Интерфиксы, их назначение в слове.

Материально выраженные и нулевые окончания. Материально выраженные и нулевые суффиксы. Словообразующие и формообразующие суффиксы. Приставки, их роль в слове. Синонимия, омонимия, паронимия приставок; синонимия, антонимия суффиксов. Постфиксы, их отличия от других значимых частей слова.

Формообразование и словообразование. Способы образования слов. Словообразовательная цепочка и словообразовательное гнездо.

Морфемный и словообразовательный разборы слова.

Понятие об этимологии.

Орфография (15 ч)

Принципы русской орфографии: морфематический, фонетический и традиционный. Слитные, раздельные и дефисные написания.

Орфограмма. Орфографические нормы.

Написание слов и их значимых частей:

- правописание безударных гласных в корне слова; правописание чередующихся гласных в корне слова; правописание звонких и глухих согласных в корне слова; правописание согласных корня перед суффиксами; правописание непроизносимых согласных в корне слова; правописание удвоенных согласных;

- правописание приставок, правописание букв ы, и после приставок;

- правописание букв а, и, у после шипящих; правописание букв ы, и после ц; правописание букв о, е, ё после шипящих и ц;

- употребление ь для обозначения мягкости согласных; употребление ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова; употребление разделительных ъ и ь;

- употребление букв э, е, ё и буквосочетания йо.

Употребление прописной и строчной букв.

Правила переноса слов.

Исторические изменения, под влиянием которых сложилась современная система орфографических норм: утрата гласных ъ и ь, возникновение закрытых слогов, редукция безударных гласных, отвердение шипящих и ц, произношение звука о на месте буквы е, совпадение в звучании «ять» и е.

Морфология (19 ч)

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль существительных.

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль прилагательных.

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль местоимений. Разряды местоимений.

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль числительного. Типы склонений числительных. Изменение числительных. Роль числительных в тексте.

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль глаголов. Семантический смысл глаголов. Время и вид глагола. Инверсия.

Общее грамматическое значение, морфологические признаки причастий. Суффиксы причастий. Синтаксическая роль причастий, синонимия причастных оборотов и придаточных предложений.

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, морфемные признаки деепричастий. Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, образование, степени сравнения наречий.

Слова категории состояния.

Роль служебных частей речи. Образование, разряды предлогов, союзов, частиц. Способы различения омонимичных знаменательных и с служебных частей речи

Итоговое повторение, обобщение, контроль (2 ч)









Календарно-тематический план



тема урока

Кол-во часов

Вид урока

Элементы содержания

Формы контроля

Планируем. дата

Фактич.

дата

Русский язык и русистика(1)

1

Русский язык и русистика

1

Комбинированный

Русский язык как национальный язык русского народа. Русский язык как развивающееся явление, разделы языкознания. Ученые - лингвисты.

Работа с текстом, устное изложение

01.09

Общие сведения о языке и речи .Культура речи (4 ч)

2

Введение в науку о языке.

1

Комбинированный

Структура языка и разделы языкознания. Функции языка. Язык и знаковая система. Язык и общество.

Работа с текстом

04.09.

3

Контрольная диагностическая работа

1

Урок контроля

Урок контроля ЗУН

Тест

08.09.


4

Культура речи. Основные аспекты культуры речи. Языковые нормы

1

Урок развития речи

Язык и речь. Толкование термина «культура речи», этикет.

Признаки культурной речи. Типы норм литературного языка

Устный ответ

11.09.

5

Варианты норм. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.

1

Комбинированный

Нормы литературного языка

Самостоятельная работа

15.09.

Текст, стили и жанры (12 ч)

6

РР Текст как продукт речевой деятельности. Структурно-смысловые признаки текста.

1

Урок развития речи

Текст. Признаки текста. Абзац. Микротема.

Работа с текстом. Речеведческий анализ текста.

18.09.

7

РР Типы связи между предложениями в тексте. Средства связи.

1

Урок развития речи

Лексический повтор

Однокоренные слова

Местоименные слова

Союзы и частицы-союзы

Работа с текстом. Речеведческий анализ текста.

22.09.

8

РР Функционально-смысловые типы речи.

1

Урок развития речи

Композиционные особенности типов речи

Работа с текстом. Речеведческий анализ текста.

25.09.

9

РР Понятие о стилях речи. Критерии разграничения стилей речи. Научный стиль речи. Доклад. Реферат.

1

Урок развития речи

Стилистический анализ текста. Основы построения доклада. Этапы работы над рефератом.

Работа с текстом. Речеведческий анализ текста.

29.09.

10

РР Официально-деловой стиль речи. Жанры официально-делового стиля речи.

1

Урок развития речи

Стилистический анализ текстов официально-делового стиля

Работа с текстом. Речеведческий анализ текста.

02.10.


11

РР Публицистический стиль речи. Жанры публицистического стиля.

1

Урок развития речи

Стилистический анализ публицистического текста

Работа с текстом. Речеведческий анализ текста.

06.10.

12

РР Разговорный стиль речи. Жанры разговорного стиля речи. Культура устного и письменного общения.

1

Урок развития речи

Характеристика разговорной речи. Жанры разговорного стиля (дневниковые записи, эпистолярный жанр ). Основные правила написания частных писем

Работа с текстом. Речеведческий анализ текста.

09.10.

13

РР Комплексный анализ текста. Виды переработки текста. Изложение как разновидность текста

1

Урок развития речи

Разносторонняя характеристика текста. Виды переработки текста. План работы над изложением.

Работа с текстом. Речеведческий анализ текста.

13.10

14

Контрольное сочинение по прочитанному публицистическому тексту

1

Урок контроля

Порядок работы над сочинением по прочитанному тексту. Речевые клише.

сочинение

16.10

15


РР Художественный стиль речи. Сочинение по прочитанному литературно-художественному тексту.

1

Урок развития речи

Особенности художественного стиля речи. Выявление авторской позиции, комментарий основной проблемы, аргументация собственного мнения

Сочинение

20.10.

16-17

Итоговая работа по теме «Текст, стили и жанры»

Анализ контрольного теста. Работа над ошибками.

1

Урок контроля

Контроль ЗУН

Тест

23.10

Лексика. Фразеология. Лексикография (8 ч)

18

Лексическая система русского языка. Слово и его значение. Многозначность и омонимия.

1

Комбинированный

Функции слова в языке. Основные виды значений слова. Разграничение омонимии и многозначности

Выполнение упражнений, работа с текстом

27.10.

19

Паронимы. Синонимы. Антонимы. Лексический состав русского языка.

1

Комбинированный

Употребление паронимов в речи .Роль синонимов и антонимов в раскрытии темы и идеи.

Выполнение упражнений, работа с текстом

30.10

20

Исконно русская лексика и заимствованная.

1

1

Комбинированный

Исконно русская лексика. Заимствования из славянских и неславянских языков.

Выполнение упражнений, работа с текстом

10.11.

21

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Виды стилистической окраски слова.

1

Комбинированный

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Виды стилистической окраски слова.

Выполнение упражнений, работа с текстом

13.11.

22

Активный и пассивный словарь. Лексический разбор слова.

1

Комбинированный

Активный и пассивный словарь. Устаревшие слова. Архаизмы, историзмы. Неологизмы. Лексический разбор слова.

Выполнение упражнений, работа с текстом, лексический разбор слова

17.11.

23

Фразеологические единицы .Изобразительно-выразительные средства лексики. Виды лингвистических словарей.

1

Комбинированный

Исконно русская лексика. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления.

Свободные и несвободные устойчивые сочетания - фразеологизмы

Выполнение упражнений, работа с текстом, лексический разбор слова

20.11.

24-25

Итоговая контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография»..Анализ контрольного теста. Работа над ошибками.

2

Урок контроля

Контроль ЗУН

Тест

24.11.

27.11.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. (5ч)

26

Фонетика. Звуковой состав русского языка. Графические средства языка. Соотношение букв и звуков.

1

Комбинированный

Фонема. Открытый и закрытый слог

Звуковое значение букв

Транскрипция.

Фонетический принцип орфографии

Фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей.

01.12.

27

Фонетическая транскрипция. Чередование звуков.

1

Комбинированный

Транскрипция.

Фонетический принцип орфографии

Фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей.

04.12.

28

Орфоэпия. Нормы произношения гласных и согласных звуков. Логическое ударение

1

Комбинированный

Нормы произношения

Фонетический, орфоэпический разбор, выполнение упражнений.

08.12.

29

Слог. Ударение. Интонация. Фонетический разбор. Изобразительно-выразительные средства фонетики.

1

Комбинированный

Аллитерация

Ассонанс

Звуковой повтор

Благозвучие речи

Выполнение упражнений, тест

11.12.

30

Контрольный диктант

1

Урок контроля

Лексика. Фонетика. Орфография. Пунктуация.

Диктант с грамматическим заданием

15.12.

Морфемика и словообразование(4ч)

31

Понятие о морфемике, словообразовании, этимологии. Значимые части слова.

1

Комбинированный

Морфема

Основа слова

Формы слова

Морфемный разбор

Практические упражнения

18.12.

32

Формообразование и словообразование. Способы образования слов. Морфемный и словообразовательный разборы.

1

Комбинированный

Производная и производящая основа

Сложение. Сложносокращенные слова.

Словообразовательная цепочка

Практические упражнения, морфемный разбор

22.12.

33-34

Итоговая контрольная работа по теме «Морфемика и словообразование». Анализ итоговой работы. Работа над ошибками.

2

Урок контроля знаний

Контроль ЗУН

Тест

25.12.

25.12.


Орфография(15)

35

Орфография как раздел языкознания. Безударные гласные в корне слова. Языковые особенности публицистического стиля

1

Комбинированный

Принципы русской орфографии. Орфографические нормы.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Запись под диктовку, выполнение практических упражнений, грамматический разбор.

12.01.

36

Правописание чередующихся гласных в корне слова. Роль абзаца в структуре текста

1

Комбинированный

Чередование гласных Е-И, О-А в корне слова.

Абзац в структуре текста.

Запись под диктовку, выполнение практических упражнений, грамматический разбор.

15.01.

37

Орфографический практикум. Языковые особенности художественного стиля речи.

1

Комбинированный

Принципы русской орфографии, реализуемые в правописании проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.

Запись под диктовку, выполнение практических упражнений, грамматический разбор.

19.01.

38

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

Комбинированный

Фонетические процессы, приводящие к трудностям при написании согласных в корне слова

Запись под диктовку, выполнение практических упражнений, грамматический разбор.

22.01.

39

Правописание согласных в корне перед суффиксами

1

Комбинированный

Фонетические процессы, приводящие к трудностям при написании согласных на стыке корня и суффикса

Запись под диктовку, выполнение практических упражнений, грамматический разбор.

26.01.

40

Правописание удвоенных согласных в корне слова

1

Комбинированный

Фонетические процессы, приводящие к трудностям при написании согласных в корне слова

Запись под диктовку, выполнение практических упражнений, грамматический разбор.

29.01.

41 - 42

Правописание приставок

2

Комбинированный

Проявление морфологических и фонетических принципов русской орфографии при написании приставок; написание приставок ПРИ-ПРЕ-

Запись под диктовку, выполнение практических упражнений, грамматический разбор.

02.02.

05.02.

43

Правописание букв Ы-И после приставок. Правописание букв А.И.У после шипящих.

1

Комбинированный

Принцип русской орфографии, проявляющийся в правописании букв И-Ы после приставок, которые оканчиваются на согласные

Запись под диктовку, выполнение практических упражнений, грамматический разбор.

09.02.

44

Правописание И-Ы после Ц. Правописание Е,Ё.О после шипящих и Ц.

1

Комбинированный

Особенности звуков русского языка, приводящие к трудностям в написании гласных после шипящих и Ц.

Запись под диктовку, выполнение практических упражнений, грамматический разбор.

12.02.

45

Употребление Ь после шипящих для обозначения грамматических форм слова и мягкости согласных.. Ъ и Ь знаки.

1

Комбинированный

Функции букв Ъ и Ь в русском языке. Написание Ь после шипящих

Запись под диктовку, выполнение практических упражнений, грамматический разбор.

16.02.

46

Употребление букв Е и Ё . Изобразительные средства художественной речи.

1

Комбинированный

Влияние на написание букв Ё - Е их позиции в слове и происхождение слова. Изобр. средства худ.речи.

Запись под диктовку, выполнение практических упражнений, грамматический разбор.

19.02.

47

Употребление прописной и строчной букв. Правила переноса слов.

1

Комбинированный

Рассмотрение случаев написания слов с прописной и строчной букв. Учет морфемного состава слова при его переносе.

Запись под диктовку, выполнение практических упражнений, грамматический разбор.

26.02.

48-49

Итоговая контрольная работа по теме «Орфография» Анализ итоговой работы. Работа над ошибками.

2

Урок контроля знаний

Контроль ЗУН

Тест

02.03.

05.03.

Морфология (19ч)

50-51

Обобщающее повторение имени существительного.

2

Урок обобщения знаний

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль существительных

Словарный диктант

Упражнения

12.03

16.03

52-53

Обобщающее повторение им. прилагательного

2


Урок обобщения знаний

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль прилагательных

Запись под диктовку, выполнение практических упражнений, грамматический разбор.

19.03.

02.04.

54


Обобщающее повторение местоимений

1

Урок обобщения знаний

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль местоимений .Разряды местоимений.

Запись под диктовку, выполнение практических упражнений, грамматический разбор.

06.04.

55

Обобщающее повторение числительных

1

Урок обобщения знаний

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль числительного Типы склонений числительных

Изменение числительных

Роль числительных в тексте

Запись под диктовку, выполнение практических упражнений, грамматический разбор.

09.04.

56 - 57

Контрольный диктант и его анализ

2

Урок контроля знаний

Контроль ЗУН

Диктант с грамматическим заданием

13.04.

16.04.

58-59

Обобщающее повторение глаголов

2

Урок обобщения знаний

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль глаголов

Семантический смысл глаголов Время и вид глагола

Инверсия

Выполнение практических упражнений, грамматический разбор.

20.04.

23.04.

60-61

Контрольное сочинение по прочитанному публицистическому тексту

2

Урок развития речи

Этапы работы над сочинением

Сочинение

27.04.

30.04.

62-63

Обобщающее повторение причастий

2

Урок обобщения знаний

Общее грамматическое значение, морфологические признаки причастий

Суффиксы причастий Синтаксическая роль причастий

синонимия причастных оборотов и придаточных предложений

Выполнение практических упражнений, грамматический разбор.

04.05.

07.05.

64

Деепричастие

1

Комбинированный

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, морфемные признаки деепричастий

Выполнение практических упражнений, грамматический разбор.

11.05

65

Обобщающее повторение наречий

2

Урок обобщения знаний

Общее грамматическое значение, морфологические признаки. синтаксическая роль, образование, степени сравнения наречий. Слова категории состояния.

Выполнение практических упражнений, грамматический разбор.

14.05.

66

67

Служебные части речи.

2

Комбинированный

Роль служебных частей речи

Образование, разряды предлогов, союзов, частиц

Способы различения омонимичных знаменательных и служебных частей речи

Запись под диктовку, выполнение практических упражнений, грамматический разбор.

16.05.

18.05.

68

Итоговая контрольная работа по линии администрации

1

Урок контроля знаний

Контрольные измерительные материалы

Тестовая работа

21.05

Итоговое повторение (2)

69

Комплексное повторение изученного

1

Урок - обобщения знаний

Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.

Комплексный анализ текста

25.05.

70

Комплексное повторение изученного

1

Урок - обобщения знаний

Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.

Комплексный анализ текста

28.05










Учебно-методический комплект и материально-техническое оснащение


Базовый учебник: Русский язык. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни)/Г.Ф. Хлебинская. - 2 изд., испр. - М.: Мнемозина , 2013

Основная литература:

Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: Учебное пособие / Н. Г. Гольцова И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2010.

Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2010.

Дополнительная литература:

Словари

Энциклопедия. Русский язык.

С. С. Петровская, Н. Н. Черникова. Диктанты по русскому языку 5- 11 классы

Готовимся к Единому государственному экзамену.

Е. Н. Колокольцев. Развитие речи 10- 11 классы.

Цыбулько И.П. и др. Сдаем ЕГЭ по русскому языку

Балыхина Т.М. и др. Готовимся к ЕГЭ. Тестовый практикум

Вакурова О.Ф. и др. Русский язык. Готовимся к единому государственному экзамену

Электронные средства обучения

Русский язык. Единый государственный экзамен.

Пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Русский язык 5-11 классы. Справочник школьника.

Интернет-ресурсы

nsportal.ru/ap/shkola/russkii-yazyk/

rus.1september.ru/


31


© 2010-2022