- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Опорный конспект по классицизму
Опорный конспект по классицизму
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кочетова О.А. |
Дата | 20.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ОПОРНАЯ СХЕМА
К 10 - 13 вв. древнерусская литература
17 - 18 века западно-европейский классицизм
Русская литература 18 века (эпоха классицизма)
Русская классическая литература 19 века (золотой век русской литературы)
Русская литература 18 века
Периоды
Характер периода
Имена
-
Литература Петровского времени
Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирования светской литературы
Феофан Прокопович
Становление новой литературы
-
1730 - 1750гг.
Формирование классицизма. Расцвет жанра оды.
А.Д.Кантемир,В.К.Тредиаковский, А.П.Сумароков М.В.Ломоносов
-
1760 - первая полов. 70-х гг.
Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма
В.И.Майков, М.Д.Чулков
Н.И.Новиков, В.В.Тузов
М.М.Херасков
-
Последняя четверть 18 века
Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических традиций
Д.И.Фонвизин, Г.Р.Державин,
А.Н.Радищев, И.А.Крылов
Н.М.Карамзин, И.И.Дмитриев
Классицизм как литературное направление возник в странах Западной Европы и соотнесен с процессом создания единых национальных государств. Идея гражданского служения становится всеобъемлющей. Необходимость упорядочения жизни в таком государстве приводит к нормированности и в искусстве, следованию определенным правилам и подражанию признанным ( в основном античным) образцам. Искусство сознательно поставило задачу социального и нравственного воспитания сограждан.
Основное свойство классицизма - обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная поэтика.
В основе эстетики - принцип рационализма (от лат. ratio - разум) и «подражания природе».
Основные черты классицизма:
-
Культ разума;
-
Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;
-
Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;
-
Жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;
-
Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;
-
Идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей;
-
Подчеркивается объективность повествования;
-
Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
Для классицистических пьес характерна «система амплуа»
Амплуа - стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу (идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник); резонёр, субретка - веселая горничная, участвующая в интриге)
Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»
Героиня - герой-любовник - второй любовник
В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.
Принцип трех единств:
-
Единство времени (действие развивается не более суток)
-
Единство места (автор не должен переносить действие из одного места в другое)
-
Единство действия (одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5 - 10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом. То есть нет побочных действий, персонажей)
Композиция:
4 акта
В третьем - кульминация
В четвертом - развязка
Четкое деление на высокие (трагедия, ода, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня) жанры