План-конспект урока «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Виды подчинения»

План-конспект урока по русскому языку для учащихся 9 класса на тему «Сложноподчиненные предложения» Темой данного урока является «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Виды подчинения». Используемой литературой, является базовый учебник «Русский язык. 9 класс» под редакцией М. М. Разумовской. Цели урока: углубление полученных знаний учащихся о сложноподчиненном предложении; способствовать развитию мышления(аналитического); научить школьника работать самостоятельно. Задач...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

Предмет: Русский язык

Класс 9

Базовый учебник: «Русский язык. 9 класс» под редакцией М. М. Разумовской

Общая тема: «Сложноподчиненные предложения»

Тема урока: «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Виды подчинения».

Цели урока: углубление знаний учащихся о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; развитие аналитического мышления; умения работать самостоятельно.

Задачи урока:

образовательные:

  • активизировать знания по общей теме; проверить умения определять виды придаточных предложений;

  • дать понятие о видах подчинения в СПП с несколькими придаточными; сформировать умение определять вид подчинения;

  • развивать навык составления схем СПП с несколькими придаточными

развивающие:

  • развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

  • совершенствовать навык самоконтроля и самокорректировки учебной деятельности;

воспитательные: воспитывать потребность правильно оценивать собственную деятельность; воспитывать культуру речи.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Формы работы учащихся: коллективная под руководством учителя, самостоятельная.

Необходимое техническое оборудование: проектор, экран, компьютер.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

1.

Организационный момент.

-

Приветствие, создание рабочей обстановки

Запись даты, темы урока.

1мин

2.

1. Актуализации знаний о СПП, видах придаточных предложений через фронтальную беседу по вопросам:


  • Какое предложение называется СПП?

  • Как отличить союз от союзного слова?

  • На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?

  • Воспроизведите алгоритм, с помощью которого мы определяем вид придаточного предложения.

Учащиеся отвечают на вопросы.

3 мин

2.Фронтальная работа с ЭУМ №1

ЭУМ №1

План-конспект урока «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Виды подчинения»План-конспект урока «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Виды подчинения»План-конспект урока «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Виды подчинения»План-конспект урока «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Виды подчинения»

Демонстрация ЭУМ №1 с целью промежуточного контроля по теме «Виды придаточных». Задания представляют собой тест II и III уровня интерактивности с выбором ответа.

Учащиеся коллективно (четверо поочерёдно за компьютером) выполняют 2-ое задание теста с выбором ответа, в 3-ем - выделяют соответствующим образом союзы и союзные слова, 4-ое и 5-ое задания также предполагают выбор ответа.

7 мин

3.

Определение целей и задач урока

До сегодняшнего урока мы с вами говорили о СПП, состоящих из одной главной и одной придаточной части. Такая форма является наиболее типичной для СПП, наиболее распространенной в устной и реже в письменной речи.

Однако в русском языке, особенно в книжных стилях и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей структуре предложения, состоящие из нескольких частей. Сегодня мы начинаем знакомство с такими предложениями. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Виды подчинения».

Восприятие

1мин

4.

4.1. Объяснение нового материала путём создания проблемной ситуации

ЭОР» Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными» №2

План-конспект урока «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Виды подчинения»

План-конспект урока «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Виды подчинения»

















План-конспект урока «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Виды подчинения»

Предлагает найти различия в подчинении, анализируя предложения, записанные на доске:

  1. [Пете хотелось смотреть и смотреть на неё], как она говорит, как качается в диковинном кресле, как звенят медные колечки.

  2. [Через минуту наступила такая тишина], что слышно стало, как сопит в коляске Сонечка.

  3. Когда он наконец вышел на улицу, [рассеялся последний туман], который держался до обеда.

Демонстрирует ЭОР №2 (интерактивную таблицу), открывая в произвольном порядке конверты из правого столбца, предлагает сравнить с СПП, записанными на доске и соотнести с видом подчинения, прописанном в левом столбце.

Проанализировав записи в строках 1-3, определите, почему тип подчинения называется

  1. однородным

  2. последовательным

  3. параллельным




- Отталкиваясь от лексического значения термина «комбинированное», предположите, каким должно быть подчинение?

- Используя пример из четвёртой строки и предложение - Из будущего я возвращался в настоящее и опять с тоской думал, что ты мудрее меня, что ты знаешь нечто такое, что и я знал когда-то, а теперь забыл. -, записанное на обратной стороне доски, обоснуйте свой ответ.

Демонстрирует вкладку ячейки «комбинированное» для подтверждения правильности предположений учащихся

Совместная работа (беседа)









Учащиеся должны увидеть,

  • что при однородном подчинении придаточные предложения, как и однородные члены, относятся к одному слову и отвечают на один вопрос;

  • что при последовательном подчинении первая придаточная часть (первой степени) относится к главной части, вторая придаточная (второй степени) относится к придаточной первой степени и т. д., т.е. последовательно;

  • что при параллельном подчинении придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части.

Учащиеся озвучивают свои предположения.

7 мин

4.2.

Предлагает самостоятельно прочитать § №22 учебника, спрашивает,

- почерпнули ли дополнительную информацию из прочитанного? какую?

- каким образом можно графически изобразить сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными?

Первичное осмысление полученных знаний через учебное действие: учащиеся должны обратить внимание на термин «неоднородное соподчинение»

5мин

5.

Закрепление материала,

тренировочные упражнения



1). Перепишите записанные ранее на доске предложения и изобразите их графически.

Над схемой первого предложения работают коллективно под руководством учителя, остальные выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой

5 мин

ЭОР №3

План-конспект урока «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Виды подчинения»

2). Для закрепления нового материала предлагает фронтальную работу с ЭОР №3

Коллективное выполнение теста контролирующего типа.

5 мин

3). Работа с текстом. Текст распечатан для каждого учащегося. (Приложение №2)

Прочитайте текст, ответьте на вопросы:

  • Как Н.В. Гоголь объясняет причину появления «весёлости», которую читатели заметили в его первых сочинениях»?

  • Как относились читатели к его первым «сочинениям»?

  • Почему одни и те же произведения Гоголя так по-разному воспринимались читателями: одних заставляли смеяться так же «беззаботно и безотчётно», как автора, а других приводили в недоумение»?

  • Ещё раз обратившись к тексту, скажите, предложения какой структуры преобладают?

  • С какой целью, по-вашему, автор текста использует так много СПП с несколькими придаточными?

  • Определите стиль речи данного текста. Ответ обоснуйте.

-Запишите текст, в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными выделите грамматические основы, постройте схемы, определите вид подчинения.

Читают текст, отвечают на вопросы.

Переписывают первое предложение текста, выполняют задание. Один учащийся на доске графически изображает предложение, определяет вид подчинения.

Предложения 2-6 выполняют дома.

7 мин

6.

Подведение итогов урока.

Обобщение полученных знаний:

-Какие основные виды СПП с несколькими придаточными вы знаете?

-Объясните, какое подчинение называется

  • Однородным

  • Последовательным

  • Параллельным

Оценка деятельности.

Восприятие.

2мин

7.

Домашнее задание.

Инструкция по выполнению домашнего задания.

Д/З.: §22, закончить работу с текстом (предложения 2-6).

Индивидуальное задание по желанию: составить синквейн на изученную тему.

Фронтальная беседа

Записывают домашнее задание

2мин







Приложение №1

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

ЭУМ №1 «Виды придаточных»

контрольного типа

упражнения, тест

fcior.edu.ru/card/4742/vidy-pridatochnyh-predlozheniy-k.html

2

ЭОР №2 «СПП с несколькими придаточными»

информационного типа

иллюстрация

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b855ad5f-6e1c-4455-a658-3aaa9b570bdf/%5BRUS9_209%5D_%5BIA_261%5D.swf

3

ЭОР №3 Тест «Виды подчинения в предложениях с несколькими придаточными»

контрольного типа

тест

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3c2b6b83-7619-4ea0-8a60-7fd2d41f4c11/index_listing.html

Приложение №2

Текст для анализа.

(1) В своей «Авторской исповеди» Н.В. Гоголь рассуждает о причинах той «весёлости», которую читатели заметили в его первых сочинениях и которая, по его словам, была порождением «некоторой душевной потребности». (2) Писатель признаёт, что в ту пору на него находили припадки тоски, каковые он не мог объяснить. (3) Чтобы развлечь себя самого, Гоголь «придумывал себе всё смешное, что только мог выдумать».

(4) Он выдумывал смешные лица и характеры, ставил их мысленно в самые смешные положения, вовсе не заботясь о том, зачем он это делает и кому от этого «выйдет какая польза». (5) Мысль писателя заключалась в том, что, когда человек молод, ему на ум не приходят «никакие вопросы».

(6) Таково происхождение первых произведений Гоголя, которые одних заставляли смеяться так же «беззаботно и безотчётно», как автора, а других приводили в недоумение, потому что, по собственному признанию писателя, люди не понимали, как могли человеку умному приходить в голову такие глупости».



© 2010-2022